Алкоголизм как один из аспектов девиантного поведения среди подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 17:56, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования - алкоголизм как один из аспектов девиантного поведения среди подростков.
Цель исследования - рассмотреть алкоголизм как один из аспектов девиантного поведения среди подростков.
Задачи исследования:
- выявить социальные причины побуждающие начать употребление алкоголя;
- проанализировать положительное и отрицательное влияние алкоголя на образ жизни подростков;
- описать причины и истоки девиантного поведения подростков.

Содержание работы

Введение
1. Анализ литературы
2. Операционализация и интерпретация понятий
3. Статистика анкетирования
4. Девиантное поведение
4.1 Понятие и причины девиантного поведения
4.2 Алкоголизм как вид девиантного поведения
5. Результаты исследования
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Алкоголизм как один из аспектов.rtf

— 467.35 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

на тему: «Алкоголизм как один из аспектов девиантного поведения среди подростков»

 

 

Содержание

 

Введение

1. Анализ литературы

2. Операционализация и интерпретация понятий

3. Статистика анкетирования

4. Девиантное поведение

4.1 Понятие и причины девиантного поведения

4.2 Алкоголизм как вид девиантного поведения

5. Результаты исследования

Заключение

Список используемой литературы

 

 

Введение

 

Актуальность данной темы объясняется тем, что растет потребление алкоголя в подростковой среде и теперь необходимо искать пути выхода из сложившейся ситуации.

Социальная среда предоставляет широкий выбор агрессивных и противоправных моделей поведения. Подростки усваивают феномен справедливого мира: склонность верить в то, что мир справедлив и поэтому люди имеют то, чего они заслуживают, а также заслуживают того, что имеют.

Мы столкнулись с тем, что, определяя политику, формируя новую социальную и экономическую реальность, люди с большим удовольствием создавали будущее, чем хранили прошлое и при этом значительно подрастеряли ценное и положительное. Вторя классикам, можно констатировать поразительную вещь-любовь и воля, которые в былые времена всегда помогали справиться с жизненными невзгодами, в наши дни сами стали проблемой.

Рушатся старые мифы и символы, в которых мы привыкли искать опору, весь мир пронизан беспокойством, мы цепляемся, друг за друга и пытаемся убедить себя, что испытываемое наши чувства - любовь, мы не понимаем волевых решений, потому что боимся, выбрав нечто одно потерять другое, и чувствуем себя слишком неуверенно. В результате разрушается фундамент положительного социального воздействия-общества на личность.

Проблема заключается в противоречии между возможностями общества на личность подростка и реальным государственно оформленным запросом на выражение этих действий со стороны правоохранительных органов, учебных заведений и пр. В результате растёт оцепенение от чувства собственного бессилия. [2]

Проблема исследования - употребление алкоголя среди подростков в социальном обществе.

Объект исследования - группа молодых людей (20 человек) в возрасте от 14 до 18 лет, проживающих в Ленинском районе города Новосибирска.

Предмет исследования - алкоголизм как один из аспектов девиантного поведения среди подростков.

Цель исследования - рассмотреть алкоголизм как один из аспектов девиантного поведения среди подростков.

Задачи исследования:

- выявить социальные причины побуждающие начать употребление алкоголя;

- проанализировать положительное и отрицательное влияние алкоголя на образ жизни подростков;

- описать причины и истоки девиантного поведения подростков.

Гипотеза исследования:

- рекламирование спиртных напитков в СМИ подталкивает подростков к употреблению алкоголя.

 

 

1. Анализ литературы

 

Мей Р. пишет об общесоциальных условиях и причинах преступности подростков; Л.Б. Шнейдер указывает причины, истоки, виды и проявления девиантного поведения детей и подростков; раскрывает возрастные особенности взаимосвязей между уровнями развития смысловой сферы, самоорганизации времени жизни и факторами девиантного поведения, а также определяет и намечает условия и особенности формирования социально ориентированного поведения детей и подростков; Е.М. Холостова пишет о психических расстройствах, способствующих девиантному поведению; Г.С. Никифоров раскрывает, по возможности, психологическое обеспечение здоровья на основных этапах жизненного пути человека.

В учебнике по психофизиологии Е.И. Николаева обращает свой взгляд на соотношение психических и физиологических процессов, как тесное переплетение, нарушение которых ведет к девиантному поведению; А.Е. Личко пишет об особенностях психологии подростков, об особенностях саморазрушающего поведения при разных типах акцентуации характера у подростков; С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.А. Гусова рассказывают о социальной работе с молодежью, рассматривают теоретические и организационно-технологические основы социальной работы с молодежью, анализируют содержания таких понятий и явлений, как социальная защита, социальная работа, социальное обслуживание, особое внимание уделяется идеям социологического витализма, культуроцентричности жизненных сил человека, среды его обитания.

При составлении анкеты я пользовалась учебниками и книгами таких авторов как: М.К. Горшковой и Ф.Э. Шереги; Ядова В.А; Рабочей книгой социолога; Капитонов Э.А.

 

 

2. Операционализация и интерпретация понятий

 

Отклоняющееся поведение - это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.

Девиантное поведение - является поведение, отклоняющееся от установленных обществом норм и стандартов, будь то нормы психического здоровья, права, культуры, морали, а также поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества в конкретный период времени.

Девиант - человек, по своему поведению отклоняющийся от нормы поведения, принятой в конкретном обществе.

Акцентуированные характеры - крайние варианты нормы, когда отдельные черты характера очень усилены и человек уязвим для определённых психологических воздействий.

Психопатия- это явное или скрытое отклонение от нормы психических качеств человека.

Алкоголизм - широко распространенный и создающий наибольшие проблемы в обществе вид зависимого поведения.

Алкоголь - пригодный для питья, вырабатывается путём брожения или дистилляции различных элементов

Алкоголизация - злоупотребление алкоголем.

Алкогольная зависимость - имеет 4 фазы: начальная, предупреждающая, решающая и конечная, каждой из которых присущи свои степени зависимости.

«Пьяница» - лица, находящиеся в 1-й или во 2-й фазе, употребляющие алкоголь для достижения желаемого уровня настроения и ещё способные себя контролировать.

«Употребляющий алкоголь» («потребитель») - человек, выпивающий время от времени, по случаю праздников или семейных торжеств.

«Абстинент» - человек, из принципиальных соображений полностью отказывающийся от употребления алкогольных напитков.

Аддикция - (addiction - англ., склонность, пагубная привычка, зависимость).

 


 

 

3. Статистика анкетирования

 

На вопросы анкеты респонденты ответили так:

1. Чем Вы занимаетесь в свободное для Вас время от работы, Учебы?

- спортивные секции, музыкальные занятия и т.д. -35%;

- нет определенных занятий, гуляю с друзьями - 35%;

- компьютерные игры - 20%;

- ни чем - 10%.

2. Как Вы считаете, рекламирование алкогольной продукции в СМИ влияет на потребление спиртных напитков среди молодежи?

- да - 70%;

- нет - 30%.

3. Есть ли, по Вашему мнению, положительные стороны употребления алкоголя?

- да - 45%;

- нет- 20%;

- затрудняюсь ответить - 35%.

4. Употребляете ли Вы алкогольные напитки?

- да - 75%;

- нет- 25%.

5. Как часто Вы употребляете спиртные напитки?

- ежедневно - 20%;

- не более 3-х раз в неделю - 53%;

- не более 3-х раз в месяц - 27%.

6. Как Вы относитесь к запрету продажи спиртных напитков несовершеннолетним?

- положительно - 55%;

- отрицательно - 45%.

7. Что могло бы заставить Вас отказаться от алкоголя?

- дорогая цена - 38%;

- проблемы со здоровьем - 56%;

- сильная занятость (досуговая, спортивно, оздоровительная)- 0%.

8. С какой целью Вы употребляете спиртные напитки?

- чтобы снять напряжение - 6%;

- чтобы повысить свое настроение - 31%;

- чтобы поддержать компанию - 37%;

- Ваш ответ (веселье, беззаботность, уверенность в себе) - 20%;

9. Как Вы думаете, если будет организована досуговая, спортивно- массовая, оздоровительная работа с детьми и подростками, употребление алкоголя сократится?

- да - 50%;

- нет- 50%.

10. Принято считать, что пропаганда здорового образа жизни очень важна для подростков. А как думаете Вы?

- важна - 60%;

- не важна - 10%;

- все равно - 30%.

11. После употребления алкоголя Вы становитесь:

- агрессивным - 14%;

- замыкаетесь в себе - 14%;

- веселье, расслабленность, склонность ко сну - 72%.

12. Вам отказали в продаже спиртных напитков - как Вы себя поведете?

- возмущение - 10%;

- нормально - 45%;

- купят в другом месте - 45%.

13. Легко ли Вы общаетесь со своими сверстниками?

- очень легко - 35%;

- скорее легко, чем не легко - 35%;

- общение безразлично - 25%;

- не легко чем легко - 5%.

14. Ваш пол?

- мужской - 40%;

- женский - 60%.

15. Ваш возраст?

- от 14 до 15 лет - 25%;

- от 15 до 16 лет - 35%;

- от 16 до 17 лет - 20%;

- от 17 до 18 лет - 20%.

ВЫВОДЫ.

На основе полученных данных можно сделать выводы:

Подростки стали серьезнее относиться спортивной культуре, но не все могут себе позволить посещение спортивных клубов, секций т.к. занятия спортом в нашем городе требует отдельных материальных затрат. Многие подростки общаются со своими сверстниками, где приходится, либо предпочитают общение компьютерным играм и общению через Интернет.

Нужно отметить, что молодежь против рекламы алкогольной продукции в СМИ. Причем большинство находят положительные стороны употребления алкоголя, и все то же большинство употребляет алкоголь не более 3-х раз в неделю.

Подростки положительно относятся к запрету продажи спиртных напитков несовершеннолетним, но тех, которые отнесутся к этому нормально и уйдут ровно столько же, сколько тех, кто купит алкогольную продукцию в другом месте. А это значит, что в городе Новосибирске не совсем отлажена система продажи алкогольной продукции несовершеннолетним.

Опрошенные респонденты употребляют алкоголь, чтобы поддержать компанию, повысить свое настроение и просто от того, что нечем заняться, но уже радует то, что подростки отказались бы от спиртных напитков из-за проблем со здоровьем, а не только из-за дорогой цены на алкогольную продукцию.

После употребления алкоголя подростки либо замыкаются в себе, либо становятся агрессивными, но большинство чувствуют веселье, беззаботность, уверенность в себе.

Ровно наполовину разошлись мнения подростков о том, что организованная досуговая, спортивно - массовая, оздоровительная работа с подростками сократит употребление алкоголя. Ребята легко общаются со своими сверстниками, но есть и такие, для которых общение безразлично, и те, кому дается это с трудом. Из количества опрошенных подростков большая часть девушек. Основной возраст подростков от 14 до 16 лет.

1. Социальные причины, побуждающие начать употребление алкоголя (по ответам респондентов на вопросы анкеты).

 

 

2. Цель употребления спиртных напитков среди подростков (по ответам респондентов на вопросы анкеты).

 

 

 

3. Состояние подростков после употребления алкоголя (по ответам респондентов на вопросы анкеты).

 

 

 

4. Девиантное поведение

 

4.1 Понятие и причины девиантного поведения

 

В самом общем виде отклоняющееся поведение - это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Следовательно, девиантным является поведение, отклоняющееся от установленных обществом норм и стандартов, будь то нормы психического здоровья, права, культуры, морали, а также поведение не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества в конкретный период времени.

В исследовании отклоняющегося поведения значительное место отводится изучению его мотивов, причин и условий, способствующих его развитию, возможностей его предупреждения и преодоления. В происхождении отклоняющегося поведения большую роль играют дефекты правового и нравственного сознания, содержание потребностей личности, особенности характера, эмоционально - волевой сферы. Первые проявления отклоняющегося поведения иногда наблюдают в детском и подростковом возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью развития личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, зависимостью от требований группы и принятых в ней ценностных ориентаций. У детей и подростков такое поведение нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против действительной или кажущейся несправедливости взрослых. Отклоняющееся поведение может сочетаться с достаточно хорошим знанием нравственных норм. В последнее время растёт количество детей группы риска. С 1970-х до 1990-х гг. количество детей этой группы росло неуклонно, и сейчас они составляют примерно 20% от общего количества подростков.[2].

Информация о работе Алкоголизм как один из аспектов девиантного поведения среди подростков