Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2014 в 13:32, курсовая работа
Актуальность проблемы, её практическая значимость обусловили выбор объекта и предмета исследования.
Объект исследования – процесс формирования грамотного письма у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – приемы этимологического анализа , направленные на формирование грамотного письма у детей младшего школьного возраста.
Введение ……………………………………………………………………2
Глава I. Теоретические основы обогащения словарного запаса младших школьников ………………………………………………………………....5
1.1. Лингвистический аспект этимологической работы на уроках русского языка ……………………………………………………………………...…5
1.2. Словарная работа на уроках русского языка в младших классах ….14
1.3. Методика применения этимологического анализа на уроках русского языка в младших классах ………………………………………………….23
Глава II. Система уроков, направленных на обогащение словарного запаса младших школьников ……………………………………………………...36
2.1. Констатирующий эксперимент …………………………………….....36
2.2. Основные приемы в системе уроков, направленных на обогащение словарного запаса младших школьников …………………………………48
2.3.Контрольный эксперимент ……………………………………….….…56
Заключение ………………………………………………………………....63
Список литературы …………………………
В методике обогащения
словарного запаса школьников
определено два направления: парадигматическое
(пополнение и совершенствовани
Пополнение и
Обогащение словарного
запаса учащихся в
Для того, чтобы словарный запас учащихся начальной школы действительно обогатился, работа со словом должна вестись систематически и на меж предметном уровне.
Особое значение для
обогащения словарного запаса
учащихся приобретает
Содержание словарной работы на уроках русского языка обусловливается тем, что вызывает у детей затруднения в овладении тем или другим словом. Предметом особого внимания учителей являются так называемые «трудные» слова. В методике существует широкий и узкий взгляд на эту группу слов. В широком понимании «трудными» называют слова, вызывающие у детей различного рода трудности, чаще всего орфографические (слова с безударным гласным в корне слова). Их делят на следующие группы: слова, трудные для учащихся с точки зрения 1) написания (велосипед, великий); 2) написания и произношения (комбайнёр, с глазу на глаз); 3) написания и значения (жокей, без удержу); 5) написания и связи с другими словами (перила); б) написания, значения и связи с другими словами (реагировать); 7) написания, значения, произношения и связи с другими словами (гантель). На основе такой классификации легче осуществить дифференцированный подход к словам, вызывающим различные трудности при знакомстве с ними.
К сожалению, чаще
термин трудные слова
Однако, несмотря на
бесспорную необходимость
В 50—60-е годы ХХ века термин словарная работа стал пониматься очень широко. Им обозначалась любая работа над словом: подбор слов для иллюстрации грамматического правила, морфологический анализ слов, образование от данных слов тех или иных форм или новых слов и тому подобные упражнения, независимо от задачи усвоения учащимися трудных для них слов. Такое широкое понимание термина словарная работа, по мнению В.А. Добромыслова, «ведет к стиранию специфики работы, обозначаемой термином, и потому не оправдано». Он пытается четко определить круг проблем, который решается в рамках словарной работы. Под словарной работой автор понимает систематическую, целенаправленную работу в области лексики, проводимую в целях овладения учащимися незнакомым или знакомым, но трудным для них словарем. Особое внимание ученый уделяет работе над семантикой слова.[Добромыслов В.А. Обогащение активного словарного запаса учащихся. – Русский язык в школе. – 1958. - №3, с.80]
В настоящее время
под словарной работой принято
понимать область методики
Объект словарной
работы — слово — в
Опираясь на современное понимание термина словарная работа, всё многообразие её приёмов можем разделить на две группы: приёмы, рассчитанные только на запоминание орфографии так называемого «трудного» слова; приёмы, рассчитанные на осознанное понимание значения и орфографии слова. Основным среди этих приёмов является использование этимологии.
Поскольку мы говорим о необходимости использования этимологии на уроках русского языка, нельзя обойти стороной вопрос об этимологических словарях, которые так необходимы школе. В 1961 году вышло в свет первое издание Краткого этимологического словаря Н.М. Шанского, В.В. Иванова, Т.В. Шанской, которое содержало около 5 тысяч слов. Позже словарь был переработан, дополнен и в 1971 году издан (в него вошло уже 7 тысяч слов). Этот словарь и по сей день является хорошим и, можно сказать, единственным подспорьем для работы учителя. В 1994 году был опубликован «Этимологический словарь русского языка» Н.М. Шанского и Т.А. Бобровой, который на данный момент наиболее современен, но, к сожалению, в школах отсутствует. Это издание научное и предназначено для учителей.
Первый этимологический словарик, адресованный школьникам, « Почему не иначе?», составленный писателем Л.В. Успенским, вышел в 1967 году. В предисловии автор в популярной форме на ярких примерах излагает основы этимологии как науки о языке и разъясняет некоторые лингвистические термины, встречающиеся в словарике. Далее доступно и занимательно излагается этимология отдельных слов. К сожалению, в настоящее время эта книга стала библиографической редкостью.
В 1992 году в журнале «Начальная школа» № 2 был обнародован первый опыт создания этимологического словарика для 1—2 классов (О.С. Арямова, Л.Д. Мали «Этимологический словарик слов с непроверяемым написанием (для 1 и 2 классов)», в которые вошли слова из обязательного для данных классов списка ‚ «трудных» слов.
Более активному использованию этимологии в школе способствовало и издание научно-популярной литературы о происхождении слов.
В 1954 году была издана книга Л.В. Успенского ‚ «Слово о словах», в которой в занимательной и популярной форме излагались сведения о происхождении многих слов русского языка.
Популяризации знаний о происхождении слов среди учащихся посвящены книги Ю.В. Откупщикова «К истокам слова», Э.А. Вартаньян «Путешествие в слово» и Н.М. Шанского «В мире слов».
На данный момент учителя начальной школы испытывают огромную потребность в справочной и справочно - методической литературе. Необходимо создание школьного этимологического словаря для начальных классов, с помощью которого можно было бы не только работать над орфографической грамотностью учащихся, но и обогащать их словарный запас. Желательно, чтобы такой словарь помогал учителям в работе и был доступен младшим школьникам. Исходя из всего этого вытекают следующие выводы:
1. Основой целью словарной работы в начальной школе должно быть обогащение словарного запаса учащихся. Работа над орфографической грамотностью младших школьников должна идти в контексте обогащения их словаря.
2. Обогащение словарного запаса учащихся должно идти в двух направлениях: парадигматическом и синтагматическом.
3. Парадигматическое обогащение происходит на количественном и качественном уровне.
Количественное обогащение
идёт путём узнавания
Качественное
4. Синтагматическое обогащение словаря младших школьников предполагает их обучение сочетаемости слов, умению правильно и точно употребить слово в речи.
5. Основным приёмом
словарной работы, рассчитанным
на осознанное понимание
6. Элементы этимологического анализа доступны пониманию младших школьников, так как этимологический анализ открывает первичные, образные значения слов, а мышление ребёнка, пришедшего в начальную школу, образно.
7. Этимологизирование — естественная языковая способность младшего школьника, подсознательно опираясь на которую, он усваивает значение новых для него слов.
8. Применение этимологического
анализа как методический
9. Работа с терминами, обозначающими научные понятия, будет для младших школьников значительно облегчена, если строить её с опорой на этимологию.
1.3. Методика применения этимологического анализа на уроках русского языка в младших классах
Пока дети не осознали
морфемной структуры
По окончании периода
обучения грамоте можно
Пропедевтическое знакомство
младших школьников с
Беседы о развитии
языка, о связи изменений в
языке с изменениями в жизни
людей, о взаимодействии языков
мира позволяют создать
Раздел, посвящённый изучению состава слова, занимает особое место в школьном курсе русского языка в начальных классах. Дети на этом этапе должны теоретически осознать то, чем владели до сих пор неосознанно. Сознательно выделить морфему в слове и определить её значение они не могут. Помочь им сделать это — задача учителя. С.И. Львова говорит о том, что у ребёнка дошкольного возраста активно работает морфемный канал, поскольку именно таким путём обогащается словарный запас дошкольника. К 6—7 годам словарный запас ребёнка развит до такой степени, что позволяет понимать взрослых на социально-бытовом уровне. К этому времени морфемный канал в сознании дошкольника закрывается, но морфемы как минимальные звукозначения хранятся в долговременной памяти наряду со словами. Морфемный канал активно функционирует у того человека, перед которым стоит задача понять значение новой для него лексической единицы. У младшего школьника решение таких задач становится насущной потребностью. [Львов М.Р., Горецкий В.Г. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр Академия, 2000. – 14, с.98 ]
Информация о работе Система уроков, направленных на обогащение словарного запаса младших школьников