Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
Никольская средняя
общеобразовательная школа
Программа
«Одаренные
дети»
на
2010-2014 год
Принята на производственном
совещании
протокол № 3 от 3.02. 2010
г.
с. Никольское
2010
Настоящая программа
является частью программы развития
школы и позволяет решать задачи
общественной необходимости:
- увеличить число своевременно выявленных одаренных детей;
- совершенствовать систему работы с одаренными детьми;
- обеспечить развитие потенциальных способностей одаренных детей;
- расширить базу познавательных интересов и интеллектуальных умений;
- создать гуманные комфортные условия для всех учащихся.
В основу программы положены:
- Конституция РФ;
- Закон РФ об образовании;
- Постановление президента РФ № 322 от 10.11.1992 г. «Об активизации работы по выявлению и социально-экономической поддержке одаренных детей и подростков»;
- Президентская программа «Дети России» (1995г.);
- Районная программа «Воспитание детей в Некрасовском муниципальном районе на 2008-2012 г.;
- Устав МБОУ Никольская средняя общеобразовательная школа.
Концепция программы
Современному обществу требуются люди, обладающие нестандартным
мышлением, умеющих творчески подходить
к решению различного рода задач, способных
созидать новое в различных сферах деятельности.
Возникает необходимость в мерах активизации
работы с одаренными детьми, увеличения
уровня заинтересованности родителей
и педагогов в выявлении и развитии данной
категории детей. Одаренным детям должны
быть предоставлены условия образования,
позволяющие в полной мере реализовать
их возможности. Возникает необходимость
в организации воспитания ребенка с младенчества
и на всем протяжении обучения таким образом,
чтобы, имеющиеся у него задатки были реализованы
в соответствующих способностях как можно
полнее, в первую очередь, которыми природа
одарила его в наибольшей степени.
При составлении программы
внимание педагогического коллектива было направлено на ознакомление с
теоретическими разработками, касающимися
проблемы одаренности (содержание понятия,
процесс воспитания одаренных детей).
В области воспитания
была сделана опора на необходимость
формирования определенных личностных
особенностей и создание специальных сред общения,
обеспечивающих психическое здоровье
детей и способствующих реализации творческих
возможностей.
Учтена необходимость психологической поддержки детей с высокими
умственными способностями, проблема
поиска, диагностики, отбора, поддержки
и защиты одаренных детей.
В работах М. Карне, К.
Тэкэс показаны эффективные формы
и методы работы с интеллектуально
одаренными детьми, проанализированы
влияние окружающей среды, социального
происхождения на становление одаренности
детей, роль родителей, значение питания.
Выявление одаренных
детей должно начинаться уже в
начальной школе, на основе наблюдения,
изучения психологических особенностей,
речи, памяти, логического мышления.
Работа с одаренными и способными
учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним
из важнейших аспектов деятельности школы.
В дальнейшем будем опираться
на следующее определение одаренных
детей:
- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
- имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда;
- для них характерна нетрадиционность мышления.
В школе выделены три
категории одаренных детей:
- дети с высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (чаще это младший школьный возраст);
- дети с признаками одаренности в определенной области науки (подростковый возраст);
- дети, не достигшие успехов в учении, но обладающие оригинальностью психического склада (старшие классы).
Прогресс человечества
невозможен без программы сохранения
интеллектуального генофонда нации.
В Конвенции о правах
ребенка, принятой в 1989 году Генеральной
Ассамблеей ООН подчеркивается, что
государства-участники признают права ребенка на
образование, поощряют формы образования,
направленные на развитие личности.
Поэтому актуальна проблема
качества образования, создания личностно-ориентированного
образования для детей с высоким
уровнем интеллекта. Если в России таких детей 5-7%, то в нашей школе
соответственно 6-8 человек.
Методологическая основа
программы – учение о формировании
ученика-личности, о роли его собственной
активности в преобразовании самого
себя, его социальной ответственности.
Педагогическая основа – это
Принципы деятельности в работе с
одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Настоящая программа
призвана обеспечить плановость, систематичность процессу обучения одаренных
детей и детей, чья одаренность на данный
момент не проявилась, а также просто способных
детей.
Концептуальное
обоснование программы
- Необходимость участия школы в сохранении интеллектуального потенциала региона.
- Выработка школьного варианта на основе Президентской программы «Одаренные дети».
- Создание системы работы по изучению интересов, способностей, интеллектуального уровня школьников, выделение их, развитие, исходя из их индивидуальных особенностей.
- Реализация дифференцированного подхода к школьникам, дающего возможность интенсифицировать процесс обучения для наиболее способных детей.
- Обеспечение условий для участия детей в конкурсах, олимпиадах и т.д.
- Необходимость специальной педагогической полготовки учителей для работы с одаренными детьми; создание библиотеки для учителей.
Ожидаемые конечные
результаты реализации программы:
- Развитие потенциала детей.
- Проведение мероприятий по различным направлениям с одаренными детьми.
- Возможность интенсификации учебного процесса в школе, дающего детям возможность продвигаться в учении своими темпами.
- Создание условий поддержки и защиты одаренных детей.
- Повышение уровня подготовки учителей, работающих с одаренными детьми.
Структура программы
Структура программы
представлена логикой управленческой деятельности
- теоретические основы, анализ;
- целеполагание;
- организационная деятельность;
- контроль и коррекция.
Цель: найти объективную методическую систему
работы с детьми с выраженным уровнем
интеллекта в условиях массового образовательного
учреждения.
Цели и задачи
программы
- Выявление одаренных детей.
Для реализации этой цели
необходимо решить следующие задачи:
- знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;
- обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование, КПК;
- накопление библиотечного фонда по данному вопросу;
- знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;
- проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности.
II. Создание условий для оптимального
развития одаренных детей, чья одаренность
на данный момент может быть еще не проявившейся,
а также просто способных детей, в отношении
которых есть серьезная надежда на качественный
скачек в развитии их способностей.
Для реализации этой цели
необходимо решить следующие задачи:
- отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
- предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем, через самостоятельную работу;
- сохранение и укрепление здоровья детей;
- дать почувствовать одаренным школьникам при выполнении сложной познавательной деятельности «вкус успеха»;
- сформировать опыт участия школьников в различного вида конкурсах, конференциях, олимпиадах и т.п.;
- воспитывать целеустремленность, активность учащихся в выдвижении перед собой целей, настойчивость и последовательность в их воплощении.
Стратегия работы
с одаренными детьми
1. Организационно-педагогическая
1.1. Организация и содержание
учебного процесса.
- подготовка программно-методического и учебного обеспечения;
- корректировка программ, факультативных курсов, их ориентирование на работу с одаренными детьми;
- включение в вариативную часть плана факультативов по выбору;
- ориентирование на организацию поисково-творческой деятельности учащихся;
- обеспечение соответствующих условий для физического и морального развития, использование здоровьесберегающих технологий;
- учет особенностей индивидуального развития одаренных детей, их интересов и склонностей, разработка индивидуальных планов работы с детьми.
1.2. Организация и содержание
воспитательной работы.
- формирование духовной культуры, обусловленной традициями района, школы, региона (рефераты, доклады);
- развитие у одаренных детей чувства ответственности за сохранение общечеловеческих ценностей, воспитание учащихся на принципах гуманистической морали (конференции, коммунарские сборы, шоу, КВНы);
- обеспечение условий для саморегуляции способностей и склонностей (кружки, секции, детские творческие объединения);
- формирование речевой культуры (фестивали песен, конкурсы чтецов, литературные и музыкальные гостиные и т.д.).
2. Методическая работа.
2.1. Функции методической службы
(МС).
- апробация новых педагогических технологий (семинары, обмен опытом, открытые уроки, конференции, «круглый стол»);
- определение критериев эффективности реализации программы, разработки диагностических шкал, измерителей;
- координация действий учителей.
2.2. Функции заместителя
директора, курирующего программу.
- определение приоритетных направлений просветительско-образовательной работы;
- корректировка составляющих элементов программы;
- обеспечение связи с вузами и общественными организациями региона;
- анализ и обобщение результатов реализации программы;
- регулирование и коррекция образовательного процесса;
- проведение семинаров по работе с одаренными детьми.