Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 16:12, курсовая работа
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективности использования подвижных игр в повышении активности детей  подготовительной группы на прогулке.
Объект исследования - двигательная  активность детей подготовительной группы.
Предмет исследования - роль подвижных игр в повышении двигательной активности   детей подготовительной группы на прогулке.
Гипотеза исследования:  Мы предполагаем, что прогулка может способствовать повышению двигательной активности дошкольников при следующих условиях:
целенаправленное применение системы подвижных игр, ориентированной на развитие  основных видов движений;
использование расширенного объема подвижных игр в сравнении с традиционной методикой.
Дети проявили большой интерес к играм-эстафетам, их увлекало разнообразие движений в одной игре: добежать, перелезть, подлезть, пройти по скамье, перепрыгнуть и спрыгнуть с ящика и т. д., соревновательный характер.
Все игры-эстафеты мы составляли из движений, предусмотренных «Программой воспитания в детском саду», т. е. выполнение их было вполне доступно и интересно детям. Вместе с тем часто меняющееся расположение препятствий в играх, смена способов выполнения игровых заданий, введение дополнительных движений повышали интерес детей, стимулировали проявление различных свойств ловкости.
Для развития быстроты и повышения двигательной активности детей мы проводили игры-эстафеты. Такие игры, с элементами соревнования, включают преодоление различных препятствий знакомых детям, однако, в такие игры мы не включали ползание на четвереньках, так как дети, торопясь выполнить задание, могли травмировать коленный сустав.
Игры-эстафеты мы строили на таких заданиях как:
а) ходьба по гимнастической скамейке и бег змейкой между предметами.
б) подлезание под веревку (рейку), перепрыгивание через ручеек.
в) ведение «дриблингом» (ударами о пол) мяча по прямому направлению или огибая положенные предметы.
г) пролезание в один обруч, затем прыжки из обруча в обруч на двух ногах.
д) бег с метанием, подлезанием, перелезанием;
е) бег с сохранением равновесия на различных снарядах;
ж) бег с прыжками;
з) бег с переносом различных предметов.
и) бег, между предметами
И по окончании заданий бегом, как можно быстрее, вернуться назад.
Наличие хорошо оборудованной спортивной площадки и групповых участков позволило широко использовать игры-эстафеты, знакомство с которыми осуществлялось на физкультурных занятиях. Содержание их составляли доступные детям движения, соответствующие их физическим возможностям:
Для детей подготовительной группы игры-эстафеты состояли из 3-4 основных движений в определенном сочетании, например: пробежать по бревну, сохраняя равновесие, подлезть под дугу, добежать до мяча и забросить его в баскетбольную корзину. Двигательные задания в играх усложнялись постепенно. Все действия выполнялись детьми поточно и командами, которые соревновались между собой. Соревновательный момент усиливал интерес к играм, позволял повышать двигательную, эмоциональную, творческую активность детей.
Недостаточная двигательная активность отрицательно сказывается на овладении бегом.
Осуществляя дифференцированное педагогическое руководство развитием движений детей на занятии, в процессе проведения прогулки, мы обращали особое внимание на малоподвижных детей, старались вовлечь их в игры. развить у таких детей физические качества, в том числе быстроту.
В течение года игры систематически повторяются, но с постепенным усложнением в содержании, правилах, в количестве ролей, двигательных заданиях, в использовании пособий и оборудования. Подвижная игра проводится одновременно со всей группой в течение 12-15 минут. После этого дети выполняют физические упражнения (спортивные) и упражнения в основных видах движений по подгруппам. Например, дети одной подгруппы бегут между предметами, а другой - ходят по бревну прямо и боком. Мы контролируем все движения детей.
Содержание и длительность организованной двигательной деятельности старших дошкольников зависит от предыдущей физической нагрузки. Так, в день проведения физкультурного занятия содержание включает подвижную игру и какое-либо физическое упражнение (спортивное или в основном виде движения), длительность составляет 25-30 минут. В дни, когда физкультурные занятия не проводятся, в содержание организованных форм работы входят подвижная игра, спортивное упражнение и одно из основных видов движений; длительность составляет 30-35 минут.
Детям легче находить самостоятельно наиболее целесообразный вид бега в знакомых играх. На развитие способности правильно решать двигательную задачу положительно влияет оценка воспитателем проявления таких физических качеств, как быстрота и ловкость.
Как показали наблюдения, различные варианты только одной игры «Мы веселые ребята» подводят детей к пониманию, что в том случае, когда в качестве средства достижения цели используется бег с увертыванием, успех в игре не зависит от начала действий раньше сигнала.
Приобретенные умения позволяют детям достигать успеха в игре. Удачные действия вызывают у них радость, чувство удовлетворения и уверенность в своих силах. Дети начинают действовать смелее и решительнее. Такие действия играющих предъявляют повышенные требования к водящему. Поэтому дети, даже с хорошо развитыми двигательными навыками, при выполнении роли водящего должны действовать собранно, проявлять максимум усилий для достижения своей цели.
В результате обучения создается основа для перехода к предварительному решению двигательных задач в знакомых играх с использованием бега. С этой целью проведились игры «Хитрая лиса», «Гуси-лебеди» и др. Условия выполнения изменялись при изменении местонахождения водящего. Во всех вариантах дети сначала определяли способ действий в зависимости от требований игры, а затем уже проверяли правильность своего выбора непосредственно в игре.
Научив детей самостоятельно справляться с заданиями в знакомых играх, предлагалось решение двигательной задачи в совершенно новой игре: до начала действий или сразу после объяснения содержания и правил. Например, после объяснения игры «Ловишка, бери ленту» дети самостоятельно определяли рациональность использования бега с увертыванием, а затем уже приступали к практическому выполнению.
Такая работа по повышению двигательной активности детей на прогулке стала систематически проводиться в экспериментальной группе.
2.3. Сравнительный анализ полученных данных.
Заключительным этапом нашей работы стал контрольный эксперимент.
Цель: выявить уровень двигательной активности старших дошкольников, сравнительный анализ полученных данных.
Мы провели сравнительный анализ уровня развития двигательной активности у детей подготовительной группы до и после проведения эксперимента на констатирующем и контрольном этапе эксперимента. После повторного обследования детей с помощью шагомера и хронометража нами были выявлены результаты по уровню их двигательной активности (Приложение № 6,7).
В экспериментальной группе мы добились на прогулке, повысить двигательную активность до 90%.
В ходе эксперимента были получены следующие результаты:
Контрольная группа
№  | 
  Фамилия, имя ребёнка  | 
  Объём двигатель- ной активности в группе  | 
  Объём двигательной активности на прогулке Прогулка Прогулка День Вечер  | 
  Норма 13000-15000  | |
1  | 
  Алекссева А.  | 
  3567  | 
  5623  | 
  2158  | 
  11348(-)  | 
2  | 
  Гуреев Д  | 
  3325  | 
  5358  | 
  4367  | 
  13050(+)  | 
3  | 
  Ветчинкина Н.  | 
  3232  | 
  3959  | 
  2784  | 
  9975(-)  | 
4  | 
  Жидова С.  | 
  4715  | 
  4168  | 
  4933  | 
  13816(+)  | 
5  | 
  Зажицкий А.  | 
  3836  | 
  4285  | 
  3745  | 
  11866(-)  | 
6  | 
  Киценко М.  | 
  3587  | 
  5722  | 
  2954  | 
  12263(-)  | 
7  | 
  Иситомина С.  | 
  4759  | 
  5215  | 
  3178  | 
  13152(+)  | 
8  | 
  Малюков В.  | 
  3012  | 
  5155  | 
  3184  | 
  11352(-)  | 
9  | 
  Скопинцева Н.  | 
  3973  | 
  4439  | 
  4151  | 
  12563(-)  | 
10  | 
  Тингайкин В.  | 
  3538  | 
  4654  | 
  2756  | 
  10948(-)  | 
Экспериментальная группа
№  | 
  Фамилия,имя ребёнка  | 
  Объём двигательной активности в группе  | 
  Объём двигательной активности на прогулке Прогулка Прогулка День Вечер  | 
  Соотношение нормы 13000-15000  | |
1  | 
  Фёдоров И.  | 
  3778  | 
  3983  | 
  3221  | 
  12982(-)  | 
2  | 
  Чекрыжова М.  | 
  3924  | 
  6317  | 
  4024  | 
  14265(-+)  | 
3  | 
  Наумова К.  | 
  4216  | 
  4428  | 
  4356  | 
  13000(-+)  | 
4  | 
  Ситников А.  | 
  3586  | 
  6573  | 
  4741  | 
  14900(-+)  | 
5  | 
  Фролова А.  | 
  4696  | 
  6321  | 
  3763  | 
  14780(-+)  | 
6  | 
  Воробьёва В.  | 
  3863  | 
  4789  | 
  3935  | 
  12587(-)  | 
7  | 
  Чернышов К.  | 
  3032  | 
  6932  | 
  5303  | 
  15267(+)  | 
8  | 
  Свиридова С.  | 
  4212  | 
  6211  | 
  4570  | 
  14993(-+)  | 
9  | 
  Терновская О.  | 
  3975  | 
  6416  | 
  4609  | 
  15000(-+)  | 
10  | 
  Шестеров В.  | 
  3400  | 
  6154  | 
  6235  | 
  15789(+)  | 
Итог: у 20% объём двигательной активности ниже нормы, у 60% детей нормальный, а у 20% объём двигательной активности выше нормы.
Контрольная группа.
№  | 
  Фамилия, имя ребёнка 
  | 
  Содержание прогулки ( длительность прогулки 70мин.) Д.А.(двигательная активность)  | |||||
Наблюдение 15мин. Д.А.  | 
  Подвижная игра 15мин. «Ловишки» «Догони пару» Д.А.  | 
  Трудовая деятельность 20мин. Д.А.  | 
  Самостоятельная деятельность 20мин. Д.А.  | 
  Итого Прогулка*Д.А.=%  | |||
1  | 
  Алина А.  | 
  12мин.  | 
  12 мин.  | 
  15мин.  | 
  15 мин.  | 
  52%  | |
2  | 
  Дима Г.  | 
  10мин.  | 
  8 мин.  | 
  10 мин.  | 
  8 мин.  | 
  48%  | |
3  | 
  Алина Ф.  | 
  12 мин.  | 
  13 мин.  | 
  15 мин.  | 
  15 мин.  | 
  53,3%  | |
4  | 
  Катя Н.  | 
  10 мин.  | 
  12 мин.  | 
  15 мин.  | 
  12 мин.  | 
  65,3%  | |
5  | 
  Никита Д.  | 
  12 мин.  | 
  10 мин.  | 
  15 мин.  | 
  15мин.  | 
  59,3%  | |
6  | 
  Вика В.  | 
  8 мин.  | 
  10 мин.  | 
  10 мин.  | 
  12 мин.  | 
  53,3%  | |
7  | 
  Андрей С  | 
  10 мин.  | 
  10 мин.  | 
  15 мин.  | 
  12мин.  | 
  42,6%  | |
8  | 
  Миша А.  | 
  8 мин.  | 
  8 мин.  | 
  12 мин.  | 
  10 мин.  | 
  40,6%  | |
9  | 
  Серёжа К.  | 
  11 мин.  | 
  13 мин.  | 
  11 мин.  | 
  13 мин.  | 
  42%  | |
10  | 
  Маша Ч.  | 
  9 мин.  | 
  12 мин.  | 
  12 мин.  | 
  15 мин.  | 
  50%  | |
Средний показатель:43,5%  | |||||||
Экспериментальная группа
№  | 
  Фамилия, имя ребёнка 
  | 
  Содержание прогулки (длительность прогулки 70 мин) Д.А.(двигательная активность)  | |||||
Наблюдение 15мин. Д.А.  | 
  Подвижная игра 15мин. «Ловишки» «Догони пару» Д.А.  | 
  Трудовая деятельность 20мин. Д.А.  | 
  Самостоятельная деятельность 20мин. Д.А.  | 
  Итого Прогулка*Д.А.=%  | |||
1  | 
  Данил Б.  | 
  14мин.  | 
  13 мин.  | 
  118мин.  | 
  20мин.  | 
  62,5%  | |
2  | 
  Даша Г.  | 
  12мин.  | 
  10 мин.  | 
  17 мин.  | 
  14 мин.  | 
  55%  | |
3  | 
  Артём Ж.  | 
  14 мин.  | 
  16 мин.  | 
  19 мин.  | 
  17 мин.  | 
  57,3%  | |
4  | 
  Варя Л.  | 
  11 мин.  | 
  13 мин.  | 
  17 мин.  | 
  18 мин.  | 
  70,3%  | |
5  | 
  Вика М.  | 
  14 мин.  | 
  12 мин.  | 
  16 мин.  | 
  17 мин.  | 
  62%  | |
6  | 
  Аня О.  | 
  10 мин.  | 
  15 мин.  | 
  16 мин.  | 
  19 мин.  | 
  67,3%  | |
7  | 
  Соня Р.  | 
  14 мин.  | 
  14 мин.  | 
  15 мин.  | 
  18 мин.  | 
  58,6%  | |
8  | 
  Вова С.  | 
  10 мин.  | 
  16мин.  | 
  116 мин.  | 
  19 мин.  | 
  59,6%  | |
9  | 
  Артём Ц.  | 
  12мин.  | 
  14 мин.  | 
  18 мин.  | 
  18 мин.  | 
  65%  | |
10  | 
  Даша Ч.  | 
  12 мин.  | 
  13 мин.  | 
  19 мин.  | 
  16 мин.  | 
  59%  | |
Средний показатель:75%  | |||||||
Объем двигательной активности на прогулке
Объем двигательной активности в течение дня
Контрольная группа                        
Заключение
Процесс воспитания  детей  непрерывен. 
Большие потенциальные возможности для 
всестороннего гармонического  развития