Зрительное 
восприятие – это отражение в сознании 
человека предметов или явлений при их 
непосредственном воздействии на зрительный 
анализаторВ основе восприятия лежат 
ощущения, но восприятие не сводится к 
сумме ощущений. Например, мы воспринимаем 
книгу, а не просто сумму ощущений цвета, 
формы, объема, шероховатости поверхности 
предмета.
Зрительное восприятие - сложная системная 
деятельность, включающая сенсорную обработку 
визуальной информации, ее оценку, интерпретацию 
и категоризацию [8, c.27-29].
Основой этой системной деятельности 
являются первичные сенсорные процессы, 
происходящие в зрительном анализаторе.
Целостность, предметность, константность, 
категориальность, апперцепция - основные 
свойства образа, складывающиеся в процессе 
и в результате восприятия.
 Коррекция зрительного 
восприятия
Дошкольный возраст
Для работы по развитию восприятия 
предъявляются игры, в ходе которых дети 
должны учитывать свойства и отношения 
предметов. Они играют важную роль, определяют 
результат действий ребенка. Прежде всего, детей нужно научить различать 
и воспринимать эти свойства и сделать 
их значимыми для них. Чтобы обратить внимание детей 
на свойства и отношения предметов, необходимо 
дать такие задания, в которых они вынуждены 
будут учитывать свойства предметов, ориентироваться 
на них. Это могут быть игры с дидактическими 
игрушками (матрешками, пирамидками, различными 
вкладками). Например, при проталкивании 
геометрических форм в прорези коробки 
нужно найти отверстие, соответствующее 
форме фигуры, которую ребенок проталкивает. Дети с нарушениями зрения сначала 
совсем не ориентируются на форму прорези 
и фигуры, пытаются протолкнуть ее силой. 
Они не умеют действовать путем проб, т.е. 
не владеют поисковым способом решения 
этой задачи. Педагог подсказывает ребенку 
сначала самый первый способ — учит его 
пробовать. Точно так же педагог учит детей 
пробовать при складывании матрешки. Пробы 
подводят ребенка к вычленению формы и 
величины предметов, дают ключ к самостоятельным 
поискам, к решению новых задач, что очень 
важно для развития ребенка. Нужно только 
помнить, что происходит это постепенно 
и не сразу. Кроме того, нужно строго дозировать 
количество предметов, с которыми действует 
ребенок. Матрешка сначала должна быть 
двусоставной, затем — трехсоставной, 
количество фигур и прорезей — две, потом 
три. В дальнейшем количество предметов 
может увеличиваться до 10—12, но лишь по 
мере развития способности детей действовать 
с ними. Так, на третьем году обучения детям 
можно дать шестисоставную матрешку, которая 
состоит из 11 элементов. Необходимо все время менять 
предметы, с которыми действует ребенок. Например, если на одном занятии 
ребенку дается коробка с квадратной и 
круглой прорезями, в которые нужно протолкнуть 
куб и шар, то на следующем занятии дается 
коробка с прорезями прямоугольной и овальной 
формы, в которые проталкиваются брусок 
и яйцо, затем — шестиугольник и круг и 
т.п. То же самое относится и к игрушкам-вкладкам. Необходимо 
избегать заучивания и стремиться к усвоению способа 
действия.
Только на основе личного опыта детей 
можно с пользой вводить слова-названия 
свойств и отношений предмете. Если же давать эти слова до 
того, как сами свойства будут выделены 
детьми, станут для них значимыми, они 
будут механически заучены, не помогут 
в новой ситуации вспомнить нужное свойство 
и действовать на его основе. Восприятие включает в себя 
процесс обследования объекта и сопоставление 
результатов обследования с общественно 
выработанными мерками-эталонами. Эталоны 
дают возможность судить обо всех свойствах 
предметов — о форме, цвете, величине, 
об отношениях их частей и отношениях 
разных предметов между собой — по величине, 
по цвету, по форме, по пространственному 
расположению. Всему этому — способам 
обследования предметов, их свойств и 
отношений, сопоставлению результатов 
обследования с эталонами — ребенка нужно 
учить. Только в этом случае восприятие 
будет развиваться нормально даже у ребенка 
с нормальным зрением. Тем более это необходимо ребенку 
с нарушениями зрения, у которого ориентировка 
в окружающем предметном мире формируется 
замедленно и с большими трудностями.
игра «Что катится, что не 
катится?»
В этой игре перед детьми ставится 
задача докатить предмет до ленточки, 
положенной на полу. В данной игре дети 
начинают понимать, что результат зависит 
не только от их стараний, но и от свойств 
предметов, которые они прокатывают. Если 
после такой работы предоставить им выбор, 
то каждый ребенок выберет шар. Когда дети 
научатся видеть свойства предметов, это 
отразится и на их деятельности: игровой, 
изобразительной, трудовой.
На занятиях по развитию восприятия 
и формированию представлений слова — 
названия свойств и отношений должны употребляться 
только после того, как дети выделили эти 
свойства и отношения, поняли их значение. 
Когда дети прокатывают шар и кубик, педагог 
говорит «кати шар», «кати кубик», «докатился», 
«не докатился». После того как дети поняли, 
что шар катится, а кубик не катится, вводятся 
новые слова-эталоны, определяющие свойства 
этих предметов (круглый, угловатый), например: 
«Шарик катится, потому что он круглый, 
кубик не катится — он угловатый. Круглое 
катится, угловатое не катится».
игра с матрешкой «Поставь 
на свое место».
 Дети должны подойти к пониманию 
принципа ряда — построения по равномерно 
убывающей или возрастающей линии. Конечно, 
если дети сами не могут вычленить принцип, 
им нужно показать его в данной ситуации, 
а затем предложить другие, аналогичные, 
и добиваться от них самостоятельного 
переноса уже имеющегося опыта.
В игре с матрешкой вначале 
детям можно лишь сказать: «Поставь 
матрешку на свое место», не указывая при этом на ее 
величину. Когда дети поймут принцип 
построения ряда и станут правильно находить 
место матрешки, нужно сказать: «Верно, 
матрешку нужно поставить тут — она меньше, 
чем вот эта, и больше, чем та». 
На втором году обучения и в 
дальнейшем в действиях с дидактическими 
игрушками детей по-прежнему побуждают 
к пробам, но, наряду с этим, формируют 
и такие способы соотнесения предметов, 
как прикладывание, накладывание и обведение 
по контуру, которые помогают им перейти 
от проб к более высокому способу ориентировки 
на свойства — зрительному соотнесению.
С этими способами дети знакомятся 
на первом году обучения, но не в действиях 
с дидактическими игрушками, а выбору 
их по образцу. Главное на этом этапе — 
показать детям, что при сопоставлении 
по цвету используется способ 
приложения; по форме и величине — наложением 
и обведением по контуру. Ребенку будет 
легче различать цвета, если ему дают для 
выбора специальное цветовые карточки, 
а не выделять цвет в предмете. Точно так 
же ему легче различать по форме специальные 
карточки или плоскостные фигуры, чем 
выделить форму в предмете. Поэтому работу 
надо начинать с выбора по образцу карточки 
постепенно учить детей выделять свойства 
именно в предмете. Вначале 
детям дают для выбора 2—3 карточки, например, красная, синяя и желтая или 
квадратная, круглая, треугольная. Постепенно 
количество карточек увеличивается, при 
этом увеличение может идти разными путями 
— ребенку можно дать по две карточки 
с одинаковыми цветами, а можно дать сначала 
четыре основных цвета, затем — шесть 
цветов и т.д. Нужно помнить, что в занятиях 
с детьми с нарушениями зрения целесообразно 
использовать такие игры, в которых выделение 
свойств, соотнесение предметов, выбор 
по образцу оказываются необходимым условием 
выполнения игрового действия. Например, 
игру «Найди 
свое место» можно проводить не только 
с игрушками, но и с цветовыми карточками 
и геометрическими формами.
Постепенно количество цветов, 
форм, величин, из которых производится 
выбор, увеличивается. Детям предлагают 
для выбора все более близкие цвета, формы 
и величины, например, красный, оранжевый, 
розовый; круг, овал, шестигранник. При 
этом не во всех случаях дети должны знать 
название цветов, форм, величин, с которыми они действуют. Главное — сформировать 
ориентировку на свойство.
Для подбора предметов по величине 
используются дидактические 
игры «Оденем 
кукол для прогулки», «Оденем кукол для 
праздника», «У кого какой домик», «Построим 
домики».
В процессе выбора по образцу 
детей учат соотносить цвет, форму, величину 
с эталонами. При выборе величины и формы 
это делается путем накладывания геометрических 
форм на рисунок. Детям также предлагают 
сложить одну геометрическую форму из 
двух других: квадрат из двух треугольников, 
круг из двух полукругов, прямоугольник 
из двух квадратов; квадрат из двух прямоугольников 
и т.д.
Кроме 
свойств предметов, ребенок должен уметь 
воспринимать их отношения, в частности, 
пространственные. Для этого педагог также использует 
игровую форму занятий и подражание. Дети 
строят по подражанию действиям педагога 
несложные конструкции, в которых нужно 
учитывать пространственное распоряжение 
элементов — внизу, наверху, рядом, ищут 
спрятанные предметы внизу, под шкафом, 
наверху, на шкафу и т.п. Детей с нарушениями 
зрения нужно учить различать реальное 
объемное пространство и его изображение 
на плоскости, то есть на бумаге, на доске, 
и соотносить их. Для этого проводятся игры 
типа «Вертушки», конструирование по рисунку-образцу, 
зарисовка конструкции сначала взрослым 
на глазах у детей, а задаем самими детьми.
Созданию целостного образа 
предмета способствует и складывание 
фигур из частей, например, плоскостных домиков, 
грибов, неваляшек, вырезанных из картона, 
складывание сборно-разборных игрушек 
— машин, самолетов и др. Очень большую роль в формировании 
целостного образа может играть изобразительная 
деятельность ребенка — аппликация, 
лепка, рисование, но лишь на определенном 
уровне развития самого целостного восприятия. Там, где восприятие ребенка 
находится на низком уровне, сама изобразительная 
деятельность ещё не может возникнуть 
или возникает путем неосмысленного усвоения 
штампов и не может служить его развитию.