Анализ воспитательного процесса в современной семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 15:26, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучение традиционного воспитания в семье.
Для достижения поставленной цели в работе предполагается решение следующих задач:
– осветить роль семьи в воспитании ребенка;
– рассмотреть основные аспекты традиционного воспитания;
– проанализировать воспитательный процесс в современных семьях.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
1. Теоретический аспект традиционного воспитания в семье………….6
1.1. Роль семьи в воспитании ребенка……………………………………6
1.2. Понятие и сущность традиционного воспитания………………….12
2. Анализ воспитательного процесса в современной семье …………...17
2.1. Методика выявления особенностей традиционного воспитания
в современной семье……………………………………………………...17
2. Обработка результатов исследования………………………………...20
Заключение………………………………………………………………..24
Список литературы………………………

Файлы: 1 файл

Особенности традиционного воспитания в современной семье.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

Либеральный стиль отличается стремлением предоставить детям возможно большую свободу, терпимостью ко всем их поступкам, всепрощением. Продуктом этого стиля, который часто диктуется чрезмерной родительской любовью, является недисциплинированность, безответственность в характере детей. В своем стремлении завоевать любовь ребенка такие родители порою не замечают, что формируют в нем эгоиста и лицемера. В этом состоит серьезная опасность применения такого стиля.

Другие авторы классифицируют стили воспитания несколько иначе: Педагоги выделяют четыре тактики воспитания в семье и отвечающие им четыре типа семейных взаимоотношений: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество. Суть их та же, что и в охарактеризованных выше стилях.

Однако результаты семейного воспитания зависят не только от его стиля. Независимо от применяемого стиля на эффективность семейного воспитания влияет в большой мере и такой фактор, как степень организованности супружеских отношений. Т.е. семьях, где нет согласия, гораздо чаще вырастают дети, неподготовленные к общественным коммуникациям, к семейной жизни, нежели в семьях, которые живут в согласии.

 

1.2. Понятие и сущность  традиционного воспитания

 

Прогрессивные народные традиции возникают в результате сообразности человеческой жизнедеятельности с окружающей природой. Противоестественные, тормозящие прогресс традиции насаждаются народу административной властью и поэтому становятся временным явлением. С отменой существующего общественного строя необходимость в них исчезает. Народ обращается к своим истокам и вековым традиционным средствам сообразного с природой жития.

Возрождение традиций опирается на этническое самосознание народа. Этнос возникает и развивается в результате полной гармонии общности людей с окружающей природой. Поэтому в данный момент на передний план выходит возрождение принципа природосообразности традиций семьи, сохранение генофонда нации и национального самосознания народа, что хранится и восполняется в традиционном семейном воспитании.

Традиционное воспитание получило свое название в силу воплощения в жизнь в процессе воспитания общепринятых понятий.

Согласно энциклопедическому определению, «традиция – это множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений». Традиции бывают религиозные, духовны, культурные, местные и т.д.

Согласно русским традициям, нравственность человека начинается с почитания отца и матери – своих родителей, любви к ним, с выполнения сыновнего (дочернего) долга и продолжается путем поддержания братских отношений между людьми. Т.е. традиционна русская семья – патриархальная, где поддерживается главенство старших. Дедушку и бабушку уважают и жалеют: они «старенькие», им нужно помочь. Но они же и старшие, их нужно слушаться. Здесь формируется уважение к старикам, такие душевные качества, как жалость, сострадание, желание помочь.

В русских традициях патриотизм. В семье с традиционным укладом не принято негативно отзываться о своем государстве, своей Родине. Здесь чтят память предков, знают культурно-историческое наследие и восхищаются им, не обсуждают политику правительства, верят в то, что их страна – самая лучшая. Отсюда – нужно эту страну беречь, её природу (экологическое воспитание), её историю, всё то культурное богатство, которое осталось от предыдущих поколений, и преумножать его, делать свою родину лучше, сильней, краше. Приобщение к культурному наследию, культурному процессу есть эстетическое воспитание ребенка.

Наряду с культурно-духовным воспитанием традиционным является и воспитание культуры тела, культуры одежды, далее – культуры поведения. Культура тела подразумевает не только содержание его в чистоте, но и в должной форме. То же касается одежды, а культура поведения гласит, что культурное поведение (правила этикета) таково, что оно уместно,  комфортно самому и не мешает другим.

Опять же в русских традициях половое воспитание, т.е. воспитание полов: мальчиков – соответственно понятиям мужественности; подрастающий ребенок с самого раннего возраста знает, что он мамин защитник, девочек – женственности; она также с младенчества знает, что она – мамина помощница. Девочку учат скромности, мальчика – настойчивости. Сюда же входит – в рамках трудового воспитания, также традиционного в русских семьях с древних времени, – и разделение труда: традиционно выделяется работа «мужская» (более тяжелая, или техническая, здесь же и обеспечение материального благополучия семьи) и работа «женская» – сюда входит уют в доме, приготовление еды, уход за мужем и детьми, рукоделие и т.д.

Трудовое воспитание подразумевает включение ребенка в посильную возрасту деятельность с самых ранних лет: научившегося ходить и понимать родительские слова малыша просят отнести платок (маме, бабушке), газету (папе, дедушке) и т.д. Мальчики совместно с отцом (дедом) что-то мастерят, девочки совместно с мамой (бабушкой) стряпают, убирают. С возрастом, начиная примерно с пяти-шести лет, у ребенка в традиционной семье есть, как правило, обязательные, их «личные» к выполнению поручения (вынести пакет с мусором, убрать в клетке у хомяка, покормить кота, выгулять собаку, содержать в порядке свою комнату и т.д.). В традиционной семье принято все делать добросовестно, поэтому с раннего детства ребенку внушается, что нужно хорошо учиться, хорошо, добросовестно работать.

Таким образом, посредством традиционного воспитания происходит приобщение ребенка к исконным семейно-бытовым традициям народа.

Но есть и другое мнение по поводу традиционного воспитания. Так, источник считает, что традиционное воспитание в семье сводится к тому, что ребенок должен беспрекословно во всем слушать своих родителей. Согласно данному источнику, самые распространенные формы такого воспитания – это нравоучения, нотации, «чтение моралей»; родители составляют и изучают с ребенком правила поведения. Ребенок не имеет право на собственное мнение, это исключительная привилегия родителей. Ребенку навязывают родительское мировоззрение, их жизненные убеждения. Такой тип воспитания не видит в ребенке личность, пытается погубить в нем зачатки индивидуального. При возникновении конфликта между ребенком и родителями последние не пытаются прийти к консенсусу, не приводят логичные аргументы в подтверждение своей правоты, а пытаются подавить волю ребенка своим авторитетом и так называемым опытом. В основном, считает источник, современные семьи не поддерживают такой тип воспитания по причине его малой эффективности.

С такой точкой зрения невозможно согласиться. Очевидно, автор публикации смешивает такие понятия, как типы и стили воспитания. В традиционном воспитании много разумного, оптимального. Вместе с тем уровень воспитания, его «качество» зависит от многих факторов. Это, прежде всего, особенности личности родителей и форм их поведения; психолого-педагогическая компетентность родителей, уровень их образования; эмоционально-нравственная атмосфера в семье; диапазон средств воспитательного воздействия; степень включенности ребенка в жизнедеятельность семьи; учет актуальных потребностей ребенка и степень их удовлетворения.

Следует отметить, что современные реалии видоизменили традиционную семью: чаще всего работают и оба родителя ребенка, и родители родителей. В большинстве случаев родители родителей проживают отдельно от детей, и присматривают за внуками или забирая их к себе, или приезжая к детям. Ряд семей, имеющих достаточную материальную базу, нанимают нянь – как для присмотра за ребенком в рабочее время родителей, так и для сопровождения его в школу, на дополнительные занятия, в секции, кружки и т.д.

Таким образом, исходя из изложенного в данной главе работы материала можно сделать следующие краткие выводы.

Роль семьи в воспитании ребенка неоценима, поскольку именно в ней имеют место такие позитивные условия, способствующие личностному формированию человека – члена социума, как генетическая и психологическая общность, родственные связи, семенные традиции, основанные на традициях своей нации, истории, страны. В семье ребенок получает гармоничное воспитание, состоящее из следующих элементов: физическое, нравственное, умственное, трудовое, эстетическое, семейное (как будущего семьянина). Все перечисленные элементы есть не что иное, как традиционное воспитательное наследие русской семьи, т.е. такое комплексное воспитание в семье с патриархальным укладом (главенство старших членов семьи), с разделением труда, забот на женские и мужские, с четко выраженным половым воспитанием мальчиков и девочек, с присущими полу качествами, навыками и умениями, – традиционное воспитание. Ребенок, выросший на традиционных устоях, более адаптивен к социуму, обладает коммуникативными навыками, а также навыками трудовыми, практическими, т.е. он вполне подготовлен к жизни в обществе. Следует отметить, что традиционное воспитание должно сочетаться со стилем воспитания, благоприятным для ребенка.

В современной семье традиционный уклад проживания видоизменился; во многих семьях работают и родители ребенка, и родители родителей; кроме того, зачастую родители родителей проживают отдельно и осуществляют воспитательный процесс ребенка эпизодически, забирая его к себе или приезжая к детям. Возродилась традиция приглашения нянь для присмотра за ребенком и его сопровождения в то время, когда его родители на работе. Все эти факторы обусловили особенности традиционного воспитания в семье.

 

 

2. Анализ воспитательного процесса в современной семье

 

2.1. Методика выявления особенностей традиционного воспитания в современной семье

 

В качестве методического инструментария была разработаны анкеты, куда включены вопросы по разным аспектам воспитания в семье, а также продуманы вопросы для беседы. В исследовании приняли участие 10 семей, имеющие ребенка старше 5 лет (от 5-и до 12-и), т.к. с этого возраста уже виден минимальный результат воспитания. Семьи полные; оба родителя без пагубных привычек. Причем 5 семей проживают с родителями одного из супругов (т.е. в семье имеются бабушки и дедушки).

Целью исследования является выявление элементов традиционного воспитания в семье. В процессе исследования поставлена задачи:

1) изучить отношения внутри семьи – как между взрослыми, так и между ребенком и взрослыми;

2) выявить иерархию в семье;

3) выяснить основные критерии воспитания ребенка (ценностные ориентиры семьи, обязательные в их понимании для привития ребенку, запретные моменты);

4) определить, каким родители хотят  видеть выросшего ребенка, какие  действия для этого предпринимают.

Испытуемые были разделены на две группы: СР – те, кто проживает совместно с родителями родителей и ОР – те, кто проживает отдельно.

В процессе проведения исследования родителям ребенка и родителям родителей были предложены к заполнению анкеты (Приложение 1). За детьми велось визуальное наблюдение в процессе общения (в присутствии старших членов семьи), в результате которого сделаны отметки по определенным критериям (Приложение 2). В завершение была проведена беседа с родителями (Приложение 3)

Так, в процессе анкетирования было выявлено следующее:

 В группе СР в обсуждении домашних дел, семейных проблем участвуют все дети; так же все дети привлекаются для помощи по дому (саду, огороду). Приватные разговоры о личных делах ведутся, но в основном бабушками-дедушками. Физзарядка делается только в одной семье, отцом и сыном (отец ребенка – тренер в спортивном клубе).

Совместное посещение театров, музеев и выставок осуществляется в двух семьях группы СР. Разговоры о необходимости беречь природу, животных не ведутся целенаправленно, но во всех семьях есть домашние животные, комнатные растения; в двух семьях имеются дачные участки, на которых у детей отведены свои грядки.

Наказание за провинности имеет место в каждой семье группы СР. Это, как правило, «отчитывание» ребенка за совершенный негативный поступок, разбор причин, приведших к поступку, объяснение негативных последствий.

По наблюдениям группы СР, ребенок не утаивает какой-либо информации, открыто рассказывает о своих радостях и проблемах, о событиях в ДОУ или в школе, во дворе.

Понятие «традиционное воспитание» знакомо всем.

Результаты анкетирования группы ОР показали следующее. В обсуждении семейных дел ребенок привлекается только в одной семье. К помощи по дому принимают участие дети во всех пяти семьях. Беседы о личных, приватных делах ребенка ведутся в каждой семье. Физзарядка делается только в одной семье (бабушка – фельдшер воинской части), но дети из всех семей  занимаются в различных кружках (танцевальный, фехтование, плавание, велоспорт).

Посещение театра, музея совместно с ребенком заведено только в одной семье; в остальных четырех семьях в группе ОР эти моменты разовые, эпизодические, дети посещают учреждения культуры со школой, детским садом.

Конкретные разговоры о необходимости беречь природу и животных в семьях этой группы также не ведутся, но комнатные растения имеются в каждом доме.

За провинности ребенка ругают («Посмотри, что ты наделал!», «Как ты мог?», «Ты поступил некрасиво, неправильно» и т.д.). За провинность в одной семье детей (их двое) лишают на неделю денег на карманные расходы.

Поскольку в семьях этой группы есть 12-летние дети, их родители и бабушки-дедушки не могли уверенно ответить, что всегда имеет место полная открытость; возможно, что-то и умалчивается. Но «тревожных симптомов» не наблюдается.

Понятие «традиционное воспитание» знакомо всем.

Во время заполнения родителями анкет проводилось наблюдение за детьми с целью выявления критериев коммуникативности – в процессе беседы. Так, в группе СР все дети поздоровались с вошедшим человеком первыми, улыбчиво и приветливо. Все дети держат визуальный контакт, не «уводят» взгляд. Только один ребенок (5 лет) неправильно строил фразы, затруднялся с подбором слов, выражений (ребенок не посещает ДОУ, находится дома, под присмотром бабушки). Вместе с тем интерес был выказан к самым разным темам, поднятым в разговоре.

Негатива от общения не возникло.

В группе ОР дети также поздоровались с вошедшим (3), ответили на приветствие (2). Улыбались незнакомому человеку трое, визуальный контакт установили все. У всех детей правильное построение фразы, объемный словарный запас, широкий кругозор. Разговор могут поддержать на самые разные темы – в пределах возрастной категории. Негатива в процессе общения не возникло.

На вопросы о семье дети обеих групп отвечали охотно, уверенно, с гордостью и твердой убежденностью, что именно эта (его) семья – самая лучшая: самая добрая, самая правильная, самая интересная.

Информация о работе Анализ воспитательного процесса в современной семье