Шпаргалка по "Педагогические технологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 14:33, шпаргалка

Описание работы

9.Модульно-рейтинговая система контроля знаний. Модульно-рейтинговая система складывается из двух взаимосвязанных и дополняющих одна другую частей: модульной и рейтинговой, которые могут функционировать и по отдельности, но с меньшей эффективностью.Модульная система имеет целью поставить студента перед необходимостью регулярной учебной работы в течение всего семестра. Это достигается делением преподаваемой дисциплины на крупные блоки, по завершении которых студент сдает промежуточные (модульные) экзамены (ПЭ). Полученные им баллы за все ПЭ суммируютс

Файлы: 1 файл

пед технологии зачет.docx

— 36.18 Кб (Скачать файл)

Решающая роль принадлежит  принципу обучения на высоком уровне трудности. Согласно ему, содержание и  методика обучения строятся так, чтобы  вызвать активную психическую деятельность в овладении учебным материалом. Трудность как препятствие, проблема заключается в познании взаимозависимости  явлений, их внутренних связей, в в переосмыслении сведений и создании их сложной структуры в сознании школьника. Это прямо связано с принципом ведущей роли теоретических знаний. Он озна­чает, что формирование фактических, прикладных знаний и умений проис­ходит на базе глубоко осмысления научных понятий, отношений, зависи­мостей, на основе глубокой теоретической вооруженности и общего разви­тия. Высокий уровень трудности связан и с принципом обучения быстрым темпом. Суть не в увеличении объема упражнений, а в постоянном обога­щении ума школьника разносторонним содержанием, включением новых и старых сведений в систему знаний.

Принцип осознания школьниками  процесса учения при всей близости не совпадает с общепринятым принципом  сознательности. Требуется нау­чить школьника осознавать не только объект деятельности - сведения, знания, умения, но и процесс овладения знаниями, свою деятельность, познавательные способы и операции.

Наконец, пятый принцип  требует от учителя, чтобы велась целенап­равленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и наиболее слабых. Для успешного овладения знаниями необ­ходимо обеспечить всем, особенно слабым, сдвиги в общем развитии. Это требует особого внимания к формированию мотивов учения, не внешних, а внутренних: познавательного интереса, интеллектуального роста.

Вся системы принципов  дидактической системы реализуется  в содер­жании начального образования и в методике обучения по всем предметам.

7. Развивающее обучение Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова.

Система Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова существует более 40 лет, проверена временем, завоевала всеобщее призвание. С 1995-1996 учебного года система начального образования Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова признана государственной системой начального обучения.

Концептуальные положения  системы Эльконина-Давыдова

       В основу  этой системы развивающего обучения  легли результаты исследований  психологических особенностей детей  младшего школьного и подросткового  возраста, проведенных выдающимся  российским ученым Л.С. Выготским и его последователями.

Ее главные особенности:

Изменение предметного содержания обучения. Обучение проводится в рамках обычных школьных программ, но на другом качественном уровне. В отличие от традиционной, эмпирической педагогической системы здесь в основу изучаемых  дисциплин положена система научных  понятий

Отказ от репродуктивного  способа обучения и переход к  деятельностной педагогике, в которой ключевой компетентностью является наличие у человека основ теоретического мышления

Главная задача – освоение учащимися обобщенных способов действия. Это позволяет научиться школьникам решать большой круг частных задач  за более короткий отрезок учебного времени

Переход на коллективно-распределенный тип деятельности между учителем и учащимися, учителем и отдельным  учеником, между учащимися. Организация  совместной творческой деятельности детей  по их самостоятельному усвоению знаний

Открытие в детях потенциальных  интеллектуальных и личностных способностей.

На сегодняшний день система  развивающего обучения Эльконина-Давыдова не имеет аналогов по эффективности обучения и выявлению творческих способностей детей.

Урок в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова

    Особенностью урока  этой психолого-педагогической системе  является включение в него  разнообразных групповых дискуссионных  форм работы, в ходе которых  дети открывают для себя основное  содержание учебных предметов

Знания не даются детям  в виде готовых правил, аксиом, схем, а вырабатываются ими в ходе учебной  дискуссии. Отметок детям в начальной  школе не ставят, учитель совместно  с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создает атмосферу психологического комфорта

Домашние задания сведены  к минимуму, усвоение и закрепление  учебного материала происходит на уроках.Дети не переутомляются, их память не перегружается многочисленными, но малосущественными сведениями. В результате обучения по системе Эльконина-Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин.

Система РО Эльконина-Давыдова в начальной школе

Обучение в школе по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова доступно каждому ребенку. Оно развивает всех детей с различными исходными условиями их интеллекта и личности. Школа развивающего обучения Эльконина-Давыдова уже в младшем школьном возрасте:

формирует у ребенка новый  тип мышления – теоретический, позволяющий  исследовать и понять сложность  мира, ориентироваться в нестандартных  ситуациях, строить жизнь без  подсказки;

воспитывает интерес к  познанию, к поиску новых источников информации; способствует проявлению таких личностных качеств, как способность  к сотрудничеству в коллективной учебной деятельности и за ее пределами, самостоятельность в достижении цели, ответственность за результаты; развивает желание и умение учиться, которые обеспечивают развитие личности в подростковом и юношеском возрасте, решение задач профессионального  и жизненного самоопределения.

Педагогическая система  РО Эльконина-Давыдова дает учащимся:

- дети, обучающиеся по  этой системе, составляют наибольший  процент среди участников и  победителей олимпиад, уровень развития  интеллекта учащихся по этой  системе существенно выше, чем  у школьников с традиционной  формой обучения,  развитие у  детей способностей к анализу,  умению аргументировано рассуждать  и излагать свою точку зрения  развитие способности нетрадиционно  мыслить и находить нестандартные  решения. Активная форма обучения развивает самооценку учащихся и снижает фактор закомплексованности все это позволяют детям, прошедшим обучение по этой системе, достигать наивысших профессиональных результатов в их дальнейшей жизни.

Педагогическая система  дает родителям: умного, самостоятельно мыслящего ребенка.

8. Личностно-ориентированное обучение.

Главными компонентами этого  подхода являются признание уникальности каждого учащегося и его индивидуальной учебной деятельности. Здесь роль учителя состоит не в передаче знаний, умений и навыков, а в организации  такой образовательной среды, которая  позволяет ученику опираться  на свой потенциал и соответствующую  технологию обучения. Учитель и ученик создают совместную образовательную  деятельность, которая направлена на индивидуальную самореализацию учащегося  и развитие его личностных качеств.

В личностно-ориентированном  обучении выделяются следующие принципы:

1. Учитель признает уникальность  каждого ученика. При этом подходе  должно учитываться то, что все  учащиеся имеют разную предрасположенность  к обучению. Она реализуются в  форме его индивидуального отношения  к образовательной деятельности  и результатам этой деятельности.

2. Каждый ученик и учитель  должны понимать уникальность  любого другого человека. Все  учащиеся обязаны признавать  существование индивидуальной ценности  любого другого ученика. Учитель  уважает мнение и мысли учеников, ученики соответственно относятся  друг к другу и к учителю.  Осознание уникальной ценности  человека – залог личностно-ориентированного  обучения.

3. Каждый ученик должен  уметь взаимодействовать с другими  учениками на основе гуманных  отношений. Основной чертой коммуникации  между учащимися должна быть  толерантность. Ученик должен  стремиться понять и, возможно, даже принять для себя другую  точку зрения или мотивы деятельности  другого ученика. Таким образом,  он реализует свою социальную  роль. Взаимодействие учащихся предполагает  наличие, сохранение или изменение  его первоначальной позиции. Коммуникативная  деятельность обеспечивает развитие  личности ученика, осознание им  новых образовательных результатов,  полученных при диалоге с другими  учениками.

4. Личная или коллективно  создаваемая образовательная продукция  ученика не отрицается, а сопоставляется  с культурно-историческими достижениями. Знакомство и выстраивание учеником  отношений с общечеловеческими  достижениями происходит только  после того, как он сам осознал  сущность изучаемого явления,  процесса или вещи. Взаимодействие  ученика с культурно-историческими  аналогами происходит аналогично  тому, как происходит коммуникация  с другими учениками. 

5. Получаемые учеником  образовательные результаты оцениваются  им самим и учителем по отношению  к индивидуально формулируемым  целям ученика, которые должны  соотноситься с общеобразовательными  целями. Результатом личностно-ориентированного  обучения должно быть личностное  приращение ученика к внешним  образовательным стандартам. Личностно-ориентированный  смысл образования может быть  заложен в любом типе обучения. Например, программированное или  проблемное обучение может иметь  в своей основе личностную  ориентацию.

 Таким образом, о  личностно-ориентированном обучении  можно говорить тогда, когда  при создании, осуществлении и  диагностике образовательной деятельности  учитываются природные, личностные  и индивидуальные особенности  учащихся и учителя. Только  совместная деятельность, в основе  которой лежат эти принципы, позволяет  участникам образовательного процесса  всесторонне развиваться в рамках  гуманистической направленности.

9.  Модульно-рейтинговое обучение.

Однозначного определения  понятия модульно-рейтинговая технология в настоящее время не имеется.

И.А. Цатурова дает следующее определение: «Модульно-рейтинговая технология – это активная технология, куда входят: модульное построение курса, циклическая организация учебного процесса, уровневая подготовка, рейтинговая система оценивания результата учебной

деятельности и обученности студентов, осуществляемая методом тестов, отсутствие традиционных зачетных и экзаменационных сессий».

Г.Н. Егорова дает определение  модульно-рейтинговой технологии как  педагогической системы, где каждый из элементов взаимосвязан с другими  и через модульную программу  обучающийся имеет возможность  оказывать непосредственной влияние  на все элементы.

Т.В. Гуськова под модульно-рейтинговой технологией понимает педагогическую деятельность по проектированию, организации и проведению учебного процесса, основанную на структурирование дисциплин по модульному принципу с использованием рейтинговой системы для объективной оценки учебных достижений обучающихся.

Основными целями внедрения  модульно-рейтинговой технологии являются:

- активизация процесса  обучения и как результат повышение  качества профессиональной подготовленности;

- осуществление регулярного  контроля и рейтинговой оценки  качества обучения обучающихся при освоении ими дисциплины;

- стимулирование управляемой  самостоятельной работы обучающихся;

- повышение объективности  оценивания знаний обучающихся,  снижение случайных факторов  при сдаче экзаменов и/или зачетов;

- равномерное распределение  учебной нагрузки обучающихся в течение семестра.

Конечной целью применения модульно-рейтинговой технологии должна стать подготовка компетентного  специалиста.

Применение модульно-рейтинговой  технологии в процессе обучения имеет  свои дидактические функции:

- обучающую;

- развивающую (мотивацию,  интересы, познавательную активность);

- организационную, обеспечивающую  обратную связь обучающихся с преподавателем, индивидуальную траекторию обучения и во время учебного занятия, и во время самостоятельной работы;

- контролирующую;

- регулирующую.

Теоретический анализ модульно-рейтинговой  технологии позволил выделить следующие  ее особенности:

- это обучение обеспечивает  обязательную проработку каждого  компонента дидактической системы  и наглядное их представление  в модульной программе и модулях;

- предполагает четкую  структуризацию содержания обучения, последовательное изложение теоретического  материала, обеспечение учебного  процесса методическим материалом  и системой оценки и контроля  усвоения знаний, позволяющей корректировать  процесс обучения;

 

- предусматривает вариативность  обучения, адаптацию учебного процесса  к индивидуальным возможностям  и запросам обучающихся.

10. Контекстное обучение.

Знаково-контекстное (или  просто контекстное) обучение — форма  активного обучения, предназначенная  для применения в высшей школе, ориентированная  на профессиональную подготовку студентов  и реализуемая посредством системного использования профессионального  контекста, постепенного насыщения  учебного процесса элементами профессиональной деятельности.

Концепция разработана А. А. Вербицким в 1991 году. Контекстное обучение опирается на теорию деятельности, в соответствии с которой, усвоение социального опыта осуществляется в результате активной, пристрастной деятельности субъекта. В нём получают воплощение следующие принципы: активности личности; проблемности; единства обучения и воспитания; последовательного моделирования в формах учебной деятельности слушателей содержания и условий профессиональной деятельности специалистов. Особое внимание обращается на реализацию постепенного, поэтапного перехода студентов к базовым формам деятельности более высокого ранга: от учебной деятельности академического типа к квазипрофессиональной деятельности (деловые и дидактические игры) и, потом, к учебно-профессиональной деятельности (НИРС, практики, стажировки). Преподавание общеобразовательных дисциплин предлагается трактовать в контексте профессиональной деятельности, отходя в этом от академичного изложения научного знания. В качестве средств реализации теоретических подходов в контекстном обучении предлагается в полном объеме использовать методы активного обучения (в трактовке А. А. Вербицкого — методы контекстного обучения). Вместе с тем отмечается, что необходимо комплексно подходить к использованию различных форм, методов и средств активного обучения в органическом сочетании с традиционными методами.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогические технологии"