Шпаргалка по дисциплине "Общие основы педагогики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2015 в 07:13, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Общие основы педагогики".

Файлы: 1 файл

Общие основы педагогики. Ответы.docx

— 225.51 Кб (Скачать файл)

[3]. Современный психологический словарь / под. ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — СПб: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2007. — 490с.

[4]. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров  А. Ю. Педагогический словарь. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 176с.

Один из создателей теории креативности Дж. Гилфорд [5] выделяет шесть параметров креативности. Таблица 1.

Таблица 1. Параметры креативности.

№ п/п

Параметр креативности

Его суть

 

1

Способность к обнаружению и постановке проблем

Способность в уже сложившейся спокойной действительности увидеть, поставить перед собой проблему и начать над ней работать

 

2

Способность к генерированию большого количества проблем

Способность легко и продуктивно предлагать новые, нестандартные пути решения новых проблем

3

Семантическая спонтанная гибкость

Способность к продуцированию разнообразных идей;

 

4

 

Оригинальность

 Способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы, нестандартные решения

5

Способность усовершенствовать объект

Способность добавлять новые детали   к существующему объекту, не боясь последствий новизны.

 

6

Способность решать нестандартные проблемы, проявляя семантическую гибкость

Способность увидеть в объекте новые признаки, найти их новое использование.


В своей теории Дж. Гилфорд определяет креативность как совокупность личностных характеристик, способствующих творческому мышлению. По его мнению, креативность опирается на разные умственные операции, в особенности на дивергентное мышление.

[5]. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления / под ред. А. М. Матюшкина. — М., 1965. - http://www.twirpx.com/file/682838/ (перевод статьи).

В настоящее время можно говорить о сложившейся традиции понимания креативности как способности, отражающей глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения, выходить за пределы известного; как интегрального свойства личности, воплощающего ее творческие возможности [6]. Среди отечественных исследователей проблем креативности, поддерживающих подход к интерпретации креативности как «интегративной способности, вбирающей в себя целые системы взаимосвязанных способностей элементов», можно выделить А. В. Хуторского [7]. В организации образовательного процесса он выделяет методологическую, когнитивную и креативную деятельность, на основе которых и происходит формирование соответствующих методологических, когнитивных и креативных качеств личности педагога. В частности, к креативным качествам относятся: ассоциативность, творческое воображение, развитая интуиция, изобретательность, смекалка, неординарность мышления и др. качества.

[6]. Сергейчик Л. И. Педагогические условия формирования креативности // de.dstu.edu.ru: Центр дистанционного обучения и повышения квалификации. — http://de.dstu.edu.ru/CDOSite/ConfEng/articles %5Carticle14.htm

[7]. Любарт Т., Мишуру К. и др. Психология креативности / пер. с фр. — М.: Когнито-Центр, 2009. — 215с. – выдержки http://www.moluch.ru/archive/51/6639/

Поскольку креативность — непременный атрибут самоактуализации, она проявляется в способности во всем находить возможность для творчества. Креативные, ориентированные на творчество и самоактуализацию люди психологически готовы к инновациям в профессиональной деятельности, менее подвержены профессиональному «выгоранию» [8]. В социокультурном взаимодействии креативность выступает как необходимая составляющая. Чем выше уровень креативности личности, тем эффективнее будет ее созидательный труд.

При выполнении своей профессиональной деятельности педагог приходит к осознанию необходимости ее улучшения. Этого можно достичь двумя путями: просто усовершенствовать свой подход к выполнению деятельности, добавив определенные детали, или полностью отказаться от прежней позиции. Находясь в относительно одинаковых условиях, педагоги могут входить в инновационную деятельность по-разному. Различия в освоении инновационной деятельности определяются, в том числе и уровнем креативности личности.

[8]. Морозов А. В. Формирование  креативности преподавателя высшей  школы в системе непрерывного  образования: дис. … д-ра пед. наук. — М., 2004. — 445с.

В инновационной деятельности, сущностью которой становится создание и освоение педагогических новшеств, важной характеристикой нововведений является их положительное влияние на учебно-воспитательный процесс и систему образования в целом. Таким образом, можно сделать вывод, что творческая деятельность педагога не обязательно является инновационной, в то время как инновационная деятельность всегда предполагает творчество, а значит, ее важной характеристикой становится креативность, как интегральное качество педагога-новатора.

 

 

 


Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Общие основы педагогики"