Аддиктивное поведение, как пример негативной тенденции в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:59, курсовая работа

Описание работы

Аддиктивное поведение зачастую имеет много предпосылок – биологические, социальные, психологические, духовные. Как же это относится к миру молодого человека, как сказываются на его мировоззрении? Что же происходит в его взаимоотношениях с родителями, друзьями, любимыми? Как он относится к прошлому, будущему, любви, сексу, к самому себе? И что же отличает юношей и девушек, склонных к аддиктивному поведению?

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………………………………………….....…3
Глава 1. Аддиктивное поведение как предмет исследований в современной психологической науке и смежных отраслях
1.1. Сущность и определение аддиктивного поведения……………………………………………………..…....5
1.2. Специфика аддиктивного поведения в подростковом возрасте…......................................10
1.3. Био-психо-социальные предпосылки....................................................................................12
1.3.1..Социальные предпосылки……………………………………………………………………………………………....12
1.3.2. Биологические предпосылки……………………………………………………………………………………….....15
1.3.3.Психологические предпосылки ……………………………………………………………………………………....16
1.3.4.Мировоззренческие предпосылки аддиктивного поведения….......................................18
Глава 2. Эмпирическое исследование мировоззренческих предпосылок аддиктивного поведения молодежи.
2.1.Программа исследования…………………………………………………………………………………………………..19
2.2. Категориальная сетка контент-анализа и результаты ответов испытуемых……………………………………………………………………............................................................21
2.3. Анализ результатов исследования методами математической статистики………………………………………………………………………………………………………………………………....26
2.4.Обсуждение результатов………………………………...…………...................................................33

Выводы……………………………………………………………………………………………………………………………..…....35
Список используемой литературы....……………………………………………………………………………….…...39

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 76.57 Кб (Скачать файл)

 

          Состояние эйфории

Самым ярко выраженным показателем  измененного сознания при употреблении алкоголя или наркотиков является эйфория. Слово «эйфория» (от греч. euphoria - хорошо переношу) означает неоправданное реальной действительностью благодушное, приподнято-

 

радостное настроение. В  научно- медицинской и психологической  литературе термин

«эйфория» обозначает неоправданное  реальной действительностью радостное  настроение у тяжелобольных, порой  умирающих, а I также счастливое, радостное, блаженное состояние у алкоголиков I степени после употребления спиртного  или у наркоманов (I стадии) после  приема наркотического вещества.

Наркотическая эйфория аналогична алкогольной: то же состояние радостного возбуждения, иллюзия счастливого, приподнятого настроения, веселье, благодушие, приятные телесные ощущения. Однако существует и ряд компонентов, свойственных только наркотикам: ощущение своей  значимости, всемогущества, слегка затуманенное сознание, иногда, в зависимости  от вида наркотика, яркие галлюцинации, нереальное восприятие времени, цвета, форм, величины предметов, расстояния и звуков.При эйфории состояние характеризуется не только хорошим настроением. Оно влияет на мышление, восприятие, память, самооценку. Все, что человек видит и слышит, воспринимается им в радостном возбуждении: соседи по столу, их шутки и разговоры, окружающая обстановка и т. д. Память как бы сама отсеивает все заботы, неприятности, все плохое, что может омрачить жизнь. Вспоминаются только приятные события. Человек думает, что он наконец по-настоящему счастлив. Он ожидает только успеха от всех своих начинаний, только благодарности и похвалы окружающих за свои действия.

Резко меняется самооценка: она становится чрезвычайно завышенной. Человек чувствует себя неуязвимым, могущественным, ощущает свое превосходство над другими. Находящийся в состоянии эйфории каждый свой поступок воспринимает как значительное достижение, ожидает благоприятных результатов от всех предпринимаемых действий, преувеличивает свои возможности; все воспринимает и оценивает только положительно. Более того, «длительная бомбардировка» завышенной самооценкой и сверхоптимистическими ожиданиями заряжает его энергией и деятельностью.

        По  определению В.Ю. Завьялова эйфория  — это психическое состояние  человека, «несущее экстремально  хорошую оценку» всему, что  человек способен в данный  момент ощущать, воспринимать, вспоминать, думать и фантазировать. Оно  не связано с удовлетворением  какой-то определенной потребности,  Напротив, любой объект, попавший  в поле внимания при эйфории,  может казаться объектом, который  дает удовлетворение, счастье. Это  общее чувство удовлетворения, благополучия  и радости, овладевшее человеком,  может резко контрастировать  с тем, что в действительности  происходит с ним. В этом  и проявляется некритичность,  неспособность правильно, реалистически  оценивать происходящее.

 

       Стремление  к празднику, выходу из серых  будней, к «прорыву» повседневности  заложено в каждом из нас.  Желание испытать себя в новой  ситуации, «примерить» на себя  жизнь другого человека, приобщиться  к великому и прекрасному существовало  у людей с древнейших времен  и служило детерминантой развития литературы, музыки, искусства.В процессе развития человечества состояние радостного, приподнятого настроения возникало от всей обстановки праздника с его обрядовостью и глубоким символическим смыслом. Использование же психотропного эффекта алкоголя или наркотиков играло лишь вспомогательную роль, усиливая состояние восторга, удовлетворенности и счастья. Постепенно психологический смысл опьянения сводился к состоянию эйфории, являющейся всего лишь результатом фармакологического действия алкоголя или наркотиков на психику человека.

 

1.2. Специфика аддиктивного  поведения в подростковом возрасте 

 

     Зачастую аддиктивное поведение начинает развиваться именно в подростковом возрасте. Проблема предупреждения употребления несовершеннолетними психотропных веществ не является лишь частью проблемы профилактики алкоголизма и наркомании взрослых. Несмотря на то, что подростки и взрослые пьют одни и те же спиртные напитки и употребляют одни и те же наркотики, в психологическом смысле это разные явления. Попытка решить проблему алкоголизма и наркомании разом для подростков и взрослых, применяя одинаковые методы воздействия (причем в основном медицинские, юридические, как это делается сейчас), вряд ли даст положительный эффект.

      Это объясняется тем, что психика подростка отличается от психики взрослого человека. Жизнедеятельность подростка во всех своих проявлениях (включая употребление психотропных веществ) развивается по своим специфическим закономерностям.

      Систематическое употребление психотропных веществ несовершеннолетними следует рассматривать прежде всего как психолого-педагогическую, а не медицинскую проблему. Это обусловлено тем, что пьянство подростков, наркомания или токсикомания всегда связаны с другими нарушениями поведения.

       Если алкоголизм или наркомания у взрослого человека долгое время может развиваться скрыто, не отражаясь на трудовой деятельности, социальном статусе, то у несовершеннолетних, наоборот, сначала происходит социальная дезадаптация, а потом уже присоединяется употребление алкоголя или других психотропных веществ. Аддиктивное поведение является составным элементом отклоняющегося поведения, как бы наслаиваясь на социальную дезадаптацию подростка.

Факторы аддиктивного поведения в подростковом возрасте

      Основными факторами возникновения у несовершеннолетних потребности в употреблении психотропных веществ - возрастные особенности, неблагоприятная, микросоциальная ситуация развития, отклонения в функционировании высшей нервной деятельности. В случае, когда эти факторы, благодаря вмешательству взрослых, устраняются или компенсируются, злоупотребление прекращается без традиционного лечения, то есть без применения медикаментозных препаратов. И наоборот, никакие лекарства, никакие угрозы и наказания не помогут, если отсутствуют условия для удовлетворения жизненно важных социальных потребностей подростка, фрустрированных указанны ми факторами.

      Низкая эффективность преодоления и профилактики употребления психотропных средств несовершеннолетними объясняются прежде всего тем что ответственные за это взрослые ошибочно полагают, что это проблема наркологии. На самом деле, в силу возрастных особенностей формирующейся личности, причины всех видов отклоняющегося поведения у подростков едины. Правонарушения, алкоголизм, наркомания и токсикомания, аффективные и невротические расстройства - звенья одной цепи.

     Детские психиатры считают, что у подростков практически невозможно разграничить ситуационные нарушения поведения и проявления начинающегося заболевания. Типичная ситуация, когда подросток «отбился от рук», перестал выполнять требования родителей, учителей, стал плохо учиться, пропускать уроки, грубить, проводить все время с компанией себе подобных, распивать спиртные напитки или экспериментировать с другими психотропными веществами, может быть следствием одного из названных выше факторов, либо их сочетанием. Во-первых, это может быть реакцией здорового подростка на сложную ситуацию в семье или школе. Во-вторых, влиянием чисто возрастной особенности — негативизма, как крайнего проявления реакции эмансипации или одной из форм поискового поведения. Все это чаще всего с возрастом проходит само собой, по мере общей стабилизации поведения. В-третьих, это может быть последствием психических расстройств или декомпенсацией акцентуации характера подростка.

 

      Негативные формы поведения, довольно часто встречающиеся у подростков, с трудом поддаются однонаправленному анализу, поскольку социально- психологические и педагогические факторы здесь тесно переплетены с патологическими, касающимися психиатрии и наркологии.

      Поэтому считаем более продуктивным рассматривать употребление несовершеннолетними психотропных веществ не в рамках наркологических представлений, а с позиции междисциплинарного подхода, как одну из форм проявления специфически подростковых или ситуационно-личностных поведенческих реакции.

      Сказанное подтверждают также и многие исследования, доказавшие, что пьянство и наркомания несовершеннолетних — это прежде всего проявления нарушений поведения, которые, в свою очередь, обусловлены социальной средой. Так, 75% подростков, поступающих на обследование в связи с употреблением психотропных веществ или на лечение от наркомании, росли в неблагополучных семьях, до 90% правонарушителей - тоже выходцы из неблагополучных семей, 76% пьющих подростков воспитывались в неблагополучных, а 59% - в неполных семьях.

      В плане возникновения и развития зависимости от психоактивных веществ семья и ближайшее окружение подростка играют иногда фатальную роль. В этом тоже качественное отличие подросткового алкоголизма или наркомании от взрослого. Так, если взрослый человек может сам выбрать себе микросоциальное окружение, противостоять пагубному влиянию, наконец, может просто уйти, уехать, то для подростка такая свобода действий чаще всего невозможна.Попадая в пьянствующую компанию, подросток следует в русле ее обычаев, то есть пьет так, чтобы «не отставать от других», а не в соответствии со своим самочувствием, как это делает взрослый человек.

     Поскольку в таких компаниях обычно принято пить до отключения, то подросток, подражая уже сформировавшимся алкоголикам, употребляет большие дозы спиртного. Это приводит к тому, что контроль организма, за количеством выпитого подавляется с самого начала. Иными словами, стадии опьянения с самого начала извращаются, что ведет по кратчайшему пути от злоупотребления к болезни, причем признаки алкоголизма могут наблюдаться раньше, чем болезнь разовьется окончательно.

    Поэтому, изучение особенностей злоупотребления несовершеннолетними алкоголем показывает, что алкоголизм у подростков отличается от течения заболевания у взрослых, описанного выше. Употребление алкоголя в раннем возрасте имеет гораздо более тяжкие последствия для развития психики. Тем не менее, до окончания подросткового возраста следует говорить не об алкоголизме, а об интоксикации организма, так называемой злокачественной алкоголизации.

     Аналогичное влияние оказывает возраст на стадии и формы употребления наркотиков и других психотропных веществ. В целом же можно утверждать, что и физиология подростка, и его психология, и социальный статус определяют иные, качественно отличные подходы к проблеме предупреждения и преодоления употребления психоактивных веществ несовершеннолетними.

 

1.3. Био-психо-социологические  предпосылки аддиктивного поведения.

 

      Предпосылки аддиктивного поведения как  предмет исследования современной науки изучается в рамках системного похода – с точки зрения био-психо-социо-духовной модели химической зависимости.Рассмотрим эти предпосылки.

 

1.3.1. Социальные  предпосылки.

 

         Социальные факторы наиболее сильные предикторы аддиктивного поведения.  Наибольшее значение приобретают нарушения семейного контекста.

        Говоря  о химической зависимости, чаще  всего мы имеем в виду человека, у которого есть эта болезнь.  Но в последнее время специалисты  начали обращать внимание на  всю семью и признали, что зависимость  от употребления ПАВ – это  семейная болезнь, семейная проблема.

        Многие специалисты отмечают, что практически во всех случаях подростковой наркомании обнаруживались признаки одного из типов проблемных семей: неполная семья, распавшаяся,  ригидная, псевдосолидарная, деструктивная семья ( автономия и сепарация отдельных членов семей, отсутствие взаимности в эмоциональных контактах); гиперопека со стороны матери, принимающей на себя всю ответственность за поступки ребенка; сверхзанятые и нерадивые родители, гипоопека; отсутствие границ между поколениями; гипопротекция; неразвитость родительских чувств у родителей ребенка; проекция на подростка собственных негативных качеств; эмоциональное отвержение и отсутствие истинной родительской любви и так далее. Приводится очень много типов проблемных семей.

       Дисгармоничные семьи – ригидные семейные системы, которые пытаются сохранить привычные стереотипы взаимодействия между элементами своих подсистем и другими системами вне зависимости от изменения внешних условий. В результате этого блокируются  актуальные потребности самого «слабого» члена семьи (чаще ребенка), и у него возникает какое-либо заболевание. Он становится «носителем симптома», который позволяет удерживать старые, сложившиеся взаимоотношения.

     С одной стороны, неблагополучие в семье имеет большое значение в формировании аддиктивного поведения подростка, а с другой – очевидно, что при наркотизации одного из членов деформируется вся система внутрисемейных взаимоотношений.

      Необходимо  уделить особое внимание проблеме  развития детей, растущих в  семьях, где есть химическая зависимость.  Эти дети составляют генетическую  группу риска по развитию алкоголизма  и наркомании. Кроме того, что  более страшно, так как менее  очевидно, эти дети несут в себе комплекс психологических проблем. Связанных с определенными правилами и ролевыми установками такой семьи, что тоже ведет к тому, что дети попадают в группу риска.

      В России  складывается негативная ситуация  детства – практически нет  такой семьи, где нет или  не было проблем с алкоголем.  Дети алкоголиков становятся  алкоголиками или наркоманами,  выходят замуж за алкоголиков,  и  не могут найти контакта  со своими детьми, потому что  никто не учил их быть открытыми  и смотреть в лицо своим  проблемам и чувствам. И дети  не знают, как им быть с  теми чувствами, которые вдруг  пробуждаются в их душах, потому  что их мамы и папы, дедушки  и бабушки всю жизнь убегали  от этого с помощью алкоголя.

Информация о работе Аддиктивное поведение, как пример негативной тенденции в современном обществе