Виды инструктажей на 
уроке трудового обучения.
Трудовое обучение – 
это часть всего учебно-воспитательного 
процесса в школе, оно служит всестороннему 
и гармоническому развитию личности 
учащихся, подготовке к практической 
деятельности. Роль трудового обучения в умственном воспитании обуславливается 
тем, что в труде у человека расширяется 
круг восприятия и представления, совершенствуются 
познавательные способности, формируются 
основные процессы умственной деятельности 
(анализ, синтез, индукция, дедукция), вырабатывается 
умение самостоятельно приобретать знания 
и применять их на практике. 
Задачи, стоящие перед учителем 
при изучении материала. 
  - Научить учащихся обращаться с инструментами, оборудованием, приспособлениями и подготавливать их к работе. 
- Научить учащихся правильно и рационально выполнять трудовые приемы. 
- Научить учащихся правильно выполнять трудовые операции. 
Вводный инструктаж по 
всей теме проводится для того, чтобы открыть перспективы 
изучения темы, а также настроить учащихся 
на выполнение данных учебных заданий. 
На такой вводный инструктаж затрачивается 
от 7-10 мин. Он может быть: 
  - по простой комплексной работе сообщается наименование темы и количество часов на изучение; 
- по сложной комплексной работе кратко ознакомить учащихся с содержанием темы: сообщить какие работы будут выполняться учащимися по всей теме, показать эти работы и дать краткую их характеристику; указать какой материал из пройденного следует повторить учащимся для лучшего усвоения темы. 
Вводный инструктаж по материалам урока по операционной 
теме.
Примерная схема. 
  - Проверить теоретическую подготовку учащихся к уроку (задаются вопросы) Учитель задает вопросы краткие и опрашивает как можно больше учащихся. Вопросы задаются не сложные, учитывая способности учащихся. 
- Объяснить организацию рабочих мест и порядок выполнения операции. Материал излагать учитывая подготовку учащихся методом рассказа-объяснения, используя при этом чертежи, инструкционные карты, образцы. 
- Показать изучаемые трудовые приемы и операции. Демонстрация трудовых приемов и операций показывается подробно, каждый элемент и всю операцию в рабочем , замедленном и снова в рабочем темпе. 
- Предупредить о типичных ошибках и способов контроля. 
- Сообщить технику безопасности. 
- Проверить, как учащиеся усвоили материал. Задавать самые сложные теоретические вопросы обязательно спросить технику безопасности, повторить приемы и операции учащихся, которые демонстрировал учитель. Желательно наиболее сложные вопросы повторить два раза для слабых учащихся. 
- Желательно повторить показ трудовых приемов. 
- Учащиеся приступают к выполнению заданий. 
Текущий инструктаж по операционной теме.
При обходе рабочих мест 
учитель подходит к каждому учащемуся, 
учитывая индивидуальные способности, наблюдает за работой. 
Если учащиеся допускают ошибки, останавливают 
работу, и при помощи наводящих вопросов 
добиваются, чтобы сам учащийся нашел 
ошибку и исправил ее, если учащийся не 
может найти ошибку или исправить, учитель 
практически показывает трудовой прием 
и операции. Если учащийся справляется 
с заданием, необходимо похвалить и инструктировать 
следующих учащихся.
Заключительный инструктаж по операционной теме. 
  - Подвести итоги за урок. Обычно проводится методом беседы. При разборе работ можно вызвать наиболее подготовленного учащегося, чтобы он дал характеристику данному изделию. Указал ошибки и как их исправить, указал причины, которые повлияли на ошибки. 
- Разобрать работы учащихся (2 – 3 изделия), в которых допущены более часто повторяющиеся ошибки, и 1 – 2 отличные работы. Учащемуся, отлично выполнившему работу, предлагается объяснить, как он выполнял предложенное задание или наоборот вызвать худшего учащегося, чтобы он разобрал лучшую работу. 
- Сообщить оценки за данный урок. 
- Сообщается тема следующего урока. 
- Домашнее задание. Повторить теоретический материал, который нужен к следующему уроку.