Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 14:19, реферат
Важнейшее место в педагогической теории Л. Н. Толстого занимает идея свободного воспитания. Она тесно связана с его философско-идеалистическими и политическими взглядами. Л. Н. Толстой считал, что человек имеет право свободно формировать свои убеждения и взгляды, без всякого насилия и принуждения со стороны общества, и что
 Важнейшее место в педагогической 
теории Л. Н. Толстого занимает идея свободного воспитания. 
Она тесно связана с его философско-идеалистическими 
и политическими взглядами. Л. Н. Толстой 
считал, что человек имеет право свободно 
формировать свои убеждения и взгляды, 
без всякого насилия и принуждения со 
стороны общества, и что детям присуще 
природное совершенство и высокие нравственные 
качества. “... Во всех веках и у всех людей,— 
писал Толстой,— ребенок представлялся 
образцом невинности, безгрешности, добра, 
правды и красоты. Человек родится совершенным 
— есть великое слово, сказанное Руссо, 
и слово это, как камень, останется твердым 
и истинным”. Исходя из этого, Толстой 
полагал, что воспитывать ребенка бессмысленно, 
так как сознание нравственного идеала 
у детей сильнее, чем у взрослых. Взрослые 
должны только давать детям материал для 
того, чтобы они могли сами развиваться 
“гармонически и всесторонне”. По мнению 
Толстого, свободное воспитание содействует 
саморазвитию, самораскрытию Нравственных 
качеств, склонностей и способностей, 
заложенных в ребенке от рождения. Он идеализировал 
природу детей, указывал, что “детский 
возраст есть первообраз гармонии”. Таким 
образом. Толстой в своем учении о свободе 
в воспитании отрицал правомерность и 
возможность сознательного, целенаправленного 
воспитательного воздействия педагогов 
и родителей на детей. 
 
Идея свободного воспитания была глубоко 
противоречивой, антинаучной. В действительности 
воспитание — организованный, целенаправленный 
процесс, имеющий определенные задачи, 
содержание и осуществляющийся с помощью 
различные средств и методов воспитательного 
воздействия на детей. 
 
Л. Н. Толстой выступил против правительственных 
и земских школ в России, опекаемых и контролируемых 
правящими классами, и защищал глубоко 
демократическую идею открытия народных 
школ самим народом, помимо правительства 
и земства. Проповедуя в своих педагогических 
статьях идею развития широкой крестьянской 
самодеятельности в создании народных 
школ, Толстой, однако, принял отсталые 
взгляды патриархального крестьянства 
на школу за выражение потребностей в 
области образования всего народа. В соответствии 
с этими взглядами он обеднял содержание 
учебной программы школы для народа, оставив 
в ней как обязательное лишь обучение 
грамоте и счету. Тем самым он принижал 
образовательные запросы и потребности 
народа. Отстаивая идею свободной организации 
школ народом и доказывая, что народ противодействует 
тем усилиям, которые употребляет для 
его образования общество и правительство, 
Толстой пытался, таким образом, отстранить 
деятелей народного образования от строительства 
народной школы, полагался на стихийное 
ее развитие. Эту ошибочную позицию Толстого 
в свое время справедливо подверг убедительной 
критике Н. Г. Чернышевский. 
 
Л. Н. Толстой высоко оценил народную педагогику 
и имел намерение написать “Исторический 
очерк для истории педагогики русского 
крестьянства”, в котором собирался обосновать 
общие правила организации образования 
русского крестьянина. Свобода как действие 
и самостоятельное творчество. Основы 
такого понимания были заложены Л. Н. Толстым. Он выступает за признание 
прав ребенка и невмешательство воспитателя 
в развитие убеждений и характера детей. 
Основной акцент делается на естественно 
складывающуюся атмосферу сотрудничества 
между учителем и учеником, которое полностью 
исключает принуждение. В полной мере 
эти идеи реализованы в концепции К. Н. Вентцеля. В качестве основной цели воспитания 
он видит освобождение ребенка и предоставление 
ему всех положительных данных для развития 
его индивидуальности, его свободной личности. 
Говоря об основном методе воспитания, К. Н. Венцель отмечает, что этот метод должен 
быть методом освобождения в ребенке творческих 
сил, методом пробуждения и поддержания 
в нем духа искания, исследования, творчества. 
    Содержание и развитие основных понятий 
(ребенок, воспитание, цель, содержание 
и др.) в теориях Л.Н. Толстого 
и К.Н. Вентцелядетерминированы философскими 
воззрениями авторов в решении проблем 
соотношения индивидуального и социального, 
человека и общества, личной свободы и 
ответственности. Их педагогическими 
взглядами на природу ребенка и принцип 
свободы; педагогической практикой Яснополянской 
школы и Дома свободного ребенка.  
    Идея свободы в альтернативной педагогике 
рассматривалась в русле признания необходимости 
создания условий для саморазвития личности, 
подлинное бытие которой отождествлялось 
с экзистенциальным изменением. В качестве 
главного условия выступало воспитание, 
основанное на идеях антиавторитарности, 
антирепрессивности и психотерапевтической 
коммуникации. 
 
После революции 1905—1907 гг. широкое распространение 
получила среди педагогов теория “свободного 
воспитания”, идеи которой наиболее ярко 
выразил Константин Николаевич 
Вентцель (1857—1947). Его сочинения “Освобождение 
ребенка”, “Новые пути воспитания и образования 
детей”, “Этика и педагогика творческой 
личности насыщены острой критикой старой 
школы, свидетельствуют о большой любви 
к детям, стремлении развить их творчество 
исканием новых путей воспитания. В этом 
положительное значение выступлений К. 
Н. Вентцеля в тот период. 
 
Но, критикуя старую школу, возмущаясь 
школьной политикой самодержавия, Вентцель, 
как и другие сторонники теории “свободного 
воспитания”, не мог, однако, противопоставить 
ей положительный идеал новой школы. 
 
Идеи “свободного воспитания в целом 
явились отражением в педагогике тех упадочнических 
и нередко религиозных настроений, которые 
после поражения революции 1905 г. были характерны 
для некоторой части мелкобуржуазной 
интеллигенции, отшатнувшейся от революционной 
борьбы и проповедовавшей идеи примирения 
классов. Например, Вентцель говорил, что 
следует создать новую религию, добиться 
гармоничной жизни, но не революционным, 
а мирным путем. Большую роль он отводил 
новым школам, в которых “в единении будут 
воспитываться дети капиталистов и пролетариев, 
сановников и швейцаров. Благодаря этому 
будто бы прекратится борьба и наступит 
сотрудничество классов. 
 
Вентцель взамен старой школы предлагал 
создать “дома свободного ребенка”, где 
не было бы учебного плана, программ, классно-урочной 
системы. Эти “дома могли бы посещать, 
дети от 3 до 13 лет, они могли бы в зависимости 
от возраста и своих интересов свободно 
объединяться в подвижные группы, чтобы 
поиграть, порезвиться, заняться каким-либо 
производительным трудом, побеседовать 
со взрослыми и таким путем приобрести 
некоторые знания и навыки. Систематического 
учения здесь не предполагалось, центром 
занятий должны быть мастерские. Вместо 
постоянных учителей заниматься с детьми 
должны родители. Дети и родители составят 
своеобразную общину. 
 
Протестуя против старой школы, Вентцель, 
таким образом, отрицал вообще необходимость 
школы как центра организованного воспитания 
детей. Он искренне стремился развить 
творчество и инициативу воспитанников, 
но при этом идеализировал детей, переоценивал 
их опыт. 
 
Теория “свободного воспитания”, развивалась 
благодаря тому, что в ней содержался протест 
против реакционной школьной политики 
царизма, сыграла некоторую положительную 
роль, но принципиально неверным в этой 
теории было: проповедь сотрудничества 
классов, отрицание необходимости революционной 
борьбы за новый общественный строй, крайняя 
идеализация детей и отрицание права взрослых 
руководить их воспитанием, обеспечивая 
осуществление идейно-политических целей 
и задач. Единомышленники Вентцеля не 
связывали реформы воспитания и строительство 
“свободной школы с коренным преобразованием 
общественного строя в России, с победой 
рабочего класса. 
 
К. Н. Вентцель считал, что “дома свободного 
ребенка могут облегчить переход от старого 
социального строя, капиталистического 
хозяйства и наемного труда к новому социальному 
строю на основе свободного труда, при 
котором никто не будет эксплуатировать 
другого. “Дома свободного ребенка”, 
по мнению Вентцеля, “могли бы содействовать 
более мирному, менее кровавому и менее 
насильственному разрешению социального 
вопроса”. 
 
Эти высказывания показывают всю утопичность 
и реакционность социальных взглядов 
Вентцеля, отрицавшего политическую борьбу 
как средство изменения общественных 
отношений. Вентцель и его единомышленники 
обнаружили полное непонимание путей 
преобразования общественного строя, 
причин эксплуатации человека человеком, 
причин неудовлетворительности системы 
школьного образования и семейного воспитания 
в России. 
 
В период столыпинской реакции, когда 
усилились религиозно-мистические искания, 
попытки “обновить религию, К. Н. Вентцель 
выступил в защиту религиозного воспитания 
детей, за создание “свободной детской 
религии”, за применение утонченных методов 
и приемов религиозного воспитания детей 
начиная с дошкольного возраста. 
 
Он идеализировал природу ребенка, считал 
ее совершенной, самопроизвольно развивающейся 
— без вмешательства взрослых, без руководящей 
роли воспитателя. Вентцель считал, что 
путь “саморазвития, самовоспитания и 
самообучения является верховной целью 
воспитания”. Он превозносил личный, индивидуальный 
опыт детей и недооценивал систему знаний 
учащихся, систематическое их обучение. 
По его мнению, дети должны приобретать 
знания индивидуально-
 
Содержание воспитательной работы в “доме 
свободного ребенка должно было строиться 
на принципе удовлетворения индивидуальных 
текущих интересов и запросов детей. Вентцель 
считал, что каждый ребенок имеет свою 
субъективную программу образования и 
выбирает из сокровищницы знаний те, которые 
ему нужны для жизни. “И размер всего этого,— 
писал Вентцель,— будет определяться 
как природными дарованиями, так и наклонностями, 
вкусами и интересами каждого ребенка”. 
Он ратовал за крайнюю индивидуализацию 
обучения. 
 
К. Н. Вентцель и, его сторонники стремились 
осуществить свою теорию “свободного 
воспитания на практике. Опыт “дома свободного 
ребенка”, существовавшего в Москве с 
1906 по 1909 г., показал всю несостоятельность 
этой теории. Постепенно проявилась организующая 
роль назначенной уже на втором году заведующей 
этим учреждением, а вместо временных 
учителей пришлось пригласить постоянных 
штатных педагогов, воспитательная роль 
которых все усиливалась. Стихийность 
и самотек в организации жизни детей, в 
содержании и методах работы постепенно 
заменялись планированием и учетом воспитательно-образовательной 
работы, составлением планов учебных занятий 
и расписаний и т. п. Вместо свободной группировки 
детей по их интересам постепенно в доме 
возникала устойчивая организация классных 
групп и возрастало организующее значение 
классных учителей. От анархического принципа 
безграничной свободы детей пришлось 
отказаться, как и от не осуществленного 
на практике требования подчинить все 
умственные занятия общественно-производительному 
труду детей. Родители, недовольные результатами 
воспитательно-образовательной работы 
“дома свободного ребенка”, переводили 
своих детей в обычные школы Москвы. Однако 
неудачный опыт работы этого дома Вентцель 
объяснял по-своему. Он считал, что дети, 
явившись из семьи “несвободного ребенка”, 
не были подготовлены к новой организации. 
 
В своей книге “Теория 
свободного воспитания и идеальный детский 
сад» К. Н. Вентцель разработал основы 
“свободного воспитания детей дошкольного 
возраста. Он предлагал создать наряду 
с “домом свободного ребенка дошкольное 
учреждение, названное им “идеальный 
детский сад”. Этот детский сад, по его 
мнению, тоже педагогическая община, в 
которой воспитатель и дети — «две равноправные 
единицы». Он должен быть, по замыслу Вентцеля, 
«маленькой хозяйственной единицей, трудовой 
ассоциацией, в строительстве и жизни 
которой дети принимают самое активное 
участие» (труд по самообслуживанию, изготовление 
пособий и игрушек, уход за растениями, 
животными, сельскохозяйственный труд 
и т.п.). Детский сад должен “стать местом 
счастья, радости и свободы”, местом удовлетворения 
всех общественных, научных, эстетических, 
нравственных и прочих запросов ребенка, 
“местом цельной и гармоничной жизни 
ребенка”. Здесь, как и в “доме свободного 
ребенка”, не должно быть программ, планов, 
расписания, а следует проводить план 
жизни самих детей, т. е. эпизодические 
занятия по замыслу и свободному выбору 
детей. И воспитатель детского сада, и 
дети — все должны быть творцами; в занятиях 
воспитателя с детьми должна преобладать 
педагогическая импровизация творчество, 
без всякой предварительной подготовки. 
В «идеальном детском 
саду» воспитатели должны смотреть 
на ребенка как на «маленького художника, 
которому надо только помогать совершенствоваться 
и находить самостоятельно все более и 
более лучшие формы для воплощения красоты». 
Из пластических искусств дети в детском 
саду Вентцеля должны были рисовать, заниматься 
скульптурой (лепкой, формовкой из гипса), 
аппликацией, металлопластикой. На этих занятиях им следовало 
предоставлять свободный выбор тем для 
работ, по возможности широкий и разнообразный. 
Игры в детском саду, считал Вентцель, 
тоже должны быть: творческими, свободными 
будучи “методом освобождения творческих 
сил”, они изобретаются самими детьми. 
 
В “идеальном детском саду должен был 
быть совершенно свободный порядок. Правила 
предполагалось составлять совместными 
усилиями детей и воспитателей. Девизом 
этого детского сада было: “Минимум регламентации, 
максимум свободы”. Воспитательницам 
следовало время от времени предоставлять 
детей самим себе и “как бы совершенно 
устраняться”. 
 
Сторонники теории “свободного воспитания 
объединились в 1908 г. в Московский кружок 
совместного воспитания и образования 
детей и развили активную деятельность 
среди педагогов и родителей по ее пропаганде. 
Председателем кружка был избран К. Н. 
Вентцель. В 1910 г. кружок открыл при клубе 
работниц в Москве народный детский сад 
для детей городской бедноты. 
 
Практика работы этого детского сада, 
строившаяся вначале на основе теории 
“свободного воспитания”, из года в год 
изменялась и все более удалялась от установок 
этой неверной теории свободного воспитания. 
 
Хотя методика воспитательной работы 
в этом народном детском саду основывалась 
на теории “свободного воспитания”, все 
же у работавших там воспитателей были 
некоторые достижения в организации и 
проведении прогулок-экскурсий с детьми 
(ближние и дальние), детского конструктивного 
труда с использованием бросового материала, 
в организации уголка природы, библиотеки 
и др. Ценным начинанием было и проведение 
с родителями бесед о здоровье и воспитании 
детей. Раз в неделю устраивали вечерние 
собрания детей, перешедших в школу; на 
них дети занимались рисованием, ручным 
трудом, пели, играли. Школьники помогали 
воспитательницам в организации жизни 
детского сада; особенно при выездах в 
колонию. 
 
После Великой Октябрьской социалистической 
революции этот народный детский сад с 
тем же педагогическим персоналом перешел 
в ведение Московского городского отдела 
народного образования. Сотрудники его 
в первые годы Советской власти не могли 
до конца освободиться от антинаучных 
установок теории “свободного воспитания 
и пропагандировали ее среди дошкольных 
работников. 
 
Идея “свободного воспитания осуществлялась 
также посредством организации так называемых 
“творческих детских садов”, имевших 
целью “создание из ребенка активной 
творческой личности”. Такой детский 
сад в 1913 г. был открыт в помещении Московского 
учительского дома. 
 
Большевистская печать подвергла острой 
критике школы, созданные на основе теории 
“свободного воспитания”, указала, что 
у учащихся этих школ развивался. крайний 
индивидуализм, поверхностность суждений 
и отсутствие принципов. «Не в таких школах 
найдет удовлетворение юношество и не 
такие школы могут подготовить истинных 
граждан».  
 
 
    Итак, идея свободного воспитания личности, 
являющаяся содержательным стержнем современных 
альтернатив, приобретает в творчестве 
разных мыслителей новые грани. Сегодня, 
идея привлекает к себе внимание тем, что 
провозглашает человека высшей ценностью 
общества, формирует отношение к ребенку 
как к самоценности, детству - как важному 
самостоятельному периоду в жизни человека; 
предлагает пути и принципы воспитания 
личности, способной к активной творческой 
деятельности, саморазвитию и самосовершенствованию; 
является призывом к защите детства ребенка, 
человека вообще от разного рода насилия.