Анализ художественного фильма «Человек Дождя» (реж. Б. Ливенсон)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2014 в 16:39, контрольная работа

Описание работы

Термин «консультирование» - совещаться, заботиться, советоваться. Под этим словом в русском языке подразумевается совет, разъяснение специалиста по какому-либо вопросу, беседа с целью расширения и углубления знаний. Буквально «консультировать» - значит давать совет по интересующей проблеме.
Слово «психологическое» можно понимать двояко. С одной стороны, оно может указывать на то, что консультирование основано на данных психологической науки. С другой стороны, его можно рассматривать как указание на то, что консультирование осуществляется по психологическим проблемам, т. е. касается таких явлений, как психика, деятельность, поведение.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Аналитическое консультирование……………………………………………4
1.1. Аналитическая психология К.Г. Юнга…………………………………….4
2. Анализ художественного фильма «Человек Дождя» (реж. Б. Ливенсон»...12
Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

Психологическое консультирование.docx

— 31.34 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Аналитическое  консультирование……………………………………………4

1.1. Аналитическая  психология К.Г. Юнга…………………………………….4

2. Анализ  художественного фильма «Человек  Дождя» (реж. Б. Ливенсон»...12

Заключение……………………………………………………………………….15

Список литературы………………………………………………………………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Термин «консультирование» - совещаться, заботиться, советоваться. Под этим словом в русском языке подразумевается совет, разъяснение специалиста по какому-либо вопросу, беседа с целью расширения и углубления знаний. Буквально «консультировать» - значит давать совет по интересующей проблеме.

Слово «психологическое» можно понимать двояко. С одной стороны, оно может указывать на то, что консультирование основано на данных психологической науки. С другой стороны, его можно рассматривать как указание на то, что консультирование осуществляется по психологическим проблемам, т. е. касается таких явлений, как психика, деятельность, поведение.

Психологическое консультирование - прикладная отрасль современной психологии. В системе психологической науки ее задачей является разработка теоретических основ и прикладных программ оказания психологической помощи психически и соматически здоровым людям в ситуациях, когда они сталкиваются с проблемами. Разрабатываются эти теоретические основы и программы, с одной стороны, на основе анализа современного состояния психологического знания, достижений в областях эмпирических и теоретических исследований. С другой стороны, источником этих теоретических основ и программ является анализ практических наработок специалистов, систематически оказывающих психологическое воздействие в рамках самых различных форм оказания психологической помощи.

Спецификой психологического консультирования является акцент на диалогичности, на циркуляции информации, на информационном обмене между психологом-консультантом и теми людьми, относительно которых используется психологическое консультирование.

 

 

  1. Аналитическое консультирование.

 

    1. Аналитическая психология Карла Густава Юнга.

 

Швейцарский психиатр и психолог К.Г. Юнг, будучи любимым учеником и приемником З. Фрейда выступил против его постулата об определяющей роли сексуальных влечений в психической регуляции жизнедеятельности. Под либидо Юнгом понималась не сексуальная, а любая бессознательная психическая энергия.

Аналитическая психотерапия – это попытка создания через символический подход диалектической взаимосвязи между сознательным и бессознательным. Психика рассматривается как система саморегуляции, чье функционирование – есть изнутри направляемое движение к жизни со все более полным осознанием. В психотерапии диалог разворачивается между сознательным состоянием анализанда (клиента) и его личным и коллективным бессознательным. Это становится возможным благодаря таким проявлениям бессознательного как сновидения, фантазии и т.п.

К.Г. Юнг оспаривал позицию З. Фрейда, выводившего бессознательное из сознания (путем вытеснения из сознания неприемлемых для него влечений и травмирующих переживаний). Он считал, что все, что возникает в сознании, сначала с очевидностью не осознается и осознание возникает из неосознанного состояния. Бессознательное аккумулирует и перерабатывает информацию, поступающую от органов чувств, лишь незначительная часть этой информации доходит до сознания (только то, что сознание готово принять).

Юнг пришел к заключению, что та часть бессознательного, которая является прямым результатом особой жизненной ситуации индивида, представляет собой лишь малую, хотя и важную часть более крупной совокупности, которую он назвал коллективным бессознательным. Первую часть он назвал индивидуальным уровнем бессознательного, вторую - коллективным (или трансперсональным) уровнем. Под этим подразумевалось, что все люди, с древнейших времен до наших дней, и в предвидимом будущем, разделяют одни и те же унаследованные предрасположенности к психическому функционированию.

Структуру психического бытия Юнг представлял в виде двух фундаментальных сфер – сознания и психического бессознательного. Бессознательная сфера психического не поддается прямому наблюдению и проявляется в своих продуктах, переходящих порог сознания, которые Юнг делил на два класса:

1. Познаваемый  материал сугубо личного происхождения.

Этот класс содержаний Юнг назвал подсознательным разумом или личностным бессознательным, состоящим из элементов, организующих человеческую личность как целое, формирующихся в течение жизни индивида. Сюда входят и вытесненные побуждения, забытые травмирующие впечатления.

2. Класс  содержаний, не имеющих индивидуального  происхождения - коллективное бессознательное.

Содержания эти принадлежат типу, воплощающему свойства не отдельного психического бытия, а всего человечества или отдельной его ветви. Эти коллективные паттерны Юнг назвал архетипами, буквально: «первичные модели». Слово «архетип» в античной философии означало прообраз, идею.

Основными понятиями в аналитической психологии К.Г. Юнга являются:

Архетип можно понимать как отпечаток или энграмму, развившуюся в результате уплотнения бесчисленных, вновь и вновь повторяющихся психических переживаний, т. е. продукт постоянных и повсеместно существующих влияний извне. Архетип придает смысл как внутренним, так и внешним восприятиям и направляет действие в соответствующее этому смыслу русло, является предшественником идеи. В форме архетипов передается по наследству опыт предшествующих поколений. Архетипы априори являются направляющими принципами для потенциального движения к осознанности (consciousness). Архетипы породили эквивалентные формы символики в мифах, сказках, и произведениях искусства во многих культурах. Их мотивы включают в себя трансформацию, смерть и воскресение, борьбу героя, мать, божественного младенца. Архетипы существуют в нас как потенциальные возможности; обстоятельства нашей жизни определяют, каким образом и какой из архетипов актуализируется. По мнению Неуманна (Neumann) Архетипы – носители энергии; появление архетипа порождает громадное количество энергии. И обратно, всякая подлинная творческая деятельность архетипична по своей природе. Следует указать на следующие архетипы: мать, отец, дитя, девушка, правитель, священнослужитель, врач, учитель, физически или сексуально привлекательный мужчина или женщина, роковая женщина и романтический мужчина, мать с ребенком, деятельный мужчина, мудрый старец, мудрая старуха, архетип единства и порядка, соединения противоположностей, инцеста, вотан, мана, анима и анимус у мужчины, персона, тень, самость, мудрец, бог.

Цель терапии Юнг определил следующим образом: «Самость должна заменить Оно (Ид)».

Самость – архетип в теории Юнга, который становится центром структуры личности, когда все противоборствующие силы внутри личности интегрируются в процессе индивидуализации, т. е. психотерапия должна помогать в процессе интеграции содержаний бессознательного и сознания. Психическое развитие при этом рассматривается как процесс, детерминируемый изнутри и направленный на раскрытие того, что изначально заложено в бессознательной сфере индивида.

Эго – центр сознания, эмпирическое бытие человека. Эго представляет собой общую сумму мыслей, идей, чувств, воспоминаний и сенсорных восприятий.

Личное бессознательное содержит все, что было вытеснено в ходе развития индивида. Личное бессознательное состоит из элементов, которые когда-то были сознательными и поэтому сравнительно легко доступны для осознания. Эти элементы тесно связаны с комплексами – эмоционально окрашенными представлениями и поведенческими импульсами.

Персона – это архетип адаптации. Данное понятие первоначально означало маску актера, оно не используется здесь в негативном смысле. Персона может становиться ригидной, как это может происходить с врачом, адвокатом или священником, которые не могут выйти из своих ролей. В идеале персону характеризует гибкость, то есть, различные обстоятельства пробуждают внутри нас различные качества и аспекты, которые адаптивны внутри данного контекста.

Тень – это наша «другая сторона», все то, кем мы не хотели бы быть; это компенсаторная сторона нашего сознательного Эго, как это видно в случае доктора Джекила и мистера Хайда описанном в знаменитом рассказе Роберта Льюиса Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда». Это все те качества, которые мы никогда не осознаем в самих себе, и которые вызывают у нас особую аллергию, когда мы видим их у других людей. Так как тень бессознательна, она воспринимается в виде проекции на других людей.

Анимус и анима. Янь и Инь – два начала в китайской философии. Люди потенциально бисексуальны, как биологически, так и психологически. В ходе нашего развития одна сторона начинает доминировать над другой, и эта другая сторона существует в более слабо выраженной форме. Таким образом, у мужчин обычно в сознании преобладает принцип Ян, у женщин - Инь. Инь – женское начало; это мир природы, творения и жизни, приземленности и конкретности, восприимчивости и податливости, темноты и вместилища, коллективного и недифференцированного, бессознательного. Янь – противоположное, мужское начало – движущая энергия, творческая и активная, свет и тепло, проникающее, стимулирующее и разделяющее начало, принцип сепарации и дифференциации, ограничения и дисциплины, пробуждения и фаллической активности, агрессии и энтузиазма, духа и неба.

Юнг предлагает три метода для достижения сферы бессознательного:

1. Ассоциативный  эксперимент, тест словесных ассоциаций. Испытуемый должен как можно  быстрее отвечать на слова-стимулы  первым пришедшим в голову  словом-ответом. При этом фиксируется  время реакции. Юнг описал двенадцать  различных типов нарушения реакции: увеличение времени реакции; реакция  более чем одним словом; реакция, выраженная не словесно, а мимикой; неправильное воспроизведение и  т. д. Нарушение реакции рассматривается  как «индикатор комплекса» Комплекс  — неосознаваемое образование, группа  психических процессов, объединенная  единым аффектом, обусловливающая  структуру и направленность сознания. Комплексы имеют тенденцию образовывать  как бы отдельную маленькую  личность. Бессознательное состоит  из некоторого неизвестного числа  комплексов.

2. Анализ  сновидений осуществляется с  целью выяснить, «что бессознательное  делает с комплексами». Юнг видел  в сновидении сигнал, что индивид  отклонился от собственного пути. Важным условием анализа является  согласие клиента с толкованием, что говорит о том, что послание  бессознательного дошло до сознания. В сновидении бессознательное  пытается послать сознанию некоторую  информацию, приноравливаясь к способности  сознания ее воспринять. Необходимым  условием анализа сновидений, по  Юнгу, является предварительный  анализ реальной жизненной ситуации  клиента, ибо именно реалии этой  ситуации побуждают бессознательное  посылать сознанию послания в  виде снов. Естественно, что далеко  не все сны имеют такой важный  для человека характер. Анализировать  следует те сны, которые сознание  особенно отметило – которые  запомнились, поразили, не выходят  из головы, часто повторяются.

3. «Активное  воображение» – термин Юнга, обозначающий  процесс сознательного наблюдения  и реакции на образы и символы  бессознательного. Процесс этот можно описать как «сознательное сновидение», которое во многих отношениях совпадает с определенными формами медитации.

Содержания коллективного бессознательного, по Юнгу, несут на себе сильный отпечаток сотен тысяч лет архаичной жизни, когда человечество пребывало в состоянии разрозненных орд, воюющих между собой. Со временем в первобытных ордах стали появляться люди, наделенные сознанием. Это было полезно для племени: передавался и накапливался опыт, текущие задачи решались не только с помощью отваги и самопожертвования, но и мастерства, анализа ситуации, размышления. Жизнь людей, наделенных высоким уровнем развития сознания, представляла ценность. Отсюда стали возникать идеи ценности личности, свободы личности, индивидуальной ответственности, границ личности, ценности человеческой жизни.

В современном человеке, как и в современном обществе, происходит борьба между этими полюсами – коллективными или индивидуальными формами жизни. Сознание человека тоже выросло в свое время из бессознательного. Одна часть нашего бессознательного старается помогать сознанию, другая стремится захлестнуть сознание, вернуть человека к состоянию члена первобытной орды. Трезвый анализ человеком того, что с ним происходит, интеграция всех противоборствующих в психике сил с учетом реалий контекста, в котором человек живет, приводит человека к гармоничному и эффективному функционированию, субъективному ощущению благополучия.

Цель аналитической психотерапии - способствовать «развитию и созреванию индивидуальной личности», «развертыванию жизненной полноты в каждом индивиде, так как только в индивиде может жизнь воплотить свой смысл», что в целом необходимо отнести и к психологическому консультированию, отсюда и ориентация аналитика направлена на будущее пациента. После первоначальной консультации, когда возникает решение о начале работы психотерапевта и клиента, начинается процедура детального анамнеза. Сюда входят история жизни пациента, обсуждение с ним всех более или менее значительных жизненных событий и переживаний, выстроенных в хронологическом порядке, по крайней мере, тех, которые пациент способен восстановить в своей памяти.

Информация о работе Анализ художественного фильма «Человек Дождя» (реж. Б. Ливенсон)