Аддиктивное поведение, как пример негативной тенденции в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:59, курсовая работа

Описание работы

Аддиктивное поведение зачастую имеет много предпосылок – биологические, социальные, психологические, духовные. Как же это относится к миру молодого человека, как сказываются на его мировоззрении? Что же происходит в его взаимоотношениях с родителями, друзьями, любимыми? Как он относится к прошлому, будущему, любви, сексу, к самому себе? И что же отличает юношей и девушек, склонных к аддиктивному поведению?

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………………………………………….....…3
Глава 1. Аддиктивное поведение как предмет исследований в современной психологической науке и смежных отраслях
1.1. Сущность и определение аддиктивного поведения……………………………………………………..…....5
1.2. Специфика аддиктивного поведения в подростковом возрасте…......................................10
1.3. Био-психо-социальные предпосылки....................................................................................12
1.3.1..Социальные предпосылки……………………………………………………………………………………………....12
1.3.2. Биологические предпосылки……………………………………………………………………………………….....15
1.3.3.Психологические предпосылки ……………………………………………………………………………………....16
1.3.4.Мировоззренческие предпосылки аддиктивного поведения….......................................18
Глава 2. Эмпирическое исследование мировоззренческих предпосылок аддиктивного поведения молодежи.
2.1.Программа исследования…………………………………………………………………………………………………..19
2.2. Категориальная сетка контент-анализа и результаты ответов испытуемых……………………………………………………………………............................................................21
2.3. Анализ результатов исследования методами математической статистики………………………………………………………………………………………………………………………………....26
2.4.Обсуждение результатов………………………………...…………...................................................33

Выводы……………………………………………………………………………………………………………………………..…....35
Список используемой литературы....……………………………………………………………………………….…...39

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 76.57 Кб (Скачать файл)

    В отношении  к семье различия  менее выражены  – на уровне 0,05. Молодые люди  в обеих группах  склонны  нивелировать различия между  своей семьей и другими («как  все», «обычная семья»), а юноши  и девушки, склонные к аддиктивному  поведению,  недовольны в основном  своей ролью в семье  - считают,  что с ними обращаются как  с ребенком, не как с членом  семьи, не уделяют должного  внимания.                       

    Резко отличается  у юношей и девушек, склонных  к аддиктивному поведению, отношение  к своему будущему (уровень значимости 0,001). Молодым людям, склонным к  аддиктивному поведению, будущее  представляется преимущественно  в негативных тонах - мрачным,  бесперспективным, скучным, они не  видят себя в своем будущем,  не уверены в нем. Зато молодые  люди, не склонные к аддиктивному  поведению, значительно чаще высказывают  оптимистичные, уверенные, светлые  прогнозы относительно своего  будущего. Негативная тенденция  у юношей и девушек, склонных  к аддиктивному поведению видимо,  связана с тем, что они не  верят в будущее и не видят  его, т. к. цель – немедленное  удовлетворение потребностей сейчас, в настоящем. Личность потребителя  наркотиков ориентирована 

 

преимущественно на потребление, они не имеют желания прикладывать значительные усилия для построения своего будущего. Также, что не менее  важно,  отсутствует программа  построения этого будущего, умение ставить и достигать цели.

      Различия  по отношению к прошлому оказались  незначительны: и в той и  в другой группах только треть  опрошенных склонны воспринимать  свой опыт как негативный. Вероятно, особенности прошлого не имеют  значения для формирования аддиктивного  поведения.

      Значимыми  оказались различия по отношению  к браку (уровень значимости 0,001). Юноши и девушки, склонные к  аддиктивному поведению, имеют   более положительное  отношение  к браку (55% против 31%). У них  чаще наблюдается стремление  к браку, а также идеализация  его. Мы считаем, что стремление  к браку выступает у молодых  людей, склонных к аддиктивному  поведению, как компенсационный  механизм неудовлетворенности отношениями  в своей семье. Не получая  любви, заботы, тепла от своих  родителей, молодые люди мечтают  создать свою семью,  идеализируя  ее образ. При этом отношения  в разнополой диаде удаются  им не очень хорошо -  они  реже  удовлетворены своими сексуальными  отношениями по сравнению с  молодыми людьми, не склонными  к аддиктивному поведению (уровень  значимости 0,01). Естественно, при  наличии негативного примера  в качестве своей семьи, им  нелегко строить позитивные межполовые  отношения.

      Представление  о дружбе в целом не удалось  разделить на «положительное»  и «отрицательное». Это связано  с тем, что предложения были  построены таким образом, чтобы  выявить идеальное представление  о дружбе. Практически у всех  испытуемых представления о «настоящем  друге» похожи: как о человеке, который не предаст, не бросит  в трудную минуту, не обманывает, умном, веселом,   т.е. испытуемые  рисовали идеальный образ друга.

      Удалось  вычленить такой  мировоззренческий  аспект, как представление о друзьях.  Группы сравнивались по этому  параметру, и различия оказались  не значимы: 25% среди юношей и  девушек, склонных к аддиктивному  поведению, и 20% среди не склонных  не уверены в своих друзьях.  

      Также мнения  групп совпадали по отношению  к подчиненным, к начальству  – по этим параметрам различия  не значимы.

      Отношение  к себе в обоих групп абсолютно  совпало: 46% молодых людей и в  группе склонных, и в группе  не склонных к аддиктивному  поведению, не уверены в себе, противопоставляют себя окружающему  миру, обладают низкой самооценкой.

     Также в  тесте имелся такой параметр, как «Страхи и опасения».

В обеих группах указывалось  на следующие страхи и опасения: смерть, здоровье, оценочное отношение  к себе; темнота, крысы, замкнутое  пространство, тараканы; одиночество; ответственность; люди, начальство;  будущее, ошибки. Все эти страхи и  опасения свойственны для людей  в принципе. Каких-либо тенденций  относительно  преобладания каких-либо страхов для каждой группы испытуемых выделено не было. Подвергнуть их количественной обработке также не представлялось возможным.

         Таким образом, выраженные различия  выявились по отношению к родителям  отцу и матери, к семье, к  будущему.  По перечисленным выше  параметрам у юношей и девушек,  склонных к аддиктивному поведению,  более выражено отрицательное  отношение. Следовательно, гипотеза  получила свое подтверждение.

      Также выявились  различия по отношению к сексу  – неудовлетворенность своими  сексуальными отношениями показали  молодые люди, склонные к аддиктивному  поведению. Зато по отношению  к браку они отличаются большим  оптимизмом, нежели их сверстники, не склонные к аддиктивному  поведению.

      Для использования  в профилактической и коррекционно-психологической  работе мы считаем более перспективными  такие мировоззренческие предпосылки,  как отношение к родителям,  к семье в целом и отношение  к своему будущему, а также  отношения в разнополой диаде. 

     Большое внимание  следует уделять в развитии  способности видеть перспективу  своей будущей жизни, способности  определять цели своей жизни  и добиваться их. В частности,  мы предлагаем ориентировать  молодых людей на такую позитивную  цель как создание брака и  гармонизацию межполовых отношений.  Для этого мы предлагаем обучать  молодых людей конструктивному  взаимодействию в разнополой  диаде. Это поможет молодым  людям самореализоваться в браке,  приобрести точку опоры и в  настоящем, и в будущем, которого  они пока так боятся.

      И конечно,  следует уделить внимание уменьшению  негативной окраски взаимоотношений  с родителями, в идеале – гармонизация  этих отношений. Необходимо работать  как с самими молодыми людьми, так и со всей семьей.

 

 

Выводы

        1. Итак на основании исследования выявленно, что гипотезы следствия получили своеподтверждение.

       Действительно,  юноши и девушки, имеющие склонность  к аддиктивному поведению, более  пессимистично воспринимают свое  будущее по сравнению с юношами  и девушками, не склонными к  аддиктивному поведению, - уровень  значимости 0,001. Будущее представляется  преимущественно в негативных  тонах - мрачным, бесперспективным, скучным, они не видят себя  в своем будущем, не уверены  в нем.

    Видимо, это связано  с тем, что они не верят  в будущее и не видят его,  т. к. цель – немедленное  удовлетворение потребностей сейчас, в настоящем. Также, что не  менее важно,  отсутствует программа  построения этого будущего, умение  ставить и достигать цели.

      2.Получила подтверждение и вторая гипотеза. Молодые люди, склонные к аддиктивному поведению, значительно чаще не удовлетворены своими отношениями с родителями по сравнению с юношами и девушками, не склонными к аддиктивному поведению.

      Наиболее значимые различия выявились по отношению испытуемых к отцу – на уровне 0,001. Отношение к отцу оказалось одной из самых проблемных тем юношей и девушек, склонных к аддиктивному поведению (61%). Эти данные показывают нам, сколь значима роль отца в формировании личности молодого человека, а также вовлечения его в наркотическую зависимость.

      Различия выражены и по отношению к матери - на уровне 0,01.  Отрицательное отношение к матери у юношей и девушек, склонных к аддиктивному поведению (49%), связано, прежде всего, с  отсутствием эмоционального контакта, доверия, с недостатком внимания, в признании конфликтности отношений.

      Полученные данные подтверждают тот факт, что химическая зависимость – заболевание семейное, и неблагополучие в семье имеет большое значение в формировании аддиктивного поведения.

        3. Значимыми оказались различия по отношению к браку (уровень значимости 0,001). Юноши и девушки, склонные к аддиктивному поведению, имеют более положительное отношение к браку по сравнению с юношами и девушками, не склонными к аддиктивному поведению (55% против 31%). Стремление к браку выступает у молодых людей, склонных к аддиктивному поведению, как компенсационный механизм неудовлетворенности отношениями в своей семье. Не получая любви, заботы, тепла от своих родителей, молодые люди мечтают создать свою семью,  идеализируя ее образ.

        При  этом отношения в разнополой  диаде удаются им не очень  хорошо - они реже  удовлетворены  своими сексуальными отношениями  по сравнению с молодыми людьми, не склонными к аддиктивному  поведению (уровень значимости 0,01). Естественно, при наличии негативного  примера в качестве своей семьи,  им нелегко строить позитивные  межполовые отношения.

       4.Различия по отношению к остальным мировоззренческим факторам, а именно: отношение к прошлому, к себе, к друзьям, к начальству , к подчиненными, а также нереализованные возможности – оказались не значимы.

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

 

        1. Шереги Ф.Э., Арефьева А.Л.  Материалы международной конференции «Подростки и молодежь в меняющемся обществе»(проблемы отклоняющегося поведения). – М. – 2001.

      2. Сорокин В.М. наркотики и подростковая субкультура. .//Cборник тезисов международной конференции: подросток и молодежь в меняющемся обществе (проблемы девиантного поведения). –М. – 2001. – с.104-106.

      3. Березин С.В. и др. Психология ранней наркомании.-Самара.-1997.

      4. Битенский В.С., Херсонский Б.Г., Дворяк С.В. и др. Наркомании у подростков.-Киев.-1989.

      5.  Наш проблемный подросток: Учебное пособие. – СПб.  – 1998

      6. Вострокнутов  Н.В. Семья и проблемы отклоняющегося  поведения в современном обществе.//Cборник  тезисов международной конференции:  подросток и молодежь в меняющемся  обществе (проблемы девиантного  поведения). –М. – 2001. – с.109-124.

      7. Братусь В.С. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. – М. – 1984.

      8. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. М. – 1998.

     9. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Редактор-составитель Д.Я. Райгородский. – Самара. -1998

      10. Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология: руководство. - Л.- 1991.

      11. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь. – Мн. -1998.

     12. Заика Е.В., Крейдун Н.П., Якина А.С. Психологическая характеристика личности подростка с отклоняющимся поведением.  Вопросы психологии-№4-1990-с.83-90.

      13. Зыков О.В. Состояние и перспективы развития детско-подростковой наркологиче- ской службы в г. Москве //Вопросы наркологии. – 1997. - №1. – с.27-32.

        14. Ивченко  Н.П., Ефимова А.В., Аккузина О.П.  Установки подростков по отношению  к началу половой жизни.//Вопросы  психологии.  – 2001. - №3 – с.49-57.

        15. Кон И.С. Психология ранней юности. – М. – 1989.

        16. Кулаков С.А. Психотерапия и психопрофилактика аддиктивного поведения у подростков.-М.;СПб.-1996.


Информация о работе Аддиктивное поведение, как пример негативной тенденции в современном обществе