Адаптация ребенка к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 19:29, контрольная работа

Описание работы

Целью этой работы ставлю подготовку всех заинтересованных лиц к более безболезненной и успешной адаптации ребенка к школе и новой социальной ситуации.
В преддверии нового учебного года за круглым столом я, как заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе, собрала родителей детей, поступающих в первый класс, учителей начальных классов, психолога школы, школьного социального работника.

Содержание работы

1. Введение
2. Проведение круглого стола с родителями совместно с педработниками школы.
2.1.О характере и длительности периода адаптации
2.2.О поведении младшего школьника в период адаптации
2.3.Об учете в школьной программе наличия адаптационного периода
2.4. Основные проблемы адаптации ребенка к школе
2.5.Рекомендации безболезненной адаптации детей к школе.
3. Заключение
Список литературы:

Файлы: 1 файл

Адаптация ребенка к школе.docx

— 443.55 Кб (Скачать файл)

Учительница первоклашек пояснила по этому вопросу следующее: «В первой четверти по русскому языку проходит период добуквенный, развиваем фонематический слух, умения вычленять звуки, производим слого-звуковой анализ слов; сравниваем звуки в похожих словах. Также, на этом этапе большое внимание уделяем развитию устной речи ребенка, навыков слушания и говорения. Дети знакомятся с понятиями «слово», «гласные звуки», «ударение». Тогда же ведётся подготовка детей к обучению письму (рисование, штриховка в различных направлениях, обведение по контуру)».

Следующий вопрос от родителей на мой взгляд, как педагога, очень серьёзен: не будет ли перегружен ребенок в школе в его трудный кризисный период семилетия и стрессовый период адаптации к школе?

         На этот вопрос ответит нам учительница первого класса Салиндер Нелли Николаевна. Она разъяснила, что в этом главная роль отводится ей. Она будет обеспечивать частую смену деятельности, проявлять терпение, поддерживать, чтобы не только не отбить желание учиться, но и заинтересовать ученика. «Начало учебной деятельности по-новому определяет отношение ребенка с взрослыми и сверстниками. Реально имеются две формы общения: «Ребенок – взрослый» и «Ребенок – дети». Эти сферы взаимодействуют друг с другом через иерархические связи. В сфере «ребенок – взрослый» помимо отношений «ребенок – родитель» возникают новые отношения: «ребенок – учитель», поднимающие ребенка на уровень общественных требований к его поведению. Только учитель, неукоснительно предъявляющий требования к ребенку, оценивает его поведение, создает условия для социализации поведения ребенка, приведение его к стандартизации в системе социального пространства – обязанностей и прав. В начальной школе дети принимают новые условия, предъявляемые им учителем, и стараются неукоснительно следовать правилам. Все это задачи учителя».

Далее родители попросили школьного психолога дать им какие-либо рекомендации по поддержке ими своих детей в их трудный адаптационный период.

Школьный психолог ответила следующее: «За год до перехода в школу, в детском саду специалистами проводятся мероприятия по обследованию дошкольников, по результатам которых родители получают рекомендации. Затем все это передается завучу школы, школьному врачу-педиатру и педагогу, которые непосредственно контролируют адаптацию ребенка.

Повторное углубленное обследование осуществляется в год поступления в школу. Тогда и формируется окончательное заключение о готовности ребенка к обучению в рамках школы. Для контроля за адаптацией ребенка к новым условиям разработан специальный лист адаптации, который регулярно заполняется учителем. В листе адаптации указывают балльную оценку по различным эмоционально-поведенческим реакциям ребенка, таким как, например, социальные контакты, познавательная деятельность, дисциплина, отдельно вносится средний балл по успеваемости, особенностям поведения.

Помимо фиксации определенных результатов, перенесенных заболеваний, динамики состояния здоровья, в листе адаптации даются медицинские и педагогические рекомендации, при необходимости ребенок направляется на консультацию к специалисту. Кроме того, раз в четверть родители отвечают на вопросы анкеты, которые также помогают выявить невротические расстройства у ребенка.

Такой тщательный контроль проводится с одной целью - вовремя выявить первые признаки дезадаптации (выраженное эмоциональное напряжение, симптомы невротизации, потеря массы тела) и назначить корригирующие медицинские мероприятия.

Главное, на мой взгляд, это соблюдать режим дня, укладывать ребенка спать не позднее девяти часов вечера. Сами родители должны иметь реалистичные ожидания: на адаптацию требуется время. И, конечно, больше помогать первоклашке, чем требовать. Кроме того, необходимо прислушиваться к рекомендациям учителя, психолога, логопеда».

  К концу окончания беседы работников школы и родителей первоклассников за круглым столом я пожелала всем здоровья, терпения и желания помочь нашим детям пройти адаптацию на должном уровне и без трудностей. Мы пожелали и пообещали друг другу постоянное сотрудничество в вопросах воспитания, образования и здоровья наших учеников. Секретарь состоявшейся беседы за круглым столом раздала присутствующим методические рекомендации и листки диагностики.

(Приложения)

 

Заключение. 

Качества психологически здорового человека обеспечивают не только успешную адаптацию, но и продуктивное развитие человека на благо себя и общества. Норма психологического здоровья – это некий идеал, путь к которому бесконечен, и на пути к этому идеальному образу можно находить всё новые и новые ориентиры для психолого-педагогических воздействий и саморазвития.  
           Мы не можем анализировать детское поведение, применяя взрослые критерии, и в то же время не можем не использовать их в качестве целевых ориентиров психолого-педагогической деятельности, помогающей ребёнку потихоньку и безболезненно взрослеть, адаптироваться к большому миру.  
Определяя критерии успешной адаптации ребёнка, мы исходим из следующего положения: основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие человека на всех этапах онтогенеза, т.е. во все возрастные периоды.

 

Список литературы:

  1. Новикова Л.М., Самойлова И.В. Настольная книга школьного психолога.1-4 класс/ Л.М. Новикова, И.В. Самойлова. - М.: Эксмо, 2008
  2. Реан А.А., Костромина С.Н. «Как подготовить ребенка к школе» [текст]: / А.А. Реан, С.Н. Костромина// – М.: «Питер.ком» 1998 – 160с.
  3. Спиваковская А.С. Популярная психология для родителей [текст]: / А.С. Спиваковская, Ю.Е. Алешина// – М.: Союз, 1997 – 304с.
  4. Александровская, Э. Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста / Э. Александровская, И. Куренкова // Журнал прикладной психологии. – 2000. – № 6.
  5. Безруких, М.М. Ребёнок идёт в школу / М.М.Безруких, С.П.Ефимова. – М.,2000
  6. Адаптация к школе. Диагностика, предупреждение и преодоление дезадаптации: методическое пособие. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2006. – 46 с. 
     

Приложения.

1. Основные характеристики ведущих форм деятельности и их развивающих эффектов

Характеристика ведущей деятельности

Непосредственно-эмоциональное общение

Предметно-манипулятивная 
деятельность

Игровая деятельность

Учебная деятельность

1. Содержание

Другой человек и Я сам как источник любви, понимания, принятия и оценки

Способы употребления человеческих орудий и знаков

Социальные нормы и смыслы человеческих отношений

Общие способы решения классов задач

2. Способ взаимодействия

Симбиотическое слияние

Буквальная имитация, действия по образцу

Условная воображаемая, символическая имитация

Поиск общего для партнёров способа действий при отсутствии образца

3. Характер инициативного  приглашения партнёра к сотрудничеству

Выражение доброжелательности (преимущественно невербальное)

«Покажи, как надо! Верно? Хорошо? Не получается?» – просьба образца, контроля, оценки

«Давай, как будто… Ты будешь … А я буду …» – чередование игры и межигровых коммуникаций в способах взаимодействия

«Я смогу решить эту задачу, если …» – гипотеза о недостающем знании, проверять которую предстоит сообща

4. Чего ребёнок ожидает  от взрослого партнёра

Присутствие, сопереживание, поддержка, принятие, оценка

Демонстрация образцов, пошаговая помощь, контроль и оценка

Построение общего замысла и свобода импровизации в рамках договорённости

Помощь в проверке высказанных ребёнком гипотез, указание на противоречия

5. Новообразования, возникающие  при освоении содержания ведущей  деятельности

Основополагающая вера и надежда. Базисное доверие к людям, себе и миру

Речь, предметные действия

Воображение, символическая функция

Рефлексия


 

6. Новообразования, возникающие  при освоении ведущей формы  деятельности

Потребность в другом человеке, способность доверять людям, открытость новизне

Способность к имитации

Способность к согласованным действиям с учётом игровой роли партнёра

Способность (умение) учиться

7. При полноценном формировании  возрастных новообразований наблюдаются:

Доверие к себе и другим людям

Способность обучаться по образцам и инструкциям

Способность действовать в уме, творить; социальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Знание границ своих возможностей и способность их преодолеть, ставить и решать задачи изменения своих ЗУНов

8. При недоразвитии возрастных  новообразований наблюдаются:

Неспособность любить и доверять, неверие в свои силы, заниженная самооценка

Орудийная беспомощность, трудности в приобретении навыков, неорганизованность

Бедная фантазия, трудности при встрече с нестандартными ситуациями, социальный эгоцентризм

Отсутствие умения учиться, преобладание рассудочного мышления

9. При гипертрофированном развитии возрастных новообразований наблюдаются:

Зависимость от эмоциональной поддержки и оценки других людей, потребность в гиперопеке, потеря предмета сотрудничества, уход в межличностное общение

Потребность в инструкциях, отсутствие собственного мнения, некритичность, исполнительские установки, трудности в анализе образцов

Уход в фантазии, отсутствие чувства реальности, потеря направленности на результат, своеволие в целеполагании

Пренебрежение к исполнительской части действия после того, как найден общий способ его осуществления, познавательная пристрастность

10. Вклад возраста в  учебную деятельность

Доверие к педагогам, потребность в установлении отношений с ними, вера в свои силы, открытость новому опыту

Способность и склонность подражать образцам действий учителя, выполнять его инструкции и правила

Освоение роли ученика и правил жизни «настоящего школьника», готовность к учебной дискуссии

Умение учиться самостоятельно


 

 

2. Система психолого-педагогических требований к содержанию статуса младшего школьника

Параметры психолого-педагогического статуса

Психолого-педагогические требования к содержанию статуса учащегося 1-го класса

Психолого-педагогические требования к содержанию статуса учащегося 3–5 классов

1. Познавательная сфера

1.1. Произвольность психических  процессов

Высокий уровень учебной активности, самостоятельности. Способность самостоятельно спланировать, осуществить и проконтролировать результат учебных действий. Совершение учебных действий по образцу и правилу. Поддержание внимания на учебной задаче. Наличие собственных усилий для преодоления трудностей в решении учебных задач

Высокий уровень учебной активности, самостоятельности. Принятие целей, заданных учителем. Самостоятельная организация деятельности в рамках учебных или иных целей, заданных учителем. Определение важности и последовательности целей в рамках конкретной учебной ситуации. Поддержание внимания на учебной задаче

1.2. Уровень развития мышления

Высокий уровень развития наглядно-образного мышления: вычленение существенных свойств и отношений предметов, использование схем, способность к обобщению свойств предметов. Начальный уровень развития логического мышления, способность к умозаключениям и выводам на основе имеющихся данных

Владение приёмами установления причинно-следственных отношений между изучаемыми учебными и житейскими понятиями

1.3. Сформированность важнейших учебных действий

Умение выделить учебную задачу и превратить её в цель деятельности. Сформированность внутреннего плана учебных действий

Ориентация на всю систему требований задачи. Владение навыками применения логических операций: выделение существенных признаков, обобщение, классификация и др. Систематизация знаний, перенос учебных навыков

1.4. Уровень развития речи

Понимание смысла текста и простых понятий. использование речи как инструмента мышления. Владение сложноподчинёнными конструкциями в устной речи

Понимание смысла изучаемых понятий и речи, обращённой к школьнику. Использование речи как инструмента мышления. Сложноподчинённые конструкции в устной и письменной речи, связное изложение своих идей, использование доказательств. Грамотность и богатый словарный запас устной речи

1.5. Уровень развития тонкой  моторики

Способность к сложной двигательной активности при обучении письму и рисованию

Понятность письма. Аккуратность оформления письменных работ. Способность к различным видам ручного труда

1.6. Умственная работоспособность  и темп умственной деятельности

Способность сосредоточенно работать в течение 15–20 минут. Сохранение удовлетворительной работоспособности на протяжении учебного дня. Способность работать в едином темпе со всем классом

Сохранение учебной активности и работоспособности в течение всего урока. Адаптация к учебной нагрузке. Способность работать в едином темпе со всем классом

2. Особенности общения  и поведения

2.1. Взаимодействие со  сверстниками

Владение приёмами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками: установление дружеских отношений, готовность к коллективным формам деятельности, умение разрешать конфликты мирным путём

Владение приёмами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками: установление дружеских отношений, готовность к коллективным формам деятельности, умение разрешать конфликты мирным путём. Способность к эмоциональным привязанностям (дружбе)

2.2. Взаимодействие с педагогами

Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроке и вне его. Проявление уважения к учителю

Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроке и вне его. Проявление уважения к учителю. Способность к установлению межличностных отношений с педагогом

2.3. Соблюдение социальных  и этических норм

Принятие и выполнение школьных и общепринятых норм поведения

Принятие и выполнение школьных и общепринятых норм поведения

2.4. Поведенческая саморегуляция

Произвольная регуляция поведения и естественной двигательной активности в учебных и других ситуациях внутришкольного взаимодействия. Сдерживание непроизвольных эмоций и желаний. Способность к ответственному поведению (в рамках возрастных требований)

Произвольная регуляция поведения и естественной двигательной активности в учебных и других ситуациях внутришкольного взаимодействия. Сдерживание непроизвольных эмоций и желаний. Способность к ответственному поведению (в рамках возрастных требований). Моральная регуляция поведения

2.5. Активность и автономность  поведения

Активность и самостоятельность в познавательной и социальной деятельности

Активность и самостоятельность в познавательной и социальной деятельности

3. Особенности мотивационно-личностной  сферы

3.1. Наличие и характер  учебной мотивации

Желание учиться, идти в школу. Наличие познавательного или социального мотива учения

Ориентация на освоение способов получения знания. Проявление интереса к закономерностям, принципам. Предпочтение трудных заданий. Наличие мотива самообразования, представленного интересом к дополнительным источникам знаний

3.2. Устойчивое эмоциональное  состояние в школе

Отсутствие выраженных противоречий между: 
- требованиями школы (педагога) и родителей; 
- требованиями взрослых и возможностями ребёнка

Отсутствие выраженных противоречий между: 
- требованиями школы (педагога) и родителей; 
- требованиями взрослых и возможностями ребёнка

4. Особенности системы  отношений школьника к миру  и самому себе

4.1. Отношения со сверстниками

Эмоционально-положительное восприятие ребёнком системы своих отношений со сверстниками

Эмоционально-положительное восприятие ребёнком системы своих отношений со сверстниками. Ориентация на мнение товарищей

4.2. Отношения с педагогами

Эмоционально-положительное восприятие ребёнком системы своих отношений с педагогами

Эмоционально-положительное восприятие ребёнком системы своих отношений с педагогами

4.3. Отношение к значимой  деятельности

Эмоционально-положительное восприятие школы и учения

Эмоционально-положительное восприятие школы и учения. Понимание смысла учения «для себя»

4.4. Отношение к себе

Устойчивая положительная самооценка

Устойчивая положительная самооценка


 

    1. Проблемы адаптации детей к школе

 

 

4. В целях изучения тревожности детей, связанной со школьным обучением, используются два опросника «Школьная тревожность», которые заполняются учителями и родителями.

Опросник для учителей

Показатели тревожности

Часто 
(2б)

Иногда (1б)

Никогда (0б)

1.

Ребёнок боится отвечать у доски

     

2.

Во время ответа начинает заикаться

     

3.

При обращении учителя легко краснеет

     

4.

Не уверен в правильности своих ответов, действий

     

5.

Панически реагирует на неудачи в учёбе

     

6.

Очень боится ошибиться при ответе

     

7.

Считает, что к нему плохо относятся в классе

     

8.

На уроке грызёт ногти, сосёт пальцы, крутит волосы

     

9.

Во время ответа совершает беспокойные движения пальцами

     

 

 

Опросник для родителей

Показатели тревожности

Часто (2б)

Иногда (1б)

Никогда (0б)

1.

Перед уходом в школу жалуется на плохое состояние

     

2.

Считает себя плохим учеником

     

3.

Боится, что не сможет правильно отвечать на вопросы учителя

     

4.

Жалуется на плохое отношение одноклассников, учителя к себе

     

5.

В школе неохотно расстается с родителями

     

6.

Бывают ночные страхи со школьной тематикой

     

7.

Избегает разговоров о школе

     

8.

Открыто выражает страх перед школой

     

Информация о работе Адаптация ребенка к школе