Методы исследования:
теоретические (историографический, сравнительно-сопоставительный,
ретроспективный, профессиографический
анализ; обобщение, синтез, классификация,
моделирование и др.); экспериментальные
(наблюдение, в том числе включенное, контент-анализ,
диагностические методы, экспертные оценки,
формирующий педагогический эксперимент);
методы математической статистики.
Этапы исследования охватывают
период с 1999 по 2010 гг.
Первый этап (1999-2001 гг.) – анализ историографии
и оценка современного состояния проблемы,
ее теоретико-методологическое осмысление;
обоснование рабочей гипотезы, накопление
эмпирического материала и личного опыта
интерпретации проблемы вариативного
подхода к формированию профессиональной
индивидуальности педагога дошкольного
учреждения в процессе вузовской подготовки;
определение научного аппарата основных
направлений исследовательской деятельности.
На втором этапе (2001-2003 гг.) на основе систематизации
полученных материалов уточнялся категориально-понятийный
аппарат исследования, разработана модель
формирования профессиональной индивидуальности
педагога дошкольного учреждения в процессе
вузовской подготовки; определение диагностического
инструментария выявления индивидуального
стиля профессиональной деятельности
педагога дошкольного учреждения; разработка
и обоснование содержательно-технологического
обеспечения реализации модели; осуществления
констатирующего этапа экспериментальной
работы.
На третьем этапе (2003-2008 гг.) продолжалась
работа по экспериментальной проверке
модели формирования профессиональной
индивидуальности педагога дошкольного
учреждения; корректировалось содержательно-технологическое
обеспечение реализации модели; уточнялись
данные, полученные в ходе эксперимента;
исследовалось качество вузовской профессиональной
подготовки педагога дошкольного учреждения.
Четвертый этап (2008-2010 гг.) – анализ, обобщение
результатов экспериментальной работы,
интерпретация полученных материалов,
выявление теоретических и практических
результатов исследования, разработка
рекомендаций и их внедрение в жизнедеятельность
рядов вуза Краснодарского края, проведение
отсроченного контроля, оформление диссертации.
Базой исследования явились
факультеты Кубанского государственного
университета (факультет педагогики, психологии
и коммуникативистики, факультет довузовской
подготовки, факультет повышения квалификации).
Изучался опыт подготовки педагогов дошкольного
образования в Московском гуманитарном
педагогическом институте, Московском
государственном гуманитарном университете
им. М.А.Шолохова.
Научная новизна
исследования заключается в том, что:
- разработаны концептуальные (теоретико-методологические)
основы формирования профессиональной
индивидуальности педагога дошкольного
учреждения в вузе, включающие
совокупность методологических
подходов, факторов, функций, принципов,
механизмов, условий;
- выявлены и обоснованы сущность,
структурно-содержательные характеристики
профессиональной индивидуальности
педагога дошкольного учреждения
как результата личностно-ориентированной
вариативной профессиональной подготовки
в педвузе; обоснованы критерии оценки
и необходимый диагностический инструментарий,
позволяющие определить уровень сформированности
профессиональной индивидуальности педагога
(адаптивно-эмпирический, функционально-результативный;
эвристически-преобразующий, креативно-исследовательский);
- определены и проанализированы
основные тенденции, принципы и
организационные формы процесса
формирования профессиональной индивидуальности
педагога дошкольного профиля в практике
отечественных и зарубежных вузов;
- выявлены стадии процесса формирования
профессиональной индивидуальности педагога
дошкольного учреждения в вузе (эмпирически-поисковая,
рационально-продуктивная, созидательно-рефлексивная);
- определены и обоснованы сущностные
характеристики вариативного подхода
к формированию профессиональной
индивидуальности педагога дошкольного
учреждения в вузе (полифункциональностьи
гибкость; модульность, многоуровневость,
этнопедагогизация);
- спроектирована и обоснована
модель профессиональной индивидуальности
педагога дошкольного учреждения
в вузе, доказана ее эффективность
на основе анализа результатов
многолетней экспериментальной
проверки научно-методического обеспечения
данной модели в жизнедеятельности
университета;
- обоснована совокупность принципов
организации образовательного процесса
вуза, направленного на формирование
профессиональной индивидуальности педагога
дошкольного учреждения;
- обоснованы параметры, характеризующие
системные результаты вариативного
подхода к формированию профессиональной
индивидуальности педагога дошкольного
учреждения в вузе на личностно-профессиональном,
локальном, муниципальном, региональном
уровнях;
- выявлена совокупность условий,
обеспечивающих эффективность вариативного
подхода к формированию профессиональной
индивидуальности педагога дошкольного
учреждения в вузе.
Теоретическая
значимость исследования: внесен вклад в развитие общей теории
индивидуализации профессионального
образования; обогащена теория педагогики
профессионального образования путем
теоретико-методологического обоснования
концептуального положения «вариативный
подход к формированию профессиональной
индивидуальности педагога дошкольного
учреждения»; дополнена концепция индивидуально-ориентированного
профессионально-педагогического образования
средствами разработки теоретико-научного
и содержательно-технологического компонентов
процессов вариативности и индивидуализации
подготовки педагога дошкольного профиля;
углублена теория педагогического образования
путем определения содержательного объема
теоретических понятий «вариативный подход
к профессиональной подготовке педагогов
дошкольного профиля», «профессиональная
индивидуальность педагога дошкольного
учреждения», «индивидуальный стиль профессиональной
деятельности педагога дошкольного образования»;
пополнена теория методологических подходов
к профессиональному образованию путем
выявления, уточнения и конкретизации
специфики социокультурного, компетентностного,
личностно-ориентированного, деятельностного
подходов применительно к системе индивидуализированной
профессиональной подготовки педагога
дошкольного учреждения. Обоснована система
педагогического управления поэтапным
формированием индивидуальности педагога
дошкольного учреждения в период вузовской
подготовки. Теоретические положения,
раскрывающие суть креативно-контекстного
подхода к определению содержания регионального
компонента и дисциплин специализации
учебного плана, позволяют стимулировать
развитие творческой активности и профессиональной
индивидуальности выпускников педвузов
дошкольного профиля, обогащают теорию
высшего профессионально-педагогического
образования и служат основой для совершенствования
качества подготовки специалистов дошкольных
учреждений.
Практическая
значимость исследования: теоретические положения и методические
материалы исследования обеспечивают
необходимый качественный уровень вариативной
индивидуально-ориентированной профессиональной
подготовки педагога дошкольного учреждения,
сформированность у него основ профессиональной
индивидуальности; созданы учебно-методические
комплексы, обеспечивающие вариативную
профессионально-педагогическую подготовку
будущих педагогов дошкольного профиля
с учетом специфики их полифункциональной
профессиональной деятельности; разработано
и внедрено в практику профессионально-педагогического
образования в педвузе содержательно-технологическое
обеспечение учебных дисциплин «Самопроектирование
профессиональной индивидуальности педагога
дошкольного образования», «Психолого-педагогические
технологии дошкольного образования»
и др. Материалы исследования могут быть
использованы преподавателями педагогических
вузов, колледжей для организации учебной,
практической деятельности студентов,
будущих педагогов дошкольного учреждения;
в научно-исследовательских работах по
проблемам педагогики профессионального
образования, развития индивидуально-личностных
особенностей педагогов. Материалы и результаты
исследования, методические рекомендации,
авторские учебные пособия, программы
могут быть рекомендованы к использованию
и находят реальное применение в учебно-воспитательном
процессе учреждений (педколледжей, вузов,
ИПК), занятых профессиональной подготовкой
и повышением квалификации педагогов
дошкольного профиля.
- 1. Профессиональная индивидуальность педагога дошкольного учреждения есть формируемое и динамическое системное личностное образование, способствующее самораскрытию специалиста в профессиональной сфере; это относительно устойчивая совокупность индивидуально своеобразных проявлений соответствия личности данного педагога реальным целям, требованиям и условиям его профессиональной деятельности.
- Профессиональная индивидуальность
педагога дошкольного учреждения характеризуется
единством мотивационных, интеллектуальных,
эмоционально-волевых, процессуально-деятельностных проявлений, обеспечивающих специалисту наиболее полную самореализацию в профессионально-педагогической
сфере с учетом индивидуально-творческих
особенностей личности.
Профессиональная индивидуальность
педагога учреждения дошкольного образования
предполагает конструктивно-преобразующее
отношение к профессиональной деятельности,
реализуется через достижение субъективно
и объективно значимых результатов труда,
отличающихся оригинальностью, целесообразными
изменениями в содержательных и технологических
компонентах учебно-воспитательной работы
с дошкольниками.
- Структура профессиональной
индивидуальности педагога дошкольного
учреждения представляет единство подструктур:
аксиологической, профессионально-гностической,
эмоционально-перцептивной, креативно-процессуальной.
2. Вариативный подход
к формированию профессиональной
индивидуальности педагога дошкольного
учреждения в вузе ориентирован
на достижение необходимого квалификационно-требуемого
уровня профессиональной подготовленности
выпускников с учетом специфики
и полифункциональности деятельности
специалиста дошкольного образования.
Данный подход позволяет создать оптимальные
условия для развития индивидуальных
способностей и интересов обучающихся
в профессионально-образовательной сфере
с учетом актуальных и перспективных тенденций
их профессионально-личностного роста
на основе реализации необходимых для
этого индивидуально-ориентированных
программ.
Вариативный подход к формированию
профессиональной индивидуальности педагога
дошкольного учреждения предполагает,
что каждый студент как будущий педагог
активно участвует в проектировании собственного
профессионально-образовательного маршрута
в соответствии с личностными познавательными
возможностями и профессионально-ориентированными
претензиями к себе как будущему специалисту,
имеет возможность его корректирования
с учетом достигаемых результатов и накопления
опыта учебно-профессиональной деятельности.
Вариативный подход к формированию
профессиональной индивидуальности педагога
дошкольного учреждения реализуется на
основе интеграции достижений подходов: компетентностного (предусматривает
активизацию профессионально-личностного
роста обучаемого на основе овладения
им совокупностью профессиональных компетенций,
необходимых и достаточных для эффективного
выполнения задач профессиональной деятельности
педагога дошкольного учреждения);личностно-ориентированного (признание
уникальности личности каждого студента,
создание условий для развития и саморазвития
профессионально-индивидуального и творческого
потенциала будущего специалиста);деятельностного(формирование
основ профессионализма будущего специалиста
путем активизации различных видов деятельности
студентов: учебно-познавательной, самообразовательной,
практической учебно-профессиональной,
учебно-исследовательской, научно-исследовательской;
формирование и развитие системы умений
и навыков по самоорганизации различных
видов деятельности),социокультурного (развитие
«человека культуры» (М.Библер), формирование
основ профессиональной культуры будущего
специалиста; развитие этнокультурных
и социокультурных компетенций личности
педагога дошкольного образования).
3. Сущностными характеристиками
вариативного подхода к формированию
профессиональной индивидуальности
педагога дошкольного учреждения
в вузе являются: модульность (предусматривает
поэтапное овладение вариативными модулями
профессиональных компетенций педагога
дошкольного профиля, что позволяет обучающемуся
самостоятельно строить свою образовательную
траекторию); многоуровневость (реализация
разнообразных профессионально-образовательных
программ с учетом специфики контингента
обучающихся); полифункциональность и
гибкость (обеспечивают широкий выбор
специализаций, профессионально-образовательных
услуг по различным актуальным и перспективным
направлениям развития профессионально-личностного
роста педагога дошкольного учреждения); этнопедагогизация (формирование
этнопедагогического мышления у будущих
специалистов, профессиональных навыков
управления учебно-воспитательным процессом
в ДОУ на основе учета этнопедагогических
традиций региона).
4. Основными принципами организации
образовательного процесса вуза, направленного
на формирование профессиональной индивидуальности
педагога дошкольного учреждения, являются:
принцип диверсификации профессионального
образования (создание условий для многообразия
образовательных траекторий, обеспечивающих
поливариативность образовательных программ
с учетом индивидуальных возможностей,
потребностей и способностей личности
в рамках многоуровневости образования);
принцип диалогизации образовательного
процесса (развитие активности, инициативности,
ответственности, рефлексивности всех
участников процесса профессиональной
подготовки); принцип преемственности
и интеграции социогуманитарной, культурологической,
психолого-педагогической, специальной
подготовки специалиста; принцип регионализации;
принцип мультикультурности, сотворчества
педагогов и студентов; принцип контекстно-ситуативного
побуждения к эвристическо-креативной
деятельности; принцип вариативности
специализаций и динамичности содержательно-технологического
базиса профессиональной подготовки педагога
дошкольного профиля; принцип прогностичности,
опережающего характера профессионально-педагогического
образования в контексте модернизации
образовательных систем в современном
обществе.