Шпаргалка по "Методологии и методам психолого - педагогическим исследованиям"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 10:42, шпаргалка

Описание работы

1. Представление о научной методологии
2. Экспериментальное исследование, как способ постижения истины.
...

Файлы: 1 файл

методология и методы психолого - педагогических исследований.doc

— 58.00 Кб (Скачать файл)
  1. Представление о научной методологии

 

Методология –

  1. Философская методология – границы научного познания

Философская методология – основа методологии конкретного научного управления.

  1. общенаучная методология – обоснование универсальных правил, средств и форм научного познания, которые можно применить к широкому кругу дисциплин.
  2. Специально – научная методология – те же проблемы, что и в общенаучной методологии, но в рамках конкретной науки, основываясь на объекте и предмете данной науки.

Метод – обоснованный и нормативный способ построения научного знания. Путь исследования.

Методика – реализация метода

 

  1. Экспериментальное исследование, как способ постижения истины.

 

Отличия экспериментального исследования от других форм познания:

    • Основан на норме исследований, осуществления которых предполагает осознание цели, средств исследования и ориентации на воспроизводимый результат

 

Виды эксперимента:

        • Эмпирическое исследование – запрос практики
        • Теоретическое исследование – в теории

 

По характеру:

  • Функциональные – направлен на познание реальности, без учета практического эффекта;
  • Прикладные – цель – получение знаний, которые будут использоваться при решении задач
  • Многофункциональные – в рамках отдельной науки
  • Междисциплинарные – вымешивание специалистов других наук

 

По целям:

    • Поисковые исследования – исследования, направленные на решение проблем, которые еще никто не ставил или не решал подобным методом
    • Критические исследования – с целью опровержения теории, модели, гипотезы, закона. Проводится там, где накоплены теории и эмпирический запас закономерностей
    • Воспроизводимые исследования – точное повторение эксперимента – предшественника для подтверждения достоверности, надежности и объективных результатов

 

Гипотеза – научное предположение, вытекающее из теории, которое не подтверждено и не опровергнуто

Гипотезы:

  • Теоретическая – для устранения внутренних противоречий в теории или для преодоления разногласий между теорией и экспериментальным результатом
  • Эмпирическая – экспериментально – проверенная

 

Принципы:

      • Верификационная – относительная – любая гипотеза может опровергаться
      • Фальсификационная -  абсолютная – опроверженная гипотеза подтверждения не подлежит

 

Экспериментальная теория не всегда вытекает из теории и выделяется 3 вида гипотез по происхождению:

 

    • Основываясь на теории, служит для проверки следствий конкретной теории или модели
    • Для подтверждения или закономерность открытых ранее, формулируется по принципу: все подходит

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности психологического эксперимента:

 

Психологический эксперимент – совместная деятельность экспериментатора и экспериментуемого. Которая организуется экспериментатором и направлена на исследование особенностей психики испытуемого.

Общение – процесс, регулирующий совместную деятельность – проблема эксперимента.

 

Особенности психологического эксперимента:

    • Инструкция. Ставится задача испытуемому, она не тождественна задачи, потому что инструкции может и не быть, но задача стоит всегда. В зависимости от субъекта, инструкция может быть вкулючена в контекст в общение; может быть устранена (младенцы); инструкция может отсутствовать, когда испытуемый не знает, что над ним проводится эксперимент. Инструкция должна быть не меняема, но иногда происходит изменение, так как она не идентична сама себе с разными испытуемыми
    • Специфика объекта экспериментального исследования:
      • Уникальность и неповторимость каждого индивида, идентичность объектов исследования в психологическом исследовании условная
      • Динамичность, нестабильность психических феноменов
      • Объект является и  субъектом, который активно реагирует на все предъявляемые воздействия, взаимодействует с экспериментатором и оценивает экспериментальную ситуацию в целом
      • Исследуемые явления в психологическом эксперименте определяется не только теми особенностями, которые специально выделяет экспериментатор, но и испытывают влияния со стороны – внешняя переменная

 

Особенности инструментария.

 

Типы:

  • Измерители
  • Инструменты воздействия

 

Отличия:

  • На состояния инструмента являет состояние субъекта (состояние экспериментатора)
    • Отступление от инструкции
    • Процессы вариации, возникающие в общении
    • Во время интерпретации данных экспериментатор является составляющей измерительного прибора (проективный тест)
  • При изменении психических свойств существуют закономерности:
      • чем выше сложность психической системы, которую измеряют, тем проще инструмент
      • чем сложнее система измерения, тем больше изменений в измерительный инструмент вносит испытуемый
        • испытуемый может вводить изменение в инструментарий – испытуемый воздействует на инструмент
        • сам инструмент оказывает воздействия на испытуемого
        • объект контролирует измерительный инструмент

 

 

Влияние эффектов общения  на результаты эксперимента:

 

  • ошибка отношения к наблюдаемому, которая связана с пониманием испытуемым критерии принятия решения при выборе реакции
  • ошибка связана с мотивацией испытуемого. Вступая в эксперимент испытуемый модет быть мотивирован любопытством, гордостью, чеславием  и действовать не в соответствии с целью экспериментатора, а в соответствии со своим понимаем, целью и смысла эксперимента.
  • Ошибка личностного влияния, связанные с восприятием испытуемым личности экспериментатора.

 

Методы, способствующие снижения эффектов общения – позволяют контролировать влияния методов испытуемого на результат экспериментов

 

  • Метод плацебо – слепой или двойной слепой опыт – контролируется эффект «Пегмилиона», эффект «Розенталя» - подбирается идентичные контрольно – экспериментальные группы, процедуры повторяются в обоих случаях, но сам экспериментатор не знает, какая группа получает нулевое воздействие, а какая реальное воздействие.
  • Метод обмана – основан на целенаправленном введение в испытуемых в заблуждение; 1) экспериментатор придумывает ложные гипотезы и цели, не зависимые от реальных, и они сообщаются испытуемым. гипотиза здравого смысла. 2) когнетивно - плацебым – сложные теоретические конструкции. 3) сокрытие истинных целей
  • Метод скрытого эксперимента -  эксперимент так включается в жизнь испытуемого, что он и не подозревает, что является объектом исследования. Возникают проблемы этического плана – 1) испытуемый полностью под контролем исследователя и является объектом манипуляции;  2) трудно контролировать внешнюю переменную.
  • Метод независимого измерения зависимых параметров – применяется крайне редко, трудно реализовать, эксперимент проводится по обычному плану, но эффект воздействия измеряется не в ходе эксперимента, а при контроле результатов учебной или трудовой деятельности бывшего испытуемого.
  • Контроль восприятия испытуемым ситуации. После проведении эксперимента с испытуемым проводится пост - экспериментальное интервью, где выявляется отношение испытуемого к экспериментатору, к эксперименту, к понимании инструкции, принятие цели исследования, и все пробы, которые искажают эксперимент – устраняется.

 

Ошибки эксперимента:

  • Эффектр Розенталя – экспериментатор видит подтверждение своей гипотезы в результате эксперимента
  • Эффект Плацебо – основан на механизмах внушения или самовнушения, содержание – эффект возникает при его объективном отсутствии воздействия
  • Эффект Хотторна – привлекаемые к участию в эксперименте испытуемые расценивают это приглашение как проявление внимание к нему лично и ведут себя так, как ожидает от него экспериментатор.
  • Эффект Аудитории – влияние постороннего человека на результаты испытуемого. Закономерности:

 

 

 

Виды эксперимента:

  • Идеальный эксперимент – в котором контрольно – экспериментальная группа уравнена по исследуемому параметру, а внешняя переменная контролируется.
  • Квази - эксперимент, псевдо – эксперимент – берутся 2 естественные группы

 

Переменные в исследовании:

  • Независимая переменная -  меняется только по желанию исследователя. Условия независимого эксперимента; уровень заданий;
  • Зависимые переменные -  меняются при изменении независимой переменной. Время выполнения заданий; количество ошибок
  • Внешняя переменная – все переменные, относящиеся к личной истории человека.

Информация о работе Шпаргалка по "Методологии и методам психолого - педагогическим исследованиям"