Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 12:09, курсовая работа
Правильная, развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. К сожалению, количество детей с нарушением звукопроизношения, а также с дефектами речи год от года не уменьшается, а растет. На этом фоне в большинстве случаев у детей присутствуют в той или иной степени нарушения не только звукопроизношения, но и лексического состава, грамматического строя речи, фонематических процессов. Все это осложняет процесс подготовки детей к школьному обучению.
Введение………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы изучения психологической готовности к школе детей с общим недоразвитием речи III уровня…………………………..5
1.1. Проблема психологической готовности детей к школьному обучению…………………………………………………………………………..5
1.2 Развитие речи ребенка как компонент в структуре готовности к школьному обучению………………………………………………………....8
1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи III уровня………………………………………………....11
2. Выявление особенностей языковой готовности к школе старших дошкольников с ОНР III уровня……………………………………….………..17
2.1 Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента……………17
2.2 Особенности психологической готовности к школе старших дошкольников с ОНР III уровня……………………………………………...…19
Заключение…………………………………………………………………...25
Список литературы…………………………………………………………..27
Приложение…………………………………………………………………..29
Таким образом, к началу школьного
обучения дети с ОНР не обладают
достаточными предпосылками для
успешного усвоения школьной программы.
Поэтому своевременная
Список литературы:
1. Божович Е. Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы // Вопросы психологии. №1. 1997. С. 37.
2. Венгер Л.А. Психологическая готовность к школе/ Вопросы психологии, 1984, №7.- 32с.
3. Выготский Л.С. Мысль и слово [речевой онтогенез] // Выготский Л.С. Мышление и речь: Психика, сознание, бессознательное.- М.: Лабиринт, 2001.- С. 278-342.
4. Жихарева Ю. Готовность к школе – что это такое?- Воспитание и обучение детей с нарушением развития, 2004, №3.- 34с.
5. Жукова Н.С. и др. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников./ Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: Просвещение, 1990. – 239 с
6. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 432с.
7. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.: Гуманит. Изд. Цент ВЛАДОС, 2003.
8. Калмыкова Л.А. Психолингвистические аспекты речевой подготовки детей к школе.
9. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985.
10. Концепция организации, содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе. – М., 2007.
11. Логопедия./Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; под ред. Л.С. Волковой. – В 2-х кн.Кн. 2 – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 147 с.
12. Немов Р.С. Психология. Учеб. Пособие для студентов пед.институтов. Книга 3, 2002- 171-172с
13. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д., Воронин Н.П. Готовность детей к учебной деятельности : теория и методы исследования. -Ярославль, 1999.
14. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе. М., Владос, 2001.
15. Новикова Г. Психолого-педагогическая готовность к школе/ Дошк. Образование, 2005, №8- 95-100с.
16. Основы теории речевой деятельности // Под ред. А.А. Леонтьева. – М.:
Наука, 1974. – 368 с.
17. Паклина А.В. Формирование речевой готовности дошкольников к обучению в школе [Текст]: Монография. Екатеринбург: ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2007. – 170 с.
18. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. – 224с.
19. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада.
Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 1999.
Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. – М.: изд-во Моск. псих.-соц. ин-та; Воронеж: Модэк, 2002.
Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления у детей. – Ярославль: Гринго, 1995.
3. Поддьяков, Н.Н. Мышление
5. Брюшинкин, В.Н. Практический
курс логики для гуманитариев [
Приложение.
Таблица. Результаты обследования детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Параметры |
Оценка в баллах | ||||||||||
Матвей Щ. 7лет |
Даша Н. 6лет |
Вика С. 7лет |
Ира А 7лет. |
Арина К. 7лет |
Слава Ш. 6лет |
Соня И. 7лет |
Ира Л. 7лет |
Данил К. 6лет |
Арина А. 6лет | ||
Навык учебной деятельности |
Методика «Бусы». |
1 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
Методика «Домик». |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 | |
Методика «Узор» |
36 |
42 |
41 |
39 |
36 |
36 |
36 |
42 |
44 |
36 | |
Методика «Таинственное письмо». |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 | |
Пространственный гнозис |
Ориентировка в схеме собственного тела. |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
Понимание логико-грамматических конструкций |
Сред. |
Низ. |
Сред.
|
Сред.
|
Сред.
|
Сред. |
Сред.
|
Сред. |
Сред.
|
Сред.
| |
Состояние
грамматических компонентов |
Сформированность |
Низ. |
Низ. |
Сред. |
Низ. |
Низ. |
Низ. |
Сред. |
Низ. |
Сред. |
Низ. |
Умение активизировать лексический запас, структурировать высказывание. |
Низ. |
Низ. |
Низ. |
Низ. |
Низ. |
Низ. |
Сред. |
Низ. |
Сред. |
Низ. |