Взаимодействие детского сада и семьи одно из условий воспитании основ физической культуры у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 23:13, курсовая работа

Описание работы

Дошкольное детство – это уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей и педагогов.
Взаимосвязь детского сада и семьи – необходимое условие для успешного воспитания ребенка дошкольного возраста. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка, что предполагает совместную деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребёнка, общение, обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Педагоги дошкольных образовательных учреждений, учитывая особенности сегодняшних семей, стараются искать и использовать новые эффективные формы работы с родителями, одной из таких форм является организация сетевого взаимодействия с родителями[1; с.46].

Файлы: 1 файл

Взаимодействие детского сада и семьи одно из условий воспитании основ физической культуры у детей дошкольного возраста.doc

— 211.50 Кб (Скачать файл)

 

 

2.2 Программа организации работы с родителями в условиях детского сада, направленной на физическое оздоровление детей дошкольного возраста

 

ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ[18; с.72]

 

В возрасте от 3 до 4 лет сюжетно-ролевая игра становится ведущей деятельностью, создающей наиболее благоприятные условия для общего психического, интеллектуального и личностного развития ребенка. Этот период также уникален для речевого развития, так как ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне.

Дети младшего дошкольного возраста инициативны в общении с взрослыми, задают много вопросов, охотно рассказывают небольшие знакомые сказки, проявляют познавательные интересы. Неудовлетворенная потребность ребенка в общении с взрослыми ведет к эмоциональной отчужденности между ними. На четвертом году жизни ровесник остается для ребенка, прежде всего участником практической деятельности.

Самооценка ребенка 3-4 лет завышена, что для него вполне закономерно, так как является своеобразным механизмом «личностной» защиты в тех случаях, когда кто-то негативно оценивает его личностные качества.

В возрасте от 3 до 4-х лет формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: совершенствуется фонематический слух, цветоразличение, острота зрения, восприятие формы предметов, мир  ощущений.

От манипуляции с предметом дети приступают к ознакомлению с ним на основе зрительного восприятия.

Ведущее значение в развитии сенсорных процессов ребенка 3-4-х лет приобретает речь. Обогащение детской речи словами, обозначающими признаки предметов, отношения между ними, способствует осмысленному восприятию.

С 3-4 лет память ребенка имеет непроизвольный характер. Материал запоминается в зависимости от деятельности, в которую он включен. Мышление ребенка этого возраста отличается качественным своеобразием: ему трудно различить фантазии и реальность. Он – эгоцентрист. Ему свойственны анимистические представления: все окружающие предметы способны думать и чувствовать, как и он сам. Рассматривая объекты, он, как правило, выделяет один, наиболее яркий признак предмета.

В младшем дошкольном возрасте у ребенка начинают формироваться элементарные представления о пространстве, времени, числе.

В возрасте 3-4 лет ребенок начинает осмысливать простые связи между погодными явлениями и их последствиями. Понимает, что не только он, но и все другие живые существа испытывают потребности в еде, воде. У 3-4–х летних детей конструирование еще слито с игрой. Экспериментируя с разными материалами, дети постепенно узнают их свойства, в том числе и конструктивные.

На этом этапе дети овладевают простейшими обобщенными операциями (складывать, сминать, рвать, составлять, делать выводы и т.п.).

На 4-ом году жизни дети эмоционально и целостно воспринимают художественный текст. Его понимание выражается не столько в речи, сколько в предметных и игровых действиях.

Изобразительная деятельность для ребенка – это образы, которые он создает. Эти образы непосредственны, наивны, ярки, напоминают фольклорные.

Процесс лепки, аппликации, рисования – это моменты «вхождения» в образы, когда мазки, линии и формы оживают перед ребенком .

Используя линии, формы, цветовые пятна, мазки, дети могут передать несложный сюжет.

В этот период для большинства детей характерен высокий уровень эмоциональной отзывчивости на музыку, что делает этот вопрос чрезвычайно благоприятным для занятия музыкальной деятельностью.

В младшем возрасте интенсивно развиваются моторные функции. Двигательная активность детей характеризуется достаточно высоким уровнем самостоятельности действий.

С трёх лет происходит четкое и осмысленное проявление интереса, в этот период ребёнок начинает осознавать себя отдельным человеком, имеющим волю. Продолжают интенсивно развиваться функции мозга, психические функции, происходят изменения в характере. Повышается восприимчивость к художественным произведениям, отзывчивость на музыку, что является благоприятной почвой для выявления интересов и способностей. Начинает преобладать интерес к совместным играм. Трёхлетний ребёнок – неутомимый деятель, он готов клеить, лепить, рисовать, но не воспринимает продолжительные рассказы, объяснения.

Базисные характеристики личности ребенка 3-4 лет многомерны и взаимосвязаны, они складываются в дошкольном детстве не одновременно, находятся в постоянном развитии и на каждом возрастном этапе имеют свое содержание. При отсутствии условий, благоприятствующих своевременному становлению базисных характеристик личности, в дальнейшем могут возникнуть ее серьезные деформации.

К базисным характеристикам личности 3-4-х-летнего ребенка относятся: компетентность, эмоциональность, инициативность, самостоятельность.

В плане физического развития компетентность 3-4 летних детей проявляется в том, что они владеют основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазанье, действия с предметами), элементарными гигиеническими навыками и навыками самообслуживания.

Важно всячески поддерживать эту активность, создавая соответствующие безопасные условия. Поскольку словесные предупреждения ребенок часто не учитывает, взрослому необходимо предвидеть опасность и заранее устранять её (убирать бьющиеся или колющие предметы, закрывать дверцы шкафов и пр.).

                 ПРИМЕРНЫЙ РАСПОРЯДОК ДНЯ[19; с.99]

 

«Здравствуйте, дети!»

Утренний прием. Игры. Утренняя гимнастика.

Гигиенические процедуры. Завтрак. Групповое общение: совместное проектирование интересных краткосрочных дел.

Игры, подготовка к организованной учебной деятельности.

7.30 - 9.20

«Учимся, играя»

Организованная учебная деятельность (общая длительность, включая перерывы).

Совместная деятельность взрослого с детьми.

9.20 - 10.00

«Вместе на природу»

Подготовка к прогулке. Прогулка.

Ознакомление с природой, игры, труд.

Возвращение с прогулки.

Гигиенические и закаливающие процедуры.

10.00 -12.20

«Приятного аппетита»

Подготовка к обеду. Обед.

12.20 -13.10

«Здоровый сон»

Гигиенические и закаливающие процедуры.

Укладывание и дневной сон.

13.10 -15.10

«Просыпаемся, пробуждаемся»

Подъем. Гимнастика пробуждения.

Закаливающие процедуры. Полдник.

15.10 16.00

«Ура! Игра!»

Сюжетно - ролевые, творческие и дидактические игры.

Подготовка к прогулке. Прогулка, подвижные игры.

Возвращение с прогулки.

Гигиенические и закаливающие процедуры.

16.00 -17.40

«Приятного аппетита»

Ужин.

17.40-18.00

«До свиданья, детский сад»

Общение с детьми, родителями. Свободные игры.

Уход детей домой.

18.00 -19.00


 

                 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ЗДОРОВЬЕ» [20; с.52]

 

Цель: формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста, обладающей хорошими физическими качествами, способной к сохранению и укреплению здоровья.

Базовое содержание образовательной области «Здоровье» реализуется в организованной учебной деятельности:

- физическая культура;

- валеология.

Физическая культура

Цель: развитие интереса к физическим упражнениям, стремления улучшать двигательные умения и навыки.

Задачи:

1. Формировать  элементарные навыки выполнения  основных видов движений в  ходьбе, беге, прыжках, метании, бросании  и ловле, ползании и лазании.

2. Развивать  элементарные навыки построения  и перестроения.

3. Развивать физические качества: ловкость, выносливость, умение соблюдать равновесие.

4. Приучать  координировать движения рук  и ног.

5. Приучать  детей действовать совместно, в  одинаковом для всех темпе.

6. Формировать навыки личной гигиены и основы сбережения здоровья.

7. Развивать выразительность, пластичность движений, умение ходить и бегать свободно и естественно, поддерживать правильную осанку и сохранять равновесие, находить своё место в групповых построениях.

8. Знакомить  детей со спортивными играми  и упражнениями.

Содержание:

Упражнения по развитию основных видов движений

упражнения в ходьбе:

- в колонне  по одному, друг за другом;

- с высоким  подниманием колен;

- с выполнением  заданий: с остановкой, приседанием, поворотом, "змейкой", обходя предметы;

- приставным шагом вперёд;

- приставным  шагом назад;

- в горку  и с горки.

Приучать детей ходить свободно, координировать движения рук и ног, не шаркать ногами, не опускать голову.

упражнения в беге:

- в колонне, соблюдая интервал, меняя направление;

- по кругу, взявшись за руки, держась за верёвку;

- в разных  направлениях;

- с одной  стороны площадки на другую;

- по прямой  и извилистой дорожке;

- в чередовании  с ходьбой, с остановкой, со сменой  направления;

- с ловлей;

- в быстром  темпе (до 10 – 20 метров);

- непрерывно в медленном темпе (в течение 50-60 сек.).

Приучать детей бегать свободно, координировать движения рук и ног, не шаркать ногами, не опускать голову.

упражнения в прыжках:

- вверх  с касанием предмета головой;

- на двух  ногах, продвигаясь вперёд на  расстояние 2-3 метра;

- в длину  с места, в плоский обруч, лежащий  на земле;

- в глубину, высота 15-20 метров;

- через  предмет высота 5-10 см;

- с ноги  на ногу, прямой галоп;

- подпрыгивание  на двух ногах (ноги вместе - ноги  врозь).

упражнения в метании, бросании, ловле:

- катание  мячей друг другу с расстояния 1,5-2 метров, в положении сидя, ноги  врозь, скрестив ноги;

- катание  мячей стоя;

- катание  мячей через ворота;

- бросание  мяча двумя руками от груди, из-за головы, вверх;

- бросание  мяча двумя руками вверх, вниз об пол (землю) ловля мяча;

- метание  в горизонтальную цель, вдаль;

- метание  в вертикальную цель правой  и левой рукой.

упражнения в ползании и лазанье:

- ползание  в прямом направлении на расстоянии 4-6 метров, «змейкой», между расставленными  предметами;

- по доске  положенной на пол;

- под верёвку, дугу высотой 40 см;

- по наклонной  доске, закреплённой на второй  перекладине гимнастической стенки;

- перелезание  через бревно;

- ползание  между ножками стула;

- ползание  в обруч, расположенный вертикально полу;

- лазание  по наклонной  лестнице;

- влезание  на гимнастическую стенку и  спуск.

упражнения в равновесии:

- ходьба  по наклонной доске, один конец  которой приподнят на 20-30 см.;

- ходьба  по бревну со стёсанной поверхностью;

- стоя на  месте, подняться на носки и постоять, сохраняя равновесие;

- кружиться  на месте в одну и в другую  сторону.

перестроение:

- строиться  в колонну, в круг, в шеренгу, небольшими  группами и всей группой;

- находить  своё место в строю, поворачиваться, переступая на месте.

музыкально-ритмические упражнения:

- маршировать  под музыку всем вместе и  индивидуально, чётко и ритмично  двигаясь и отмечая начало  и окончание каждой части музыкального  произведения;

- передавать  образные движения животных –  игровых персонажей (как зайчик, как кошечка);

- выполнять  танцевальные движения с куклами.

общеразвивающие упражнения:

Упражнения для рук и плечевого пояса[21; с.115].

Поднимать руки вверх через стороны, опускать поочерёдно то одну, то другую руку, или обе руки вместе, выполняя упражнения с предметами и без предметов. Перекладывать предмет из одной руки в другую перед собой, за спиной, над головой. Делать хлопок перед собой или над головой и прятать руки за спину. Вытягивать руки вперёд, разводить в стороны, поворачивать их ладонями вверх, поднимать и опускать кисти, шевелить пальцами. Сжимать и разжимать пальцы рук. Ставить руки на пояс.

Упражнения для ног.

Подниматься на носки. Выставлять ногу на носок вперёд, отставлять в сторону, назад. Делать 2-3 полуприседания подряд. Приседать, вынося руки вперёд, опираясь руками о колени, обхватывая колени руками и пригибая голову. Поочерёдно поднимать ноги, согнутые в коленях; делать хлопок под согнутой в колене ногой. Сидя захватывать ступнями ног мешочки с песком. Передвигаться по палке, валику (диаметр 6-8 см) приставными шагами в сторону, опираясь серединой ступни.

Упражнения для туловища.

Передавать друг другу мяч над головой (назад и вперёд). Поворачиваться влево, вправо, поднимая руки вперёд. Наклоняться влево, вправо, вперёд. Сидя повернуться и положить предмет сзади себя, повернуться, взять предмет. В упоре сидя сзади подтягивать к себе ноги, складывать их калачиком, вытягивать; подтягивать обе ноги, обхватив колени руками; поднимать по очереди ноги и класть их одна на другую (правую ногу на левую и наоборот). Сидя наклоняться вперёд. Стоя на коленях, наклоняться вперёд. Лежа на спине, поднимать одновременно обе ноги вверх, лёжа на спине опускать; двигать ногами, имитируя езду на велосипеде. Лёжа на животе, сгибать и разгибать ноги (по одной и вместе). Поворачиваться со спины на живот и обратно. Лёжа на животе, прогибаться и приподнимать плечи, разводя руки в стороны.

Спортивные упражнения:

Катанье на санках

Информация о работе Взаимодействие детского сада и семьи одно из условий воспитании основ физической культуры у детей дошкольного возраста