Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 00:15, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть содержание профессиональной компетентности педагога и способы её формирования.
Задачи исследования:
Проанализировать литературу по данной проблеме;
Определить сущность понятия «профессиональная компетентность педагога»;
Рассмотреть различные взгляды на классификацию профессиональных компетентностей и компетенций в образовании
Введение. 3
Глава I. Теоретические основы компетентности и компетенции учителя 5
1.1. Определение понятий «компетенция» и «компетентность». 5
1.2. Теории профессиональной компетентности в педагогике. 9
1.3. Содержание теоретической и практической готовности учителя 13
Глава 2. Содержание профессиональной компетентности педагога. 18
2.1. Эмоциональная компетентность педагога - важное условие сохранения и укрепления здоровья 18
2.2.Способы совершенствования эмоциональной компетентности. 21
2.3. Профессиональный кризис и профессиональное «выгорание» педагога 25
2.4. Повышение профессиональной компетентности учителя через самообразование. 27
Заключение 30
Приложение 1 «Выявление способности учителя к саморазвитию» 32
Список использованной литературы. 33
Осознавая свои и чужие
эмоции, компетентный педагог относится
к ним с принятием и
Педагоги с высоким
показателем эмоциональной
Педагогическое общение
характеризуется
Для решения задач содействия сохранению и укреплению здоровья педагогов возможно создание внутришкольной системы повышения квалификации, используя новую парадигму обучения, основанную на концепции развития эмоциональной компетентности как ресурса в создании здоровьесберегающей среды и успешной педагогической деятельности. При этом нужно понимать, что только долгосрочные проекты с использованием различных методов, групповых и индивидуальных форм работы могут быть эффективны.
Наиболее подходят для обучения активные методы. Один из них - социально-психологический тренинг эмоциональной компетентности. Для индивидуальной формы обучения используется коучинг2 эмоциональной компетентности. Развивать эмоциональную компетентность педагог может также самостоятельно. Для этого важно заниматься техниками, которые помогут осознанно жить настоящим моментом; идентифицировать свои эмоции; определять источник эмоций; уметь выбрать наиболее подходящий тип реакции.
Эмоциональную компетентность
можно развивать
Прежде чем приступить к работе такого рода, нужно признать важность эмоций и чувств вообще и важность роли, которую они играют в жизни каждого человека. Для этого стоит сказать себе: "С сегодняшнего дня я буду прислушиваться к своим чувствам и эмоциям, буду стараться понять, о чем они хотят мне сказать, и буду учитывать их при принятии решений!".
Начать развивать или
совершенствовать
Первым шагом в развитии эмоциональной компетентности должно стать осознание собственных эмоций. Особенно актуален этот шаг для людей, которые постоянно подавляют и вытесняют свои эмоциональные переживания. Почему важно осознавать собственные эмоции? Неспособность замечать истинные эмоции и чувства - быть в их власти. Чем четче осознается каждая эмоция, тем шире будут возможности по управлению собственным поведением.
Чтобы осознать эмоцию, нужно
назвать и описать
1.Человек узнает факты своего эмоционального состояния.
2.Само эмоциональное
3. Человек начинает понимать,
какие именно события жизни
снижают его эмоциональное
4. Реагирование на негативные
ситуации становится более
Научиться управлять эмоциями (вторая компетенция) - это значит научиться выражать их приемлемыми способами. В первую очередь это относится к отрицательным эмоциям. Эмоционально компетентный человек не всегда спокоен и не всегда должен контролировать эмоции. Он может выйти из себя и даже повысить голос на собеседника. Но делает он это, осознав, что именно такой способ взаимодействия сейчас наиболее эффективен.
Ясное выражение чувств и
эмоций в рамках социальных норм является
важным средством ориентации в общении.
Свободное, неуправляемое выражение
усиливает эмоцию, и избавиться от
нее впоследствии становится труднее.
Для выражения эмоций используют
вербализацию. Так, например, агрессивные
импульсы следует преобразовать
в честное и открытое сообщение
другому человеку о своих потребностях
и чувствах, желательных видах
деятельности, соответствующих вашим
подлинным интересам и
Для вербализации эмоций рекомендуется использовать технику "Я-высказывание". Техника состоит из нескольких шагов.
Шаг 1. Конкретное описание того, что вызвало эмоцию или чувство по типу "здесь и сейчас", "там и тогда". Например, "Когда ты ко мне обращаешься так невежливо..."
Шаг 2. Сообщение о своем чувстве. "... Я чувствую возмущение...".
Шаг 3. Объяснение причины своего чувства. " ...Так как думаю, что мое мнение не важно для тебя".
Шаг 4. Выражение пожелания или просьбы. "Будь добр, объясни причину такой манеры обращения ко мне".
Если просьба не выполняется, делается следующий шаг.
Шаг 5. Назначение санкций. "Если ты еще раз обратишься ко мне в таком тоне, я перестану разговаривать с тобой и буду делать это всякий раз, как услышу подобное обращение". Если просьба снова не выполняется, то делается последний шаг.
Шаг 6. Реализация санкций. В результате взаимодействие может быть прекращено, а отношения прерваны.
Для улучшения эмоционального состояния используется техника "Хорошо" [8]Состояние "хорошо" - это состояние приятия мира, позитивное отношение к нему, привычка во всем видеть то лучшее, что в этом есть. Это состояние души, при котором вы действительно учитесь видеть хорошее, то есть вы не называете плохое хорошим, а вы ищете в плохом - хорошее и этому хорошему радуетесь. Такое внутреннее состояние свойственно благодарным и мудрым людям. Благодарный человек всегда найдет за что сказать спасибо жизни и окружающим людям, неблагодарный - даже в хорошем умудрится найти плохое. Эта техника экономит силы и позволяет не тратить их на ненужные переживания.
Умение управлять эмоциями
дает возможность использовать энергию
эмоциональных переживаний для
организации конструктивного
Способность распознавать и понимать эмоции и чувства других людей зависит от уровня развития такой личностной характеристики как эмпатия.3 Уровень эмпатии у каждого человека свой. Понимать эмоции другого человека можно "читая" невербальные сигналы его поведения и анализируя речь. Главные маркеры эмоций, звучащих в речи партнера по общению - интонации. Улавливая интонации собеседника, можно понять эмоции и чувства, которые скрываются за текстом сообщения, а значит понять его истинное отношение, намеренье, желание, то есть понять скрытую информацию. Такое понимание позволяет хорошо ориентироваться в конкретной ситуации общения и выбирать конструктивные тактики и стратегии взаимодействия.
Управление чувствами других людей - непростая компетенция. Чтобы ее развивать необходимо знать основные потребности человека в общении. [17] К ним относятся:
1) Оценка (мысли, чувства и действия оцениваются по заслугам).
2) Аффилиация (к Вам относятся как к союзнику).
3) Автономия (окружающие уважают вашу автономию и дают право принимать ответственные решения).
4) Статус (вы занимаете достойное положение, и к вам относятся с уважением).
5) Роль (действуя в рамках своей роли, вы чувствуете удовлетворение).
Различие между игнорированием потребности и ее удовлетворением настолько велико, что его можно сравнить с дыханием под водой и на воздухе.
Настоящий педагог обладает умением управлять эмоциями целой группы учеников, он направляет коллективные эмоции в нужное русло, создает атмосферу дружелюбия и умело нейтрализует негативные настроения. Когда педагог пробуждает в людях позитивные эмоции, он раскрывает в них самые лучшие стороны, что способствует достижению успеха. Эмоциональная компетентность – один из самых важных компонентов профессиональной компетентности педагога.
Высшая фаза неразрешённого противоречия между внешними процессами и внутренними устремлениями личности педагога, тяжёлый переходный момент в его профессиональной сфере квалифицируется как профессиональный кризис, преодоление или не преодоление которого необходимо приводит к новой – позитивной или негативной – фазе в профессиональной деятельности педагога.
В контексте рассматриваемой
проблемы нельзя не упомянуть феномен выгорания
в профессиональной сфере, который
является примером самого тяжёлого профессионального кризиса. Пс
Конечно же, нельзя не признать,
что профессия педагога находится
в зоне повышенного риска. При
этом осознание педагогом своих
проблем – это уже первый шаг
на пути их преодоления, а оптимизация
условий труда педагога рассматривается
психологами-оптимистами как
С другой стороны, сам процесс переориентации педагога на использование инновационных технологий относится к своего рода кризису профессионального роста и социально-профессиональной самоактуализации, лежащему в области профессионального самосознания. Среди личностных факторов, вызывающих подобный кризис, можно назвать следующие:
Информация о работе Профессиональная компетентность педагога