Алкогольная зависимость у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 04:54, курсовая работа

Описание работы

В процессе детских игр с «алкогольным содержанием» ясно проявляются аспекты оценки детьми роли алкоголя. Им нравятся прежде всего ритуалы, связанные с потреблением спиртного, а также его опьяняющее действие. Ритуалы формируют у ребенка уважительное отношение к алкоголю как к ценности и ориентируют на его потребление. А опьяняющее действие спиртного воспринимается как положительный факт, дающий повод дня необычных форм поведения, непозволительных для трезвого человека. И тот и другой аспекты вызывают повышенный интерес к алкоголю. Таким образом, уже в первые годы жизни у ребенка создается модель будущего алкогольного поведения.

Файлы: 1 файл

Алкогольная зависимость у подростков.doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)

Особый интерес  представляют психологические факторы, которые связаны с темпераментом, формированием характера, с волей, с ценностями и интересами, познавательной сферой. Эти факторы способствуют становлению личности подростка. Чаще всего алкоголем увлекаются подростки неуравновешенного типа нервной системы. «К этой врожденной особенности, по мнению детских психологов института Гезела в США, добавляются качества, свойственные всем детям определенного возраста: в 11 лет - ребенок ломающийся, очень беспокойный; в 12 лет - ровный, уравновешенный; в 13 лет - беспокойный, раздражительный; в 14 лет - энергичный, завоевательный; в 15 лет - замкнутый, невротичный; в 16 лет - спокойный, ровный, контактный».

Подростков, употребляющих алкоголь, отличает слабая воля. Их волевые усилия не достигают результата, и поэтому они перестают напрягаться и отдаются течению жизни. Их ценности и интересы часто бывают примитивными, что показывает психодиагностика, и, зачастую, не выходят за пределы физиологического удовлетворения.

К употреблению алкоголя склонны подростки, у которых  отсутствует когнитивная сложность, что не позволяет им дифференцировать себя и других, оценивать свои поступки. Такой подросток обладает меньшей  чувствительностью и слабой эмоциональностью, у него снижена способность к эмпатии и переживанию по отношению к себе и к другим. Ему также свойственно неприятие самого себя. Непринимающий самого себя подросток становится психологически неустойчивым, стрессодоступным, хрупким и именно таковой чаще всего обращается к алкоголю.

При завышенной оценке своих способностей или при  наличии интересов, хобби, превышающих  когнитивную сложность подростка  или его волевые усилия, довольно часто возникает ощущение непризнанного «гения», что приводит к депрессивному состоянию. Некоторые подростки начинают использовать алкоголь для стимуляции творческих способностей, особенно это относится к детям астероидного и шизоидного типа акцентуаций.

Подростка, предрасположенного к алкоголю, отличает агрессивность, которая может быть прямой или защитной. Защитная выступает как реакция на страх или же возникает в связи с половым созреванием, особенно у мальчиков, когда они стремятся снять подобным образом сексуальное напряжение. Агрессивность в подростковом возрасте быстро закрепляется даже и у девочек.

У подростка, склонного  к употреблению алкоголя, отсутствует  идентификация со своей половой ролью. Особенно это свойственно ребенку из неблагополучной семьи, где родители ведут аморальный образ жизни, так как у него нет образца мужского или женского поведения. Ребенок, воспитывающийся в неполной семье, либо в полной, но где мама является лидером, также формируется со спутанной половой ролью. Мама, а часто и учительницы в школе выполняют и женскую и мужскую роль.

Большое влияние  на формирование личности подростка, склонного  к употреблению алкоголя, оказывают разнообразные психосоциальные условия: алкоголизация членов семьи; жесткие условия воспитания; гиперопека со стороны взрослых или отсутствие необходимой заботы по отношению к ребенку; несостоятельность в учебе; отвержение референтной группой. Подросток стремится к самостоятельности, а часто она принимает форму освобождения из под контроля взрослых, но он подпадает под еще более жесткий контроль своих сверстников или более старших представителей неформальных групп, особенно с асоциальным поведением: это могут быть наркоманы, преступные группы, компании сексуальных меньшинств и другие. Стремление к независимости от взрослых характерно для гипертимных, истероидных, шизоидных подростков.

Итак, существует довольно много факторов, приводящих к подростковой алкоголизации, но, на основе анализа литературы, мы делаем вывод, что главный фактор - это  отсутствие внимания и заботы к нуждам и требованиям подростка, отсутствие условий для формирования здоровой, полноценной личности подростка, как в семье, так и в школе, и в обществе в целом, поэтому неслучаен рост подростковой наркомании в последние годы.

 

Библиографический список

  1. Братусь В. С, Сидоров П. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма.  М.: Педагогика, 1984. с. 273.
  2. Бузунова Л.Г. Психологические факторы формирования личности подростка, употребляющего алкоголь//Социально-психологические аспекты профилактики нарко- и алкогольной зависимости среди детей, подростков и молодежи: опыт и перспективы. Тез. докл. Рос. научно-практич. конф. Кемерово 1998. с. 45-46.
  3. Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков.  М., 1999. с. 274.
  4. Казин Э.М. Психолого-валеологические проблемы в профилактике зависимостей в подростковом возрасте//Социально-психологические аспекты профилактики нарко- и алкогольной зависимости среди детей, подростков и молодежи: опыт и перспективы. Тез. докл. Рос. научно-практич. конф. Кемерово 1998. с. 40 – 42.
  5. Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. М.: Форум, 1999. с.204
  6. Коробкина З.В. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи. М.: Академия, 2002. с.192
  7. Крупнов А.И. Личностное самоопределение и проблема алкоголизма//Социально-психологические аспекты профилактики нарко- и алкогольной зависимости среди детей, подростков и молодежи: опыт и перспективы. Тез. докл. Рос. научно-практич. конф. Кемерово 1998. с. 43-44.
  8. Личко Б.М. Подростковая наркомания. М.: Педагогика, 1991. с.348
  9. Фокин В.М. Как уберечь подростка от пьянства. М.: Академия, 1992. с. 390.
  10. Фортова Л.К. Педагогические основы профилактики алкоголизма и наркомании. Владимир.: Изд-во ВГУ, 2002. с. 142.

Информация о работе Алкогольная зависимость у подростков