Система уроков, направленных на обогащение словарного запаса младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2014 в 13:32, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы, её практическая значимость обусловили выбор объекта и предмета исследования.
Объект исследования – процесс формирования грамотного письма у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – приемы этимологического анализа , направленные на формирование грамотного письма у детей младшего школьного возраста.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………2

Глава I. Теоретические основы обогащения словарного запаса младших школьников ………………………………………………………………....5
1.1. Лингвистический аспект этимологической работы на уроках русского языка ……………………………………………………………………...…5
1.2. Словарная работа на уроках русского языка в младших классах ….14
1.3. Методика применения этимологического анализа на уроках русского языка в младших классах ………………………………………………….23

Глава II. Система уроков, направленных на обогащение словарного запаса младших школьников ……………………………………………………...36
2.1. Констатирующий эксперимент …………………………………….....36
2.2. Основные приемы в системе уроков, направленных на обогащение словарного запаса младших школьников …………………………………48
2.3.Контрольный эксперимент ……………………………………….….…56

Заключение ………………………………………………………………....63

Список литературы …………………………

Файлы: 1 файл

Мукусева.doc

— 369.00 Кб (Скачать файл)

     В методике обогащения  словарного запаса школьников  определено два направления: парадигматическое (пополнение и совершенствование лексикона учащихся  синтагматическое (использование из своих словарных запасов нужных слов в процессе создания связных высказываний).

     Пополнение и совершенствование  словарного запаса учащихся происходит  на количественном и качественном  уровне. Количественное увеличение идёт путём узнавания учащимися новых лексем я новых сем у известных им слов, а также путём перемещения некоторых слов из пассивного словаря школьников в активный. Качественное совершенствование словаря школьников происходит посредством уточнения значения уже известных им слов, раскрытия их семантических взаимосвязей в языке, а также путём замены в словарном запасе школьников нелитературных слов литературными эквивалентами.

     Обогащение словарного  запаса учащихся в синтагматическом  направлении предполагает обучение их сочетаемости слов, умению правильно и точно употребить слово в своей.

     Для того, чтобы словарный запас учащихся начальной школы действительно обогатился, работа со словом должна вестись систематически и на  меж предметном уровне.

     Особое значение для  обогащения словарного запаса  учащихся приобретает словарная  работа на уроках русского  языка и литературного чтения, поскольку, по данным М.Р. Львова, до 4 класса половина новых слов  входит в словарь учащихся  через уроки русского языка и литературы. [Львов М.Р., Горецкий В.Г. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр Академия, 2000. – №14, с.98 ]

     Содержание словарной  работы на уроках русского языка обусловливается тем, что вызывает у детей затруднения в овладении тем или другим словом. Предметом особого внимания учителей являются так называемые «трудные» слова. В методике существует широкий и узкий взгляд на эту группу слов. В широком понимании «трудными» называют слова, вызывающие у детей различного рода трудности, чаще всего орфографические (слова с безударным гласным в корне слова). Их делят на следующие группы: слова, трудные для учащихся с точки зрения 1) написания (велосипед, великий); 2) написания и произношения (комбайнёр, с глазу на глаз); 3) написания и значения (жокей, без удержу); 5) написания и связи с другими словами (перила); б) написания, значения и связи с другими словами (реагировать); 7) написания, значения, произношения и связи с другими словами (гантель). На основе такой классификации легче осуществить дифференцированный подход к словам, вызывающим различные трудности при знакомстве с ними.

     К сожалению, чаще  термин трудные слова понимается  более узко: это слова, имеющие в современном языке непроверяемые и трудно проверяемые написания. Правописание таких слов основано на историческом принципе орфографии, в соответствии с которым морфемы родственных слов пишутся единообразно, но проверить их посредством современного литературного языка нельзя, и потому их написание рекомендуется запомнить. По данным, которые приводит Д.Н. Богоявленский, ошибок в правописании трудных слов почти в б раз больше, чем лёгких (24% и 3,6% ). Непроверяемые написания составляют 30—35% по отношению к проверяемые. Эти цифры свидетельствуют о необходимости и значимости работы с такими словами.

     Однако, несмотря на  бесспорную необходимость формирования  орфографической грамотности учащихся, нельзя всю словарную работу  превращать в словарно-орфографическую. Работа над правописанием учащихся приобретает смысл лишь в общем контексте развития их речи. Об этом писали известные методисты: В.И. Чернышев, К.Д. Алфёров, М.А. Рыбникова, К.В. Бархин, Е.С. Истрина, Л.В. Щерба, Н.С. Рождественский, Н.Н. Китаев, Е.И. Никитина, А.И. Власенков, Н.А. Ипполитова.

     В 50—60-е годы ХХ  века термин словарная работа стал пониматься очень широко. Им обозначалась любая работа над словом: подбор слов для иллюстрации грамматического правила, морфологический анализ слов, образование от данных слов тех или иных форм или новых слов и тому подобные упражнения, независимо от задачи усвоения учащимися трудных для них слов. Такое широкое понимание термина словарная работа, по мнению В.А. Добромыслова, «ведет к стиранию специфики работы, обозначаемой термином, и потому не оправдано». Он пытается четко определить круг проблем, который решается в рамках словарной работы. Под словарной работой автор понимает систематическую, целенаправленную работу в области лексики, проводимую в целях овладения учащимися незнакомым или знакомым, но трудным для них словарем. Особое внимание ученый уделяет работе над семантикой слова.[Добромыслов В.А. Обогащение активного словарного запаса учащихся. – Русский язык в школе. – 1958. - №3, с.80]

     В настоящее время  под словарной работой  принято  понимать область методики русского  языка, которая охватывает усвоение  учащимися новых слов и значений, усвоение оттенков значений,  эмоционально - экспрессивных окрасок  слов, сфер их употребления, их многозначности и переносных значений, усвоение синонимов, антонимов, паронимов, омонимов; активизацию словаря, то есть использование новых усвоенных слов в собственных высказываниях, включение их в число постоянно используемых учеником слов; очищение словаря, то есть устранение из активного словаря учащихся диалектных, просторечных, вульгарных слов. Словарная работа ведётся на всех уроках: литературы, русского языка, географии, биологии и пр.

     Объект словарной  работы — слово — в лингвистике  определяется как важнейшая структурно-семантическая единица языка, которая тесно связана со всеми его уровнями. Слово сложно и многогранно. В каждом знаменательном слове различают его звуковую (а на письме — буквенно-графическую) оболочку, составляющую «природную материю» слова, его лексическое значение и грамматическое значение, которое выражается в слове посредством формальных показателей. Слово же, как наименьшая языковая единица, имеющая самостоятельное лексическое и грамматическое значение, входит в более крупные языковые единицы, составляющие синтаксический уровень языка: словосочетание, предложение, текст. Таким образом, в языке, по утверждению известного современного лингвиста и методиста Л.Ю. Максимова, с одной (внутренней) стороны, — всё в слове и для слова; с другой (внешней) стороны, — всё от слова к предложению, в синтаксис.[Максимов Л.Ю. Грамматика и правописание. – М., 1960. -№15 ,с. 58]

     Опираясь на современное  понимание термина словарная  работа, всё многообразие её приёмов  можем разделить на две группы: приёмы, рассчитанные только на запоминание орфографии так называемого «трудного» слова; приёмы, рассчитанные на осознанное понимание значения и орфографии слова. Основным среди этих приёмов является использование этимологии.

     Поскольку мы говорим о необходимости использования этимологии на уроках русского языка, нельзя обойти стороной вопрос об этимологических словарях, которые так необходимы школе. В 1961 году вышло в свет первое издание Краткого этимологического словаря Н.М. Шанского, В.В. Иванова, Т.В. Шанской, которое содержало около 5 тысяч слов. Позже словарь был переработан, дополнен и в 1971 году издан (в него вошло уже 7 тысяч слов). Этот словарь и по сей день является хорошим и, можно сказать, единственным подспорьем для работы учителя. В 1994 году был опубликован «Этимологический словарь русского языка»  Н.М. Шанского и Т.А. Бобровой, который на данный момент наиболее современен, но, к сожалению, в школах отсутствует. Это издание научное и предназначено для учителей. 

     Первый этимологический словарик, адресованный школьникам, « Почему не иначе?», составленный писателем Л.В. Успенским, вышел в 1967 году. В предисловии автор в популярной форме на ярких примерах излагает основы этимологии как науки о языке и разъясняет некоторые лингвистические термины, встречающиеся в словарике. Далее доступно и занимательно излагается этимология отдельных слов. К сожалению, в настоящее время эта книга стала библиографической редкостью.

     В 1992 году в журнале  «Начальная школа» № 2 был обнародован  первый опыт создания этимологического словарика для 1—2 классов (О.С. Арямова, Л.Д. Мали «Этимологический словарик слов с непроверяемым написанием (для 1 и 2 классов)», в которые вошли слова из обязательного для данных классов списка ‚ «трудных» слов.

     Более активному использованию этимологии в школе способствовало и издание научно-популярной литературы о происхождении слов.

     В 1954 году была издана  книга Л.В. Успенского ‚ «Слово  о словах», в которой в занимательной  и популярной форме излагались  сведения о происхождении многих слов русского языка.

     Популяризации знаний  о происхождении слов среди  учащихся посвящены книги Ю.В. Откупщикова «К истокам слова», Э.А. Вартаньян «Путешествие в  слово» и Н.М. Шанского «В мире  слов».

     На данный момент  учителя начальной школы испытывают огромную потребность в справочной и справочно - методической литературе. Необходимо создание школьного этимологического словаря для начальных классов, с помощью которого можно было бы не только работать над орфографической грамотностью учащихся, но и обогащать их словарный запас. Желательно, чтобы такой словарь помогал учителям в работе и был доступен младшим школьникам. Исходя из всего этого вытекают следующие выводы:

    1. Основой целью словарной работы в начальной школе должно быть обогащение словарного запаса учащихся. Работа над орфографической грамотностью младших школьников должна идти в контексте обогащения их словаря.

     2. Обогащение словарного  запаса учащихся должно идти  в двух направлениях: парадигматическом  и синтагматическом.

     3. Парадигматическое обогащение происходит на количественном и качественном уровне.

     Количественное обогащение  идёт путём узнавания учащимися  новых лексем и новых сем  у известных им слов, путём  перемещения слов из пассивного  в активный словарный запас.

     Качественное совершенствование  словаря младшего школьника происходит  посредством уточнения значения  уже известных им слов, путём  замены в словарном запасе  школьников нелитературных слов  эквивалентными литературными.

     4. Синтагматическое обогащение словаря младших школьников предполагает их обучение сочетаемости слов, умению правильно и точно употребить слово в речи.

     5. Основным приёмом  словарной работы, рассчитанным  на осознанное понимание значения  и орфографии слова, является использование этимологии.

     6. Элементы этимологического анализа доступны пониманию младших школьников, так как этимологический анализ открывает первичные, образные значения слов, а мышление ребёнка, пришедшего в начальную школу, образно.

     7. Этимологизирование — естественная языковая способность младшего школьника, подсознательно опираясь на которую, он усваивает значение новых для него слов.

     8. Применение этимологического  анализа как методический приём  направляет способность младших  школьников к этимологизации в научное русло, способствует формированию правильного понимания ими лексического значения слов и, как следствие, избавляет от большого количества орфографических ошибок.

     9. Работа с терминами, обозначающими научные понятия, будет для младших школьников значительно облегчена, если строить её с опорой на этимологию.

 

1.3. Методика применения этимологического анализа на уроках русского языка в младших классах

 

     Пока дети не осознали  морфемной структуры современного  языка (то есть, до изучения раздела «Состав слова»), применение этимологического анализа должно быть ограниченным, пропедевтическим. Цель его использования на данном этапе — формирование у детей представления о языке как о развивающемся явлении, обучение орфографии «трудных» слов.

     По окончании периода  обучения грамоте можно вводить  элементы этимологического анализа  в работу с русскими словами, простыми по структуре, частыми  в употреблении и доступными  первоклассникам по происхождению (берёза — восходит к слову  белый, большой — к исконному боль — «сила», вилок — к исконному вить, корова — к общеславянскому кор — «рог»), кочан — к слову кочка, лягушка — к исконному лягушка ляга (от лягать — «бить ногами»,), пирог — к исконному пир). Язык-источник на этом этапе детям можно не сообщать, достаточно слова «в старину».

     Пропедевтическое знакомство  младших школьников с элементами  этимологического анализа позволит  показать им, что каждое слово  в языке имеет свою историю, что причины современной орфографии  слова могут быть связаны с его исходным значением.

     Беседы о развитии  языка, о связи изменений в  языке с изменениями в жизни  людей, о взаимодействии языков  мира позволяют создать лингвистическую  базу для осознанного применения  учащимися начальных классов  элементов этимологии. Серьёзным вкладом в этот процесс является изучение в начальной школе раздела «Состав слова» с опорой на словообразование.

     Раздел, посвящённый  изучению состава слова, занимает  особое место в школьном курсе  русского языка в начальных классах. Дети на этом этапе должны теоретически осознать то, чем владели до сих пор неосознанно. Сознательно выделить морфему в слове и определить её значение они не могут. Помочь им сделать это — задача учителя. С.И. Львова говорит о том, что у ребёнка дошкольного возраста активно работает морфемный канал, поскольку именно таким путём обогащается словарный запас дошкольника. К 6—7 годам словарный запас ребёнка развит до такой степени, что позволяет понимать взрослых на социально-бытовом уровне. К этому времени морфемный канал в сознании дошкольника закрывается, но морфемы как минимальные звукозначения хранятся в долговременной памяти наряду со словами. Морфемный канал активно функционирует у того человека, перед которым стоит задача понять значение новой для него лексической единицы. У младшего школьника решение таких задач становится насущной потребностью. [Львов М.Р., Горецкий В.Г. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр Академия, 2000. – 14, с.98 ]

Информация о работе Система уроков, направленных на обогащение словарного запаса младших школьников