Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 16:09, доклад
Есть единственный способ научить ребенка слушать (воспринимать информацию на слух), научить тому, чем он будет занят, по крайней мере, еще 10 лет в школе:
ребенку дошкольного возраста нужно много читать (но не комиксы с минимумом текста).
Желательно покупать детям хорошо иллюстрированные книги известных детских классиков, которые знакомы нам с собственного детства (например, сказки Андерсена).
Виды трудностей при обучении детей чтению и их возможные причины
(М. М. Безруких)
Виды трудностей |
Возможные причины |
1. Плохо запоминает конфигурацию. |
- недостаточная |
2. Недостаточное различение близких по конфигурации букв «п-н», «в-а», «г-т» (путает буквы при чтении). |
- недостаточная - недостаточная |
3. Перестановка букв при чтении (рак - кар, нос-сон). |
- недостаточная |
4. Замена букв, неправильное произношение при чтении. |
- недостаточная |
5. Трудность слияния букв при чтении (каждая буква легко читается отдельно, а вместе – трудно). |
- недостаточная -недостаточная зрелость коры головного мозга. |
6. Пропуски слов, букв («невнимательное» чтение). |
- функциональная слабость центральной нервной системы; - трудность концентрации внимания; - выраженное утомление. |
Как научить ребенка слушать?
Есть единственный способ научить ребенка слушать (воспринимать информацию на слух), научить тому, чем он будет занят, по крайней мере, еще 10 лет в школе:
ребенку дошкольного возраста нужно много читать (но не комиксы с минимумом текста).
Желательно
покупать детям хорошо
При покупке обязательно просмотрите текст и картинки. Иногда текст настолько безбожно урезают или искажают, что от любимой сказки остается только общий сюжет. Картинки же должны быть реалистичными, чтобы ребенок без труда узнал персонажей, а не ломал голову над тем, кого же нарисовал художник - зайца, мышонка или котенка.
Другой способ (более легкий для родителей, но не отменяющий родительского чтения) - аудиокассеты.
Важно обращать внимание на то, что именно озвучено. Желательно, чтобы в детской домашней коллекции преобладала классика. Не менее важно, какие именно актеры и в какой студии озвучивали текст.
Лучшими были и пока остаются записи с грампластинок и радиоспектаклей, сделанных еще в советские времена. Трудно себе представить, чтобы сейчас в таком малоприбыльном предприятии, как 40 минутная детская аудиопьеса удалось задействовать сразу несколько лучших отечественных актеров (а, например, только в сказке Андерсена "Новое платье короля" Апрелевского завода грампластинок их пятеро: Н.Литвинов, Р.Плятт, Е.Вестник, О.Табаков, Г.Вицин).
Так же точно теперь относятся к аудиозаписям - как к устаревшему по сравнению с видеокассетами носителю. Но психологи и логопеды замечают, что много видео вредно для детей, в особенности для детей с низкой способностью сосредоточения, слабым вниманием, для возбудимых и агрессивных детей. Попытки создания телешкол, образовательных программ на телевидении показали, что эти программы малорезультативны. В основном процесс обучения осуществляется классическими древними методами.
Если ребенку тяжело слушать, он быстро устает и отвлекается, для начала лучше брать записи, где текст перемежается музыкой, песнями, чтобы малыш мог отдохнуть, подвигаться.
Леворукий ребенок
Леворукость - это предпочтительное использование левой руки
для осуществления различных действий.
Установлено, что леворукость в десять-двенадцать
раз чаще встречается в семьях, в которой
левшой является хотя бы один из родителей,
т.е. носит унаследованный
характер.
Кроме явной, часто встречается скрытая леворукость. Такой человек приучен с детства пользоваться правой рукой, но при непривычных действиях или в состоянии аффекта пользуется левой.
Подготовка руки ребенка к письму начинается задолго до прихода в школу. Рисование каракулей, штриховка, лепка, массаж пальчиков и кистей рук, работа с мозаикой, конструктором и многое другое поможет будущему ученику научиться красиво писать, не испытывая при этом усталости и отрицательных эмоций. Важно сразу научить ребенка правильно держать пишущий предмет. Это, как показывает практика, остается без должного внимания взрослых. Казалось бы, пусть пишет, как ему удобно, но ребенка, научившегося неправильно держать ручку, очень трудно переучить. А как же правильно?
При письме пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным, большой палец расположен несколько выше указательного; опора на мизинец; средний и безымянный расположены почти перпендикулярно краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца 1,5-2 см. Конец пишущего предмета ориентирован на плечо. Кисть находится в движении, локоть от стола не отрывается. Далее следует понаблюдать за тем, как ребенок пишет, и решить, правильно ли он выполняет это действие.
Вас должно насторожить, если ребенок активно поворачивает лист при рисовании и закрашивании. В этом случае малыш не умеет изменять направление линии при помощи пальцев. Контроль навыка письма у ребенка желательно провести до того, как ему исполнится четыре года, чтобы иметь запас времени для исправления неправильного навыка перед поступлением в школу. Заниматься шестилетний ребенок может не более двадцати минут. Если к школе ваш ребенок долго застегивает пуговицы, не умеет завязывать шнурки, часто роняет что-либо из рук, вам следует обратить внимание на сформированность навыка письма.
Около 53% детей с отставанием в развитии речи не могут выразить эмоционально – смысловое содержание высказывания, иными словами, не умеют выразительно говорить.
В связи с этим родителям необходимо выполнять с детьми специальные упражнения, которые помогут им научиться говорить с выражением.
1. Ребенок упражняется в произнесении коротких фраз с заданной интонацией.
Взрослый говорит фразу, например: Наконец – то выглянуло солнце! Ребенок воспроизводит фразу с той же интонацией сначала вместе со взрослым. Затем малыш сначала выслушивает взрослого, а после этого повторяет фразу один с таким же выражением (Мама дома ? Катя здесь!).
Наконец, ребенку предлагается самому
придумывать предложения и
2. Далее работа по формированию интонационной стороны речи проводится на материале нескольких предложений; затем коротких рассказов, историй, стихов, сказок. Последовательность этапов работы сохраняется: вместе со взрослым, после него, самостоятельно.
При выполнении всех упражнений хорошо использовать мимику и жесты.
3. Взрослый произносит фразу, выделяя каждое слово. Например, Наташа подарила Саше лошадку. Задает ребенку вопросы, интонационно выделяя нужное слово и просит дать полный ответ, добиваясь, чтобы ребенок тоже выделял слово – ответ интонационно: Кто подарил лошадку Саше? -
Наташа подарила Саше лошадку.
Что сделала Наташа? – Наташа подарила Саше лошадку.
Кому подарила Наташа лошадку? – Наташа подарила Саше лошадку.
Что подарила Наташа Саше? - Наташа подарила Саше лошадку.
4. Выучите с ребенком для закрепления стихотворения. Следите, чтобы он правильно использовал интонационные средства выразительности.
Например: Зайка плачет:- Ой – ой – ой!
Я ударился ногой!
- Мы сейчас достанем йод,
И нога твоя пройдет.
Ты у нас совсем большой,
Что ж ты плачешь:- ой – ой – ой!
Информация о работе Виды трудностей при обучении детей чтению и их возможные причины