Агрессия и влияющие на нее факторы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 12:10, реферат

Описание работы

Целью реферата является изучение темы «Агрессия и влияющие на нее факторы».
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Сказать об актуальности этой проблемы.
2. Изучить понятия агрессия.
3. Изучить становление агрессии.
4. Определить влияющие факторы на агрессию.

Файлы: 1 файл

Агрессия.docx

— 50.14 Кб (Скачать файл)

Аутоагрессия, как мы могли  убедиться выше, - это, как правило, низкая самооценка и неприятие себя. Уже это вполне достаточные основания  для появления трудностей социально-психологического характера, связанных с установлением  контактов и осуществлением продуктивного  общения. Что собственно и фиксируется  на поведенческом уровне в высоких  показателях застенчивости и  низких показателях общительности.

Наличие аутоагрессии связано  с особенностями восприятия других людей. Однако связи эти являются далеко не тривиальными, а, на первый взгляд, даже и парадоксальными. Аутоагрессия, по нашим данным, практически не связана с негативизацией восприятия других. Напротив, уровень аутоагрессии коррелирует с позитивностью восприятия значимых «других». Наиболее сильно эта тенденция позитивного восприятия других с ростом уровня аутоагрессии проявляется у подростков и юношей в отношении учителей и в отношении собственных родителей (дифференцированно изучалось отношение к отцу и к матери - тенденция оказалась общей). Уровень аутоагрессии оказался отрицательно связанным лишь с представлением о том, «каким меня видят другие» (двойная рефлексия). Чем выше уровень аутоагрессии субъекта, тем более негативными являются представления об оценке другими его личности.

Вероятно, наибольшую озабоченность  и у родителей, и у специалистов вызывают модели агрессии, демонстрируемые  по телевидению. И это не случайно, ведь и вербальная и физическая агрессия на наших телеэкранах вовсе не редкость.         

 

 

Глава 3. Факторы агрессивного поведения

Факторы агрессивного поведения  - совокупность причин и условий, инициирующих агрессию или определяющих ее характер и отдельные черты. В современной литературе прослеживается тенденция, в соответствии с которой многие исследователи отказываются от абсолютизации какого-либо одного фактора, детерминирующего человеческую агрессию. Преобладающим становится подход, согласно которому предпочитается многофакторное понимание причин агрессии и учитываются различные ее детерминанты.

Среди факторов агрессивного поведения рассматриваются следующие.

  1. Социально-психологические факторы, т.е. формирующиеся на уровне социальных групп и оказывающие влияние на агрессивность индивида;
  2. Микросоциальные факторы, которые определяется характеристиками родительской семьи (ее состава, качества воспитания, благоприятными или неблагоприятными условиями воспитания), самого индивида (социальное и имущественное положение, уровень образования, трудовой статус), особенностями межличностного взаимодействия (формальный, неформальный статус индивида, мера индивидуальной адаптации, коммуникативные предпочтения и проч.). Проагрессивными факторами среди перечисленных, как правило, признаются: употребление родителями алкоголя, наркотиков, негативное воспитание ребенка, недостаточный уровень его социализации, влияние антисоциальной среды, особенности воспитания и социализации у мальчиков по сравнению с девочками и т.д.
  3. Макросоциальные факторы, обеспечивающие связь агрессии с наиболее общими тенденциями развития популяции в целом (социальными, экономическими, демографическими процессами). Так, У. Дарэм рассматривает хозяйственные системы в качестве ведущего фактора, определяющего развитие агрессивного поведения в традиционных обществах. По его мнению, различное использование средовых ресурсов неизбежно приводит к формированию различного отношения к территории и разным потребностям в кооперации или конкуренции между членами группы. Ландо предполагает, что агрессия в обществе тесно связана с эффективностью социальных институтов и социальной системы в целом. Изучив соотношение инфляции, браков и разводов он установил прямую связь между этими индексами социальной дисфункции и количеством тяжких преступлений в 11 из 12 стран. Действие макросоциальных факторов также отражено в исследованиях этноисторических и аккультурационных факторов, влияющих на уровень агрессии у современных племен охотников-собирателей. Кроме того, предполагается, что на макросоциальном уровне важную роль в развитии агрессивности играют различные групповые атрибуции. Например, считается установленным, что предубежденные люди склонны приписывать дурные намерения членам той группы, к которой сами испытывают неприязнь. Этот процесс получил название «предвзятая атрибуция враждебности» и, как указывают некоторые исследователи, он играет немаловажную роль в формировании расовой и межнациональной ненависти. Помимо упомянутых, к макросоциальным факторам относят экономическую и политическую ситуацию в стране, состояние войны или мира, характеристики демографических процессов, экологическую обстановку и проч.
  4. Личностно-психологические факторы, т.е. качества личности, формирующиеся в процессе социализации на уровне отдельного индивида и так или иначе связанные с его агрессивностью. К таковым могут быть причислены когнитивные, эмоциональные, волевые, качества личности, особенности её бессознательной сферы. 

К когнитивным факторам причисляют прежде всего определённый способ мышления, опосредующий агрессивное поведение. Это т.н. агрессивные убеждения, т.е. сознательные представления о нормативности  тяжкого деструктивного поведения. Они тесно связаны с формированием стратегии и тактики поведения, интерпретации различных воздействующих стимулов и ситуаций, а также самого себя в контексте социальной коммуникации. Настоящие факторы действуют, например, в случаях, когда определенные ситуации трактуются, как угрожающие и требующие упреждающего применения агрессии или когда осуществляется осознанный выбор неконструктивных способов реагирования в ситуации фрустрации. Иногда неадекватно завышенную самооценку также включают в перечень когнитивных факторов агрессивного поведения. В клинических случаях к когнитивным факторам следует, вероятно, отнести умственную отсталость неглубокой степени тяжести вызванное болезненным процессом снижение интеллекта.

Среди эмоциональных факторов рассматривают склонность к эмоциям злости и гнева, мотивирующим агрессивные действия; повышенную аффективную возбудимость в ситуации фрустрации, тревожность, аффективные расстройства (мания, депрессия, дисфория) и эмоциональную неустойчивость.

Волевые факторы, как предполагается, обеспечивают определённый уровень  контроля  эмоциональных реакций  и поведения в целом, способность  противостоять стрессовым ситуациям.

Факторы бессознательного, по мнению некоторых исследователей, определяют стереотипы агрессивности  и агрессивные установки индивида. Агрессивные установки представляют собой неосознаваемое состояние  готовности индивида к агрессии в  определенной ситуации, а агрессивные  стереотипы - устойчивое враждебное поведение, повторяемое в неизменном виде, лишенное раздумий и рефлексивности. Факторы бессознательного, к примеру, нашли свое отражение в исследованиях по изучению «эффекта оружия» (см. и проч.

Вероятно, личностно-психологические  факторы могут быть как нормотипическими, т.е. присущие в целом здоровому  человеку без каких-либо явных психических отклонений, так и клиническими, патологическими. К последним обычно относят психические, психопатические, психопатоподобные и поведенческие расстройства, алкоголизм и наркоманию.

  1. Биолого-психологические факторы, т.е. формирующиеся в процессе онтогенеза (индивидуального развития человеческого организма) и определяющие поведение индивида на биологическом уровне. К ним относятся генетические, гормональные, нейромедиаторные, нейроанатомические и половые факторы.

Среди генетических факторов рассматривают, например, физиологические  особенности организма потенциальных  агрессоров-мужчин, связанную с наличием у них дополнительной Y-хромосомы (кариатип XYY). Выявление зависимости  между такой хромосомной патологией и преступными наклонностями  приписывают П. Джекобс, обследовавшей  в 1965 г. заключённых в одной из шотландских тюрем. В результате исследования она пришла к выводу о том, что у людей, не совершавших  уголовных преступлений, комбинация XYY встречается гораздо реже, чем  у преступников.

Сторонники гормональной теории придерживаются положения о  решающем влиянии на агрессивность  индивида его гормонального статуса. Так, установлено, что избыточное выделение  тестостерона у мужчин вызывает повышенную и неконтролируемую агрессивность. По другим сведениям, у женщин решающую роль играют гормональные нарушения  в предменструальный и менструальный  периоды, это может приводить  к излишней раздражительности, вспышкам гнева и неконтролируемым действиям.

В ряде научных источников отражена существенная роль нейромедиаторов, касающаяся как генеза, так и супрессии (подавления) агрессии. Имеющийся ныне научный материал подтверждает гипотезу о том, что такие нейромедиаторы, как норэпинефрин, ацетилхолин, допамин, серотонин, гаммааминобутировая кислота (GABA) определённым образом связаны с уровнем агрессии у животных и человека.

При изучении нейроанатомических факторов исследуются влияние патологий  гипоталамуса, миндалевидной области, и орбитальной префронтальной коры на человеческую агрессию. Первоначально  такие исследования проводились  в экспериментах на животных. Частично сделанные выводы подтверждаются клиническими наблюдениями, согласно которым пациенты с опухолью в средней части  гипоталамуса и поражениями лобной коры чаще ведут себя агрессивно.

К половым факторам агрессии относят половые и полоролевые  особенности человека. Выдвигается  предположение о высокой врожденной предрасположенности к агрессии лиц мужского пола. Соответствующие  факты получены в наблюдениях, согласно которым агрессия начинает проявляться  уже в первые годы жизни именно мальчиков и значительно реже это наблюдается у девочек.

Некоторые исследователи в категорию факторов агрессии включают физические характеристики окружающей среды, в частности, те из них, которые обусловливают некоторые особенности агрессивного поведения индивида (жара, шум, теснота и проч.). Их обозначают термином внешние детерминанты агрессии.

Сами по себе перечисленные  факторы агрессивного поведения  не являются фатальными, то есть не указывают  на неизбежность проявления агрессии индивидом. Прямо или косвенно они  проявляют своё воздействие лишь в определённом контексте, например, в конкретной ситуации, в констелляции обстоятельств и условий, создающих специфические отношения между агрессором и жертвой. Такие ситуации – события в окружающей среде, внешние обстоятельства – действуют не сами по себе, а только в том случае, если индивид, исходя из собственного жизненного опыта, стереотипов, своих убеждений и установок, интерпретирует как угрозу его безопасности. Тем самым утверждается, что важным условием реализации агрессивности являются когнитивные особенности индивида. Вообще говоря, признавать определяющее влияние ситуации на агрессивное поведение было бы не совсем правильно ещё и потому, что в таком подходе индивиду отказывают в свободной воле, а вместе с тем и в праве на ответственность за своё поведение. Последовательное проведение в практику теории  детерминации агрессии некими внешними обстоятельствами неизбежно влечёт вседозволенность, произвол, ничем не ограниченную свободу действий и отказ от сложившейся многовековой уголовной практики. Напротив, представляется более вероятным, что индивид, предрасположенный к агрессии, может проявлять её как в объективно сложившихся и удобных для него ситуациях, делать это в специально созданных им и благоприятствующих агрессии обстоятельствах, но главное состоит всё же в том, что он может и должен контролировать  проявления собственной агрессивности, если только не страдает серьёзным психическим и поведенческим расстройством.

Таким образом, решающую роль в агрессивном поведении индивида играют социально -, личностно - и биолого-психологические факторы, но не каждый из них в отдельности и не арифметическая их сумма, а действующие в контексте целостной личности и в связи с конкретной жизненной ситуацией. Удельный вес той или иной группы факторов статистически рассчитывается отдельно для каждого случая применения насилия, но при этом обычно не придерживаются механистической доктрины и чаще всего исходят из того, что определяющую роль в агрессивном поведении играет единство личностно-психологических детерминант.

 

Заключение

Вопрос о сущности человеческой агрессии занимал лучшие умы человечества на протяжении многих веков, и рассматривались  с различных позиций – с  точки зрения философии, поэзии, религии. Однако только в нашем столетии данная проблема стала предметом систематического научного исследования, поэтому неудивительно, что не на все вопросы, возникающие  в связи с проблемой агрессии, имеются ответы. В сущности, изучение этой темы часто порождало больше вопросов, чем ответов. Тем не менее, налицо явный прогресс, и сегодня  мы знаем уже довольно много об истоках и природе человеческой агрессии. Количество данных об агрессии так велико, что было бы невозможно рассмотреть весь имеющийся материал в настоящей работе.

Человек - весьма агрессивное  существо, Ребенок проявляет первые признаки агрессивности задолго  до того, как научится говорить.  Агрессивность подчиняется своим  законам, весьма своеобразным и  порой  непредсказуемым. Эти законы влияют не только на поведение каждого человека, включая политиков и военных, но и на поведение общества и государства. Когда государство попадает во власть инстинктов, созданных естественным отбором для стада наподобие  павианьевого, и к тому же обзаводится  атомным оружием, это очень опасно. А если таких государств окажется несколько, будущее мира может повиснуть  на волоске. 

Таким образом, можно сказать, что у каждого из нас в характере  присутствует агрессивность. У кого-то она имеет оборонительные, доброкачественные  формы, у кого-то, возможно, уже перешла  и в деструктивную, злокачественную  область. Но как бы это ни было, человеку предоставляется возможность как  существу разумному предотвращать  появление агрессии и контролировать её. Надеюсь, что человечество  сможет для себя сделать определенные выводы и обратить свою агрессию в конструктивное русло.

Список литературы

  1. Бандура А. Уолтерс Р. Подростковая агрессия.  - М., 1999. – 512с.
  2. Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. – СПб., 1997. – 336с.
  3. Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности. - М., 1998. – 368с.
  4. Ковалев П. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения.  - СПб., 1996. –358с.
  5. Крысько В.Г. Социальная психология. М., 2001. – 208с.
  6. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло») М., 1994. –269с.
  7. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М., 1996. –254с.
  8. Фурманов И.А. Детская агрессивность. М., 1996. – 192с.

Информация о работе Агрессия и влияющие на нее факторы