Школьная самодеятельная пресса нового времени: изменение содержательной модели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 14:13, статья

Описание работы

В статье дается сравнение содержательной модели школьных изданий конца 90-х годов ХХ века и первого десятилетия ХХ1 века, приводятся аргументы изменения содержательной модели.

Файлы: 1 файл

Школьная пресса_изменение модели.doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)

    Все это приводит к мысли о том, что содержательная модель большинства школьных  самодеятельных изданий последнего десятилетия все больше приобретает признаков той самой модели, что внедрялась еще в начале прошлого века – с элементами «управляемости» и «менеджмента» взрослых. Правда, в связи с вышеизложенным, во главу угла здесь ставится не желание взрослых отвлечь подрастающее поколение от участия в политических движениях, а стремление предоставить возможность подросткам через школьную прессу самореализоваться, социализироваться, получить навыки общения, профессиональные журналистские навыки, элементарно расширить кругозор. Иначе говоря, «игра в газету» используется взрослыми в образовательных и воспитательных целях. Пока не дошло дело до обсуждения вопроса о школьных изданиях на заседании, например, Государственной думы (по примеру приведенного Ю. Б. Балашовой стенограммы заседания Государственного совета в 1904 году), но уже давно раздаются призывы оценить их значимость на самом высоком уровне. Вот, например, цитата еще трехлетней давности из влиятельного педагогического журнала «Лицейское и гимназическое образование»: «Для того чтобы изменить положение дел в школьной прессе в лучшую сторону, необходимо осмысление сложившейся ситуации на государственном уровне. Требуется разработка мер поддержки школьных издательств как мощной самоорганизующейся структуры, которая обладает колоссальной воспитывающей силой и большим потенциалом влияния».

     Помимо газет и журналов, издающихся непосредственно в школах,  в последнее десятилетие появилось много подростковых изданий, выпускающихся кружками и объединениями юных журналистов при районных Домах творчества, Центрах дополнительного образования. Существует также больше количество подростковых изданий, которые выходят при поддержке городских и районных Комитетов по делам молодежи, поселковых Советов, отделов образования. Широкое распространение получили различные приложения и вкладки во «взрослые» районные и городские газеты, но в рамках данной статьи мы не будем их рассматривать, равно как и интернет-версии школьных СМИ. Справедливости ради стоит отметить, что во всех этих газетах и журналах порой можно встретить критические материалы, однако касаются они не общественных устоев, а общественной морали, например, жестокости отношений подростков к животным и между собой, вандализма, непонимания родителями детей. В частности, есть тема, обсуждению которой, в том числе, критическому, школьные и подростковые издания всех уровней отдали дань за последние пять лет не по разу: Единый государственный экзамен. Но эти негативные высказывания касались не чего-то близкого, находящегося рядом, на что можно повлиять, а явления, хоть и не политического, но масштабного, принявшего кое-где облик стихийного бедствия, поэтому критику в его адрес можно считать просто элементом дискуссии, которая в обществе не утихает уже не один год.

Вот небольшой обзор тематики школьных самодеятельных газет и журналов за последние два-три года.

Журнал старшеклассников екатеринбургской гимназии № 177  «Класс!» (с октября 2009 года его название, в связи с официальной регистрацией, поменялось на «Класс-Екатеринбург»), участник и победитель конкурсов школьной и подростковой прессы различных уровней, в том числе, Всероссийского конкурса школьных изданий. Основная проблематика: взаимоотношения подростков, молодежные субкультуры, яркие личности, события в школе и вокруг нее, портретные интервью с учителями, спорт, угрозы безопасности и здоровью, чтение, кино и телепремьеры, поэтическое творчество, развлечения  и многое другое. Материалы подаются в самых разных жанрах, немало опросов, есть социальные эксперименты, рубрика «Испытано на себе», аналитика. Среди конкретных разбираемых тем можно отметить и вполне «взрослые» – ребята рассуждают об употреблении мата и способах избавиться от этой привычки, о курении и СПИДе (с конкретной статистикой и советами специалистов), о рекламе на телевидении, скинхедах и пожарной опасности, о многом другом, но все это ненавязчиво, живо и интересно. 

     Газета «Кадетский вестник» Серовской кадетской школы, о ней рассказывает ее сотрудник Вера Теляшова, студентка, в прошлом – юнкор школьного издания: «Большую часть работы по подготовке очередного номера газеты делают взрослые. Ребята, в основном, помогают собрать информацию, что-то уточнить. А вот все фото для «Кадетского вестника» снимает кадет Илья Романов, нынешний одиннадцатиклассник. Перед выпуском газеты сверстанный номер внимательно читает командир кадетского корпуса Вячеслав Иванович Пережогин. Проверяет, чтобы не было фактических ошибок  и «ненужных» мнений. КШИ – организация военизированная, а потому достаточно закрытая, и некоторая цензура здесь присутствует. Не берусь судить – правильно это или нет.  Из личного опыта могу сказать, что для ребят работа над газетой своего рода отдушина, отдых от кадетских будней с армейской муштрой и строгой дисциплиной».

     Газеты Центра дополнительного образования для детей  «Эко-спектр» и «Кактус», г. Ревда. Рассказывает их редактор Ольга Силачева: «Эко-Спектр» – специализированное экологическое издание. Материалы для газеты пишут как юнкоры редакции, так и все желающие: обучающиеся и педагоги ЦДОдД. Любимые темы ребят связаны с нашим уголком живой природы. Изучение повадок и нравов животных, прибавления в семействах, все может стать темой для материала. Учащиеся начальной школы рисуют иллюстрации к статьям, пишут стихи и сказки в рубрику «Литературное творчество». Ребята среднего и старшего школьного возраста занимаются серьезным изучением вопросов биологии и экологии, следовательно, и в газету подают материалы интересных наблюдений и результаты, полученные в ходе исследовательских работ. Например, в статье «Кто как учится» проводилась аналогия между отношениями среди современных учителей и учеников и отношением среди обучающихся и наставников в живой природе. Педагоги ЦДОдД тоже приносят свои статьи для «Эко-Спектра». Особо значимым для газеты стало то, что на ее страницах пишется «Красная книга» нашего округа, автором является руководитель этнографического музея Т.А.Новикова. Юнкоры размещают в газете репортажи с городских экологических мероприятий, прошедших в Центре дополнительного образования, статьи об интересных занятиях, связанных с формирование экологической культуры. Для поддержания духа творчества у юнкоров-старшеклассников мы стали выпускать новую газету «Кактус». Это тематическое издание, совместный проект детского информационного центра «Спектр» и воспитанников изостудии «Штрих». Темы выпущенных номеров: «Жизнь в твоих руках» (СПИД и ВИЧ), «Друг на замену. Особенности женской дружбы», «Одиночество. Друг или враг?» Работая над материалами для газеты, подростки решают свои личные психологические проблемы, поэтому статьи получаются очень искренними. В ребятах появляется желание помочь сверстникам пережить трудности, с которыми они столкнулись и сами. С точки зрения формирования личности, «Кактус» оказался мощным инструментом. Нужно сказать, что большую поддержку в работе над газетой нам оказывают специалисты-психологи Центра «Подросток».

        Детско-юношеская познавательная, информационно-развлекательная газета Центра детского творчества городского округа Рефтинский «Капу$та&К*». Ее редактор  Юрий Краснокутский – не журналист и не педагог, в отличие от всех своих коллег, он работает в Управлении филиала «Рефтинская ГРЭС» ОАО «Энел ОГК-5» в службе ремонта в должности ведущего инженера-технолога. Работа с ребятами в газете – его хобби. Его комментарий по поводу содержания газеты: «Как правило, темы для материалов выбираем сообща. Есть темы, на которые им интересно писать, это взаимоотношения с родителями, причины конфликтов с ними; дружба, общение со сверстниками, проблемы и пути решения; взаимоотношения с противоположным полом. Не любят писать про школу и все, что с ней связано, хотя могут написать о каких-то интересных школьных мероприятиях. С трудом пишут на спортивную тему. Если проводится какой-то месячник или неделя, руководство ЦДТ просит написать и опубликовать материал на данную тему. Например, ко Дню матери, Дню милосердия, материал о наркотиках, о безопасности дорожного движения и так далее. Как правило, мы относимся к этому с пониманием и всегда стараемся выполнить просьбу руководства».

Журнал гимназии № 18 «Кентавр», г. Нижний Тагил. Им руководит профессиональный журналист Татьяна Яркова, она возглавляет школьное издательство в этой гимназии и ведет уроки журналистики в профильных классах (они обязательны в расписании). Журнал – участник и победитель в отдельных номинациях областных и всероссийских конкурсов школьных изданий. Основная тематика журнала – события, которые происходят в школе и в городе, заметки и зарисовки об учениках и учителях, рассказы об акциях, которые устраивает, в том числе, и редакция журнала,  в частности, «Весенний фотоспринт».

                  Из рассмотренных мною прочих газет, в том числе, представляющих школы областного центра и других городов Среднего Урала, хотелось бы выделить газету «Коридор» гимназии № 5 Екатеринбурга. Она выходила в течение трех лет (сейчас не выходит), и была одной из немногих, которую организовали и полностью делали сами старшеклассники. Деньги на первый тираж (60 экземпляров, ксерокс)  выделила  администрация школы, затем газету недорого продавали сами представители редакции, и на полученную сумму печатали новый тираж. Дмитрий Ханчин, бывший в течение двух лет ее редактором (ныне – студент журфака), рассказал о тематике «Коридора»: современная музыка, отношения полов, субкультуры, кулинария, поездки представителей в другие города и страны, школьные события и интервью с учителями, литературная страница. Критика на ее страницах была лишь однажды: новый директор школы начал вводить некие порядки, которыми не все были довольны. Рядом с изложением негативного о них мнения, по признанию Дмитрия, реакция поставила изложение позитивного взгляда на то же самое. Директор все равно остался недоволен, но газета вышла без учета его замечаний. Никакой жесткой реакции в отношении создателей газеты не последовало. Но и критику она больше не печатала – поводов не находилось.

        Подводя итог обзору публикаций в школьных самодеятельных изданиях Среднего Урала  последних лет, можно сделать несколько выводов.

       Во-первых, тематика материалов в них постепенно сдвигалась от критики существующих порядков (в школе, в городе, в стране) и борьбы с ними в сторону позитивного видения мира, позитивного изложения происходящих в нем событий. Исключение составляют вопросы общественной морали, жестокости, вредных привычек, экологии. Старшеклассникам предоставляется возможность на  страницах таких изданий  излагать свои взгляды на различные проблемы, реализовывать свои литературные способности, учиться формулировать мысли, аргументировать их письменно, облекать в привлекательную форму. Немало можно встретить текстов, при помощи которых подростки пытаются аргументировано, мирно и доходчиво объяснить свою позицию непонятливым взрослым, и таким образом, навести с ними некие мосты.

      Во-вторых, почти всегда за такими текстами стоят другие взрослые (редакторы) – чуткие и понимающие. Это может служить подтверждением идеи о том, что современная школьная пресса продолжает традиции, о которых говорила исследователь Ю.Б.Балашова. Хотя нет информации  о каком-то специальном циркуляре министерства образования или молодежной политики, требующем возглавить педагогам (или взрослым журналистам) редакции подростковых газет, но тенденция эта налицо. Сегодня в большинстве случаев именно взрослые принимают решение о создании в школе или Центре дополнительного образования печатного издания. В школах руководителями подобных изданий становятся, как правило, учителя русского языка и литературы, либо – информатики (чтобы помочь с версткой), либо творчески настроенные преподаватели какого-то другого предмета, например, биологии, химии. В учреждениях дополнительного образования все чаще заниматься подобной деятельностью все чаще приглашают студентов старших курсов и выпускников факультета журналистики. Особенно это характерно для Екатеринбурга, города, где в одном из крупнейших вузов есть свой журфак. Например, в 2007 году в Центре дополнительного образования «Радуга» Чкаловского района Екатеринбурга начала выходить газета «Суббота, 14-е», объединившая ребят из близлежащих школ, склонных к журналистской деятельности. Разработать модель газеты и заниматься со школьниками пригласили старшекурсниц факультета журналистики Евгению Зыкову, Юлию Вишнякову, Юлию Бабикову. Официальным редактором издания стал школьник, но фактически редакторскую роль при подготовке очередного номера играла одна из девушек. В небольших городах Свердловской области во главе школьных и подростковых изданий нередко встают студенты заочных отделений факультета журналистики или филологического факультета УрГУ.  Примером в данном случае может служить уже упоминавшаяся Вера Теляшова из Серова. В такой практике есть определенные плюсы: студенты уже имеют достаточный журналистский опыт, чтобы помочь ребятам в разработке тематики номера, идеи материала и в ее практическом воплощении, могут стилистически поправить текст, избавить его от излишней запальчивости или необъективности. При этом они не воспринимаются школьниками, как представители взрослого мира, отличающиеся от них самих пониманием и восприятием многих вещей.

      В-третьих, бросается в глаза, что подача материала становится все более профессиональной, интересной, разнообразной. Все меньше так любимых тинейджерами эссе (чаще всего наполненных негативными эмоциями и «выворачиванием души наизнанку»), все больше информационных подборок, сделанных почти всем журналистским правилам. Данная особенность школьных самодеятельных изданий  появилась именно в последнее десятилетие. Безусловно, это следствие получивших широкое распространение различных курсов медиа-образования,  юнкоровских сборов, на которые приглашают читать лекции известных журналистов, а также семинаров по журналистике и прочих подобных проектов с элементами обучения. Кроме того, это – результат взрослого руководства школьными самодеятельными изданиями. Там, где встали у «руля» профессиональные журналисты, – все понятно. Педагоги (возглавляющие школьные издания)  в большинстве своем не имеют журналистского опыта, но активно его приобретают, для чего есть масса возможностей. Или идут своим творческим путем – порой очень интересным и заслуживающим внимания. Приведу один пример. Редактор газеты «Контакт!» (победителя Всероссийского конкурса школьных изданий) московских школы № 1259 Владимир Головнер (преподаватель химии) создал вместе со своими ребятами небольшую методичку «Как разработать тему номера в школьном издании». Она имеет подразделы: «Зачем нужна тема номера?», «Классификация тем номеров» (обыденные и неожиданные), «Концепции раскрытия темы номера» и другие. Здесь же предоставлены «Наборы инструментов», это так называемые «Соус «Статистика», «Соус «рекорды и интересные факты» и так далее – все с ненавязчивыми, но исчерпывающе понятными объяснениями, легко запоминающимися подростками.

      Пристальный взгляд на  школьные самодеятельные издания последнего десятилетия не оставляет сомнения: они существенно отличаются от своих предшественников, прежде всего, по содержательной модели и профессиональному исполнению. Несколько утеряв критический пыл и настрой, характерный для школьного самиздата конца прошлого века, каждое из них в целом расширило список затрагиваемых на своих страницах тем, использует интересные способы подачи материалов. Количество самодеятельных школьных изданий продолжает расти, и будущее у них, несомненно, есть.

 

CСЫЛКИ

1. Вяткина Л. А. Самодеятельная подростковая пресса в системе средств массовой информации. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. МГУ им. Ломоносова. Москва, 1997 г.

2. Современный философский словарь  под редакцией д.ф.н. профессора  Кемерова. В.Е., М., 1996, с 138.

 3. Третьяков А. Подростковая самодеятельная пресса: случайность или закономерность? Журналистика в 1994 году. Тезисы научно-практической конференции. Ч. 3. М., 1995.

Информация о работе Школьная самодеятельная пресса нового времени: изменение содержательной модели