Школа и педагогика в России до 90-х гг. XIX в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 14:34, контрольная работа

Описание работы

В начале XIX в. формируется национальная секуляризированная система образования. В этот период заметно повышается качество образования. Количественному развитию мешает нарастание общественного кризиса, выражающееся в крепостнических отношениях, сильном сословном расслоении, традиций обучения и воспитания. Вследствие всего этого формируется интеллектуальная элита, состоящая в основном из выходцев университетов. Среди интеллектуальной элиты общества получение образования воспринималось неотъемлемой частью формирования общественно адекватной личности человека.

Файлы: 1 файл

школа и педагогика в россии.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

В условиях реформирования сегодняшней системы образования Российской Федерации было бы неправильно игнорировать тот богатый опыт в деле народного просвещения, который был приобретен русской школой за ее историю. Обращение к опыту Церкви, которая, находясь в тесном соприкосновении с народом, сумела создать свою образовательную модель начальной школы, позволит предоставить современным детям нравственную основу их будущего бытия, недостаток которой существенно ощущается в современной жизни. Из опыта земской школы было бы целесообразным заимствовать принцип внедрения в процесс образования новых методов, форм и средств обучения.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Абрамов В. Ф. Земство, народное образование и  просвещение // Вопросы истории. – 1998. - № 8. – С. 44-60.

2. Баркова Н. Н. Нравственный идеал в русской педагогике (вторая половина XIX – начало XX века) // Педагогика. – 1998. – № 2. – С. 70-75.

3. Белинский В. Г. Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1982. – 287 с.

4. Беляев И. Ответ  Тульским епархиальным ведомостям // День. – 1862. – № 18.

5. Богуславский  М. В. Константин Петрович Победоносцев.

6. В память  о А. С. Хомякове // Русская беседа. – 1860. – Т. 2. – С. 61-68.

7. Введенский  Е. С. Деятельность Русской Православной  Церкви в области начального  народного образования во второй половине XIX – XX вв. (по материалам Ярославской и Костромской губерний): Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. – Ярославль, 2003. –

8. Виталий (Уткин), игум. Из истории становления  начального народного образования в России в первой половине XIX века // Православие и отечественная культура: наука, образование, искусство: Материалы VII Всероссийского Образовательного форума, посвященного памяти свт. Феофана (Вышенского Затворника) с участием «Глинских чтений» / Гл. науч. ред. Т. Г. Человенко. – В 3-х т. – Т. 1. – Орел: ОРАГС, 2006. – С. 110-118.

9. Георгий (Шестун), игум. Православная школа. – М.: Воскресная  школа, 2004. – 368 с.

10.Гладьева О. В. Национальный идеал в образовании  России XIX века: Выпускная квалификационная работа. – Волгоград, 2003.

11.Добролюбов  Н. А. Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1986. – 348с.

12.Ельницкий А. Маслов Степан Александрович // Русский  биографический словарь. Доп. т. 4. –  М.: Аспект-Пресс, 1999. – С. 115.

13.Журавский А. В. Правда и мифы «школьного  вопроса» в России .

14.Иаков, еп. (Иероним  Петрович Домский). Исторический  очерк русского проповедничества. – СПб., 1879. – 793 с.

15.К. По поводу  брошюрки г. Волкова о пользе  распространения в России наук  естественных и технических // Журнал для воспитания. – 1857. - № 8. – С. 13-18.

16.Каптерев П. Ф. История русской педагогии / Предисл. Н. В. Бордовской; Послесл. В. П. Борисенкова. – СПб.: Алетейя, 2004. – 560 с. – (Серия  «Библиотека русской педагогики»).

17.Киреевский И. В. Разум на пути к истине. – М.: Правило веры, 2002. – 662 с.

18.Корсунский  И. Государственное значение церковно-приходской  школы. – М., 1888. – 69 с.

19.Корф Н. А. Русская  начальная школа.

20.Крупин В. Как  из русской школы изгоняли  священнослужителей // Москва. – 1997. - № 7. – С. 191-198.

21.Крутицкая Е. В. Церковно-приходские школы России  в конце XIX – начале XX века: Диссертация  на соискание ученой степени  кандидата исторических наук. –  М., 2004.

22.Кудрявцев Л. Д. Современное общество и нравственность. Гл. 6. Вера, наука, образование. – М.: Наука, 2006.

23.Курьезная вещь // Домашняя беседа для народного  чтения. – 1859. – Вып. 20. – 16 мая. –  С. 179-191.

24.Латышина Д. И. История педагогики. Воспитание  и образование в России (X- начало XX века): Учебное пособие. – М.: Форум; Инфра-М, 1998. – 582 с.

25.Маслов Н. Духовная  основа русского воспитания // Альма-матер. – 2004. - № 4. – С. 36-41.

26.Меньшиков В. Сначала надо очнуться // Народное  образование. – 1994. - № 9-10. С. 103.

27.Народное образование в России. Исторический альманах / Под ред. А. М. Кушнира. - М.: Народное образование, 2000. – 400 с.

28.Начальные народные  училища // Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. –  СПб., 1894. – Т. 18. – С. 753-855.

29.О положении  духовенства в отношении к народному образованию // Православное обозрение. – 1862. – Февраль. – С. 239-269.

30.[О характере  дискуссий в периодической печати] // Русская беседа. – 1859. - Т. 1: Науки. – С. 11-13.

31.Овсянникова  Т. А. Православие и воспитание: педагогические идеи прошлого столетия // Всероссийская научно-практическая конференция "Христианство-2000". – Самара,16-18 мая 2000.

32.Осипов А. И. Русское духовное образование // Журнал Московской Патриархии. – 1998. – № 3. – С. 32-45.

33.По поводу  проектов устава общеобразовательных учебных заведений и общего плана устройства народных училищ // Православное обозрение. – 1862. – Декабрь. – С. 264-275.

34.Победоносцев  К. П. Сочинения // Сост., примеч. и предисловие  А. И. Пешкова. – СПб.: Наука, 1996. – 510 с.

35.Правила о  церковно-приходских школах (Утверждены  Александром III 13 июня 1884 г.)

36.Рачинский С. А. Сельская школа. – М.: Педагогика, 1991. – 176 с.

37.Резолюции Всероссийского  съезда по вопросам народного  образования 1913

38.Римский С. В. Российская Церковь в эпоху Великих реформ. Церковные реформы в России 1860-1870-х годов. – М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1999. – 568 с.

39.Рожков В. Церковные  вопросы в Государственной думе. М.: Крутицкое патриаршее подворье, 2004. – 560 с.

40.Розанов В. В. Сумерки просвещения / Сост. В. Н. Щербаков. – М.: Педагогика, 1990. – 624 с.

41.Романов А. П. Историографические проблемы истории  начального образования русского  крестьянства в конце XIX – начале XX века.

42.Русское православие: вехи истории / Под ред. А. И. Клибанова. - М.: Политиздат, 1989. – 719 с.

43.Русское православное  духовенство, обвинения против него  и его цивилизаторская деятельность: современные заметки // Христианское  чтение. – 1862. – Ч. 2. – С. 615-659.

44.Сапунов Б.В. Книга в России в XI – XIII вв. – Л.: Наука, 1978. – 231 с.

45.Священномученик  Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской // Дамаскин (Орловский), игум. Мученики, исповедники и подвижники благочестия  Русской Православной Церкви XX столетия: Жизнеописания и материалы к  ним. Кн. 3. – Тверь: Булат, 2001. – С. 481—565.

46.Серафим (Соболев), архиеп. Русская идеология. – СПб.: ТИТУЛ, 1993. – 184 с.

47.Соболевский  А. И. Образованность в Московской  Руси XV – XVII. – 2-е изд. - Спб.: Тип. М. Меркушева, бывш. Н. Лебедева, 1894. – 26 с.

48.Соловьева М. Ф. Земская начальная школа во второй половине XIX – начале XX века: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – М., 1998.

49.Сухомлинов  М. Заметки об училищах и народном  образовании в Ярославской губернии // Журнал Министерства народного просвещения. – Ч. CXVII. – СПб., 1863. – С. 162-180.

50.Сучков И. В. Социальный и духовный облик  учительства России на рубеже XIX-XX веков // Отечественная история. – 1995. - № 1. – С. 62-77.

51.Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1989. – 542 с.

52.Ушинский К. Д. Собрание сочинений в 11-ти т. – М.-Л., 1948–1950.

53.Филоненко Т. В., Шипилов А. В. Материальное положение  учителей в дореволюционной России // Педагогика. – 2004. - № 7. – С. 65-75.

54.Церковные школы  Российской империи. Статистические сведения. – СПб., 1903-1916.

55.Цивилизация, прогресс, гласность и общественное мнение (из письма к редактору) // Домашняя  беседа для народного чтения. – 1859. – Вып. 44. – 31 октября. – С. 427-432.

56.Чарнолуский  В. И. Земство и народное образование // Русская школа. – 1910. - № 9. – С. 56-57.

57.Чернышевский  Н. Г. Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1983. – 335 с.

58.Шестун Е., прот. Православная педагогика. – М.: Про-Пресс, 2001. – 576 с.

59.Ювеналий, архиепископ Курский и Рыльский. К.Д. Ушинский и православие // Народное образование. – 1994. - № 9-10. – С. 110-113.

60.Ященко Р. В. Развитие церковно-приходских школ  России (вторая половина XIX – начало XX века): Диссертация на соискание  ученой степени кандидата педагогических наук. – Волгоград, 2005.

 Подробнее  об этой системе личных связей  см.: Сидельникова М. В. Н. В. Чехов  — видный деятель народного  просвещения. М., 1960; Дедловская М. Ю. В. И. Чарнолуский — видный деятель  российского народного образования  // Вопросы истории. 2001. № 3. С. 121—127. В целом же этот феномен изучен недостаточно

 

 

Список литературы:

1. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,2003.-400с.

2. История педагогики в России: Хрестоматия: Для студ. гуманитарн. фак. Высш. чеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2002.-400с.

3. Латышина Д.И. История педагогики и образования: учебник / Д.И. Латышина.-М.: Гардарики,2007.- 526с.

4. Поздняков А. Н. История педагогики и образования за рубежом и в России: Учебное пособие. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. – 143 с.

 

 


Информация о работе Школа и педагогика в России до 90-х гг. XIX в