Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 16:06, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Педагогика".

Файлы: 1 файл

Шпоры ПЕДАГОГИКА.doc

— 205.00 Кб (Скачать файл)

Большое внимание в Лицее уделялось  физическому воспитанию детей. Кроме  обязательных по программе гимнастических упражнений, подвижных игр, танцев, верховой езды, фехтования и плавания, ежедневно несколько часов лицеисты гуляли в парке,  прогулки проходили при любой погоде.

учителя танцев в Лицее знаменитые Гюар и Эбергардт, учили «по старинке», то есть подолгу держали учеников на менуэте — танце внешне неброском, но учившем человека грациозности, благородству и гармонии.

Расписание жизни лицеистов

6 утра — подъем  по звонку 
С 7 до 9 часов — класс (учебные занятия) 
В 9 часов — чай с белой булкой (никаких завтраков!) 
С 9 до 10 часов — первая прогулка (хорошо гулялось летом, когда Царское Село становилось «Петербургом в миниатюре», осенью же «все разъедется в столицу или куда хочет, а чем убить такое скучное время? Вот тут-то поневоле призовешь к себе науки») 
С 10 до 12 часов — класс 
С 12 до 1 часу — вторая прогулка 
В 1 час — обед из трех блюд 
С 2 до 3 часов — чистописание или рисование 
С 3 до 5 — класс 
В 5 часов — чай 
С 5 до 6 часов — прогулка 
С 6 до половины 9-го — повторение уроков или дополнительные занятия для отстающих 
В половине 9-го — ужин 
После ужина до 10 часов — отдых, развлечения 
В 10 часов — сон 
 
Занятия  начинались 1 августа и проходили до 1 июля, но и июль, единственный месяц «вакаций» (каникул), лицеисты должны были проводить в Царском Селе. Все шесть лет обучения (2060 «лицейских дней») воспитанники были оторваны от родных и дома, составляя единую лицейскую семью.

Традиции Лицея

Судьба на вечную разлуку, 
Быть может, породнила нас.

Многие лицейские традиции появились благодаря второму директору Лицея Е.А. Энгельгардту.

Одна из самых известных  — после выпускных экзаменов  разбивать лицейский колокол, тот  самый, который в течение шести  лет собирал учеников на занятия.

 Каждый выпускник  брал себе на память осколок,  чтобы на всю жизнь сохранить частичку любви, тепла, заботы, которыми они были окружены в стенах Лицея, ставшего для многих вторым домом.

Для самого первого выпуска  из осколков колокола Энгельгардт распорядился изготовить памятные кольца с надписью. Чугунное кольцо в виде переплетенных в дружеском рукопожатии рук стало для Пушкина и его лицейских товарищей бесценной реликвией и священным талисманом.

Лицейское образование

предполагало:

широкую гуманитарную подготовку, которая обеспечивалась дисциплинами, развивающими эрудицию и логику мышления (мертвые языки, математика, логика, история, география и др.);

развитие коммуникативных  способностей (родной и современные  европейские языки, словесность, риторика, стихосложение);

юридическую подготовку в объеме университетского курса (правоведение, статистика, международное право, история русского права и др.);

формирование общей  культуры

Наказание

В Лицее строго-настрого запрещались телесные наказания, но сохранялись другие виды взысканий: занесение имени на черную доску,

 особый стол в классе для провинившегося, уединенное заключение в карцере.

самым страшным наказанием для лицеистов было лишиться дружеского расположения и любви учителя. Чуть более суровый взгляд, чуть более  холодное отношение наставника действовали  гораздо сильней и заставляли нашалившего воспитанника исправляться значительно скорее, чем карцер и «черные списки».

Воспитанники

Дерево узнается по плодам. Даже если бы не было Пушкина (а он был!), Царскосельский Лицей остался бы блестящей страницей русской  истории. Канцлер Российской империи Александр Горчаков, известный мореплаватель Федор Матюшкин, декабристы Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер, Владимир Вольховский, поэт Антон Дельвиг, композитор Михаил Яковлев — это только первый, пушкинский выпуск. Всего же за время существования Лицея в Царском Селе (1811–1844) он дал 12 членов Государственного Совета, или министров, 19 сенаторов, 3 почетных опекуна, 5 дипломатов, более 13 уездных и губернских предводителей дворянства

 

20.Педагогические  воззрения Н.И.Пирогова

В статье «Вопросы жизни», поднималась проблема общечеловеческого воспитания. Ее решение автор связывал с реорганизацией системы образования, с восстановлением преемственности ее ступеней и с отменой принципа сословности. По убеждению Пирогова, целью воспитания является не ранняя специализация обучения, а подготовка к жизни высоконравственного человека с широким кругозором.

Пирогов поднял вопрос о  запрете телесных наказаний учащихся, рассматривая их как средство, унижающее достоинство ребенка. Поднятая им на страницах печати дискуссия имела положительный результат. Уставом гимназий и прогимназий 1864 г. телесные наказания в школах запрещаются.

Решение проблем в  области образования Н.И.Пироговым

реорганизовать систему  образования,  восстановить преемственности ее ступеней и с отменой принципа сословности.

разработал проект школьной системы, состоящей из двух ступеней: начальной школы (2 года обучения) и  средней школы (7—9 лет) После окончания  начальной школы можно было выбрать  одно из направлений среднего образования: реальное или классическое.

попечитель Одесского, а затем Киевского учебного округа,

 поощрял методические  искания учителей,

подготовил открытие университета в Одессе, создал первую в России воскресную школу для  взрослых.

поднял вопрос о запрете телесных наказаний учащихся, рассматривая их как средство, унижающее достоинство ребенка.

Связи педагогики с науками, в которых изучается природа человека, раскрыты в его фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868—1869). Основываясь на антропологическом подходе в осмыслении процессов физического и психического развития, разработал целостную дидактическую систему и лучшую для того времени методику начального обучения. В ней раскрыты принципы отбора содержания учебного материала, его приспособления к особенностям детского возраста. Ушинский придавал большое значение принципам наглядности, прочности и основательности обучения. Им разработана методика повторения учебного материала. Он внес вклад в развитие теории урока, разработав структуру его организации и типологию.

Книги для первоначального  классного чтения «Детский мир и хрестоматия» (1861), «Родное слово» (1864) содержат отрывки из художественных произведений родной литературы и устного народного творчества, материалы по природоведению, географии и истории страны. Научность отобранного учебного материала сочеталась с доступностью и яркостью изложения.

19. Педагогическая система Л.Н.Толстого.

 

1857 г. Л. Н. Толстой  предпринял первое заграничное путешествие, посетил Германию, Францию, Швейцарию, Италию. В дневнике от 11—23 июля 1857 г. он записал: «Главное — сильно, явно пришло мне в голову завести у себя школу в деревне для всего околотка и целая деятельность в этом роде».

Педагогическая деятельность Л.Н.Толстого

первый период (1859—1862),

    Знакомство  с зарубежным опытом школьного  образования  школьные модели, на которые

   создание в  своем имении Ясная Поляна  народную школу для крестьянских  детей, где  издавал журнал  «Ясная Поляна», переписывался с известными методистами, авторами учебников, принимал участие в открытии народных школ.

Школу посещало от 30 до 40 мальчиков и девочек 7—13 лет. Уроки  в школе начинались в 8 часов утра и зачастую продолжались до 14 часов; с 14 до 17 часов был обеденный перерыв. В сумерках занятия возобновлялись и заканчивались в 20-21 часов вечера. 
 
Дети из народа должны получить такие же знания, как и дети из привилегированного общества. По его мнению, крестьянские дети должны быть введены в мир искусства, благородных идей и переживаний. Обращаясь к образованным людям, Л.Н. Толстой писал: «Федька не тяготится своим оборванным кафтанишком, но нравственные вопросы и сомнения мучат Федьку…».

Второй период  активной педагогической деятельности Толстого — 1870—1876 гг.,

 возобновляет занятия  с крестьянскими детьми,

пишет и публикует учебники «Азбука» и «Новая Азбука»,

занимается обеспечением школ своего уезда учебной литературой.

Третий период педагогической деятельности охватывает 1880—90-е гг:

 встречается с учителями и учениками тульских школ,

занимается  разработкой вопросов нравственного  воспитания

Основные идеи в работе яснополянской школы с 1849г.

Задумывалась как своеобразная педагогическая лаборатория по созданию нового содержания методов воспитания детей

Основывалась на уважении личности ребенка, самостоятельности  в развитии всех его способностей

Занятия строились в  форме свободных бесед

Расписание занятий  было мобильным

В основе воспитания: признание, что «человек носит Бога в самом  себе».

Будить интерес к учению у ребенка должен весь дух самой школы.

Поощрялись споры, творческие работы, размышления, эвристические  находки 

 

17. Виленский  университет

Высшее учебное заведение в Вильно было основано в 1579 году королём Стефаном Баторием и папой римским Григорием ХIII как Академия и Виленский университет общества Иисуса

В юрисдикцию университета передавались образовательные учреждения Виленского учебного округа, охватывавшего  восемь губерний Российской империи (Виленская, Гродненская, Минская, Могилевская, Витебская, Волынская, Подольская, Киевская).

В 1773 году в результате реформы под эгидой Эдукационной комиссии (Комиссии национального образования) Академия и университет была преобразована в «Главную литовскую школу».

После третьего раздела Речи Посполитой Главная литовская школа была преобразована в Главную Виленскую школу.

  Подписанным 4 (16) апреля 1803 года императором Александром I актом, Главная виленская школа была преобразована в императорский Виленский университет.  

1803 году должность попечителя Виленского учебного округа занимал князь Адам Чарторыйский, на протяжении двадцати лет (по 1823 год), совмещая её с постами товарища министра иностранных дел (1802—1804) и министра иностранных дел (1804—1807), способствовал расцвету университета.

Университет являлся одновременно учебным, научным и учебно-административным местным учреждением, избиравшим директоров гимназий, смотрителей уездных училищ и другие должностные лица, контролировавшим учебно-методическую, дисциплинарную, хозяйственную деятельность окружных учебных заведений, издавал и цензурировал учебную и методическую литературу.

Количество студентов  росло от 290 в 1804 году до 1 321 в 1830 году. К 1823 году стал крупнейшим университетом России и Европы, числом студентов превосходя Оксфордский университет.

Первоначально в Виленском  университете присваивались докторские и магистерские степени по широкому кругу научных дисциплин — словесности, управления государственных доходов и торговли, иностранным государственным отношениям, правоведения, архитектуры и другим. В 1819 году университет был лишён права присвоения учёных степеней магистра и доктора; выпускники могли получить степень кандидата. В 1821 году было запрещено выдавать и кандидатские дипломы.

В университете действовали  тайные студенческие патриотические организации (филоматы, филареты, «лучезарные» или  «лучистые»). В 1823 году по делу о принадлежности к ним были арестованы десятки воспитанников университета, включая Адама Мицкевича. 108 из них были преданы суду. После длительного пребывания в заключении во время следствия и суда 20 человек были высланы в различные города России. Чарторыйский был смещён. Его место занял Н. Н. Новосильцев.

Состоял из четырёх факультетов —

  • физико-математический,
  • медицинский,
  • нравственно-политический (с богословием),
  • литературный с изящными искусствами.

  Числилось 32 кафедры,  преподавалось 55 предметов. Университету  принадлежал ботанический сад,  анатомический музей, клиника, физическая и химическая лаборатории, библиотека в 60 тысяч томов.

Преподавание велось преимущественно на польском и латыни. После смещения Чарторыйского постепенно вводилось чтение отдельных предметов на русском языке.

После реформы 1803 года были учреждены две кафедры, на которых преподавалась философия — кафедра логики и кафедра метафизики и морали.

Ректор и деканы избирались на три года. Ректорами были Иероним Стройновский (1799—1806), Ян Снядецкий (1807—1814), Шимон Малевский (1817—1822), математик Юзеф Твардовский(1823—1824).

Университет славился профессорами и воспитанниками. Преподаватели приглашались из других научных центров Европы. В Виленском университете преподавали:

медики Иоганн Франк (1745—1821) и его сын Иосиф  Франк (1771—1842),

популяризатор теории Адама Смита Ян Зноско (1772—1833),

филолог и поэт Эузебиуш Словацкий (1772, по другим сведениям 1773—1814), отец поэта Юлиуша Словацкого.

медик, зачинатель оспопрививания в Литве Август Бекю (1775—1824), отчим поэта Юлиуша Словацкого,

историки Иоахим Лелевель (1786—1861) и Юзеф  Голуховский (1797—1858) и др.

 

32.Система образования  в Беларуси. Кодекс РБ об образовании

Образование — обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства, направленные на усвоение знаний, умений, навыков, формирование гармоничной, разносторонне развитой личности обучающегося;

Основные требования к организации образовательного процесса:

  • обеспечение качества образования;
  • компетентностный подход;
  • охрана здоровья обучающихся;
  • соблюдение установленных продолжительности учебного года и каникул, сроков и форм аттестации обучающихся;
  • соблюдение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов;
  • создание безопасных условий при организации образовательного процесса. Требования к мерам безопасности при организации образовательного процесса устанавливаются Министерством образования Республики Беларусь;
  • создание условий для развития творческих способностей обучающихся, вовлечение их в различные виды социально значимой деятельности;
  • обеспечение социально-педагогической поддержки обучающихся и оказания им психологической помощи;
  • педагогическая поддержка детских и молодежных общественных объединений;
  • создание специальных условий для получения образования лицами с особенностями психофизического развития.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"