Анализ проблемы культурной адаптации иммигрантов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 21:14, контрольная работа

Описание работы

Актуальность проблемы культурной дезадаптации мигрантов неоспорима. Чем больше приток иммигрантов в какую-либо страну, возникает тем более сильный страх её граждан за сохранность своей этнокультурной идентичности. Из дезадаптировавшихся добровольных иммигрантов именно первая группа может представлять такую опасность. Вследствие своей ригидности, такие люди не просто не принимают культуру той страны, на подданство которой они нацелены. Значительная часть людей может отказываться учить язык этой страны, пользоваться правами не только на сохранение своей культурной идентичности, но и на внедрение артефактов своей культуры на чужой территории. Ярким примером являются претензии мусульман на строительство мечетей в христианской Европе. Постепенное увеличение количества чуждых местной культуре артефактов ведёт к её трансформации и утрате её былой самобытности.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 57.63 Кб (Скачать файл)

Различные типы миграции включают:

– сезонную миграцию туристов и сельскохозяйственных рабочих;

– миграцию из сельской местности в города, происходящую в развивающихся странах в процессе индустриализации (урбанизация);

– миграцию из городов в сельскую местность, более распространенную в развитых странах (рурализация);

– кочевничество и паломничество;

– временную и долгосрочную;

– маятниковую (не всегда относится к миграции населения; означает регулярные перемещения из одного населённого пункта в другой, например, на работу);

– приграничную или транзитную.

По формам миграция бывает общественно организованной (например, депортация или изгнание) и неорганизованной (индивидуальной).

По причинам миграция классифицируется следующим образом: экономическая, социальная, культурная, политическая, военная.

В рамках данной работы больше внимания будет уделяться долгосрочной миграции, целью которой является получение постоянного места жительства и аккультурация.

Миграция является объектом исследования различных наук. Ниже будут представлены несколько подходов к изучению данного феномена.

 

 

1.2. ИСТОРИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД Л.Н. ГУМИЛЁВА.

Историко-биологический подход к изучению миграции охватывает несколько теоретических моделей. Основной вклад в исследование миграции с данной точки зрения внёс российский учёный Лев Николаевич Гумилёв (1912 – 1992) с его пассионарной теорией этногенеза.

Как известно, этногенез – это процесс сложения этнической общности (этноса) на базе различных этнических компонентов. Согласно Л.Н. Гумилёву, все этносы являются неотъемлемой частью единой динамической системы: этноценоза. Поскольку человек, несмотря на высокий уровень развития технологического производства, активно взаимодействует с природой, получая от неё всё необходимое для поддержания своего функционирования, он является частью структурно-системных целостностей наряду с доместикатами (домашние животные и культурные растения), девственными и преобразованными ландшафтами, богатствами недр, взаимоотношениями с соседями разного качества, динамикой социального развития, сочетаниями языков и элементами материальной и духовной культуры. Этноценоз имеет жизненный цикл и на исходе своего существования оставляет следы, благодаря которым и устанавливается общий характер закономерностей этнической истории.

Этнос, как утверждает Гумилёв, – это то, вне чего ни один человек не может существовать. Этническая принадлежность присутствует в сознании каждого индивида, однако она не является продуктом сознания. Иначе говоря, люди не вступают в этнос по договорённости. При исследовании миграции в рамках данной теории следует учитывать также то, что один человек, совершая акт миграционного поведения, меняет лишь своё гражданское состояние, а не свою этническую принадлежность.

Как уже было отмечено выше, этнос является динамической системой. Управляющим фактором этногенеза является традиция, которая воздействует с природной и социальной формой движения материи. Этнос привязан к ландшафту, тем самым испытывая непосредственное его влияние на свою судьбу. Ландшафтные изменения могут спровоцировать либо гибель этноса, либо выработку новых форм адаптации, которые приводят к его трансформации и формированию нового субэтноса или этноса (при миграции за пределы этноландшафтной зоны.

Этносы проходят следующий путь формирования: консорции (группы людей, объединённые одной исторической судьбой) → конвиксии (группы людей с однохарактерным бытом и семейными связями) → субэтносы → этносы. Этносы с высокой степенью межэтнической близости составляют суперэтнос (например, Римский мир, Китай, Западная Европа), а все суперэтносы составляют человечество. Этнические системы являются одновременно биологически обусловленными сообществами людей, формой приспособления людей к ландшафту, взаимно комплементарными группами людей, осознающих своё единство и противопоставляющих себя другим этническим системам, группами людей со сходным стереотипом поведения, группами людей, имеющих общее происхождение и синхронную историю, устойчивыми эволюционирующими системами, иерархическими структурами.

Гумилёв выделяет следующие этнические формы: химера (является продуктом контакта несовместимых этносов, вышедших из различных суперэтносов: Волжская Булгария, Хазарский каганат и др.), ксения (один этнос «гость» живёт изолированно, не нарушая этнической системы «хозяина», пример – поволжские немцы в России), симбиоз (предполагает сохранение национального своеобразия контактирующих друг с другом этносов, их взаимодополнение и взаимообогащение) и этническая антисистема (системная целостность людей с негативным мироощущением, предполагающая уменьшение плотности системных связей: опричнина, революционное движение).

Движущей силой этногенеза, согласно данной концепции, является биохимическая энергия, привносимая организмами из космоса и действующая взрывом этногенеза, так называемым «пассионарным толчком». Этот толчок приводит к формированию у отдельных особей пассионарности (от лат. passio – страсть).

Пассионарностью называют непреодолимое внутреннее стремление к деятельности, направленной на изменение своей жизни, окружающей обстановки, правового положения. По степени выраженности пассионарного признака выделяют три группы особей: пассионарии, гармоничные особи и субпассионарии.

Основную массу населения составляют гармоничные особи. Эти люди являются работоспособными, умственно и физически полноценными, но не сверхактивными. Люди этого склада – крайне важный элемент в этносе: они восстанавливают его, умеряют вспышки пассионарности, умножают материальные ценности по уже созданным образцам.

Субпассионарии, или люди с отрицательной пассионарностью, – это группа особей, живущих за счёт других. Совместно с пассионариями они могут оказывать продуктивное влияние на ход этногенеза, во многом благодаря своей подвижности, но без контроля пассионариев они склонны к оказанию деструктивного влияния на этнос путём различных побоев, погромов и прочих действий делинквентного характера.

Пассионарии составляют небольшую, но весьма значимую группу населения. Их пассионарный импульс выражен сильнее, чем чувство видового и индивидуального самосохранения. Существуют различные варианты пассионарности разной степени выраженности: от творческих личностей до пророков и революционеров. Как раз именно пассионарии имеют большую склонность к миграционному поведению. Более ярко выражен данный тип поведения у пассионариев в мемориальной фазе этногенеза. Все фазы этногенеза будут рассмотрены ниже.

Первой фазой этногенеза является инкубационный период формирования нового этноса, который занимает приблизительно от 100 до 150 лет. В этой фазе происходит увеличение количества пассионариев. В одном-двух поколениях появляется некоторое число индивидуумов, которых не устраивают ограничения, которые исправно соблюдались предыдущими поколениями. Так появляется консорция, которая быстро развивается и формирует свое этническое лицо и самосознание, затем выходит на широкую историческую арену, часто начиная территориальную экспансию. Примером может служить формирование христианской общины на Востоке Римской империи в I-II веках н. э.

В фазе подъёма, как только особи нового склада создают новую этническую целостность, они выдвигают новый принцип общежития: «Будь тем, кем ты должен быть». Это означает, что по мере сил нужно исполнять свои общественные обязанности. Каждый активный строитель этнической целостности чувствует себя продолжателем дела предков, к которому он еще что-то добавляет. Результатом такого восприятия времени (пассеизм) являются подвиги героев, добровольно отдававших жизни за Отечество. Фаза подъема, как правило, связана с расширением территориальных владений.

Акматическую фазу иначе называют фазой пассионарного перегрева. Это объясняется тем, что биохимическая энергия достигает высоких значений, что, как следствие, приводит к тому, что число пассионариев в популяции становится максимальным, и они начинают воевать друг с другом. Как утверждает Гумилёв, если 10% населения страны пассионарно, то это уже революционная ситуация. Гибель пассионариев приводит к угасанию пассионарности и возрастанию роли гармоничных особей в следующей фазе – фазе надлома.

Здесь пассионарная энергия неуклонно рассеивается, растёт процент людей гармоничных и субпассионариев. Субпассионарии формируют кадры исполнителей во время гражданских войн. Редких пассионариев, в частности творческих, объявляют в фанатичном поведении. Пример: облава субпассионариев на гармоничных особей, гонения поэтов и философов, обвинения людей с развитым воображением в колдовстве в Западной Европе ХV – ХVII вв.

В фазе инерции сокращается активный элемент этноса, а гармоничные особи и субпассионарии находятся в состоянии комфорта. Девиз инерционной фазы – «Будь таким, как я». Так, в Новое время (ХVII – ХIХ вв.) этот принцип нашёл воплощение в образе «джентльмена», которому полагалось подражать по мере сил, а уклонение от подражания осуждалось общественным мнением. В этот период интенсивно накапливаются материальные и культурные ценности. Использование ресурсов направляется не на экспансию, а на благоустройство ландшафта на уже имеющейся территории с помощью памятников архитектуры, скульптуры и пр.

Пассионарный цикл завершается фазой обскурации. Вследствие отсутствия пассионарного влияния и, как следствие, падения инициативы и рождения талантов, этнос становится беззащитным и гибнет как системная целостность. Примером является падение Западной Римской империи под гнётом варваров, несмотря на то что Восток испытывал тот же самый гнёт, но смог сохранить себя.

В финальной, меморильной фазе пассионарное напряжение столь незначительно, что развитие этнической общности останавливается. Этнос теряет сопротивляемость и стремление к переменам. Именно в этой фазе у пассионариев активизируется миграционное поведение. Поскольку в данном этносе пассионарии теряют всякую полезность, они не могут реализовать те потребности, которые являются доминирующими в их сознании и, собственно, делают их носителями пассионарного признака. В этом случае пассионарии ищут себе применение в других странах.

Имеет место быть и феномен заимствованной пассионарности, где мигранты также могут играть существенную роль. Заимствованная пассионарность является способом спасения этноса на финальных этапах этногенеза. Пассионарные переселенцы при взаимодействии с завершающим свой жизненный цикл этносом способны сформировать качественно новую этническую общность.

Если для рассмотрения взять более точную классификацию пассионариев, то из неё можно гипотетически вычленить основные группы населения, которые в большей степени склонны к проявлению миграционного поведения, по сравнению с остальным населением.

На высшем уровне стоят те пассионарии, которые способны без всяких колебаний пожертвовать своей жизнью. Яркими представителями этой группы являются Иван Сусанин, Жанна д’Арк. Уровнем ниже располагаются стремящиеся к идеалу победы: они рискуют жизнью ради достижения полного превосходства, но неспособны идти на верную смерть (Иосиф Сталин). Представителей данных уровней следует отнести скорее к завоевателям и революционерам, чем к той более мирной группе людей, которая исследуется в данной работе.

Ещё ниже стоит уровень стремления к идеалу успеха. Примеры — Леонардо да Винчи, А. С. Грибоедов, С. Ю. Витте. Это уровни перегрева, акматической фазы (четвёртый уровень — переходный). Дальше следуют пассионарии, стремящиеся к идеалу знания и красоты (все крупные учёные, художники, писатели, музыканты и т. д.). Следующий уровень — поиска удачи с риском для жизни (искатель счастья, ловец фортуны, колониальный солдат, отчаянный путешественник, ещё способный рискнуть жизнью). Со снижением пассионарности на смену им приходят другие — пассионарии, стремящиеся к благоустройству без риска для жизни.

Можно утверждать, что вышеперечисленные категории пассионариев могут отличаться активным миграционным поведением. Причем, чем ниже уровень пассионарности, тем ниже вероятность совершения миграции.

Представители нижележащих уровней – гармоничные особи и субпассионарии – как правило, отличаются меньшей миграционной активностью, поскольку являются более конформными, в отличие от пассионариев, и малоподвижными.

Таким образом, историко-биологический подход к изучению миграции гласит, что активное миграционное поведение свойственно тем индивидам, которые обладают высоким количеством энергии и этот избыток они реализуют через процесс миграции как один из множества способов самоактуализации.

 

1.3. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД К МИГРАЦИИ АЛЬФРЕДА СОВИ.

Демографический подход изучает миграцию с точки зрения воспроизводства и сохранения человеческих популяций, их численности, поло-возрастной структуры. Процессы, происходящие в этой области, тесно связаны с демографической безопасностью страны. Одним из ведущих учёных, который рассматривал миграцию с точки зрения этого подхода, стал Альфред Сови.

Альфред Сови (1898 – 1990) – французский антрополог, демограф, экономист, социолог. Он является основателем Национального института демографических исследований и журнала «Population». Сови принадлежит ряд работ по демографии, социологии и общественно-политическим проблемам, а также по социальной психологии. В одной из самых важных работ – двухтомной монографии «Общая теория населения» наиболее полно раскрывается проблема миграции населения, его адаптации и ассимиляции за рубежом.

В целом, Сови опровергает бытующее по сей день мнение о мальтузианском влиянии миграции, находя её тем самым не вредным для страны прибытия, а полезным, в том плане, что, «никак не способствуя безработице, иммиграция, напротив, при надлежащем отборе и при наличии достаточных капиталовложений может служить средством борьбы против наиболее скрытой, а потому и наиболее опасной формы этого зла [безработицы]». Поэтому в своём труде он призывал к усовершенствованию миграционной политики для облегчения культурной, социальной, экономической адаптации новоприбывших.

Информация о работе Анализ проблемы культурной адаптации иммигрантов