Взаимосвязь воспитания и обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 23:26, контрольная работа

Описание работы

Новое время, третье тысячелетие, важные события, происходящие в нашей стране, задачи утверждения в жизни российского общества гуманистических и демократических идей, прав и свобод, рыночных отношений, норм жизни правового государства и гражданского общества по-новому, расширенно ставят задачи перед педагогической наукой и практикой. Провозглашение идей не означает их воплощения в жизнь общества и каждого человека. Прошедшие 90-е годы убедительно показали, что люди должны уметь жить, вести себя надлежащим образом в условиях предоставленных свобод.

Файлы: 1 файл

Психология и педагогика.doc

— 82.00 Кб (Скачать файл)

Приучение –  это организация планомерного и  регулярного выполнения воспитанниками определенных действий в целях формирования хороших привычек. Или, говоря по-другому: приучение – это упражнение с  целью выработки хороших привычек.

Упражнение  занимает большое место в обучении, так как лежит в основе формирования умений и выработки навыков на всех его практических и практико-ученических  этапах.

Упражнение  как метод педагогического воздействия  применяется для решения самых разнообразных задач гражданского, нравственного, физического и эстетического восприятия и развития. Без систематического применения разумно поставленных упражнений нельзя добиться действенности воспитательной работы.

В практике воспитательной работы применяются в основном три типа упражнений:

  1. упражнения в полезной деятельности;
  2. режимные упражнения;
  3. специальные упражнения.

           Номенклатура и классификация  методов обучения характеризуется  большим разнообразием в зависимости  от того, какое основание избирается для их разработки. Подразделяют методы по доминирующим средствам на словесные, наглядные и практические. Их классифицируют также в зависимости от основных дидактических задач на:

  1. методы приобретения новых знаний;
  2. методы формирования умений, навыков и применения знаний на практике;
  3. методы проверки и оценки знаний, умений и навыков

           Наиболее оптимальной представляется  классификация методов обучения, в которой за основу берется  характер учебно-познавательной  деятельности обучаемых в усвоении ими изучаемого материала. Эта классификация включает в себя пять методов:

  1. объяснительно-иллюстративный метод;
  2. репродуктивный метод;
  3. метод проблемного изложения;
  4. частично-поисковый метод;
  5. исследовательский метод.

           Стимулировать – значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству и действию. Определенное стимулирующее действие уже заложено внутри каждого метода. Но есть методы, главное назначение которых – оказывать дополнительное стимулирующее влияние и как бы усиливать действие других методов, которые по отношению к стимулирующим принято называть основными.

К методам стимулирования относятся: соревнование и поощрение.

Стремление  к первенству, приоритету, самоутверждение  свойственно всем людям, но особенно молодежи. Соревнование в учебных заведениях сродни лучшим образцам соперничества спортивного. Главная задача педагога – не дать соревнованию выродиться в жесткую конкуренцию и в стремление к первенству любой ценой. Соревнование должно быть проникнуто духом товарищеской взаимопомощи и доброжелательности.

Поощрение –  это сигнал о состоявшемся самоутверждении, потому что в нем содержится общественное признание того подхода, того образа действия и того отношения к действию, которые избраны и реализуются  учащимся. Чувство удовлетворения, которое испытывает поощренный воспитанник, вызывает у него прилив сил, подъем энергии, уверенность в своих силах и, как следствие, сопровождается высокой старательностью и результативностью. В то же время поощрение не должно быть слишком частым, чтобы не привести к обесцениванию, ожиданию награды за малейший успех.

Важнейшее условие  педагогической эффективности поощрения  – принципиальность, объективность, понятность для всех, поддержка общественным мнением, учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанника.

Наказание –  один из самых старейших методов  воспитания. Наказание корректирует поведения воспитанника, заставляет его задуматься, где и в чем  он поступил неправильно, вызывает чувство  неудовлетворенности, стыда, дискомфорта. Наказание – это самоутверждение наоборот, которое порождает потребность изменить свое поведение, а при планировании будущей деятельности – чувство опасения пережить еще раз комплекс неприятных чувств. Однако наказание не должно причинять воспитаннику ни морального унижения, ни физического страдания. Главное чувство наказанного воспитанника – чувство переживания, отчужденности, отстраненности от других воспитанников, от коллектива.

 

 

2.Нравственно-психологические отношения

2.1.Отношения родителей и детей как психолого – педагогическая проблема

 

В отношениях родителей, педагогов и детей есть сложная, парадоксальная проблема. Сложность  ее – в скрытом, интимном характере  человеческих отношений, щепетильности  «внешнего» проникновения в них. А парадоксальность в том, что, при всей ее важности, родители и педагоги обычно ее не замечают, ибо не имеют для этого необходимой психолого-педагогической информации.

Отношения родителей  и детей с годами складываются в определенные типичные варианты независимо от того, осознаются они или нет. Такие варианты начинают существовать как реальности отношений. Причем их можно представить в определенной структуре – последовательных стадиях развития. Типы отношений возникают постепенно. Родители же обращаются к педагогу, психологу, как правило, по поводу возникшей «вчера», «неделю назад» тревожной конфликтной ситуации. То есть они видят не процесс развития отношений, не их последовательность и логику, а, как им кажется, внезапный, необъяснимый, удивительный случай.

Конфликт в  отношениях родителей и детей крайне редко возникает случайно и внезапно. Сама природа позаботилась о взаимной привязанности родителей и детей, выдав им своеобразный аванс в чувстве любви, потребности друг в друге. Но как родители и дети распорядятся этим даром – проблема их общения и отношений. Конфликт – жестокое столкновение, эмоциональная агрессия, болевой синдром отношений. А боль в организме, как известно, - сигнал бедствия, физиологический крик о помощи. Она возникает в ходе развития заболевания.

В здоровых семьях родители и дети связаны с естественными повседневными контактами. Слово «контакт» в педагогическом смысле может означать мировоззренческие, нравственные, интеллектуальные, эмоциональные, деловые связи родителей и детей, такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных, жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей к родителям.

Изучение множества  разнообразных документов позволило  выявить некоторые основные тенденции  отношений родителей и детей  в семье. В основу анализа положено видоизменение потребности в  общении – одна из фундаментальных  характеристик межличностных отношений. Под конфликтом понимается возникшая ситуация неразрешенного противоречия, в которой родители и дети испытывают острый психологический дискомфорт и пытаются решить возникшую проблему односторонне, бескомпромиссными путями и методами.

Существуют  следующие стадии отношений родителей  и детей:

  • родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении;
  • родители вникают в заботы и интересы детей, и дети делятся с ними;
  • чем скорее родители вникают в интересы и заботы детей, тем скорее дети испытывают желание делиться с родителями;
  • поведение детей вызывают в семье конфликты, и при этом правы родители;
  • поведение детей вызывает в семье конфликты, и при этом правы дети;
  • конфликты возникают по причинам обоюдной неправоты;
  • полное взаимное отчуждение и враждебность.

 

2.2.Рациональные условия отношений родителей и детей

 

Духовные контакты в  семье не могут возникнуть в результате одних лишь платонических пожеланий  и стремлений родителей. Для этого  должны быть созданы психолого-педагогические предпосылки.

Первая и  главная из них – разумная организация  семьи. Общие перспективы, совместная деятельность, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместных решений, общих интересов и увлечений  служат благодатной почвой для произрастания и развития ростков внутренних взаимосвязей родителей и детей.

В коллективной жизни семьи можно наиболее успешно  создавать обстоятельства воспитательного  процесса, подкрепляющие словесные  требования. Нужные педагогические обстоятельства отнюдь не всегда совпадают с жизненными. И их нередко приходится создавать вопреки жизненным обстоятельствам.

Дети ожидают  от родителей глубинного, пристального интереса к их внутреннему миру, учета их возрастных и индивидуальных особенностей. Возрастные особенности – это характерные для того или иного возрастного периода анатомо-физиологические и психологические особенности. А под индивидуальностью человека имеется в виду существенное своеобразие его основных свойств и качеств.

Учет возрастных особенностей детей требует постепенного изменения воспитательных влияний на различных ступенях становления личности.

Подход к  детям требует от родителей педагогического  такта, учета жизненного опыта воспитанников, их эмоционального состояния, тонкого  и неторопливого анализа мотивов поступка, чуткого, мягкого прикосновения к внутреннему миру человека. Общение, совместные дела, единые стремления становятся наиболее естественным процессом воспитания.

Важная сторона  обоюдных контактов – участие  в занятиях и интересах детей. Если родители смогут разделить интересы, увлечься занятиями своих детей, то в их руках окажется эффективное средство воспитательного воздействия.

Следование  по следам интересов и увлечения  детей предполагает также и привлечение  детей к собственным занятиям и увлечениям. В некоторых семьях существует правило: вещи необходимые человеку для жизни, он должен уметь делать сам. В каждой семье может сложиться многообразная система установления и укрепления тесных связей родителей и детей: от родителей к детям, от детей к родителям.

Инстинкт родственности, «голос крови» интенсивно проявляется  тогда, когда родители и дети по-человечески  близки друг другу, связаны узами  не только родственной, но и духовной близости. Это важная предпосылка  успешного воспитательного процесса в семье, проникновения во внутренний мир детей и успешного воздействия на них. У детей возникает и развивается потребность советоваться с родителями, мысленно ставить их на свое место в трудных жизненных ситуациях, равняться на них, следовать их наставлениям.

Тот или иной отрицательный вариант отношений  в семье вовсе не является непреодолимой  фатальной доминантой. Если родители смогут психологически и педагогически  грамотно разобраться в сложившейся  стадии отношений, то преодоление отрицательных факторов возможно.

Глубокие контакты с родителями создают у детей  устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям  приносит радостное чувство удовлетворения.

Заключение

 

Педагогика востребована везде, где осуществляется образование, воспитание, обучение, развитие граждан (в специализированных педагогических учреждениях и в процессе труда, досуга, семейной жизни) независимо от их возраста и социального положения, где обнаруживаются проявления их результатов (положительные и негативные), а также влияние на эти процессы и результаты факторов иной природы (политики, экономики, права, культуры, искусства, досуга, труда). Везде, где это есть, педагогика в состоянии принять конструктивное участие в совершенствовании дела и улучшить его по вопросам своей компетенции.

Изучение педагогики в системе высшего образования  призвано вооружить студентов знаниями, умениями и способностью использовать ее данные в жизни и профессиональной деятельности, а также сформировать понимание необходимости и желание делать это постоянно, лично совершенствоваться педагогически. Педагогика – одна из самых практичных наук.

Педагогика  располагает рекомендациями, интенсивными педагогическими технологиями, богатым  педагогическим опытом, которые нужны  практически всем.

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

  1. Радугин А.А. Психология и педагогика – Москва, 2000 г.
  2. Столяренко А.М. Психология и педагогика – Москва, 2001 г.
  3. Харламов И.Ф. Педагогика – Москва, 1994 г.



Информация о работе Взаимосвязь воспитания и обучения