Алкогольная зависимость у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 04:54, курсовая работа

Описание работы

В процессе детских игр с «алкогольным содержанием» ясно проявляются аспекты оценки детьми роли алкоголя. Им нравятся прежде всего ритуалы, связанные с потреблением спиртного, а также его опьяняющее действие. Ритуалы формируют у ребенка уважительное отношение к алкоголю как к ценности и ориентируют на его потребление. А опьяняющее действие спиртного воспринимается как положительный факт, дающий повод дня необычных форм поведения, непозволительных для трезвого человека. И тот и другой аспекты вызывают повышенный интерес к алкоголю. Таким образом, уже в первые годы жизни у ребенка создается модель будущего алкогольного поведения.

Файлы: 1 файл

Алкогольная зависимость у подростков.doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)

«Согласно данным отечественных исследователей, по выпиваемым дозам спиртного к моменту завершения средней школы юноши и девушки приближаются к средним показателям взрослых, что свидетельствует о высокой степени вовлеченности учащихся в процесс употребления алкоголя».

Изменился ли уровень  вовлеченности школьников в употребление алкоголя в период действия указа и постановления о борьбе с пьянством и алкоголизмом?

«Исследования авторов, разработавших изложенную выше классификацию степени алкоголизации учащихся старших классов, свидетельствуют: действие антиалкогольного законодательства дало весьма убедительные положительные результаты. Например, среди учащихся восьмых классов тех же школ, обследованных в 1986 г., т.е. после года действия указа, нулевой уровень употребления алкоголя был выявлен у 70% юношей и 81 % — у девушек. А II и III уровни вовлеченности потребления алкоголя, не говоря уже о IV, V и VI уровнях, не были выявлены как среди юношей, так и среди девушек. Значительное снижение потребления алкоголя наблюдалось у юношей и девушек девятых классов. Но в среде десятиклассников результаты действия антиалкогольного законодательства не были столь однозначны: несомненно, отрицательно сказывались высокие показатели вовлеченности в потребление алкоголя, имевшие место в предыдущие годы, когда эти юноши и девушки учились в восьмом и девятом классах, т.е. до принятия указа и постановления о борьбе с пьянством и алкоголизмом».

Анализируя  особенности развития и распространения  пьянства и алкоголизма у несовершеннолетних, следует отметить, что к употреблению алкоголя в наибольшей степени причастны мальчики. Однако в последние годы резко возросли темпы вовлечения в пьянство и девочек. По этой причине в некоторых западных странах соотношение между мужчинами и женщинами, страдающими алкоголизмом в молодом возрасте, в 80-х гг. XX в. снизилось до 3:1 и даже до 2:1 против 10:1 и 9:1 в 1950 г. Это следует учитывать, проводя антиалкогольную воспитательную работу среди подростков и молодежи.

По данным В. С. Братусь и П. И. Сидорова, можно выделить несколько типов приобщения девочек-подростков к алкоголю в зависимости от микросоциального окружения.

Тип первый. Употребление алкоголя в группе лиц мужского пола:

а)  совместная алкоголизация со сверстниками —  мальчиками;

б)  употребление алкоголя под влиянием пьющего мужчины. И в том, и в другом случае формируется  мужской тип алкоголизации, протекающей  злокачественно.

Тип второй имеет  два подтипа. В обоих случаях  алкоголизация происходит в кругу  лиц женского пола.

Подтип 1. Алкоголь в составе слабых спиртных напитков употребляется в кругу сверстниц, в небольших дозах, ситуационно — перед танцами, на дне рождения, при встречах-девичниках и т.д. Степень опьянения — легкая. Проявление симптомов заболевания — замедленное, течение болезни относительно доброкачественное. Больные способны критически оценивать свое состояние.

Подтип 2. Употребление алкоголя под влиянием пьющих женщин. Особенности: употребление крепких спиртных изделий в больших, часто интоксикационных, дозах до выраженной степени опьянения. Заболевание носит злокачественный характер, особенно если партнером девочки-подростка является женщина, больная алкоголизмом. Алкоголизация протекает скрыто, характеризуется запоями, продолжительность которых по мере развития заболевания возрастает. Болезнь часто сопровождается нравственным падением.

Тип третий. Одиночное  пьянство девочки-подростка. Наблюдается в основном у людей с психопатическим развитием. Алкоголь потребляется ими в больших дозах до тяжелой степени опьянения. Цель потребления алкоголя: облегчение контактов, корректировка таких черт характера, как застенчивость, нерешительность, ослабление эмоционального воздействия ситуаций, травмирующих психику. Потребление спиртного при одиночном пьянстве очень быстро приобретает постоянный, а затем и запойный характер.

Таков далеко не полный анализ причин и условий возникновения пьянства и развития алкоголизма у подростков. Отмеченный во всем мире рост алкоголизации подрастающего поколения — показатель социального неблагополучия общества. Доказано, что алкоголизм взрослых зарождается в школьном и юношеском возрасте, а каждое взрослое поколение пьющих формирует себе «смену» из молодых. Начиная борьбу с такой порочной преемственностью, необходимо помнить, что предупредительные меры дают наиболее ощутимые результаты. Поэтому борьба с пьянством и алкоголизмом подростков гораздо действеннее борьбы со сформировавшимся алкоголизмом взрослых, хотя значительный успех может быть гарантирован лишь при фронтальном научно обоснованном наступлении на пьянство населения во всех возрастных группах.

Развивающаяся в настоящее время медицинская  наркологическая служба не в состоянии решить проблемы пьянства и алкоголизма, так как имеет дело с конечными результатами алкоголизации людей. Основные меры социального и воспитательного характера должны быть направлены на профессиональную работу с непьющими и малопьющими.

 

3. Психолого-педагогические  проблемы профилактики алкогольной зависимости

При всем необозримом  количестве научных, научно-популярных работ, посвященных клиническим и предклиническим формам алкоголизма, ряд проблем остается открытым.

В настоящее  время должен быть предъявлен социальный заказ на поиск сохранения и развития нации, ее здоровья.

Центр тяжести  проблемы все в большей степени  переносится из сферы научных  исследований и разработок в сферу  образования.

Безусловно, дальнейшее неблагоприятное социально-экономическое развитие в стране может привести к увеличению количества детей, употребляющих алкоголь.

Поэтому одной  из важных задач на современном этапе  является профилактическая работа с  подростками.

Профилактика  должна рассматриваться с позиции  комплексных социальных биологических аспектов процесса формирования организма и личности; факторов определяющих наличие в конечном итоге целостного адаптационно-реабилитационного пространства.

В свою очередь  создание целостного адаптационно-реабилитационного  пространства возможно в рамках реализации трех направлений:

1. Санологического   (медико-гигиенического)   -   подразумевающего   лечение, профилактику, коррекцию хронических и острых заболеваний, поддержание здоровых условий жизнедеятельности;

2. Психовалеологического - формирование здорового  образа жизни,  активной   мотивации   на   здоровье,   диагностика   показателей   психического   и физического здоровья, выявление и устранение "факторов риска", сохранение и увеличение резервов здоровья и связи с различными режимами обучения      (с      учетом      возможностей      индивидуальной      социально-биологической адаптации);

З. Психолого-педагогического - решающего с использованием санологического и валеологического подходов проблему социальной адаптации подростков включая показатели успешности обучения, профилактику и коррекцию двигательного поведения, наркомании, алкоголизма, формирование готовности к профессиональному самоопределению и выбору сферы профессиональной деятельности.

Если медицина исследует причины болезни, то валеология, являясь комплексом наук, изучает причины здоровья и методы и средства его развития.

Валеология  как наука о здоровье практически  здоровых детей, принципиально отличается от медицины (клинической, профилактической, теоретической) и от гигиены - независимо от направлений последней. Основное отличие состоит в том, что объект валеологии - здоровый человек, тогда как объектом клинической медицины является человек, подверженный заболеваниям, а объектом гигиены - среда обитания и условия жизнедеятельности человека.

Нарушения процессов  воспитания в сочетании с биологически полноценной почвой искажают процессы социализации личности, приводя к неправильному формированию ее структуры, системы потребностей, мотивов, способствую отсутствию у личности социально позитивных установок, несформированности высших эмоций, чувства долга, ответственности. Чем больше у личности выражены диссоциированность структурных элементов, склонность к частым аффективным колебаниям, неспецифические возрастные реакции (протеста, имитации), наличие волевых расстройств с расторможенностью влечений, слабость волевого контроля, патологическое стремление к самоутверждению или патологическое переживание неполноценности, тем, очевидно, выше риск заболевания.

Поэтому современные  психолого-валеологические подходы  включают формирование таких личностных регуляторных поведенческих и правовых навыков, которые отвечают в целом  организации здоровья (как, например, предотвращение наркомании, алкоголизма, гомосексуализма, девиантного поведения), методы выбора своей профессии, оценки своих физических, биологических и эмоциональных способностей, анализ цикличности возраста, отношение личности в коллективе, создание психологического климата.

Задачами профилактики употребления алкоголя является повышение психолого-валеологической культуры школьников: - ранняя диагностика психологического и психофизического статуса школьников нацеленная на формирование готовности и потребности в здоровом образе жизни, на выявление характера и причин отклонений в поведении, психологизацию медико-психологической деятельности;

- подготовка  специализированных   кадров   практических   психологов,   медицинских и социальных  работников,  социальных  педагогов   и  реабилитаторов, специализирующихся на психокоррекции детей группы риска и оздоровлений условий их семейного и общественного воспитания;

- разработка  системы валеологического обучения  и воспитания по развитию психологической  культуры школьников и коррекционных  классов; контроль  за  проведением   указанных мероприятий   со   стороны   школьного психолого-педагогического консилиума;

- создание информационного  банка данных по проблеме накопления  потенциала для совершенствования методики повышения психологической культуры школьников.

Понимая, что  школа является социальным институтом, призванным раскрыть индивидуальность каждого ученика, а не формировать  личность с заданными свойствами, педагогам и психологам следует  видеть задачу в необходимости помочь учащемуся познать и сотворить себя, учить детей сообразно с природой каждого, приспосабливая к ребенку способы и условия обучения, а не наоборот. Главное в решении этих проблем - создание предметно-развивающей среды, ее психо-валеологическое и психологическое сопровождение, предполагая, что образовательная среда будет являться единим адаптационным и реабилитационным пространством для каждого отдельного подростка.

Создание такого пространства следует видеть через: определение адаптационно-реабилитационных условий на основе комплекса методов (социально-педагогических, личностных и психофизических); составление дифференцированных комплексных учебных планов и программ; выход на рекомендации семье, педагогу, ученику о наиболее благоприятном пути его индивидуального развития.

Все мотивы приобщения к алкоголю (любопытство, потребность в острых ощущениях, влияние сверстников, стремление к одобрению референтной группы, бегство от стресса, бунт против обстоятельств и авторитета родителей и общества, «философские» обоснования, такие как стремление к познанию мира и самопознанию, самораскрытию, просветлению, нирване и т.д.) связаны с ощущением недостаточной идентичности. В данном случае прием наркотиков, алкоголя, токсических веществ связан с достижением состояний, позволяющих (ложно) определить границы собственного «Я», не доступного в обыденной обстановке.

С другой стороны, прием, алкоголя является символическим  действием, позволяющими приобщиться, проявить и почувствовать идентичность с некоторым окружением, которое  обычно активно требует этого. И то и другое - проявление кризиса самоопределения личности.

Подростковый  возраст, когда ощущение идентичности носит диффузный характер, и юношеский, прежде всего характеризующийся  актуальным и активным процессом самоопределения, наиболее сензитивны к маргинальным, асоциальным способам нахождения идентичности, в конечном счете ведущим к аномальному самоопределению.

В более поздних  возрастах или у юношей, в достаточной  мере самоопределившихся, начало приема алкоголя может быть связано с жизненным кризисом, вызванным внешними обстоятельствами, начиная от переутомления и психического перенапряжения, заканчивая неудачным социальным выбором, что провоцирует поиск второго «Я», лишенного актуальных проблем первого. Это второе «Я» ускользает от личности в обычных, «трезвых» обстоятельствах жизни и достижимо лишь в состоянии опьянения. Надо полагать, что это второе «Я», являющееся в каком-то отношении «Я-идеальным», существует, наличествует в личности на бессознательном уровне, что открывает перспективы для психотерапии алкоголизма. Однако, трудность состоит в том, что это второе «Я», действуя в галлюцинациях, разворачивается в таких же галлюцинаторных обстоятельствах, которых в реальности человек не видит.

Данные положения, основанные на теоретических положениях Э.Эриксона, В.Франкла, прежде всего, заставляют думать не о психиатрической практике борьбы с алкоголизмом, а о тех мерах, которые уместно назвать «социальной психотерапией». К настоящему времени общество и государство эффективно забыли о социально-педагогической и социально-терапевтической роли созданных ими служб: службы занятости, службы социального обеспечения, комитетов по делам молодежи, управлений занятости, управлений образования и т.д. Деятельность большинства из них носит характер распределения неких скудных материальных благ, и уж редкий чиновник осознает необходимость заботы о создании условий для обретения смысла жизни людей, что можно сделать иногда даже без денег.

 

Заключение

Каковы факторы, которые формируют личность подростка, обращающегося к алкоголю? Для некоторых определяющей является психофизиологическая предрасположенность, которая имеет разные формы: аномальный онтогенез, нейроэндокринные сдвиги, инфантилизм, психические расстройства, «бурная» акселерация. Но предрасположенность может проявиться при определенных условиях как фактор, приводящий к алкоголизации, но может и не проявиться. К данной группе также относятся подростки с врожденной агрессивностью, которые прибегают к алкоголю как к допингу, чтобы заглушить «муки совести» и устранить все нравственные барьеры.

Информация о работе Алкогольная зависимость у подростков