Агрессивное поведение студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 10:51, курсовая работа

Описание работы

Проблема агрессии – одна из самых популярных проблем мировой психологии. Ей посвящено огромное количество статей и книг. В Европе и Америке регулярно проводятся международные конференции, симпозиумы и семинары, посвященные данной проблематике. И это не мода, а скорее реакция психологов на беспрецедентный рост агрессии в цивилизованном двадцать первом веке.
Феномен агрессии исследовали гуманисты-психологи К. Роджер-с, А. Маслоу, В. Франкл, необихевиористы А. Бандура и Дж. Доллард, внес свой вклад и Э. Фромм, также А. Басс, К. Лоренц и т. д. Из отечественных ученых, так или иначе затронувших в своих научных работах проблему агрессии, можно выделить А. А. Реана, Т. Г. Румянцеву, Т. Н. Курбатову и др. [20]. Вопрос об агрессии теоретически и практически разработан во многих трудах, однако по сей день остается открытым, как и все другие вопросы психологии.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………4 – 5.
Глава 1. Теоретические основы изучения феномена агрессии, причины ее возникновения и проявления……………………………………6 – 25.
Понятие об агрессии………………………………………......6 – 7.
Теории агрессивности………………………………………..7 – 14.
Современные формы агрессии……………………………..14 – 18.
Причины возникновения агрессии у студентов…………...18 – 23.
Приемы нейтрализации агрессии…………………………..23 – 25.

Глава 2. Экспериментальное исследование агрессивного поведения студентов…………………………………………………………...26 – 31.
2.1. Описание этапов экспериментального исследования………....26.
2.2. Методы и методики экспериментального исследования…26 – 29.

2.3. Полученные данные и обсуждение результатов…………...29 – 31.
Приложения………………………………………………………...32 – 33.
Заключение…………………………………………………………34 – 35.

Использованная литература и источники………………………...36 – 37.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ по психологии_ Чумуркиной Светланы_РЛЖ-09-4.docx

— 145.57 Кб (Скачать файл)

         2.3. Полученные данные и обсуждение  результатов.

Данные диагностики испытуемых мы сгруппировали в нескольких диаграммах, отражающих варианты группирования. Это было сделано для удобства восприятия и сопоставления результатов и последующей разносторонней интерпретации.

Данные, сгруппированные в Диаграмме №2.1, № 2.2, № 2.3, № 2.4 наглядно отражают ведущие тенденции реакций испытуемых.

Диаграмма № 2.1

Диаграмма № 2.2

Диаграмма № 2.3

 

Диаграмма № 2.4

 

Расшифровка диаграмм:

  1. Тревожность:

Не тревожны – 7 человек;

Средний уровень тревожности – 7 человек;

Очень тревожны – 1 человек.

  1. Фрустрация:

Не фрустрированы – 8 человек;

Средний уровень фрустрации – 7 человек;

Фрустрированы – 0 человек.

  1. Агрессивность:

Спокойны – 2 человека;

Средний уровень агрессивности – 12 человек;

     Агрессивны – 1 человек.

  1. Ригидность:

Нет ригидности – 4 человека;

Средний уровень ригидности – 10 человек;

Сильно выраженная ригидность – 1 человек.

Следует отметить несколько особенностей нашего исследования.

Из испытуемых отличились студенты технической профессии РХТУ им. Менделеева. Высокая тревожность среди испытуемых наблюдается всего лишь у одного человека – Зуева Кирилла (П-46), у него же наблюдается сильно выраженная ригидность, то есть его поведение, убеждения и взгляды  неизменны, даже если они расходятся и не соответствуют реальной обстановке и жизни. Спокойствие наблюдается у 2 студенток – Шадриной Екатерины (П-43) и Анастасии Горидько (П-46). Самым же важным наблюдением считается положение об агрессивности испытуемых, что отвечает теме нашей курсовой работе. По результату исследования одним из самых агрессивных опрашиваемых стал студент РХТУ им. Менделеева факультета химической технологии полимеров 4 курса группы П-36 – Дмитрий Евдокимов.

                                            ПРИЛОЖЕНИЯ.

Методика диагностики самооценки психических состояний Г. Ю. Айзенка.

Методика предназначена для диагностики таких психических состояний как: тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность. 

Инструкция к тесту:

Предлагаем вам описание различных психических состоянии. Если вам это состояние часто присуще, поставьте 2 балла, если это состояние бывает, но изредка, поставьте 1 балл, если совсем не бывает – 0 баллов.

Тестовый материал:

               Подсчитайте сумму баллов за каждую группу вопросов:

    1. Вопросы №1-10 – тревожность;
    2. II. Вопросы №11-20 – фрустрация;
    3. III. Вопросы №21-30 – агрессивность;
    4. IV. Вопросы №31-40 – ригидность.

Интерпретация результатов теста.

    1. Тревожность:

0-7 баллов – тревожность отсутствует;

8-14 баллов – тревожность средняя, допустимого уровня;

    1. баллов – высокая тревожность.
    1. Фрустрация:

0-7 баллов – имеете высокую  самооценку, устойчивы к неудачам, не боитесь трудностей;

8-14 баллов – средний уровень, фрустрация имеет место;

15-20 баллов – у вас низкая  самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач, фрустрированны.

    III. Агрессивность:

0-7 баллов – вы спокойны, выдержаны;

8-14 баллов – средний уровень  агрессивности;

15-20 баллов – вы агрессивны, не  выдержаны, есть трудности при  общении и работе с людьми.

IV. Ригидность:

0-7 баллов – ригидности нет, легкая  переключаемость;

8-14 баллов – средний уровень;

15-20 баллов – сильно выраженная  ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже если они  расходятся, не соответствуют реальной  обстановке, жизни.

Так же прилагаются опросники с ответами испытуемых.

 

 

 

                                                Заключение.

      Данная  работа отражает многие параметры  возникновения и проявления агрессии.

      В первой  главе рассматриваются психологические  особенности проявления агрессивного поведения. В частности, глубокому анализу были подвергнуты различные определения агрессии. Освещаются многие теории возникновения агрессии: агрессия как инстинктивное поведение, агрессия как проявление побуждения, агрессия как научение. В данной главе дается подробный анализ проблемной ситуации.

      В работе  подробно изучаются также причины, которые оказывают влияние на возникновение агрессии. Ими являются семейные взаимоотношения, личностные особенности, социальный фактор,  взаимодействие с окружающими, жара, шум, теснота, наследсттвенный фактор и т.д. Так же представлены наиболее эффективные приемы нейтрализации агрессии.

      Во второй  главе приводится анализ результатов  исследования проявления агрессии. Определяются наиболее продуктивные методы исследования агрессии. Было выявлено, что к их числу относятся беседа и тестирование. В ходе изучения агрессии мы использовали тест Г. Ю. Айзенка, по которому были проведены практические исследования. Результаты проанализированы и описаны во второй главе.

      В заключение  нашей работы можно сделать  следующие выводы и

рекомендации:

  1. Понятие агрессии имеет многообразие определений, а также различные теории ее возникновения. Агрессия играет важную роль в жизни человека, сопровождая его в течение жизни. Поэтому человеку нужно больше знать о содержании этого понятия.
  2. Существуют различные причины влияющие на возникновение агрессии. Человек должен знать их, чтобы по возможности избежать эти проявления.
  3. Существуют различные методы исследования агрессии, по которым

можно судить о поведении, которое присуще человеку в различных критических ситуациях, провоцирующих агрессию.

  1. Анализ результатов теста Айзенка показал, что подавляющее большинство обследуемых проявляют умеренную агрессию по отношению к окружающим, имеют среднюю тревожность, фрустрацию и ригидность.

      Тем испытуемым, которые показали высокий уровень  агрессии следует постараться проявлять спокойствие в любых ситуациях, и уметь пользоваться приемами нейтрализации агрессии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          Использованная литература и источники:

 

    1. Словарь психолога-практика /Сост. С.Ю.Головин. 2-е изд. перераб. и доп. – Мн.: Харвест, 2001. – С.14.
    2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Изд-во “Питер”, 1999. – С.26.
    3. Чуйко Г.В., Крывко Т.А. Агрессивное поведение в студенческом возрасте. Черновицкий национальный университет имени Юрия Федьковича (Украина).
    4. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. учреждений. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии./ Р. С. Немов. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – 576 с.
    5. Кордуалл Н. Психология А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. – М.: Фаир-Пресс, 1999. – 448 с.
    6. Агрессия у детей и подростков / Под ред. Н. М. Платоновой. – СПб.: Речь, 2004. – 336 с.
    7. Лоренц К. Агрессия/К. Лоренц. – М.: Наука, 1994. – 361 с.
    8. Реан А. А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. – Т. 17. - 1996. - № 5. – с. 3-18.
    9. Арнольд Т. Агрессивность, совесть и рациональное мышление // Дружба народов. – 1996. №9. – с. 141-155.
    10. Алтунин А. Психическая агрессивность // Студенческий меридиан. -1997. - № 2. – с. 9-10.
    11. Румянцева Т. Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологии. – 1991. - №1. – с. 81-89. Румянцева Т. Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии. – 1992. - №5/6. – с. 35-40.
    12. Агрессия у детей и подростков / Под ред. Н. М. Платоновой. – СПб.: Речь, 2004. – 336 с.
    13. Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина: в 2 т. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 248 с.
    14. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции/З. Фрейд. – М.: Просвещение, 1989. – 457 с.
    15. Кордуалл Н. Психология А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. – М.: Фаир-Пресс, 1999. – 448 с.
    16. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., 1996.
    17. Маркова Ю.А., Мареева Е.Б., Севидова Л.Ю.  Социально–психологические и возрастные характеристики периода студенчества. [Электронный ресурс]: РМЖ – независимое издание для практикующих врачей. Режим доступа: http://www.rmj.ru/articles_7227.htm.
    18. Психология. Словарь. Составитель Л.А.Карпенко. - М.1990, с.
    19. Методика диагностики самооценки психических состояний Г.Ю.Айзенка. [Электронный ресурс]: Профилактика подростковой агрессии как направление деятельности социального педагога в школе. Режим доступа: http://agressio.alexstudio.biz .
    20. Астафьев А. А. Гендерные особенности агрессивности студентов. Выпускная квалификационная работа. Москва, 2011г.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Агрессивное поведение студентов