Шпаргалка по "педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 11:12, шпаргалка

Описание работы

ответы на вопросы к зачету по "Педагогике"

Файлы: 1 файл

Ольга Сергеевна Давыдова Шпаргалка по введению в педагогическую деятельность.docx

— 201.75 Кб (Скачать файл)

 

– диагностика педагогической ситуации;

 

– целеполагание;

 

– выбор соответствующего содержания, форм и методов;

 

– организация педагогического  взаимодействия;

 

– обратная связь;

 

– итоговая диагностика;

 

– постановка новых целей  и задач.

14. ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ  КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА 

 

Овладение нормами педагогической профессии происходит во время приобщения преподавателя к человеческой и  педагогической культуре. На основе этого  формируется личная и профессиональная культура. Слово «культура» воспринимается человеком как улучшение, достижение им высот в жизнедеятельности  и приобщении к системе нравственных ценностей.

 

Культура может быть как  вне человека, так и в нем  самом. Культура – это целое, органичное сочетание множества сторон человеческой деятельности, отсюда можно условно  поделить культуру на общественную и  индивидуальную. Началом определения  культуры, ее сути выступает мировоззрение, самосознание создателей этой культуры, отсюда делаем вывод, что каждый из нас является создателем и носителем  культуры своего времени.

 

Основой становления культуры педагога выступает его общая  культура.

 

Культура педагога проявляется  в многосторонности, эрудиции во многих областях, высоком духовном развитии. А также в потребности общения  с искусством, людьми, в культуре мышления, труда, общения, и т. д. Она  же является основой профессиональной педагогической культуры.

 

Главное культурное качество человека – это его универсальность. Однако общая культура – это не просто универсальность и разносторонность человека. Чтобы дать определение  истинно культурного человека, чаще употребляют такие понятия, как  «духовность» и «интеллигентность».

 

Духовность – характеристика качеств человека, сознания и самосознания личности, которая отражает единство и гармонию внутреннего мира, умение преодолевать себя и быть в гармонии с окружающим нас миром. Духовность характеризуется не только образованностью, широкими и глубокими культурными  требованиями, но и включает в себя непрекращающийся духовный труд, понимание  мира и себя в нем, тягу к улучшению  себя, перестройке своего внутреннего  мира, расширению своего кругозора.

 

Считается, что совершенно бездуховных людей нет и духовность может быть в прямой связи со способностями  и умственными способностями  человека. Совершенно бездуховным может  оказаться талантливейшая личность, в то время как человек со средними показателями может обладать большой  духовностью.

 

Интеллигентность – это  качество культурного человека. Оно  не заключается в приобретении высшего  образования и умственной специальности. Интеллигентность заключается не только в познаниях, но и в умении понимать и принимать индивидуальность другого  человека. Интеллигентность выражается в тысяче тонкостей: в умении вежливо  спорить, неприметно помогать другим, восхищаться всеми красками природы, в своих собственных культурных достижениях. Истинно интеллигентный человек должен полностью нести  ответственность за свои слова и  поступки, уметь ставить перед  собой жизненные цели и достигать  их.

 

Все эти понятия должна включать в себя и культура истинного  педагога.

 

Учитель – это первый эталон социальной культуры в жизни ученика. Именно с учителя ученики берут  пример, стараются быть как он и  отвечать всем запросам социального  общества.

15. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  КУЛЬТУРА 

 

Профессионально-педагогическая культура основывается на общей культуре личности. Она выступает как проецирование  в сферу профессиональной деятельности и личности учителя культуры в  целом, педагогической культуры общества и «представляет собой систему  общечеловеческих идей, профессионально-ценностных ориентаций и качеств личности, универсальных  способов познания и гуманистических  технологий педагогической деятельности». Культурологический подход к педагогическому  образованию (Е.В. Бондаревская, И.Ф. Исаев, В.А. Сластенин и др.) базируется на признании образования профессионально-педагогической культуры учителя основным условием и результатом его профессионального  становления, инструментом осуществления  индивидуальных творческих сил в  педагогической деятельности. Состав компонентов профессионально-педагогической культуры, которые выделяют разные авторы, достаточно многообразен.

 

Методологическая культура учителя – это достаточно сложное  личностное образование. Она состоит  из педагогической философии преподавателя, представленной в его педагогической концепции как системе основных педагогических идей и принципов, определяющих его педагогическое мировоззрение, цели и смысл его деятельности. В основе концепции педагога находится  система представлений о сущности человека, его назначении, о месте  и роли профессионального образования  в его становлении, о целях  и задачах педагогической деятельности вообще и в частности.

 

Построение своей педагогической концепции требует от педагога выбора ее философских, психологических оснований, направления в существующих подходах к обучению и воспитанию, выяснения  сущности основных педагогических категорий: развития, формирования, социализации, воспитания, обучения, образования  и т. д. При этом педагогическая концепция  учителя должна соответствовать  общей концепции образовательного учреждения, осуществлять ее через  специфические условия его курса, предмета. Важной составляющей методологической культуры служит владение учителем как  общими методами научного познания, так  и методами, средствами педагогического  исследования.

 

Методологическая деятельность педагога состоит из таких этапов:

 

– осознание задач, которые  ставят жизнь, общество, профессиональную деятельность перед системой образования;

 

– анализ существующего состояния  дел в области общего образования  и преподаваемой сфере деятельности;

 

– определение противоречий между ними и определение стратегических целей своей деятельности;

 

– изучение существующих концепций  обучения и воспитания, выбор наиболее соответствующих подходов к решению  педагогических проблем;

 

– выявление основных принципов  своей деятельности, основных направлений, задач и предполагаемых результатов;

 

– организация поисково-экспериментальной  деятельности, которая дает возможность  проверить эффективность выдвинутых предположений;

 

– диагностика (изучение и  анализ) результатов своей работы.

 

То есть обеспечивается системное  построение педагогического процесса, которое дает возможность педагогу обоснованно определять программу  своей деятельности.

16. АКСИОЛОГИЧЕСКАЙ КОМПОНЕНТ  ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 

 

Аксиологический компонент  профессионально-педагогической культуры состоит из системы ценностей, которые  определяют отношение учителя к  своей деятельности, ее целям и  средствам, свойствам личности педагога, необходимым в профессиональном труде, к самому себе как учителю, той системе знаний, идей, норм, традиций, которые являются основой педагогической деятельности.

 

Самая полная система ценностей, которые образуют содержательную основу профессионально-педагогической культуры, выделена И.Ф. Исаевым. Он включает в  нее две плоскости их существования: горизонтальную (ценности-цели, ценности-средства, ценности-знания, ценности-отношения  и ценности-качества) и вертикальную (общественно-педагогические, профессионально-групповые  и индивидуально личностные ценности), определяя их синкретический характер, обусловленный их взаимодействием  и взаимопересечением в процессе функционирования системы ценностей. Поэтому каждое разделение профессиональных ценностей очень условно, так  как лишь в процессе целостного их присвоения происходит становление  профессионально-ценностных ори-ентаций  учителя.

 

Педагогические ценности являются ориентиром и стимулом его  социальной и профессиональной активности, гуманистические по природе и  сущности, так как сосредоточивают  в себе широкий спектр всех духовных ценностей общества. На основе их образуется ценностное сознание педагога, которое  является не только итогом его эмоционального отзвука на явления жизни и  профессиональной деятельности, но и  их осмысления, глубокого понимания  и личностного принятия; осуществляется становление гуманистически ориентированного педагогического мировоззрения, системы  профессионально-ценностных ориентаций на общение с учащимися, их развитие и личностное становление, творчество в работе, реализацию высокого социального  назначения своей профессии, сотрудничество с коллегами и т. д.

 

На основе основных ценностей  в структуре профессионально-ценностных ориентаций педагога образуется система  его социальных установок, которые  определяют направленность его педагогической деятельности, иерархию интересов.

 

Конформная центрация  имеет место, если педагог ориентируется  на оценку деятельности коллег, подвержен  коллективным идеям, неконфликтен. Кроме  того, ее явное преобладание говорит  о стремлении «быть как все», подстраиваться под общее мнение.

 

Эгоцентрация – сосредоточенность  на собственных интересах. Характеризует  педагогов с яркой индивидуальностью, которые отстаивают право на нешаблонную  работу. При хороших условиях преподавания данные педагоги чаще реализуют свои возможности, создавая педагогические изобретения. При этом сосредоточение на своем Я часто становится причиной невнимания и недооценки интересов  других, и прежде всего учащихся.

 

Альтруистическая центрация  описывает педагогов с ярко выраженной направленностью на интересы учащихся в процессе обучения. Они отличаются вниманием и чуткостью к воспитанникам, стремлением к индивидуальной работе с ними, приоритетным интересом к  развитию их личности.

17. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 

 

Технологическая культура учителя  определяет деятельностную природу  педагогического труда и представляет собой высокий уровень владения методами и приемами постановки и  решения педагогических задач: аналитических, прогностических, исследовательских, рефлексивных и т. д.

 

Педагогические задачи могут  быть как задачами по преобразованию конкретных ситуаций педагогического  взаимодействия для научения, развития, становления личности ученика, производимыми  посредством некоторорых действий, операций, специфичных для различных  видов и технологий педагогической деятельности. Технологическая культура учителя является средством перевода всех остальных составляющих профессионально-педагогической культуры непосредственно в деятельность. Изначально каждая технология создается  в процессуально-описательной форме  как алгоритм деятельности, который  реализует определенные педагогические цели и задачи как ориентировочная  основа действий, операций. Этот уровень  характеризует технологическую  педагогическую культуру того, кто  разработал эту технологию.

 

Профессионально-педагогическая культура общества состоит из множества  различных технологий. Их освоение учителем состоит из двух этапов:

 

1) выбора из культурного  многообразия педагогических технологий  тех, которые адекватны конкретной  педагогической ситуации;

 

2) перевода их в практическую  деятельность, в соответствующую  систему собственных действий.

 

В способности произвести адекватный поставленной задаче выбор  из существующего множества педагогических технологий или самостоятельно установить педагогическую задачу и выстроить  систему действий по ее решению в  своем сознании как ориентировочную  основу работы проявляются разные уровни технологической культуры педагога. Освоение этих действий и грамотное  использование их в педагогическом процессе отражают не только уровень  технологической культуры учителя, но и его педагогическое мастерство. То есть высокий уровень технологической  культуры учителя зависит не столько  от знания современных педагогическихтехнологий и овладения ими, сколько от умения конструировать свою деятельность как  систему педагогических задач и  способов их решения.

 

В.А. Сластенин считает  технологию философией педагогического  действия. Развертывая это положение, И.А. Колесникова рассматривает технологическую  культуру как соединение духовного  содержания педагогической деятельности с совершенной формой ее реализации.

 

Технологическая культура отображает умение педагога производить переход  с философско-педа-гогического уровня на праксеологический (дея-тельностный) уровень и проявляется не только в возможности осваивать разработанные  в педагогической культуре технологии, но и привносить собственный вклад  в их развитие, в способности технологично воплощать педагогические стратегии  и замыслы.

 

Анализ практической педагогической деятельности говорит о том, что  одним из условий осуществления  современных концепций обучения и воспитания является соответствие им степени технологической культуры и мастерства учителя.

18. ЛИЧНОСТНО-ТВОРЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ 

 

Личностно-творческий компонент  профессиональной культуры учителя  определяет творческую направленность и оригинальность его личности. В  основе его находится потребность  педагога в творческой самореализации, проявлении собственной индивидуальности, которая, по мнению А.К. Марковой, представляет собой самое позднее новообразование  в профессиональной сфере человека и выражается в его неповторимости, целостности, уникальности, в творчестве как высшем ее уровне.

 

При профессиональном становлении  есть опасность нивелировки личности, подравнивания ее под существующие профессиональные нормы и стандарты. Е.М. Борисова считает, что в науке  и практике существуют воззрения, которые  сводят профессиональное формирование к адаптации, приспособлению человека к требованиям профессии, ориентации на общие, сходные черты и свойства, характеризующие «профессиональный  тип личности». Вне поля зрения был  вопрос об общем развитии личности, обнаружении ее индивидуальности, о  ее самовыражении.

Информация о работе Шпаргалка по "педагогике"