Психологическая готовность к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 12:09, курсовая работа

Описание работы

Правильная, развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. К сожалению, количество детей с нарушением звукопроизношения, а также с дефектами речи год от года не уменьшается, а растет. На этом фоне в большинстве случаев у детей присутствуют в той или иной степени нарушения не только звукопроизношения, но и лексического состава, грамматического строя речи, фонематических процессов. Все это осложняет процесс подготовки детей к школьному обучению.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы изучения психологической готовности к школе детей с общим недоразвитием речи III уровня…………………………..5
1.1. Проблема психологической готовности детей к школьному обучению…………………………………………………………………………..5
1.2 Развитие речи ребенка как компонент в структуре готовности к школьному обучению………………………………………………………....8
1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи III уровня………………………………………………....11
2. Выявление особенностей языковой готовности к школе старших дошкольников с ОНР III уровня……………………………………….………..17
2.1 Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента……………17
2.2 Особенности психологической готовности к школе старших дошкольников с ОНР III уровня……………………………………………...…19
Заключение…………………………………………………………………...25
Список литературы…………………………………………………………..27
Приложение…………………………………………………………………..29

Файлы: 1 файл

курсовая. 4 курс..doc

— 217.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, к началу школьного  обучения дети с ОНР не обладают достаточными предпосылками для  успешного усвоения школьной программы. Поэтому своевременная коррекция  речевых расстройств является необходимым  условием готовности детей к школьному обучению, их адаптации к новым социальным условиям.

 

Список литературы:

1. Божович Е. Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы // Вопросы психологии. №1. 1997. С. 37.

2. Венгер Л.А. Психологическая готовность к школе/ Вопросы психологии, 1984, №7.- 32с.

3. Выготский Л.С. Мысль и слово [речевой онтогенез] // Выготский Л.С. Мышление и речь: Психика, сознание, бессознательное.- М.: Лабиринт, 2001.- С. 278-342.

4. Жихарева Ю. Готовность к школе – что это такое?- Воспитание и обучение детей с нарушением развития, 2004, №3.- 34с.

5. Жукова Н.С. и др. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников./ Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: Просвещение, 1990. – 239 с

6. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 432с.

7. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.: Гуманит. Изд. Цент ВЛАДОС, 2003.

8. Калмыкова Л.А. Психолингвистические аспекты речевой подготовки детей к школе.

9. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985.

10. Концепция организации, содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе. – М., 2007.

11. Логопедия./Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; под ред. Л.С. Волковой. – В 2-х кн.Кн. 2 – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 147 с.

12. Немов Р.С. Психология. Учеб. Пособие для студентов пед.институтов. Книга 3, 2002- 171-172с

13. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д., Воронин Н.П. Готовность детей к учебной деятельности : теория и методы исследования. -Ярославль, 1999.

14. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе. М., Владос, 2001.

15. Новикова Г. Психолого-педагогическая готовность к школе/ Дошк. Образование, 2005, №8- 95-100с.

16. Основы теории речевой деятельности // Под ред. А.А. Леонтьева. – М.:

Наука, 1974. – 368 с.

17. Паклина А.В. Формирование речевой готовности дошкольников к обучению в школе [Текст]: Монография. Екатеринбург: ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2007. – 170 с.

18. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. – 224с.

19. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада.

 

Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 1999.

Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. –  М.: изд-во Моск. псих.-соц. ин-та; Воронеж: Модэк, 2002.

Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления у детей. – Ярославль: Гринго, 1995.

3. Поддьяков, Н.Н. Мышление дошкольника:  Монография [Текст] / Н.Н. Поддьяков. - М.: Педагогика, 1977. - 272 с.

5. Брюшинкин, В.Н. Практический  курс логики для гуманитариев [Текст]/ В.Н. Брюшинкин. - М.: Просвещение, 1996. – 321 с. 
Приложение.

Таблица. Результаты обследования детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

 

 

Параметры

Оценка в баллах

Матвей

Щ.

7лет

Даша

Н.

6лет

Вика

С.

7лет

Ира

А

7лет.

Арина

К.

7лет

Слава

Ш.

6лет

Соня

И.

7лет

Ира

Л.

7лет

Данил

К.

6лет

Арина

А.

6лет

   Навык учебной  деятельности

Методика «Бусы».

1

3

2

3

3

2

3

3

3

2

                     

Методика «Домик».

4

3

3

3

3

2

3

3

3

3

Методика «Узор»

36

42

41

39

36

36

36

42

44

36

Методика «Таинственное  письмо».

 

0

 

0

 

0

 

0

 

0

 

0

 

0

 

0

 

0

 

0

        Пространственный гнозис

Ориентировка в схеме  собственного тела.

 

+

 

-

 

+

 

-

 

-

 

-

 

+

 

-

 

-

 

+

Понимание логико-грамматических конструкций 

 

Сред.

 

Низ.

 

Сред.

 

 

Сред.

 

 

Сред.

 

 

Сред.

 

Сред.

 

 

Сред.

 

Сред.

 

 

Сред.

 

       Состояние  грамматических компонентов языка

Сформированность грамматического  значения слова.

 

Низ.

 

Низ.

 

Сред.

 

Низ.

 

Низ.

 

Низ.

 

Сред.

 

Низ.

 

Сред.

 

Низ.

Умение активизировать лексический запас, структурировать высказывание.

 

Низ.

 

Низ.

 

Низ.

 

Низ.

 

Низ.

 

Низ.

 

Сред.

 

Низ.

 

Сред.

 

Низ.





Информация о работе Психологическая готовность к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня