Школы и университеты в Средние века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 14:40, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы является рассмотрение системы образования в эпоху Средневековья в Западной Европе. Главными задачами данной курсовой являются:
• Изучение возникновения и развития первых школ в Западной Европе
• Становление первых университетов
• Рассмотрение структуры средневекового университета на примере Парижского, как одного из крупнейших в Европе.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Школы средневековья 5
§ 1. Школы в раннее средневековье 5
§ 2. Школы в развитое средневековье 9
Глава II. Средневековые университеты 13
§ 1. Возникновение первых университетов 13
§ 2. Структура и обучение в средневековом университете 18
Глава III. Парижский университет 22
§ 1. Борьба Парижского университета за автономию 22
§ 2. Организация Парижского университета 25
§ 3. Преподавание и ученые степени 29
Заключение 32
Список используемой литературы……………………………………………...34

Файлы: 1 файл

Курсовая .doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

Университеты являлись средневековыми корпорациями, включавшими  как магистров, так и учащихся. «Магистры и их ученики могут заключать между собой и с другими лицами обяз-ательства и соглашения, укрепляемые взаимной присягой или угрозой штрафа в следующих случаях: убийства или увечия студента, жестокого ненаказанного беззакония, в случае определения цен на квартиры и одежду, в случае похорон, установления цен за лекции и диспуты».30 Они обладали административной автономией, своей юрисдикцией (степень самоуправления университетов была различной), имели свои уставы, строго регламентировавшие всю жизнь университета.31 Новая корпорация регулировала правила преподавания и присуждения степеней (бакалавра, магистра, доктора, лиценциата), обладала своей юрисдикцией и получала право «сецессии» - прекращения занятий или переноса их в другой город в случае нарушения своих прав.32

В обязанности студента входило посещение лекций: обязательных дневных (ординарные) и повторительных вечерних. Важная особенность университетов  той эпохи — диспуты. Преподаватель (обычно магистр или лиценциат) назначал тему. «Для упорядочения диспутов… следует избирать одного из членов, который будет называться магистром студентов. Он имеет следующие обязанности: первое, летом, когда приор должен приостановить диспуты и когда члены коллегии прекращают свои упражнения, он должен позаботиться о вопросах на весь следующий год».33 Его помощник — бакалавр — вел дискуссию, то есть отвечал на вопросы и комментировал выступления. В случае необходимости магистр приходил бакалавру на помощь. Один-два раза в год устраивались диспуты  «о чем угодно» (без жестко оговоренной темы). В таком случае нередко обсуждали животрепещущие научные и мировоззренческие проблемы. Участники диспутов вели себя весьма свободно, прерывая оратора свистом и криками.34

К концу XV в. было основано 86 университетов. Только в единичных случаях число студентов и магистров измерялось на тысячи (Париж, Неаполь, Болонья, Оксфорд, Саламанка). Обычно речь шла лишь о сотнях, а то и о десятках человек. Но, несмотря на многочисленные различия, университеты образовывали единую систему со схожими принципами организации, унифицированными требованиями и иерархией степеней, однотипными программами.35

Главное, что досталось  нам от средневекового университета - это деление его на факультеты. Изначально количество их было невелико и в основном они были гуманитарные. Обучение представляло из себя определенное количество лекций, посещение которых для студента было обязательным. В связи с этим можно говорить о сложившейся системе образования и о распространении университетов по всей Европе.

 

 

Глава III. Парижский университет

Начиная с XI века власть Папы Римского возросла, и он стал доказывать, что все, в том числе императоры, короли и князья, должны исполнять его волю, ибо она выражает волю самого небесного владыки, т. е. бога. Чтобы укреплять христианскую церковь и свою власть папа нуждался в умных, образованных проповедниках. Поэтому он покровительствовал школам, особенно высшим школам, в которых преподавались все основные науки и богословие и в которых училась молодежь из разных стран. Парижский университет являлся такой высшей школой.36

§ 1. Борьба Парижского университета за автономию

Парижский университет  постепенно стал одним из значительнейших центров науки. Вместе с тем он превратился в мощную организацию, обладавшую огромными правами и привилегиями. Это могущество университета выросло в ожесточенной борьбе его с духовными и особенно городскими властями, причем университету неизменно приходил на помощь римский папа. Остановимся на двух более ярких эпизодах этой войны.

Однажды, в 1192 году, студенты шумной толпой высыпали погулять на луг, недалеко от предместья Сен-Жермен. Луг  этот принадлежал крестьянам, приписанным  к монастырю св. Сен-Жермена. Увидав на своем лугу ненавистных студентов, не раз разорявших огороды и сады, крестьяне, вооружившись палками, напали на них. Завязался бой, и один из студентов был убит. Возмущенные студенты пожаловались на это своему верховному владыке – папе римскому. Из Рима пришел указ, который предписывал парижским городским властям строго наказать крестьян, что и было исполнено. Настоятель монастыря св. Сен-Жермена должен был публично выразить студентам свое раскаяние. Этот же указ или булла подчинял всех студентов церковному суду. Так как церковный суд относился очень снисходительно к подсудным его лицам, то это являлось большой привилегией для парижских студентов. Еще большие права получили они в царствовании короля Филиппа II Августа, который покровительствовал науке. При нем поводом к расширению независимости университета послужил следующий случай.

Это было в 1200 году. Слуга  одного немецкого студента отправился в кабачок, чтобы купить вина. Там  он поссорился из-за цены с хозяином. Между ними завязалась драка. Слуга  был жестоко избит хозяином и посетителями кабачка. Узнав об этом, немецкие слуги ворвались в таверну и избили ее хозяина до потери сознания. В ответ на это горожане во главе с Прево города Томасом осадили дом, где жили немецкие студенты. Те оказали им сопротивление. Пять студентов было убито в этом столкновении. Тогда университетское начальство и все студенты университета обратилось с жалобой к королю. Они заявили, что прекратят занятия, если виновные не будут наказаны. Убитые студенты, как и многие другие парижские студенты, были клириками. Убийство пяти клириков, лиц духовного звания, было сочтено за страшное оскорбление, нанесенное самой церкви, и, следовательно, главе ее папе римскому.37

«…На будущее мы по совету наших людей ради безопасности школяров вынести такое решение: все граждане Парижа должны принести присягу, что будут давать свидетельские показания в целях установления истины, в случае если увидят, что какому-нибудь школяру нанесен ущерб светским лицом…»38

Король издал указ, по которому Прево города был брошен в тюрьму и подвергнут суду. Этот же указ приказывал всем парижским жителям поклясться в том, что они будут оказывать студентам помощь, если последние будут подвергаться оскорблению или избиению. Предписывалось парижанам также задерживать оскорбителей и передавать их в руки местных властей. Городским властям этот указ запрещал отдавать студентов под суд или заключать их под стражу, даже если те совершили какое-либо преступление. Таким образом, Парижский университет становится совершенно независимым от светских властей и с тех пор подчинялся только церкви. Затем последовали новые милости университету со стороны папы.

В 1212 году папа Иннокентий III категорически запретил университетскому начальству брать со студентов какую-либо плату за выдачу им свидетельства на право преподавания. В 1215 году парижским студентам было разрешено объединяться в союзы в случае, если кто-нибудь из них потерпит оскорбление или станет жертвой несправедливости. Позднее епископ города Парижа был ли шеен права отлучать студентов от церкви и налагать на них какие-либо наказания без разрешения на это римской церкви. В 1231 году, в результате нового столкновения студентов с горожанами, папа вступился за них и дал им право, по которому они могли прекращать слушание лекций и вообще занятия в университете в случае посягательства на их независимость до тех пор, пока не будут удовлетворены их жалобы. Так укреплялась автономия университета.39

Итак, Парижский университет  был одним из крупнейших университетов  того времени. Поэтому мы взяли его  за основу для рассмотрения того, как университеты боролись за свою автономию. Это был довольно длительный процесс, поскольку автономия была не выгодна церкви, которая всячески пыталась вмешиваться в жизнь университета. Но формирование самостоятельности университетов было необратимым в связи с развитием всех сфер общественной жизни.

 

§ 2. Организация Парижского университета

Парижский университет  носил на себе отпечаток духовного  учреждения. Многие преподаватели и  студенты университета являлись лицами духовного звания. Они были связаны религиозными обетами: не должны были вступать в брак, принимать участия в светских развлечениях, должны были строго соблюдать посты, носить темное платье.

Внутри университета мы встречаемся с двумя типами организаций: «нациями» и «факультетами». «Нация» - это, другими словами, землячество или организация студентов, которые происходили из одной области или страны. Вначале «наций» было очень много, но постепенно они объединились в четыре нации: галльскую или французскую, английскую, пикардийскую и нормандскую. «Нации» обладали большой самостоятельностью, имели свои печати, кассы, свое управление.40

«…Мы, магистры галльской  «нации»… решили вынести это постановление, которое должно неукоснительно соблюдаться  как нами, так и нашими преемниками. Первое, каждый год должны избираться от пяти «провинций» нашей «нации» пять магистров… чтобы эти магистры поклялись под страхом наказания, что зарегистрируют классы, в которых обучаются наши студенты, и доложат об этом членам «нации».

…Второе, мы постановили, что должен быть избран фактически преподающий магистр, который будет получать с каждого магистра, имеющего школяра или школяров, готовящихся к получению степени, 13 солидов и 4 денария за каждого »41

 Факультеты объединяли  студентов и преподавателей для научных целей. Их было в Парижском университете четыре: один низший – факультет искусств или философии, который являлся как бы подготовительной ступенью для перехода на другие, и три высших факультета: богословия, права и медицины. Факультеты, как и нации, были самоуправляющимися организациями. Они имели свои уставы, собирались на общие собрания и т.д. Деление студентов по нациям наблюдалось лишь на низшем факультете, т.е. на факультете искусств.

Во главе факультетов  стояли деканы – лица, выбиравшиеся общим собрание магистров данного факультета. Каждая из наций возглавлялась прокуратором, а все четыре нации ректором. Факультет искусств часто получал преобладание над всеми другими факультетами, прежде всего как самый многочисленный, а затем еще и потому, что на общих собраниях он имел четыре голоса четырех наций против трех голосов остальных факультетов. Факультет искусств не имел декана, так как ректор четырех наций являлся одновременно и главою факультета.

Ректор факультета искусств постепенно делается главою всего университета. Ректора выбирали лишь магистры искусств. Избирался ректор на три месяца. Происходили выборы в торжественной обстановке. Назначались четыре представителя от наций. Они должны были заседать в полутемном зале, закрытом от внешнего мира, при свете двух свечей. Если они не приходили к какому-либо решению, то на их место назначалась другая комиссия из четырех представителей наций. Если же и вторая комиссия не могла выбрать нового ректора, то призывался прежний ректор, и его голос был решающим.

У  ректора был сильный  соперник в университете – кафедральный канцлер. Основой для организации  Парижского университета послужила  школа клириков при кафедральном соборе Нотр-Дам. Главою ее с давних времен был кафедральный канцлер. Он то и претендовал на управление всем университетом. Между ним и ректором шла долгая борьба, не давшая перевеса ни тому, ни другому. В руках ректора была административная власть, канцлер же выдавал свидетельства на право преподавания и вообще следил за организацией занятий в университете.42

В связи с огромным наплывом учащихся остро встал вопрос о помещении, где они могли  бы жить. Богатые студенты снимали  квартиры, а бедные объединялись и  снимали дома или этажи в домах  у горожан. Горожане взвинчивали  цены до такой степени, что студенты не могли найти себе подходящего жилья. Но король и папа выработали особые правила, запрещавшие горожанам поднимать цены на квартиры выше определенного уровня.

Большую помощь студентам  оказали так называемые «коллегии» или общежития, основанные разными лицами для бедных студентов и преподавателей. Одной из первых коллегий была коллегия «Восемнадцати», основанная одним богатым англичанином. Вслед за нею возникло много других коллегий. Наибольшую славу приобрела коллегия, основанная парижским каноником Робертом де Сорбонн. От него она получила название Сорбонны. Ею могли пользоваться окончившие  факультет искусств. Они обязаны были вносить в кассу коллегии определенную сумму. Управлялись они приором и четырьмя старейшими товарищами. Над ними стоял провизор или попечитель, назначавшийся ректором университета. В помещении Сорбонны были большие залы, которыми обычно пользовался факультет богословия. Так как богословский факультет являлся основным факультетом Парижского университета, то очень скоро Сорбонной стали называть весь Парижский университет, который сохранил это название до нашего времени. Были коллегии, которые объединяли студентов, не получивших еще никакой степени, а также студентов-новичков. Возникновение коллегий имело огромное значение. Они обеспечивали бедных студентов, предоставляя им бесплатно или за ничтожную плату помещение и питание, давая им, таким образом, возможность учиться и спасая их от бродяжничества и голода.43

Рассмотрение организации  университета того времени дает нам  возможность сравнить ее с современной. Мы видим, что многое дошло и до наших времен. Необычайно интересно было узнать также и о студенческом быте и о той помощи, которая оказывалась студентам со стороны университета.

 

§ 3. Преподавание и ученые степени

Информация о работе Школы и университеты в Средние века