Утопическое и возможное в гуманистическо-образовательном проекте Я.А. Коменского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2015 в 02:29, контрольная работа

Описание работы

Одним из первых педагогов конца XVIII - начала XIX в., оказавшим своими идеями и опытом практической деятельности огромное влияние на все последующее развитие мировой педагогической мысли, был швейцарец И.Г. Песталоцци, родоначальник влиятельного направления в педагогике, известного под названием песталоццианства.
В истории мировой педагогики Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) известен как один из великих и благородных подвижников дела воспитания униженных и оскорбленных. За ним справедливо укрепилась слава «народного проповедника», «отца сирот», создателя подлинно народной школы.

Содержание работы

1. Конспект научно-педагогической работы И.Г. Песталоцци «О народном образовании и индустрии»
2. Реферат на тему: «Утопическое и возможное в гуманистическо-образовательном проекте Я.А. Коменского «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих»»

3. Рассуждения о науках и искусствах» Ж.-Ж. Руссо

Файлы: 1 файл

ИСТ ПЕД И ОБР.docx

— 58.64 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Вариант 9

 

 

 

 

Выполнил студент

гр.

 

Проверил преподаватель:

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2014

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

   

1. Конспект научно-педагогической работы И.Г. Песталоцци «О народном образовании и индустрии»

 

3

2. Реферат на тему: «Утопическое и возможное в гуманистическо-образовательном проекте Я.А. Коменского «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих»»

 

 

 

7

3. Рассуждения о науках и искусствах» Ж.-Ж. Руссо

 

27

     
     
     
     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

  1. Конспект научно-педагогической работы И.Г. Песталоцци «О народном образовании и индустрии».

Одним из первых педагогов конца XVIII - начала XIX в., оказавшим своими идеями и опытом практической деятельности огромное влияние на все последующее развитие мировой педагогической мысли, был швейцарец И.Г. Песталоцци, родоначальник влиятельного направления в педагогике, известного под названием песталоццианства.

В истории мировой педагогики Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) известен как один из великих и благородных подвижников дела воспитания униженных и оскорбленных. За ним справедливо укрепилась слава «народного проповедника», «отца сирот», создателя подлинно народной школы.

Существенным отличием И.Г. Песталоцци от большинства его предшественников было то, что свои педагогические идеи он выводил из практики и старался проверять их действенность в деятельности открывавшихся им самим воспитательно-образовательных учреждений.

«Я полагаю, – писал И.Г. Песталоцци, – что нельзя и помыслить о том, чтобы народное образование продвинулось хотя бы на шаг вперед, пока не найдены методы обучения, которые, по меньшей мере, до окончания учащимися начальной школы, сделают учителя простым механическим выполнителем метода, результаты которого должны проявить себя благодаря природе самого метода, а не искусству человека, применяющего его.»

Всю свою жизнь он посвятил делу народного образования. Важнейшая цель воспитания, по мнению Песталоцци, развитие природных способностей человека, постоянное его совершенствование. Песталоцци проповедовал гармоническое развитие сил и способностей человека; все хорошие задатки человека должны быть максимально развиты. Силы человеку даны природой, надо уметь только развивать, укреплять, направлять их и устранять вредные внешние влияния и препятствия, могущие нарушить естественный ход развития, а для этого надо владеть законами развития «физической и духовной природы ребенка». Центром всего воспитания является формирование человека, его нравственного облика. «Деятельная любовь к людям» вот что должно вести человека в нравственном отношении вперед. Религиозное начало у Песталоцци растворяется в нравственности. К официальной религии и ее служителям Песталоцци относится отрицательно. Огромное значение придает Песталоцци семейному воспитанию. В деле общественного воспитания, подчеркивает он в одном из своих произведений, следует подражать тем преимуществам, которые заключаются в семейном воспитании. Песталоцци указывает, что чувство любви к детям, доверие к ним, дисциплина, чувство благодарности, терпения, долга, моральные чувства и т.п. возникают из отношения ребёнка к матери. Как же следует развивать заложенные в природе человека силы и способности? Путем упражнений. Каждая способность, заложенная в человеке, сама требует и заставляет человека упражнять её. Песталоцци не был революционером, но стремился улучшить положение беднейшей части крестьянства. Он считал, что труд в воспитании детей малообеспеченных родителей должен играть важнейшую роль, т. к. жизненное назначение этих детей - трудиться. По его мнению, трудовое воспитание детей крестьян и ремесленников должно быть главным средством улучшения положения народа.

В работе «О народном образовании и индустрии» Песталоцци пишет:

Все эти умения исходят из простейших приёмов удара, толкания, вращения, качания, подымания, топтания и требуют последовательной системы упражнений, имеющих задачей развитие сил и технических способностей.

Песталоцци предлагает создать «азбуку умений», исчерпывающую такие элементарные упражнения и ставящую их в определённой последовательности друг за другом. Освоение этой азбуки помогло бы ребёнку развить свои физические силы и овладеть трудовыми навыками, составляющими основу его будущей профессиональной деятельности.

Составление последовательных рядов средств обучения является нетрудной задачей. Для этого необходимо изучить наличные средства обучения мастерству с целью их упрощения и расчленения на составные элементы, однако для того, чтобы разработать для каждой отрасли индустрии упражнения в таком порядке, чтобы никогда более, сложное упражнения не предшествовало простому для этого требуются эксперименты во всех отраслях индустрии.

Также Песталоцци отмечает здесь, что первоначальные элементы производственной гимнастики непосредственным образом вытекают и должны быть близки простейшим упражнениям естественной физической гимнастики.

В этой же работе Песталоцци высказывает свои мысли о задачах школы по составлению комплекса элементарного трудового обучения для конкретного вида трудовой деятельности:

1) изучить и устроить  приёмы женской и мужской производственной  гимнастики, расположить их в  определённой последовательности  и уяснить связь между ними;

2) в соответствии с  этими последовательными рядами  соотнести упражнения во всех  разнообразных мужских и женских  видах труда, причём каждый вид  труда должен быть соотнесён  к той степени силы и мастерства, к которой начальная гимнастика  смогла подготовить ребёнка;

3) приучить ребёнка к  беспрестанной деятельности, которая  должна служить ему опорой  развития его энергии и способности  к самопомощи, и подкрепить её  итоги начальным умственным образованием; проводить обучение линейному  рисунку, научить считать и измерять, используя в полной мере способы  начального умственного образования  в разделе числа и формы;

4) поскольку позволяет  природа упражнений, следует постоянно  соединять их с непрерывным  трудом, выполнять их во время  рисования, письма, счёта и заучивания  наизусть;

5) упростить обучение  чтению и письму до такой  степени, чтобы можно было достигнуть  цели с наименьшей затратой  времени и сил;

6) выполнять работы, относящиеся  к различным отраслям сельскохозяйственного  и промышленного труда, но ни  одну из них не выполнять  столь длительное время, чтобы  она могла повредить здоровью  и развитию человеческого тела; наоборот, необходимо, чтобы каждая  последующая работа служила средством  отдыха от усталости, вызванной  предшествующей;

7) приучать детей, поскольку  они совершенно бедны, ко всему, при помощи чего человек может  самостоятельно выбиться из нищеты; к выносливости при сельскохозяйственном  и домашнем труде: обслуживанию  себя во всём, что касается  одежды и всего домашнего быта; к посадке необходимых для  его жизни растений — садовых  плодов, картофеля; к разведению  овец, откорму свиней и птицы; приготовление еды и стирка должны также занимать существенное место в обучении. Детей следует с осторожностью, но добиваясь надёжных итогов, приучать переносить капризы погоды, будь то жар или холод; в этом отношении не должно делаться никаких исключений: закаливанию подлежит как самый выдающийся, так и самый неумелый воспитанник учреждения. Оно должно стать примером для бедняка, показывать, что тот должен делать, чтобы помочь в любом положении, при любых обстоятельствах. Если же в какой-нибудь отрасли работы у ребёнка проявятся выдающиеся способности, надо пустить в ход все средства, чтобы довести их в условиях физической закалки, необходимо сопровождающей бедность, до полнейшего совершенства.

Таким образом, в задачу трудового обучения, по Песталоцци, входит, аналогично другим видам обучения, максимально возможное развитие присущих человеку способностей одновременно с привитием ему прочных навыков во всевозможных отраслях производственной деятельности.

 

 

  1. Реферат на тему: «Утопическое и возможное в гуманистическо-образовательном проекте Я.А. Коменского «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих»»

 

 

Солержание

   

Введение

 

8

Краткая биография

 

9

Педагогическое наследие

 

11

«Утопическое и возможное в гуманистическо-образовательном проекте Я.А. Коменского «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих»»

 

 

12

Заключение

 

25

Список литературы

 

26

     
     
     
     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Начиная с ХV в. В различных частях Европы получили широкое распространение различные плебейско-крестьянские сектантские движения протестантского толка, выступавшие против католической церкви и поддерживаемых ею феодальных порядков. Наиболее мощным среди них было движение гуситов на востоке империи Габсбургов, в Чехии.

В идейном наследии гуситов как наиболее характерные следует выделить требования всеобщего равенства, ликвидацию наследственных привилегий, признания равноправия женщин, образования детей на родном языке. В XVI – XVII вв. многие идеи гусизма сохранялись в общинах Чешских (Богемских, Моравских) братьев.

Следует заметить, что практически для всех антикатолических, протестантских движений начиная с эпохи средневековья было характерно резко отрицательное отношение к схоластическому образованию, насаждавшемуся католической церковью. Это в полной мере относится и к общинам Чешских братьев, в которых очень большое внимание уделялось воспитанию и обучению детей. Все члены этих общин должны были уметь читать и писать на родном языке, с детства всех мальчиков и девочек обучали сельскому хозяйству и различным ремеслам.

В Европе XV – XVII вв. вообще были распространены разного рода братства и коллегии единомышленников, стремившихся реализовать тот или иной из популярных в ту эпоху утопических проектов реорганизации общества на разумных, по их представлениям, началах. Стоит при этом упомянуть «Утопию» Т. Мора, «Город Солнца» Т. Кампанеллы, «Описание республики Христианский город» И. В. Андреэ, в которых значительное место отводилось рассмотрению вопросов рационального воспитания молодежи.

Эти идеи не могли не повлиять и на образ мыслей Чешских братьев, в среде которых родился, вырос и сформировался в духовном отношении один из самых выдающихся педагогов – мыслителей Ян Амос Коменский (1592 - 1670), в латинизированной форме Комениус.

 

Краткая биография

Коменский Ян Амос родился в 1592 году в Нивнице, в Чехии, в протестантской семье Общины чешских братьев.

В 1608-1610 гг. учился в братской латинской школе, где преподавание было настолько неинтересным, что уже в последних ее классах Коменский начал задумываться о реформировании школьного обучения. Затем учился в Герборнской академии, где после долгого общения с педагогом Я.Г. Альштедом, принял решение стать учителем. Двагода проучился в Гейдельбергском университете, где приступил к созданию своеобразной энциклопедии - "Театр всех вещей" (1614-1627) и начал работу над полным словарём чешского языка "Сокровищница чешского языка". Этот труд занял у него 44 года (1612-1656). В 1614 году - учитель братской школы в Приерове. Именно тогда он впервые начинает использовать свой метод обучения латыни, опираясь на "Правила более легкой грамматики".

В 1616 году он стал священником семейной Общины чешских братьев и проповедником. В 1618-1621 жил в Фульнеке, изучал труды гуманистов эпохи Возрождения-Т. Кампанеллы, Х. Вивеса и др. В 1627 году Каменский приступил к созданию труда под названием "Дидактика" на чешском языке. В связи с гонениями со стороны католиков Коменский эмигрировал в Польшу (г. Лешно). Здесь он преподавал в гимназии, закончил свою "Дидактику" на чешском языке (1632), и почти сразу же переведя ее на универсальный язык науки - латынь - под названием "Великая дидактика" (1633-1638).

Каменский подготовил несколько учебников: "Открытая дверь к языкам" (1631), "Астрономия" (1632), "Физика" (1633), написал первое в истории руководство для семейного воспитания - "Материнская школа" (1632). Коменский усиленно занимался разработкой идей пансофии (обучение всех всему), вызвавшее большой интерес европейских учёных.

В 1650 году Каменский был приглашен в Венгрию для перестройки школьного образования в землях князя Сигизмунда Ракоци, где попытался частично реализовать свою идею устройства пансофической школы. Научное обоснование её принципов, учебный план, распорядок дня были изложены Коменским в сочинении "Пансофическая школа" (1651).

Информация о работе Утопическое и возможное в гуманистическо-образовательном проекте Я.А. Коменского