Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 17:26, шпаргалка

Описание работы

Педагогика как наука о воспитании и образовании.
Предмет педагогики и ее основные категории
Отрасли педагогической науки. Методы педагогических исследований (беседа, анкетирование, наблюдение, тестирование, эксперимент, социометрия и др.)
Методологические основы педагогики. Связь педагогики с философией, психологией, социологией и др. науками
Понятие педагогического процесса, его структура
Развитие личности как проблема психологической антропологии. Основные факторы развития личности
Возрастная периодизация развития личности. Особенности развития познавательных процессов и личностных проявлений у детей разного возраста

Файлы: 1 файл

Билеты по педагогике..doc

— 699.50 Кб (Скачать файл)

Созданные университеты обычно имели несколько факультетов. Таково было возникновение университетов, и в дальнейшем они активно развивались.

Вопрос 11. Развитие педагогической мысли в эпоху Возрождения (Ф. Рабле, Дж. Локк, Э. Роттердамский)

Прекрасной  страницей в истории мировой  культуры, педагогической мысли оказалась  эпоха позднего Европейского Средневековья, прошедшая под знаком гуманистических идей Возрождения. Лучшие умы Европы этого времени провозглашали человека главной ценностью на земле, стремясь раскрыть в человеке все лучшее. В философско-педагогической мысли появился идеал духовно и физически развитой личности. Движение гуманизма возникло как следствие перемен в средневековом мировоззрении, оплотом которого являлась католическая церковь. Если церковь учила, что человек должен обращать надежды к Богу, то в центре нового мировоззрения оказался человек, который возлагал надежды на себя. Гуманисты, стремясь подражать народам Древней Греции и Рима, называли свое время "Возрождение" - восстановление античных традиций. В классическом наследии стремились черпать то, что было утеряно, - традицию воспитания физически и эстетически развитого человека, способного на самостоятельные и полезные обществу действия.

В результате педагогическая триада Возрождения (классическое воспитание, физическое развитие и гражданское воспитание) базировалась на трех слагаемых: Античности, Средневековья, идеях - предвестниках нового общества. Деятели эпохи Возрождения обогатили программу классического образования, дополнив ее изучением древнегреческого языка и возродив правильный латинский язык.

Среди представителей французского Возрождения очень ярко выделяется Франсуа Рабле. Он обличал пороки средневекового образования и обучения и одновременно рисовал идеал гуманистического воспитания - духовное и телесное развитие личности. Рабле критиковал бесчеловечность воспитания, несуразность, неэффективность обучения в школе. Выдвигается идея разносторонне воспитанной личности. Предлагалось изучение латыни, арифметики, географии, астрономии, музыки. Предлагается идея игрового обучения, сочетания умственных занятий с играми, физическими упражнениями, гимнастикой. Приветствуются занятия верховой ездой, фехтованием, борьбой, плаванием, поднятием тяжестей, трудом.

Гаргантюа - герой  одноименного романа Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль", забывает все, чему его учили богословы. Воспитатель заботится о том, чтобы сделать из Гаргантюа физически крепкого, разносторонне воспитанного и образованного человека. Гаргантюа изучает латынь, арифметику, геометрию, астрономию, музыку. Счету он учится, играя в карты. Умственные занятия чередуются с физическими упражнениями на воздухе, гимнастикой. Он занимается верховой ездой, фехтует, борется, плавает, поднимает тяжести. С воспитанником ведутся беседы об изучении жизни: о хлебе, воде, соли, вине и т.д. Вечерами Гаргантюа изучает звездное небо. В дождливые вечера он пилит дрова, молотит хлеб, посещает ремесленников и купцов, слушает ученых мужей, порой целые дни проводит на лоне природы. Рабле выступает против бессмысленного зазубривания, за сознательное усвоение знаний.

Джон Локк разработал интересную педагогическую систему, оказавшую очень большое влияние на дальнейшее развитие педагогики. Отрицая врожденность идей, философ очень высоко оценивал роль воспитания, которое должно подготовить человека к жизни. Характерная особенность педагогической теории Локка - утилитаризм: руководящим принципом воспитания он считал принцип полезности. Отсюда у него большое внимание к физическому развитию детей, забота об укреплении их здоровья. Так как Локк имел ввиду воспитание «джентльмена», он большое значение придавал выработке изящных манер, навыков вежливого поведения. Главной задачей нравственного воспитания Локк считал выработку твердой воли, умение сдерживать неразумные желания. Воспитание должно приучить человека управлять собой.

Свои педагогические взгляды Локк изложил в книге «Мысли о воспитании». Физическое воспитание он рассматривал как цель в достижении здорового духа в здоровом теле. Локк был сторонником жесткого режима, закаливания организма и здорового воспитания. Он рекомендовал легкую и удобную одежду, простую пищу, много воздуха и солнца, многочисленные физические упражнения: плавание, фехтование, верховую езду, гребное и парусное дело. Задачи воспитания Локк видел в развитии воли, нравственной дисциплине, выработке характера.

Один из "властителей  дум" Возрождения - Эразм Роттердамский в сатирическом сочинении "Похвала глупости" высмеивал нравы и пороки тогдашнего общества - невежество, тщеславие, лицемерие. Враг религиозного фанатизма, Роттердамский склонялся к свободе вероисповедания, отстаивал природное равенство людей.

В своем основном педагогическом трактате "О первоначальном воспитании детей" Роттердамский определил необходимость сочетания античной и христианской традиций при выработке педагогических идеалов, а также принцип активности воспитанника (врожденные способности могут быть реализованы лишь через напряженный труд).

Роттердамский писал, что к воспитанию следует приступать с первых лет жизни: "Воспитание начинается с колыбели в привлекательном виде для приобщения ребенка к добродетелям и знанию". С раннего возраста целесообразно "насаждать образование, особенно изучение языков". Программа обучения не должна излишне обременять учащихся, ибо тем самым отбивает желание учиться.

Осуждая грубых и жестоких учителей, Роттердамский писал: "Этим людям я неохотно доверил бы укрощать диких лошадей, тем более им нельзя отдавать в руки хрупкие существа". Роттердамский не видел никакой педагогической пользы в физических наказаниях, предлагая опираться на здравый смысл учеников: "Не следует приучать ребенка к ударам. Тело постепенно становится нечувствительным к тумакам, а дух - к упрекам. Будем настаивать, повторять, твердить! Вот какою палкой нужно сокрушать детские ребра!"

Определенным шагом вперед были взгляды Роттердамского на женское образование. Он рекомендовал одинаковую программу женского и мужского образования, оговорив, однако, что женщинам целесообразно давать по преимуществу классическое языковое образование и в очень малом объеме - естественнонаучные знания.

 

Вопрос 12. Гуманистическая педагогика В. А. Сухомлинского

Идеи гуманизации  воспитания и обучения школьников волновали  советских педагогов. Они стремились реализовать их в практике работы воспитательно-образовательных учреждений. С особой силой они проявились в деятельности Василия Александровича Сухомлинского. Он одним из первых в советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли.

Сухомлинский 33 года проработал директором Павлышской средней школы, создал оригинальную целостную систему, основанную на признании личности ребенка высшей ценностью процессов воспитания и образования. Вся система деятельности педагога проникнута высокими принципами гуманизма, глубоким уважением к личности ребенка. Главным в своей жизни он считал любовь к детям. Он считал, что учитель обязан уметь дорожить детским доверием, щадить беззащитность детей, быть для него воплощением добра и справедливости. Без этих качеств не может быть учителя.

В подходе Сухомлинского к проблеме наказаний в школе имела место определенная эволюция взглядов. Вначале он признавал в принципе целесообразность наказаний, был убежден, что они в определенных случаях могут быть эффективным методом воспитательного воздействия, а в последние годы своей деятельности решительно отстаивал следующий тезис: воспитание несовместимо с наказаниями учащихся. Он имел ввиду такие виды наказаний, как грубое высмеивание, выставление из класса, оставление провинившегося после уроков для выполнения какой-либо работы, специальные жалобы в дневнике.

Наказание Сухомлинский в отличие от его предшественников понимал гораздо глубже. Основным поощрением и наказанием в педагогическом труде он считал оценку. По мнению педагога учителя, которые оценивают духовный мир ребенка только с помощью оценок и баллов, при этом делят детей на тех, кто учит и тех, кто не учит уроки, не точно оценивают детей.

В.А. Сухомлинский считал, что  правом пользоваться острым инструментом оценки имеет только тот педагог, который любит детей. Учитель  должен быть для ребенка таким  же дорогим человеком, как мать. Вера школьника в учителя, взаимное доверие между ними, человечность и доброта - вот то, что необходимо воспитателю.

Говоря об оценке как инструменте  наказания, Сухомлинский считал допустимым ее применение только для школьников старших классов. Так как в начальных классах наказание неудовлетворительной оценкой особо больно ранит, оскорбляет и унижает достоинство ребенка. Нельзя допускать, чтобы ребенок в самом начале своего пути с «помощью» учителя, поставившего двойку, потерял веру в себя. Дети приходят в школу самые разные: собранные и несобранные, внимательные и рассеянные, быстро схватывающие и тугодумы, неряшливые и аккуратные. Едины они в одном. Все дети без исключения приходят в первый класс с искренним желанием хорошо учиться. Оценка у В.А. Сухомлинского всегда оптимистична, это вознаграждение за труд, а не наказание за лень. Он уважал «детское незнание». Месяц, полгода, год у ребенка «может что-то не получаться, но придет время - научится». Сухомлинский настойчиво рекомендовал родителям не требовать от детей обязательно только отличных оценок, чтобы отличники «не чувствовали себя счастливчиками, а успевающих на тройки не угнетало чувство неполноценности».

Сухомлинский рекомендует  педагогам вызывать в школу родителей  не по поводу плохой успеваемости или дисциплины их ребенка, а тогда, когда он совершает что-то хорошее. Пусть незначительный на первый взгляд, но добрый поступок. В присутствии ребенка нужно похвалить, поддержать и непременно написать в дневнике. Система воспитания, в основе которой лежит оценка только положительных результатов, чрезвычайно редко приводит к психическим срывам, к появлению «трудных» подростков.

Таким образом, в противовес авторитарному воспитанию Сухомлинский утверждал гуманистическую педагогику, возвышающую человека над коллективом. В воспитание он включил категории этики - долг, честь, достоинство, добро, справедливость, свободу. В Павлышской школе Сухомлинский стремился к созданию высоконравственного школьного коллектива, в котором не возникает вопроса о наказаниях, царит атмосфера взаимопонимания. Регуляторами поведения являются нравственные нормы, традиции коллектива. В школе была разработана комплексная программа «воспитания красотой», в эпицентр которой было поставлено эстетическое воспитание школьников.  

 

Вопрос 13. Система образования Российской Федерации. Основные положения Закона РФ "Об образовании" (принципы гос. политики в области образования, образовательные учреждения, общие  требования к содержанию образования)

Система образования  в РФ представляет собой совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; системы управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Согласно Закону РФ «Об образовании», Российское образование представляет собой непрерывную систему последовательных уровней, на каждом из которых функционируют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов. Государственные и муниципальные образовательные учреждения осуществляют свою деятельность на базе типовых положений, утвержденных Правительством РФ, о соответствующих типах и видах образовательных учреждений. На основе типовых положений разрабатываются уставы образовательных учреждений.

Образовательная система объединяет дошкольное, общее  среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование, образовательные учреждения которой могут быть платными и бесплатными, коммерческими и некоммерческими. Все они имеют право заключать между собой соглашения, объединяться в учебно-воспитательные комплексы (детский сад-начальная школа, лицей-колледж-вуз) и учебно-научно-производственные объединения с участием научных, производственных и других учреждений и организаций. Образование можно получать с отрывом и без отрыва от производства, в форме семейного (домашнего) образования, а также экстерната.

 

Принципы гос. политики в области образования

Государственная политика в области образования  основывается на следующих принципах:

1) гуманистический  характер образования, приоритет  общечеловеческих ценностей, жизни  и здоровья человека, свободного  развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2) единство  федерального культурного и образовательного  пространства. Защита и развитие  системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3) общедоступность  образования, адаптивность системы  образования к уровням и особенностям  развития и подготовки обучающихся,  воспитанников; 

4) светский  характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

5) свобода  и плюрализм в образовании; 

6) демократический,  государственно-общественный характер  управления образованием. Автономность  образовательных учреждений.

 

Образовательные учреждения

1) Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

2) Образовательное учреждение является юридическим лицом.

3) Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными.

Действие законодательства РФ в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории РФ независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

4) К образовательным относятся учреждения следующих типов:

- дошкольные;

- общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

- учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

- учреждения дополнительного образования взрослых;

- специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

- учреждения дополнительного образования;

- учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- учреждения дополнительного образования детей;

- другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

5) Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ. На основе типовых положений разрабатываются уставы образовательных учреждений. Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"