Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 16:07, контрольная работа
Психологический подход основан на выделении социально-психологических различий отдельных видов отклоняющегося поведения личности. Психологические классификации выстраиваются на основе следующих критериев:
      – вид нарушаемой нормы;
      – психологические цели поведения и его мотивация;
      – результаты данного поведения и ущерб им причиняемый;
1. Виды девиации, показатели и критерии девиантного поведения
2. Таблица №1 « Влияние факторов мезосреды на социализацию 
человека»
3. «Аддикция», трудоголизм как аддикция
Список используемой литературы
Содержание:
1. Виды девиации, показатели и критерии девиантного поведения
2. Таблица №1 « Влияние факторов мезосреды на социализацию
человека»
3. «Аддикция», трудоголизм как аддикция
Список используемой литературы
1. Виды девиации, показатели и критерии девиантного поведения.
Психологическая 
классификация видов 
      Психологический 
подход основан на выделении 
социально-психологических 
– вид нарушаемой нормы;
      – психологические 
цели поведения и его 
– результаты данного поведения и ущерб им причиняемый;
– индивидуально-стилевые характеристики поведения.
Антисоциальное (делинквентное) поведение - это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включает любые действия или бездействия, запрещенные законодательством.
У взрослых людей (старше 18 лет) делинквентное поведение проявляется преимущественно в форме правонарушений, влекущих за собой уголовную или гражданскую ответственность и соответствующее наказание. У подростков (от 13 лет) преобладают следующие виды делинквентного поведения: хулиганство, кражи, грабежи, вандализм, физическое насилие, торговля наркотиками. В детском возрасте (от 5 до 12 лет) наиболее распространены такие формы, как насилие по отношению к младшим детям или сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство, разрушение имущества, поджоги.
Асоциальное поведение - это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Оно может проявляться как агрессивное поведение, сексуальные девиации, (беспорядочные половые связи, проституция, совращение, вуайеризм, эксгибиционизм и др.), вовлеченность в азартные игры на деньги, бродяжничество, иждивенчество.
 В подростковом 
возрасте наиболее 
      У детей 
чаще встречаются побеги из 
дома, бродяжничество, школьные прогулы, 
агрессивное поведение, 
Аутодеструктивное (саморазрушительное поведение) - это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Саморазрушительное поведение в современном мире выступает в следующих основных формах: суицидальное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость (злоупотребление психоактивными веществами), фанатическое поведение (например, вовлеченность в деструктивно-религиозный культ), аутическое поведение, виктимное поведение (поведение жертвы), деятельность с выраженным риском для жизни (экстремальные виды спорта, существенное превышение скорости при езде на автомобиле и др.).
Медицинская классификация поведенческих расстройств
Медицинская классификация 
поведенческих расстройств 
F10-19 - психические и 
поведенческие расстройства 
F50-59 - поведенческие синдромы, 
связанные с физиологическими 
нарушениями и физическими 
F63 - расстройства привычек 
и влечений (патологическая склонность 
к азартным играм; 
F65 - расстройства сексуального 
предпочтения (фетишизм; фетишистский 
трансвестизм; эксгибиционизм; вуайеризм; 
педофилия; садомазохизм; множественные 
расстройства сексуального 
МКБ-10 также включает 
типологию поведенческих 
F90 - гиперкинетические расстройства;
F91 - расстройства поведения
F91.0 - расстройства поведения, ограничивающиеся семейным окружением;
F91.1 - несоциализированное расстройство поведения;
F91.2 - социализированное расстройство поведения;
F91.3 - оппозиционно-вызывающее поведение;
F91.8 - другие;
F91.9 - расстройство поведения, неуточненное;
      F92 - смешанные 
расстройства поведения и 
F94 - расстройство социального функционирования;
F95 - тикозные расстройства;
F98.0 - неорганический энурез;
F98.1 - неорганический энкопрез;
F98.2 - расстройство питания в младенческом возрасте;
F98.3 - поедание несъедобного;
F98.4 - стереотипные двигательные расстройства;
F98.5 - заикание;
F98.6- речь взахлеб.
Критерии определения понятия "отклоняющееся поведение"
1. Отклоняющееся поведение личности - это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Иначе говоря, это действия, не соответствующие существующим законам, правилам, традициям и социальным установкам. Определяя девиантное поведение как поведение, отклоняющееся от норм, следует помнить, что социальные нормы изменяются. Это, в свою очередь, придает отклоняющемуся поведению исторически преходящий характер. В качестве примера можно привести различное, в зависимости от эпохи и страны, отношение к курению. Следовательно, девиантное поведение - это нарушение не любых, а лишь наиболее важных для данного общества в данное время социальных норм.
2. Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей. Негативная оценка может иметь форму общественного осуждения или социальных санкций, в том числе уголовного наказания. Прежде всего санкции выполняют функцию предотвращения нежелательного поведения. Но, с другой стороны, они могут приводить к такому негативному явлению, как стигматизация личности - навешивание на нее ярлыка. Например, хорошо известны трудности реадаптации человека, отбывшего срок наказания и вернувшегося в "нормальную" жизнь.
Попытки человека начать новую жизнь зачастую разбиваются о недоверие и отвержение окружающих людей. Постепенно ярлык девианта (наркоман, преступник, самоубийца и т.п.) формирует девиантную идентичность (самоощущение). Таким образом, дурная репутация усиливает опасную изоляцию, препятствует позитивным переменам и вызывает рецидивы девиантного поведения.
3. Особенностью отклоняющегося 
поведения является то, что оно 
наносит реальный ущерб самой 
личности или окружающим людям.
Данный признак означает, 
что отклоняющееся поведение 
является разрушительным: в зависимости 
от формы - деструктивным или 
4. Рассматриваемое поведение 
преимущественно можно 
                              
2. «Влияние факторов мезосреды на социализацию человека».
                              
| Факторы мезосреды | Характеристика факторов мезосреды | 
| 1. Регион 
 
 
 
 
 
 
 | Регион - часть страны, представляющая собой целостную социально-экономическую систему, обладающая общностью экономической, политической и духовной жизни, общим историческим прошлым, культурным и социальным своеобразием, это пространство, в котором происходит социализация человека, формирование, сохранение и трансляция норм образа жизни, сохранение и развитие (или наоборот) природных и культурных богатств. | 
| 2. Средства массовой коммуникации | Средства массовой коммуникации (СМК) - технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение, компьютерные сети), с помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) на количественно большие рассредоточенные аудитории. | 
| 3. Субкультура | Субкультура - совокупность специфических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т.п.), влияющих на стиль жизни и мышления определенных номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальных представителей социума). Субкультура - это автономное относительно целостное образование. Она включает в себя ряд более или менее ярко выраженных признаков: специфический набор ценностных ориентации, норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений ее носителей, а также статусную структуру; набор предпочитаемых источников информации; своеобразные увлечения, вкусы и способы свободного времяпрепровождения; жаргон; фольклор и др. | 
| 4. Тип поселения 4.1 Сельские поселения | Особенности сельского образа жизни связаны с особенностями труда и быта жителей: подчиненностью труда ритмам и циклам года; более тяжелыми, чем обычно в городе, условиями труда; малыми возможностями для трудовой мобильности жителей; большой слитностью труда и быта, непреложностью и трудоемкостью труда в домашнем и подсобном хозяйствах (так, работа на приусадебных участках, в саду, огороде занимает буквально полжизни селян - в среднем 181 день в году); набор занятий в свободное время довольно ограничен. В жизненном укладе сельских поселений сохранились элементы традиционной соседской общины. В них довольно стабильный состав жителей, слаба его социально-профессиональная и культурная дифференциация, типичны тесные родственные и соседские связи. | 
| 4.2 Город | Тип поселения, для которого характерны: концентрация большого количества жителей и высокая плотность населения на ограниченной территории; высокая степень разнообразия человеческой жизнедеятельности (как в трудовой, так и во внепроизводственной сферах); дифференцированные социально-профессиональная и нередко этническая структуры населения. | 
| 4.3 Малый город | Малый город, существенно отличаясь от крупных городов, создает специфические условия для социализации своих жителей, поэтому он и выделен для специального рассмотрения. Основными признаками малого города как фактора социализации можно считать количество жителей (до 50 тыс.); наличие исторического прошлого, превышающего столетний минимум; занятость населения в несельскохозяйственных сферах; специфический социально-психологический климат. | 
| 4.4 Поселок | Поселок - это специфический для России (а также ряда республик бывшего СССР) тип поселения. Поселок - абсолютно или относительно территориально ограниченная концентрированная форма расселения людей: а) эмансипированных от сельского образа жиз¬ни; б) не укорененных в городском образе жизни; в) лишенных опоры на исторические традиции, свойственной жителям малого города. | 
| 4.5 Муниципальная система  | Муниципальная система социального воспитания представляет собой совокупность планомерно создаваемых в муниципальном образовании (город, район города, сельский район) условий для позитивного развития и духовно-ценностного ориентирования его жителей. |