Виды труда дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 12:54, реферат

Описание работы

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно - бытовой труд, труд в природе и ручной труд.

Файлы: 1 файл

Курсовая Старкова Оля.docx

— 28.30 Кб (Скачать файл)

Введение

 
Актуальность. Труд – первый и самый  честный страж совести и долга. Труд, в широком смысле, - это слияние  порывов души и энергии, ума и  рук, отношения человека к человеку и человека к коллективу. Необходимо воспитывать культ уважения к  труду. Мысль «я должен» рождается  у ребенка тогда, когда у него есть чувство удивления перед  трудом матери, отца, детского коллектива. Требуется большое воспитательное мастерство, чтобы ребенок занялся  настоящим полезным трудом. В напряжении физических сил воспитывается благородство души, честь, достоинство. Семья –  первый родник, от которого рождаются  чувства и убеждения. Ребенок, который  вырос в атмосфере потребительского счастья, становится невосприимчивым  к слову, призыву, внушению, поучению, напутствию. Человеческая жизнь начинается тогда, когда ребенок делает не то, что хочется, а то, что нужно  семье, обществу. 
В дошкольном возрасте происходит становление специфических видов детской трудовой деятельности. Трудовая деятельность детей в природе имеет определенные особенности и свое значение, которое раскрыто в исследованиях Е.И.Корзаковой, С.Н.Николаевой, В.Г.Фокиной и др. Трудовая деятельность детей в уголке природы и на участке, забота о животных и растениях позволяет установить зависимость жизни и состояния различных природных объектов от деятельности людей. Кроме того, трудовая деятельность детей в природе - это единственный вид производительной трудовой деятельности, доступный дошкольникам. 
Конечная цель такой трудовой деятельности связана с выращиванием овощей, цветов, комнатных растений, и результаты конкретны, наглядно представлены и понятны ребенку. Дети подводятся к основному выводу: человек, зная потребности живых организмов, может влиять на их рост и развитие, т.е. они узнают о роли человека в управлении природой. Все это способствует формированию личности дошкольника.

Опираясь на данные философских, психолого-педагогических исследований, на анализ родовых понятий «направленность», «социальная направленность», «экологическая направленность» мы рассматриваем  формирование личности дошкольника  как всестороннее развитие, формируемое  под влиянием социоприродной среды, заключающееся в согласованности между экологическими представлениями, гуманно-ценностным отношением к природе, мотивами, носящими социально-экологический характер, а также природоохранной деятельностью дошкольников.

 

  1. Виды труда дошкольников

 

Труд детей в детском  саду многообразен. Это позволяет  поддерживать у них интерес к  деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно - бытовой труд, труд в  природе и ручной труд.

Самообслуживание направленно  на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т.п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

Хозяйственно - бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь  заметны. Этот труд направлен на поддержание  чистоты и порядка в помещении  и на участке, помощь взрослым при  организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушения  порядка в групповой комнате  или на участке и по собственной  инициативе устранять его. Хозяйственно - бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает  в себе большие возможности для  воспитания заботливого отношения  к сверстникам.

Труд в природе предусматривает  участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет  для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему  живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического  развития детей, совершенствования  движений, повышения выносливости, развития способности к физическому  усилию.

Ручной труд - развивает  конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).

В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.

Дети на опыте усваивают  элементарные представления о свойствах  различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно  делать разнообразные вещи. Так обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что  ее можно складывать, резать, склеивать.

Дерево можно пилить, строгать, резать, сверлить, склеивать. Работая  с деревом, ребята пользуются молотком, пилой, клещами. Они приучаются сравнивать детали путем наложения, на глаз, при  помощи линейки. Работа с природным материалом - листьями, желудями, соломой, корой и т. д. - дает воспитателю возможность знакомить детей с разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью.

6.  
2. Формы организации труда

 

Труд детей дошкольного  возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме  поручения, дежурств, коллективной трудовой деятельности.

Поручения - это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи.

Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными  или общими, простыми (содержащими  в себе одно не сложное конкретное действие) или более сложными, включающими  в себя целую цепь последовательных действий.

Выполнения трудовых поручений  способствуют формированию у детей  интереса к труду, чувства ответственности  за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое  усилие, чтобы довести дело до конца  и сообщить воспитателю о выполнении поручения.

В младших группах поручения  индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно - два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платья для  стирки и т.д.). Такие элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в  условиях, когда они еще не могут  организовать труд по собственному побуждению.

В средней группе воспитатель  поручает детям самостоятельно постирать  кукольное белье, вымыть игрушки, подмести дорожки, сгрести песок в кучу. Эти задания боле сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить  место для работы, определить последовательность ее и т.п.).

В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех  видах труда, в которых у детей  недостаточно развиты умения, или  тогда, когда их обучают новым  умениям. Индивидуальные поручения  даются также детям, нуждающимся  в дополнительном обучении или особо  тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается) т.е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия.

В подготовительной к школе  группе при выполнении общих поручений  дети должны проявлять необходимые  навыки самоорганизации, и поэтому  воспитатель более требователен к ним, переходит от разъяснения  к контролю, напоминанию.

Дежурства - форма организации  труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность  их участие в труде. Назначение и  смена дежурных происходит ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в  условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у  детей ответственность перед  коллективом, заботливость, а также  понимание необходимости своей  работы для всех.

В младшей группе в процессе выполнения поручений дети приобрели  навыки, необходимые для накрывания на стол, стали более самостоятельными при выполнении работы. Это позволяет  в средней группе в начале года ввести дежурства по столовой. Ежедневно  за каждым столом работает один дежурный. Во второй половине года вводятся дежурства  по подготовке к занятиям. В старших  группах вводится дежурства по уголку природы. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует  во всех видах дежурств.

Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Он широко используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Дети уже имеют достаточный опыт участия в разных видах дежурств, в выполнении разнообразных поручений. Возросшие возможности позволяют педагогу решать более сложные задачи трудового воспитания: он приучает детей договариваться о предстоящей работе, работать в нужном темпе, выполнять задание в определенный срок. В старшей группе воспитатель использует такую форму объединения детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание и, когда в конце работы подводится общий итог.

В подготовительной группе особое значение приобретает совместный труд, когда дети оказываются в  зависимости друг от друга в процессе работы. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные  формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу  с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.

 

  1. Условия воспитания дошкольника в труде

 

Каждая группа детского сада обеспечивается оборудованием и  материалами для организации  детей. Так, для хозяйственно - бытового труда необходимы фартучки, щетки, тазики, подносы; для труда в природе - лопаты, грабли, лейки; в ручном труде дети используют пилы, молотки и другое оборудование. Необходимо наличие и различных материалов: семян для посевов и посадок, корма для птиц и рыб, шишек, желудей, брусков дерева и т.д. Все оборудование должно быть в достаточном количестве, хорошего качества и соответствовать возрасту детей, иметь привлекательный вид: яркий цвет леек, приятная форма коробок для хранения природного материала, нарядные фартучки и др. - все это радует детей, способствует формированию культуры труда, вызывает эстетическое удовольствия.

Оборудование на участке  и в групповой комнате размещаются  таким образом, чтобы им было удобно пользоваться. Так, целесообразно объединять оборудование по видам труда: в природном  уголке - лейки, пульверизаторы, корм для  животных; в месте отведенном для ручного труда, - пилы, молотки; принадлежности для хозяйственно - бытового труда - щеточки и совки для убора мусора можно разместить на специальных полках в умывальной комнате, а для дежурных по столовой - ближе к буфетной и пр.

Труд всегда связан с затратой физических сил, требует напряжение внимания, поэтому необходимо дозировать его, учитывая физические возможности  и психологические особенности  детей данного возраста. Под дозировкой труда имеется в виду его длительность, объем, сложность, определение физических нагрузок, вызывающих утомление. Дети 3-4 лет могут выполнять работу в течение 10-15 минут, 6-7 лет - 20-30 минут. Наиболее трудоемкие виды труда - сгребание  снега, вскапывание земли - требует  особо тщательного контроля за состоянием дошкольников. Наблюдая за ними, воспитатель обращает внимание на появление внешних признаков утомления: учащенное дыхание, частые остановки, покраснение лица, потливость. В таких случаях переключает ребенка на другую деятельность. Для того чтобы не допустить перегрузки, можно рекомендовать смену действий через 10-15 минут: одни - вскапывают землю, другие - рыхлят ее граблями или одни сгребают снег, другие грузят его в санки и отвозят в отведенное для будущего строительства место.

Заботясь о создании гигиенических  условий для труда, воспитатель  предупреждает возможность его  отрицательного влияния на здоровье детей. Так, работа, требующая напряжения зрения (пришивания пуговиц, подклеивание книг), должна проходить при достаточном  освещении. Педагог наблюдает за тем, чтобы дети не работали длительное время в одной позе (согнутыми  коленями, на корточках и пр.). следует обеспечить регулярное проветривание помещения. Особо ценным является труд на воздухе.

Труд становится средством  воспитания тогда, когда он носит  систематический характер и в  нем участвуют все дети. Каждый ребенок должен достаточно часто  выполнять разные поручения, быть дежурным, принимать участие в коллективном труде. Поэтому необходимо планировать  трудовую деятельность детей, постепенно усложнять воспитательные задачи в  течение года и от возраста к возрасту, учитывать, анализировать и оценивать  работу по трудовому воспитанию дошкольников.

 

Список литературы

 

1. Батышев, С.Я. Трудовая подготовка школьников: Вопр. теории и методики С.Я. Батышев. – М.: Педагогика, 1981. 192 с.  
2. Буре Р.С. Дошкольник и труд: теория и методика трудового воспитания: учеб.-метод. пособие. - СПб.: Детство-Пресс, 2004. - 141 с. 
3. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. М.: Просвещение, 1987. 
4. Вакуленко Ю.А. Трудовое воспитание в начальной школе: тематические классные часы (беседы, посиделки, конкурсы, викторины, ярмарки). - Волгоград : Учитель, 2007. - 231 с. 
5. Воспитание школьников в труде / [А.А.Шибанов, Ю.Ф.Тамбовкин, И.П. Дуля и др.]; Под ред. А.А. Шибанова; Науч.-исслед. ин-т труд. обучения и проф. ориентации Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика; 1976. – 104 с. 
6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский М.: Педагогика, 1991. 
7. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М.Виноградовой. М.: Просвещение, 1987. 
8. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теорет. и эксперим. психол. исслед.. - М.: Академия, 2004. – 282 [1] с. – (Высшее образование). 
9. Детский сад. Книга для заведующих // Под ред. Л.П.Тарасовой. М., 1982г. 
10. Иващенко, Ф.И. Труд и развитие личности школьника: Кн. для учителя / Ф.И.Иващенко. – М.: Просвещение, 1987. – 92,[2] с. – (Психол. наука – шк.). 
11. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду: для работы с детьми 3-7 лет: [методическое пособие]. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 135 с. - (Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду). 
12. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Пособие для педагогов дошк. учреждений: Програм.-метод. пособие. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 143 с. 
13. Мусиенко С.И. Школа волшебников: Уч.- наглядное пособие по ручному труду для детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2006. - 64с.  
14. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С. А.Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.  
15. Педагогика / [Ю.К. Бабанский и др.]; Под ред. Ю.К. Бабанского. – 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1988. – 478,[1] с. – (Учеб. пособие для пед. ин-тов). 
16. Петрова И. М. Кукольная комната. Ручной труд для детей 6-7 лет: метод. пособие для воспитателей ДОУ. - СПб.: Детство-Пресс, 2005. - 48 с. 
17. Психологические основы трудового воспитания школьников / [Э.А.Фарапонова, Т.И. Данюшевская, Т.И. Жукова и др.]; Под ред. Э.А. Фарапоновой; НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. – М : Педагогика, 1988. – 163,[2]с. – (ОПН Образование Пед. науки Пед психология). 
18. Салагаева Л.М. Чудесные скорлупки: ручной труд для детей дошк. и мл. шк. возраста: метод. пособие для учителей, воспитателей, рук. кружков ДОУ. - СПб.: Детство-Пресс, 2008. - 96 с. 
19. Сборник статей "Трудовое воспитание детей дошкольного возраста", сост. Л.В.Русскова, М., 1984. 
20. Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. / Д.В. Сергеева. М.: Просвещение, 1987. 96с. 
21. Смирнов А.В. Технические средства в обучении и воспитании детей: Учеб.пособие для средних учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», - 2005. – 208 с. 
22. Сухомлинский В. А. Избр. пед. соч. В 3-х т. М., 1979. 
23. Толмачева, В.В. Формирование социально-экологической направленности личности как актуальная проблема современного дошкольного образования / В.В. Толмачева // Дошкольное образование: проблемы и перспективы развития: сборник тезисов всероссийской научно-практической конференции. – Ишим, 2007.  
24. Толмачева, В.В. Психолого-педагогическое обоснование возможности формирования социально-экологической направленности личности у дошкольников / В.В. Толмачева // Современные аспекты высшего профессионального образования: материалы международной теоретико-практической научной конференции. – Шадринск, 2007.  
25. Толмачева, В.В. Проблема социально-экологической направленности личности дошкольников в теории дошкольного воспитания / В.В. Толмачева //Актуальные проблемы дошкольного образования: теоретические и прикладные аспекты социализации и социального развития детей дошкольного возраста: материалы V международной научно-практической конференции. – Челябинск, 2007.  
26. Толмачева, В.В. Педагогическая диагностика социально-экологической направленности личности старших дошкольников в трудовой деятельности / В.В. Толмачева // Образование в период детства: традиции, реальность, инновации: международная научно-практическая конференция. – Шадринск, 2007. 
27. Точин, А.Е. Трудовое воспитание детей в семье / А.Е.Точин. – Минск: Нар. аствета, 1982. – 96 с. – (Родителям о детях).. 
28. Тулегенова А.Г. Педагогические условия формирования положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.М., 1978.24с 
29. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений / К.Д. Ушинский М.: Прогресс, 1985, т.2. 410 с. 
30. Черепанова, И.Б. Дети взрослеют в труде / И.Б. Черепанова. – М.: Педагогика, 1990, - 174,[1] с. – (Педагогика – родителям).

Информация о работе Виды труда дошкольников