Шпаргалка по психологии и педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 19:26, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по психологии и педагогике.

Файлы: 1 файл

Шпаргалка по психологии и педагогике, И.Резепов.doc

— 745.50 Кб (Скачать файл)

2) смешанная самооценка, в которой существуют противоречивые компоненты: один –

это формирующийся у подростка  образ своего «Я» в связи с  успешным опытом социального 

взаимодействия, второй – отголосок  родительского видения ребенка;

3) подросток воспроизводит точку  зрения родителей на себя, но дает ей другую

оценку. Упрямство не называет бесхарактерностью. Поскольку для подростка этого 

возраста попрежнему важны одобрение  и поддержка взрослых, то ради сохранения

чувства «Мы» им воспроизводится негативная оценка своего «упрямого» поведения;

4) подросток ведет борьбу против  мнения родителей, но при этом  оценивает себя в 

рамках той же системы ценностей. В данном случае ребенок воспроизводит  в самооценке

не реальную оценку родителей, а  их идеализированные ожидания;

5) подросток воспроизводит в самооценке негативное мнение родителей о себе, но

при этом подчеркивает, что таким  он и хочет быть. Это отвержение родительских требований

приводит к очень напряженным  отношениям в семье.

 

 

ПСИХОЛОГИЯ ЮНОСТИ

Юношеский возраст – этап формирования самосознания и собственного мировоззрения,

этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда  ценности

дружбы, любви, интимной близости могут  быть первостепенными.

Отвечая самому себе на вопросы «Кто я? Какой я? К чему я стремлюсь?», молодой

человек формирует:

1) самосознание – целостное  представление о самом себе, эмоциональное  отношение 

к самому себе, самооценку своей внешности, умственных, моральных, волевых 

качеств, осознание своих достоинств и недостатков, на основе чего возникают

возможности целенаправленного самовоспитания, самосовершенствования;

2) собственное мировоззрение как  целостную систему взглядов, знаний, убеждений 

своей жизненной философии, которая  опирается на усвоенную ранее  значительную

сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно-теоретическому мышлению,

без чего разрозненные знания не складываются в единую систему;

3) стремление заново и критически  осмыслить все окружающее, самоутвердить  свою 

самостоятельность и оригинальность, создать собственные теории смысла жизни,

любви, счастья, политики и т. д. Для  юношества свойственны максимализм  суждений,

своеобразный эгоцентризм мышления: разрабатывая свои теории, юноша ведет  себя

так, как если бы мир должен был  подчиняться его теориям, а не теории –

действительности.

Юношеский возраст представляет собой  как бы «третий мир», существующий между детством

и взрослостью, так как биологическое  – физиологическое и половое  – созревание

завершено, но в социальном отношении  это еще не самостоятельная взрослая личность.

Юность выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю 

дальнейшую жизнь человека: выбор  профессии и своего места в  жизни, выбор смысла

жизни, выработка мировоззрения  и жизненной позиции, выбор спутника жизни, создание

своей семьи.

Важнейший психологический процесс  юношеского возраста – становление  самосознания

и устойчивого образа своей личности, своего «Я».

Становление самосознания происходит по нескольким направлениям:

1) открытие своего внутреннего мира – юноша начинает воспринимать свои эмоции не

как производные от внешних событий, а как состояние своего «Я», появляется

чувство своей особенности, непохожести  на других, порой появляется и чувство 

одиночества;

2) появляется осознание необратимости времени, понимание конечности своего существования;

3) формируется целостное представление  о самом себе, отношение к себе, причем 

вначале осознаются и оцениваются  человеком особенности его тела, внешности,

привлекательности, а затем уже  моральнопсихологические качества.

 

 

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О НАУЧЕНИИ

Все основные изменения поведения  и деятельности ребенка в процессе возрастного 

развития являются фактами научения. Однако не всякие изменения деятельности или 

поведения, даже очень целесообразные, представляют собой научение. Например,

человек, входящий в темную комнату, сначала ничего не видит. Постепенно тьма как 

бы рассеивается, и он начинает различать контуры предметов. Это  происходит

благодаря автоматическому повышению  чувствительности глаза и является фактом зрительной

адаптации. Такое изменение деятельности глаза нельзя назвать научением. Человек 

не научается зрительной адаптации. Она представляет собой врожденное физиологическое 

свойство зрительной системы.

Чтобы целесообразное изменение деятельности или поведения имело характер

научения, это изменение должно вызываться не какими то врожденными  свойствами

организма, а определенной предшествующей деятельностью. К научению не относятся 

изменения поведения, непосредственно  вызванные утомлением, травмами, механическими

воздействиями извне, действиями химических препаратов, а также физиологическим 

созреванием. Нет научения и в  тех случаях, когда изменения  деятельности или 

поведения носят мимолетный характер. Так, о человеке, который один раз  удачно

забил гол, не говорят, что он научился забивать голы.

Итак, научение – это устойчивое целесообразное изменение деятельности, которое 

возникает благодаря предшествующей деятельности и не вызывается непосредственно 

врожденными физиологическими реакциями  организма.

Научение, понимаемое в таком общем  виде, есть и у животных. Однако такое 

устойчивое изменение деятельности имеет не только нечто общее, но и  качественно 

различные характеристики у животных и человека. Так, предметы внешнего мира

могут одинаково окружать, например, человека и собаку. Но отражают они их

существенно поразному. У человека в этом процессе участвуют обобщение, абстрагирование,

выделение причинных, целевых, ценностных и других отношений предметов. У  собаки

этого нет, так как в отличие от человека она не занимается общественной трудовой

деятельностью, требующей особых форм отражения внешнего мира и вместе с тем 

формирующей их.

Для отражения логических и функциональных отношений предметов человечество

выработало особую форму отражения, отсутствующую у животных, – понятия . Для

фиксации понятий у людей  существует специальная система  знаков– это язык, т. е.

слова и способы их связи в  предложениях. Язык как средство выражения  понятий 

освобождает научение человека от привязанности  к чувственному опыту.

 

 

УРОВНИ И ВИДЫ НАУЧЕНИЯ

Конечная цель всей мыслительной (умственной, или интеллектуальной) деятельности

человека состоит в успешном решении разнообразных практических задач, которые 

ставит перед ним производственная и общественная жизнь. Для этого идеальные

решения, полученные в действиях  с представлениями и понятиями, необходимо реализовывать 

в практических действиях с конкретными  предметами в реальных задачах. Иначе 

говоря, для этого нужно прилагать  знания к решению практических задач, т. е.

овладевать умениями .

Таким образом, полноценное интеллектуальное научение дополняется научением 

умениям. Научение у человека представляет собой сложный многоступенчатый процесс,

протекающий на разных уровнях. Так, один уровень включает сенсорное и моторное

научение. При сенсорном научении формируется различение образов  восприятия, а также 

процессы узнавания и опознания. При моторном научении происходит выбор  и объединение 

движений в соответствующие  программы, их дифференцировка, генерализация и

систематизация. Их синтез – сенсомоторное  научение – обеспечивает формирование

двигательных программ под контролем  образов восприятия и представления.

Результаты этих видов научения выражаются в форме сенсорных, моторных и сенсомоторных 

умений и навыков.

На когнитивном уровне научения у человека формируются процессы обнаружения,

анализа, отбора, обобщения и закрепления  существенных свойств и связей предметов 

деятельности, а также целесообразные действия по использованию этих свойств  и связей.

Научение осуществляется на основе наблюдения, осмысливания упражнений и самоконтроля,

которые управляются сознательно  поставленными целями и задачами. С одной стороны,

на когнитивном уровне происходит научение фактическим знаниям и  практическим

действиям, необходимым для решения соответствующих классов задач, с другой –

научение обобщенным теоретическим  знаниям и умственным действиям.

Перечисленные уровни и виды научения вычленены в определенной мере искусственно.

Фактически в ходе научения человека они тесно переплетены и взаимосвязаны.

Однако каждый из них имеет определенные особенности. Кроме того, эти уровни выступают 

и как генетические ступени научения. Однако предшествующие уровни не исчезают и 

не теряют своего значения, они  только перестраиваются, подчиняются научению последующего

уровня и начинают входить в  его структуру. Например, на самых  высоких уровнях 

когнитивного научения в него входят и усвоение фактических знаний, и  усвоение

новых практических действий, и формирование новых образов восприятия, а также

моторных дифференцировок

 

 

ПОНЯТИЕ ОБ ОБУЧЕНИИ

Научение может быть стихийным, возникать в общении и взаимодействии человека с 

другими людьми и окружающим миром. Но наряду с таким стихийным освоением  знаний

и умений научение во многих случаях осуществляется в специально организованных

условиях как целенаправленный процесс. Эту целенаправленную организацию  научения

называют обучением.

Его более распространенная форма  – школьное обучение, однако элементы обучения

находятся и в семейном воспитании, и в дошкольных учреждениях и др.

Обычно обучение характеризуют  так: это передача человеку определенных знаний,

умений и навыков. На первый взгляд здесь указана ситуация любого обучения.

Действительно, до обучения у человека нет какихто знаний, умений или навыков.

После обучения они появляются. Откуда они появляются? От учителя, который  обладает

этими знаниями и навыками и передает их ученику. Этот процесс передачи и  есть обучение.

Но знания, умения и навыки, так  же как и представления, понятия – ведь это не

физические предметы, которые можно  передавать из рук в руки или «перекладывать» 

из головы в голову. Знания, умения и навыки – это формы и результаты

определенных процессов в психике  человека. Значит, они могут возникнуть в голове

человека только в результате его собственной деятельности. Их нельзя просто «получить»

от когото – они должны получиться в результате психической активности самого учащегося.

Если нет встречной его активности, то никаких знаний, умений и навыков  у него не

появляется. Это хорошо знает по личному опыту каждый педагог, когда  факт

отсутствия у учеников встречной  психической активности обозначает такими словами,

как их «невнимание», «лень», «неспособность».

Следовательно, отношение «учитель – ученик» не может быть сведено к отношению «передатчик

– приемник». В нем необходимы активность и взаимодействие обоих участников

процесса обучения. Обучение можно  охарактеризовать как процесс активного  взаимодействия

между обучающим и обучаемым, в  результате которого у обучаемого формируются

определенные знания, умения и навыки.

Воздействия обучающего стимулируют  активность обучаемого, а достигая при этом

определенной, заранее поставленной цели, тем самым управляют этой активностью.

Поэтому обучение можно еще представить как процесс стимуляции внешней и внутренней

активности ученика и управления ею. Обучающий создает для активности обучаемого

необходимые условия, направляет ее, контролирует, предоставляет для  нее нужные

средства и информацию. Но сам  процесс формирования у человека знаний, умений и

навыков происходит только в результате его собственной активности.

 

 

ВИДЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Под методами обучения понимают последовательное чередование способов взаимодействия

учителя и учащихся, направленное на достижение определенной цели посредством проработки

учебного материала. Распространенная классификация методов построена  на основе

выделения источников передачи содержания. Это:

1) словесные (рассказ, беседа, инструктаж);

2) практические (упражнение, тренировка, самоуправление);

3) наглядные (иллюстрирование, показ,  предъявление материала).

Также выделяют методы: организации  и осуществления учебнопознавательной деятельности;

стимулирования и мотивации  учебнопознавательной деятельности; контроля и 

самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Если методы обучения выступают  как способы организации упорядоченной  учебной 

деятельности учащихся по достижению дидактических целей и решению  познавательных

задач, то их можно разделить на следующие группы:

1) методы приобретения новых  знаний;

2) методы формирования умений  и навыков по применению знаний  на практике;

3) методы проверки и оценки  знаний, умений и навыков.

По характеру (степени самостоятельности  и творчества) деятельности обучаемых  методы

Информация о работе Шпаргалка по психологии и педагогике