Агрессивное поведение студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 10:51, курсовая работа

Описание работы

Проблема агрессии – одна из самых популярных проблем мировой психологии. Ей посвящено огромное количество статей и книг. В Европе и Америке регулярно проводятся международные конференции, симпозиумы и семинары, посвященные данной проблематике. И это не мода, а скорее реакция психологов на беспрецедентный рост агрессии в цивилизованном двадцать первом веке.
Феномен агрессии исследовали гуманисты-психологи К. Роджер-с, А. Маслоу, В. Франкл, необихевиористы А. Бандура и Дж. Доллард, внес свой вклад и Э. Фромм, также А. Басс, К. Лоренц и т. д. Из отечественных ученых, так или иначе затронувших в своих научных работах проблему агрессии, можно выделить А. А. Реана, Т. Г. Румянцеву, Т. Н. Курбатову и др. [20]. Вопрос об агрессии теоретически и практически разработан во многих трудах, однако по сей день остается открытым, как и все другие вопросы психологии.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………4 – 5.
Глава 1. Теоретические основы изучения феномена агрессии, причины ее возникновения и проявления……………………………………6 – 25.
Понятие об агрессии………………………………………......6 – 7.
Теории агрессивности………………………………………..7 – 14.
Современные формы агрессии……………………………..14 – 18.
Причины возникновения агрессии у студентов…………...18 – 23.
Приемы нейтрализации агрессии…………………………..23 – 25.

Глава 2. Экспериментальное исследование агрессивного поведения студентов…………………………………………………………...26 – 31.
2.1. Описание этапов экспериментального исследования………....26.
2.2. Методы и методики экспериментального исследования…26 – 29.

2.3. Полученные данные и обсуждение результатов…………...29 – 31.
Приложения………………………………………………………...32 – 33.
Заключение…………………………………………………………34 – 35.

Использованная литература и источники………………………...36 – 37.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ по психологии_ Чумуркиной Светланы_РЛЖ-09-4.docx

— 145.57 Кб (Скачать файл)

 

    1. .   Причины возникновения агрессии у студентов.

Можно выделить 6 основных факторов (причин) возникновения агрессии у студенческой молодежи:

  1. Возрастные особенности (эмоциональность, опыт, особенности адаптации, потребности, интересы). Возрастные границы, в пределах которых находятся большинство студентов, являются весьма условными, и наиболее часто составляют промежуток от 15–16 лет до 21–25 лет, что совпадает с периодом юности. Юность представляет собой период жизни после отрочества до взрослости – чрезвычайно значимый период в жизни человека, в процессе которого происходит формирование и осмысление многих жизненно важных вопросов. Прежде всего, в данной возрастной категории у молодежи возникает проблема выбора жизненных ценностей. Юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе («Кто Я?», «Каким Я должен быть?»), по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям. Именно в юности молодой человек ищет свое место среди категорий добра и зла. «Честь», «достоинство», «право», «долг» и другие, характеризующие личность категории, остро волнуют его в юности. В этот период у человека расширяется диапазон добра и зла до предельных границ, он испытывает свой ум и свою душу в диапазоне от прекрасного, возвышенного, доброго до ужасного, низменного и злого. Юность стремится прочувствовать себя в искушениях и восхождении, в борьбе и одолении, падении и возрождении – во всем том многообразии духовной жизни, которое свойственно состоянию ума и сердца человека [17]. Имеет существенное значение как для самого студента, так и для всего человечества, если он выбрал для себя путь духовного роста и преуспевания, а не прельстился пороком и противостоянием общественным добродетелям. В то же время, как бы ни была юность направлена на поиск своего места в мире, сколь бы ни была она интеллектуально готова к осмыслению всего сущего, многого она не знает – еще нет опыта реальной практической и духовной жизни среди близких людей.
  2. Индивидуально-личностные (характер, темперамент, пол, самооценка, эмоциональное состояние). Именно в юности по - настоящему пробуждается данное природой стремление к другому полу. Это стремление может затмевать, несмотря на понимание, знания, убеждения и уже сформированные ценностные ориентации молодого человека. Юность – период жизни, когда над другими чувствами может доминировать всепоглощающая страсть к другому человеку. Начав в отрочестве созидание своей личности, начав сознательно строить способы общения, молодой человек продолжает этот путь совершенствования значимых для себя качеств в юности. Однако у одних это духовный рост через идентификацию с идеалом, а у других – выбор для подражания антигероя и связанные с этим последствия развития личности. В этот период жизни человек решает, в какой последовательности он приложит свои способности для реализации себя в труде и в семейной жизни [17]. Важнейшим достижением этого периода является развитие самообразования, то есть самопознания, а суть его – установка по отношению к самому себе. Она включает познавательный элемент (открытия своего «Я»), понятийный элемент (представление о своей индивидуальности, качествах и сущности) и оценочно–волевой элемент (самооценка, самоуважение). Развитие рефлексии, то есть самопознания в виде размышлений над собственными переживаниями, ощущениями и мыслями, обусловливает критическую переоценку ранее сложившихся ценностей и смысла жизни – возможно, их изменение и дальнейшее развитие. Смысл жизни – это важнейшее «новообразование» ранней юности. Именно в этот период жизни проблема смысла жизни становится глобально всеобъемлющей с учетом ближней и дальней перспективы. Также важным достижением юности является появление жизненных планов, а в этом проявляется установка на сознательное построение собственной жизни как проявление начала поиска ее смысла.
  3. Социальные условия и социальное окружение (особенности окружения, СМИ, музыка, кино, технические средства, экономический и социальный статус личности, особенности группы). Вступив в юность подростком, молодой человек завершает этот период истинной взрослостью, когда он действительно сам определяет для себя судьбу: путь своего духовного развития и земного существования. Он планирует свое место среди людей, свою деятельность, свой образ жизни. Факторы, определяющие социально–психологический портрет студента и в немалой степени влияющие на успешность обучения, можно разделить на две категории: те, с которыми студент пришел в вуз, – их можно только принимать во внимание, – и те, которые появляются в процессе обучения, – ими можно управлять. 
    К первой категории относятся: уровень подготовки, система ценностей, отношение к обучению, информированность о вузовских реалиях, представления о профессиональном будущем. Факторы этой категории работают преимущественно на этапе адаптации, когда первокурсники пытаются понять, «куда я попал» и «кто меня окружает». Студент должен очень быстро сориентироваться и с новых позиций освоить способы и методы учебной деятельности, понять систему норм и правил, существующих на факультете и в его учебной группе, разработать свою систему ценностей по отношению к учебе, предстоящей работе, преподавателям. Постепенно влияние факторов первой группы ослабевает, и решающую роль начинают играть факторы второй группы. К ним можно отнести организацию учебного процесса, уровень преподавания, тип взаимоотношений преподавателя и студента и т.д. Именно это, в значительной степени, а не исходный уровень определит профессиональный и психологический облик человека, который через несколько лет покинет стены вуза [17]. Развитие студента на различных курсах имеет некоторые особые черты. Первый курс решает задачи приобщения недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни. Поведение студентов отличается высокой степенью конформизма; у первокурсников отсутствует дифференцированный подход к своим ролям. Второй курс – период самой напряженной учебной деятельности студентов. В жизни второкурсников интенсивно включены все формы обучения и воспитания. Студенты получают общую подготовку, формируются их широкие культурные запросы и потребности. Процесс адаптации к данной среде в основном завершен. Третий курс – начало специализации, укрепление интереса к научной работе как отражение дальнейшего развития и углубления профессиональных интересов студентов. Настоятельная необходимость в специализации зачастую приводит к сужению сферы разносторонних интересов личности. Четвертый курс – более детальное знакомство со специальностью, наиболее приближенное к практической деятельности. Для поведения студентов характерен интенсивный поиск более рациональных путей и форм специальной подготовки, происходит переоценка студентами многих ценностей жизни и культуры. Пятый–шестой курсы – перспектива скорого окончания вуза – формирует четкие практические установки на будущий род деятельности. Проявляются новые, становящиеся все более актуальными ценности, связанные с материальным и семейным положением, местом работы и т.д. Студенты постепенно отходят от коллективных форм жизни вуза [17].
  4. Физиологические условия  (привычки, комплексы, уровень здоровья, заболевания, усталость). Агрессивное поведение студентов нередко связано с алкоголизацией. Алкоголизация и наркотизация вплетаются в структуру девиантного образа жизни студентов.
  5. Внешние физические обстоятельства (шум, жара, теснота, метеоусловия). Некоторый тип статического электричества, электромагнитные волны, высокая температура изменяют сердцебиение, давление, что сказывается на поведении.
  6. Семья и родственное окружение (особенности семьи, нарушение стиля воспитания, негативный пример родителей, состав семьи, взаимоотношения). Безнадзорность, гиперопека, эмоциональное отвержение, жестокие взаимоотношения - подобные модели отношения к ребенку в семье формируют у него качества, которые порождают тревожность в его поведении и склонность к крайним реакциям и эмоциям, в том числе и агрессивного характера. Сопутствующими семейными факторами являются: неполные семьи, лишение родителей родительских прав, злоупотребление спиртными напитками хотя бы одним из родителей, бесконтрольность поведения со стороны родителей, безразличие в дальнейшей судьбе своего «чада».
  7. Кроме того, есть условия, поддерживающие агрессию и агрессивные проявления. К ним относится: неправильная реакция окружающих; получение внимания, власти, признания, денег в результате агрессивного поведения; регулярное повторение агрессии; суровые наказания или проявление агрессии в ответ; отсутствие реакции на агрессию; изоляция; задержка или отклонение в развитии; асоциальная группа. Искоренить агрессивное поведение полностью невозможно. Снижение агрессивных проявлений возможно через создание системы эффективного социального контроля на уровне общества, семьи, малых групп, самой личности [17].

1.5. Приемы нейтрализации агрессии.

Как воздержаться от реакции на агрессию:

1. Игнорирование  агрессии: - не заметить агрессию; - дать партнеру время успокоиться;

2. "Включение" приятных представлений: - представляете  себя в приятной обстановке - в  саду, на пляже, на качелях, под  душем; - думаете о лучших минутах, проведенных с данным партнером.

Воображаемые действия на «агрессора»:

1. Мысленная  нейтрализация агрессора: - "включить" мысленно нейтрализатор типа: "Это  не мой троллейбус", "ругайся со своей тетёй" и т. п.; - примените формулу самоуспокоения: "сегодня я не обращаю внимания на пустяки", "у меня более серьезные проблемы", - мысленно ввести агрессивного партнера в комичную ситуацию (как бы он выглядел в состоянии агрессии голым или в клетке зоопарка, или в детском подгузнике с пустышкой в зубах) [16].

2. Мысленное  наказание за агрессию: - делаете  вид, будто у вас кольнуло в  сердце, заболела голова, зубы; - "После разговора с тобой не буду спать всю ночь"; - "Я теперь расстроен на весь день".

3. Мысленная  месть "агрессору": - думаете про  себя: чтоб ты в люк провалился; - желаете про себя: отольются  тебе мои слезы, бог накажет, - замечаете про себя "вон как  шея надулась, вот-вот- лопнет", "спать  плохо будешь".

Сглаживание агрессии партнера:

1. Дружеское участие: - "Я вас  понимаю "; - "У вас такая ответственная  должность, приходится нервничать"; - "У вас сегодня очень трудный  день, и, понятно, сдают нервы"; - "Я  тоже не переношу подобные  вещи"; "И меня возмущают  такие выходки".

2. Шаг к примирению или "лапки  вверх": - искреннее покаяние. "Я  виноват и заслужил упрек"; - подчеркнуть значимость, авторитетность  партнера, допустившего агрессию; - сокращение коммуникативной дистанции: прикоснуться к партнеру, подойти ближе, посмотреть прямо в глаза; - предложить сесть (если партнер - подчиненный), попросить разрешения сесть (если партнер руководитель); - подчеркнуть общность интересов в вопросе, вызвавшем бурную реакцию партнера; - предложить разделить ответственность за решение вопроса; - предложить подумать о том, что скажут общие недруги о ваших с партнером отношениях.

3. Снижение значимости повода  для агрессии: - "Если разобраться, то случай (дело) пустяковый"; - "Бывало  и хуже ."; - "Если посмотреть  на вопрос с другой стороны, то окажется, что он не стоит  переживаний (нервов, ссоры)"; - "Жизнь  не в том, чтобы переживать  из-за таких вещей".

4. Обращение к здоровью как  ценности. - "Не рвите себе сердце"; - "Будем беречь наше здоровье"; - "Это не тот случай, чтобы  тратить на него свое здоровье" [16].

Фиксация внимания партнера на его агрессии:

1. Мягкая фиксация внимания: - "Я  сегодня такой же нервный (вздернутый, резковатый)"; - "Сегодня почему-то  все взвинчены (погода действует, общая обстановка)"; - "комплимент  с укором": "Резкость вам  не идет"; "Вы же интеллигентный  человек"; "Мы же воспитанные  люди"; - мимика некоторого удивления (поднять бровь; широко, но весело  скрыть глаза); - призыв сохранять  дружеский тон; - "Не понял вас..."; "Простите, не расслышал...".

2. Жесткая фиксация внимания: - "Вы  излишне горячитесь"; - "У вас  неприятности?"; - "Я бы на  вашем месте... (воздержался от резкостей, подумал бы о последствиях)"; - "Вы подаете плохой пример  окружающим"; - взгляд в упор - осуждающий, откровенно удивленный; - "Вы меня разочаровываете в себе (как в помощнике, заместителе, партнере).

3. Пресечение агрессии: - приказ, требование  вести себя должным образом; - угроза наказания; - требование прекратить  грубость; - просьба покинуть помещение.

Интеллектуальное реагирование на агрессию:

1. Выдерживание интеллектуально  нагруженной паузы: - понять причину, мотив агрессии партнера, чтобы  определить ответную реакцию; - засечь  время агрессии партнера с  целью дождаться ее окончания (в некоторых случаях можно  сообщить партнеру: "Вы потеряли  самообладание на... минут и... секунд"); - надеть маску непроницаемости: посмотрю, как он будет вести  себя дальше, что еще выкинет; - мысленный прогноз поведения  партнера: сейчас он, вероятно... (начнет  выпячивать глаза, вспомнит прошлое, начнет ходить по комнате и  т. п.); - проекция действий "агрессора" на себя (узнавание себя: такой  же заводной, как и я, такой  же невыдержанный, глупый; это состояние мне знакомо) [16].

2. Переключение внимания агрессивного  партнера (психологическая подножка): - перевод разговора на другую  тему; - анекдот по случаю; - "А  вы знаете, я сейчас подумал..."; - смех в сторону - рассмеяться  как бы ни с того, ни с  сего, рассказать дежурную шутку, а затем извиниться и попросить  продолжить разговор; - попросить  у партнера разрешение на что-либо (сесть, выпить воды, позвонить по  телефону, взять записную книжку  и т. п.); - абсурдная фраза, брошенная как бы невзначай [16].

 

 

 

 

Глава II. Экспериментальное исследование агрессивного поведения студентов.

          2.1.  Описание этапов экспериментального исследования.

Исследование осуществлялось в 3 этапа. На каждом этапе, в зависимости от решаемых задач и условий проведения работы, применялись соответствующие методы исследования:

1 этап - Организация и проведение исследования.

2 этап - Этап обработки данных.

3 этап - Этап получения и интерпретации результатов.

В исследовании принимали участие 15 студентов: 4 из них – студентки 3 курса филологического факультета УлГПУ им. Ульянова  и 1 студентка 1 курса; 9 студентов факультета нефтегазохимии и химии полимерных материалов (химической технологии полимеров) 4 курса РХТУ им. Менделеева г. Москва – из них 5 студентов мужского пола и 4 студентки; и 1 студентка филологического факультета 4 курса МарГУ г. Йошкар-Ола.

Возраст исследуемых от 18 до 22 лет.

      2.2. Методы и методики экспериментального исследования.

В соответствии с целью и задачами в нашем исследовании использовались следующие методы исследования:

  1. беседа;
  2. тестирование.

Для исследования мы выбрали методику диагностики самооценки психических состояний Г. Ю. Айзенка.

Как профессиональный фактор личностной оценки, тест Айзенка на агрессивность тревожность предоставил возможность выявить доминирующие личностнообразующие составляющие и интересы. Разделение текущих сфер практики с использованием теста Айзенка на агрессивность/тревожность помогло осуществить цели более высокой трудности. При этом, и с целью конкретной работы и индивидуального исследования вновь, он пользуется популярностью в большинстве случаев. К той же группе можно отнести, например, методики: Карла Леонгарда, Д.Голланда, Рокича-Шварца, ДМO Лери, КOТ и другие.

Рассмотрим используемую в исследовании методику.

Цель: исследование уровня агрессивности. Методика предназначена для диагностики таких психических состояний как: тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность. Опросник состоит из 40 утверждений, на которые испытуемый отвечает «часто встречается», «бывает, но изредка», «совсем не бывает». Методика Г. Айзенка позволяет диагностировать у испытуемых основные эмоциональные психические состояния, которые Айзенк называет тревожностью, фрустрацией, агрессивностью и ригидностью, на основе самоотчета испытуемых. Вопросы опросника построены таким образом, чтобы выявить обычное, преобладающее, в некотором смысле, неизменное для испытуемого психическое состояние. На наш взгляд, оно является индикатором более глубоких эмоциональных процессов, отличающихся высокой устойчивостью и доминированием, которые, в свою очередь, являются слагаемыми живой и одновременно устойчивой эмоциональности человека.

Эмпирические наблюдения также обусловили выбор данной методики. Известно, что юность – это пора усиленной выработки эмоциональной саморегуляции. Именно в юности человек приобретает устойчивые, «излюбленные» способы реагирования на мир и людей, у него формируются предпочитаемые эмоциональные состояния.

Тревожность имеет много эмоциональных проявлений: страха, застенчивости, стыда, вины, робости. Тревожные испытывают мучительные колебания самооценки и чувства одиночества и подавленности. «Застенчивый человек может быть уверен, что никто не посчитает его навязчивым, сверхагрессивным, претенциозным. Он может легко избежать межличностных конфликтов, его также ценят, как умеющего слушать». Личность с повышенной тревожностью скорее причинит вред себе, чем другим.

Агрессивность как в психологической литературе трактуется как личностная черта, теснейшим образом связанная с агрессией. «Агрессия: физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда кому-либо» [15].

Фрустрация в методике Г. Айзенка выступает синонимом психического состояния нереализованных побуждений. При наличии мотивов внешней или внутренней активности, личность в силу разных причин, не может их осуществить. В связи с этим возникает особое состояние эмоционального напряжения. Постоянно фрустрированные личности характеризуются, прежде всего, состоянием стресса. Фактически фрустрация и есть одна из форм стресса. Фрустрационная реакция порождает целую гамму негативных эмоций: раздражение, гнев, чувство вины.

 Ригидность как личностный фактор предполагает жесткую направленность поведения и вязкость эмоций. Аффективная ригидность выражается в косности эмоциональных откликов на изменяющиеся объекты эмоций. Ригидные личности как бы все время «опаздывают» реагировать на наличную ситуацию, продолжая «гнуть» свою линию поведения.

Методика Айзенка снабжена опросником, бланком для работы испытуемого и ключами ответов. При обработке ответы оцениваются по четырем вышеперечисленным шкалам [18].

Ход исследования:

  1. Нашими испытуемыми стали студенты ВУЗов разных городов – Ульяновск, Йошкар-Ола, Москва. Все испытуемые представляются нам социально адаптированными личностями, имеющими позитивные интересы и планы. Величина выборки 15 человек.  Каждый испытуемый в ходе беседы дал согласие на установку серьезного отношения к исследованию.
  2. Этап обработки данных включал стандартные расчеты, предполагаемые методикой, перегруппировку данных, а также сопоставление «сырых» данных, полученных методикой и математическую обработку, в том числе графическое представление данных.
  3. На этапе получения и интерпретации результатов мы сделали достоверные и вероятностные выводы, наметили новые тенденции исследовательской работы.

Информация о работе Агрессивное поведение студентов