Базовый процесс «вращивания»
ребенка в культуру в дошкольном
возрасте определяет изучение форм и
содержания родной культуры, помогает
ребенку-дошкольнику познать самого
себя, гордиться своей страной, осознавая ценность,
а главное, необходимость своей жизни
не только для самого себя, но и общества
в целом.
2. Педагогические условия оптимального
подхода к воспитанию детей в процессе
ознакомления с культуром и бытом белорусского
народа определяют:
- ознакомление с национальной культурой в дошкольном возрасте имеет потенциальные возможности в плане формирования личности ребенка;
- большой педагогический потенциал содержат традиционные компоненты национальной культуры: устное народное творчество, музыкальное народное творчество,
народные игры и праздники, декоративно-прикладное
искусство, обычаи и традиции, предметы
быта;
- приобщение к национальной культуре осуществляется в единстве когнитивного, эмоционального и поведенческого аспектов личности ребенка;
- эмоциональный фактор является ведущим в формировании личности ребенка;
- решение названной проблемы возможно только в условиях осуществления преемственности со школой и семьей.
Народные традиции, будучи
значимыми элементами региональной
культуры, представляют возможность освоения
культурного пространства страны и региона;
они позволяют знакомиться не только с
образом жизни представителей разных
народов, но также раскрыть яркую самобытность
соседствующих культур, их внутренне сущностное
сходство. Следовательно, раскрытие личности
в ребенке полностью возможно только через
включение его в культуру собственного
народа.
Механизмом, позволяющим включить
народную педагогику в современный образовательный
процесс в ДУ, является народная традиция,
т.к. именно традиция выражает сущность
народной культуры и её связь с социальными
условиями; она и в настоящее время несёт
те же воспитательные и развивающие функции.
В практической части исследования
разработана программа ознакомления дошкольников
с традициями и бытом белорусского народа
при активном использовании народной
игры на занятиях. Экспериментально подтверждена
эффективность разработанных условий,
определены критерии сформированности
представлений детей о культуре и быта
белоруского народа.
Таким образом, формирование представлений
о культуре и быте белорусского народа
посредством белорусской народной игры
будет осуществляться эффективно при
условии отбора доступных знаний, различных
форм и методов воспитательно-образовательной
работы.
Работникам дошкольных учреждений
образования хотелось бы дать следующие
рекомендации:
- более четко планировать и результативно проводить работу по накоплению детьми опыта;
- при планировании работы учитывать программные требования;
- более четко определять содержание и методы ознакомления;
- учитывать в проводимой работе большое значение эмоционального компонента;
- закреплять полученные детьми знания и представления в индивидуальной работе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
- Белая, К.Ю. Система работы с детьми по
вопросам патриотического воспитания
/ К.Ю. Белая. - М.: Просвещение, 1998. – 439 с.
- Божович, Л.И. Личность и ее формирование
в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Просвещение,
1968. - 464 с.
- Бородич, А.М. Методика социализации детей
/ А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 1981. – 485
с.
- Венгер, А.Л. Старший дошкольник / А.Л. Венгер
// Дошкольное воспитание. - 1994. -№ 1. - С.37-38.
- Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя
дет.сада / сост. Бондаренко А. К., Матусик
А. И. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение,
1983. – 438 с.
- Воспитание детей в старшей группе детского сада / Сост. Г.М. Лямина. - М.: Педагогика, 1994. – 284 с.
- Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка.// Вопросы психологии. – 1996. - №6. - С. 62-76.
- Гамезо, М. В. Старший дошкольник и младший
школьник / М.В. Гамезо. - М-Воронеж, 1998. –
377 с.
- Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского
языка: В 4 т. – М.: Сфера, 1978. – Т. 8. – 755 с.
- Дубініна, Дз.М. Свет вакол мяне: Вучэбны дапаможнік
для выхаванцаў старшай ступені (ад 5 да
6 год) устаноў, якія забяспечваюць атрыманне
дашкольнай адукацыі /Дз.М. Дубініна. Мн.:
Аверсэв, 2006. – 121 с.
- Дубовская, Л. Спадчына / Л. Дубовская // Пралеска.
- 2007. - №1. -С. 21-28.
- Игра и дошкольник. Развитие детей старшего
дошкольного возраста в игровой деятельности:
Сборник / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой.
- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. - 192 с.
- Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое знание
/ Р.И. Жуковская. – М.: Сфера, 2001. – 328 с.
- Ковалев, А.Г. Психические особенности человека
/ А.Г. Ковалёв, В.И. Мясищев. – М.: Педагогика,
1999. – 288 с.
- Козлова, Т.А. Дошкольная педагогика / Т.А.
Козлова, Т.И. Куликова. - М.: Издательский
центр «Академия», 1998.- 322 с.
- Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в республике Беларусь. Утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 14 декабря 2006 г. № 125 (зарегистрировано в Национальном
реестре правовых актов Республики Беларусь
30 декабря 2006 г. № 8/15613)
- Мой край завецца Беларуссю: дапаможнiк
для педагогаў / А.I. Красiла. – Мазыр: Белый
Ветер, 2006. – 74 с.
- Мухина, B.C. Возрастная психология: феноменология
развития, детство, отрочество / В.С.Мухина.
— М.: Академия, 2002. – 456 с.
- Никонова, И.Е. Патриотическое воспитание
детей дошкольного возраста / И.Е. Никонова.
- Мн.: Асвета, 1991. – 122 с.
- Новицкая, М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание
в детском саду: пособие для воспитателей
/ М. Ю. Новицкая. – М.: Сфера, 2003.- 137 с.
- Петровский, В.А. Построение развивающей среды
в дошкольном учреждении / В.А. Петровский,
Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова.
- М.: Педагогика, 1993. – 322 с.
- Пралеска: программа дошкольного образования
/ Е.А.Панько и др. Мн.: НИО; Аверсэв, 2010. –
320 с.
- Пуйман, С.А. Педагогика: основные положения
курса: Справочное пособие / С.А. Пуйман.
- Мн.: ТетраСистемс, 1999. - 128 с.
- Радищев, А. Н. Избранные философские сочинения / Под общей ред. И. Я. Щипанова. - Л.: Госполитиздат, 1949. — 558 с
- Реан, А. Психология и педагогика / А. Реан, Н. Бордовская, С.Розум. – СПб.: Питер, 2003. – 432 с.
- Столяренко, А.М. Общая педагогика: учеб. пособие
для студентов вузов, обучающихся по пед.
специальностям / А.М. Столяренко. – М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 479 с.
- Суслова, Э. К. Спецкурс «Воспитание у детей
этики межнационального общения» / Э.К.
Суслова. - М.: Просвещение, 1994. - 433 с.
- Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения
/ К. Д. Ушинский. - М.: Педагогика, 1974. - Т.
2. – 566 с.
- Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. –
М.: Гардарики, 1999. – 520 с.
- Эльконин, Д.Б. Детская психология: развитие
от рождения до семи лет / Д.Б. Эльконин.
- М.: Просвещение, 1990. – 374 с.
- Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин.
- М.: Педагогика, 1999. – 284 с.
- Якобсон, С.Г. Психологические проблемы
этического развития детей / С.Г. Якобсон.
- М.: Педагогика, 1984. - 143 с.
- Ясева, Н.Ю. Воспитание основ патриотических чувств дошкольников / Н.Ю. Ясева. – Могилев, 2000. –
164 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Таблица № 1
Анализ планов работы воспитателей по формированию
представлентй о культуре и быте через
ознакомление детей с белорусским
фольклором.
№ п/п |
Месяц |
Содержание работы |
Форма работы |
1. |
октябрь |
“Мая краіна” |
занятие |
2. |
октябрь |
Разучивание считалочек |
подгрупповая |
3. |
октябрь |
Разучивание игры «Шкута» |
2-я половина дня |
4. |
ноябрь |
Разучивание игры «Яшчур» |
2-я половина дня |
5. |
ноябрь |
«Сказка пра казу-манюку» |
занятие |
6. |
ноябрь |
Разучивание забаулянак |
индивидуально |
7. |
ноябрь |
Игра «Шэры кот» |
2-я половина дня |
8. |
декабрь |
Разучивание обрядовой песни «Уставай
каза» |
муз. занятие |
9. |
декабрь |
Разучивание игры «Каляды» |
2-я половина дня |
10. |
январь |
«Каляды» |
Праздник |
Таблица № 2
План работы по формированию представлений
о культуре и быте через ознакомление
детей с белорусским фольклором.
№ п/п |
Месяц |
Содержание работы |
Форма работы |
|
январь |
Анкетирование родителей |
Коллективная |
|
январь |
Чтение белорусской народной сказки
«Курачка-рабка» |
2-я половина дня |
|
январь |
Чтение белорусской народной сказки
«Каза-манюка» |
Занятие |
|
январь |
Чтение белорусской народной сказки
“Пшанічны каласок” |
2-я половина дня |
|
январь |
Чтение белорусской народной сказки
“Коцік, пеўнік і лісіца” |
2-я половина дня |
|
январь |
Оформление выставки сказок.
Цель: пробуждать интерес к книгам
и белорусскому фольклору. |
2-я половина дня |
|
январь |
Рисование «Любимый сказочный герой» |
Занятие |
|
февраль |
Чтение белорусских народных сказок
по выбору детей |
Индивидуально |
|
февраль |
«Беларуская народная казка» |
КВН |
|
февраль |
Беседа «Фольклорный праздник «Гуканне
вясны»» |
Занятие |
|
февраль |
Разучивание белорусской игры “Кот
і мышы” |
2-я половіна дня |
|
февраль |
Разучивание весенних закличек |
2-я половина дня |
|
Март |
Разучивание хоровода «Ой, вясна» |
муз. Занятие |
|
Март |
Отгадывание фольклорных весенних
загадок |
Подгрупповая |
|
Март |
Разучивание песни «Гуканне вясны» |
муз.занятие |
|
апрель |
«Гуканне вясны» |
Праздник |
Задания и вопросы для проверки уровня знаний
детей
(констатирующий эксперимент)
- Как называет страна, в которой мы живем? (Беларусь)
- Угадай героя сказки по иллюстрации. (Каза-манюка)
- Расскажи считалку на белорусском языке.
- Угадай сказку. Чтение отрывка из сказки «Каза-манюка».
- Расскажи дразнилку на белорусском языке.
- К какому празднику персонажи: Медведь, Коза, Бусел? («Каляды»)
- На какой белорусский народный праздник исполняется песня «Уставай, каза»? («Каляды»)
- На какой праздник готовится «куцця» - каша с толчеными в ступе зернами ячменя или пшеницы? («Каляды»)
- Как празднуют белорусский народный праздник «Каляды»?
- С какой белорусской народной игры персонаж «Каза»? (Каляда)
- С какой белорусской народной игры персонаж «Кот»? (Шэры кот)
Задания и вопросы для проверки уровня знаний
детей
(формирующий эксперимент)
- К какому празднику закличка «Ой, вясна, вясна…» (Гуканне вясны)
- С какой сказки персонажи: дед, баба, мышка, курочка, яйцо? («Курачка-рабка»)
- С какой сказки персонажи: курачка Сакатушка, гусак Шыпун, індык Балбатун? («Пшанічны каласок»)
- Какими словами начинается сказка «Курачка-рабка»? («Жыў дзед, жыла бабка. Была ў іх курачка рабка”).
- Что говорила Каза-манюка когда возвращалась с поля? («Нідзе не была, нічога не ела, нічога не піла, а як бегла цераз масток, ухапіла кляновы лісток, а як бегла ля крынічкі, ухапіла капельку вадзічкі»).
- Угадай сказку по иллюстрации. (“Коцік, пеўнік і лісіца).
- Как празднуют белорусский народный праздник «Гуканне вясны»?
- На какой белорусский народный праздник исполняется хоровод «Ой, вясна»? («Гуканне вясны»)
- К какому празднику персонаж «Вясна»? («Гуканне вясны»)
- Герои сказок перепутались. Кто лишний? Коцік, пеўнік, курачка, лісіца? (Курачка)
- Герои сказок перепутались. Кто лишний? Дзед, баба, каза, курачка? (Каза).
КУРАЧКА-РАБКА
Жыў дзед, жылы бабка. Была ў іх курачка-рабка.
Нанесла курачка яечак поўны падпечак.
Сабрала бабка яечкі ў чарапіцуды паставіла
на паліцу. Мышка бегла, хвосцікам махнула,
чарапіца ўпала, яечкі пабіліся.
Плача дзед, плача бабка, курачка
кудахча, вароты скрыпяць, трэскі ляцяць,
сарокі трашчаць, гусі крычаць, сабакі
брэшуць.
Ідзе воўк:
- Дзедка, бабка, чаго вы плачаце?
- Як жа нам не плакаць? Была ў нас курачка-рабка. Нанесла курачка яечак поўны падпечак. Сабрала бабка яечкі ў чарапіцу ды паставіла на паліцу. Мышка бегла, хвосцікам махнула, чарапіца ўпала, яечкі пабіліся.
І воўк завыў.
Ідзе мядзведь:
- Воўк, чаго выеш?
- Як жа мне не выць? Жыў дзед, жыла бабка. Была ў іх курачка-рабка. Нанесла курачка яечак поўны падпечак. Сабрала бабка яечкі ў чарапіцу ды паставіла на паліцу. Мышка бегла, хвосцікам махнула, чарапіца ўпала, яечкі пабіліся. Плача дзед, плача бабка, курачка кудахча, вароты скрыпяць, трэскі ляцяць, сарокі трашчаць, гусі крычаць, сабакі брэшуць… А я брахаць не ўмею, дык і завыцў…
Анкета для бацькоў
Паважаныя бацькі!
Просім вас адказаць на шэраг пытанняў,
звязанных з праблемамі дашкольнага выхавання
ў дзіцячай установе.
- Ці ведеце Вы дзяржаўныя сімвалы Рэспублікі Беларусь?
- Падкрэсліце, у якой ступені вы валодаеце беларускай мовай: 1.лёгка размаўляю і разумею па-беларуску; 2. дастаткова разумею, размаўляю “на трасянцы”; 3. Са слоўнікам.
- Ці практыкуеце Вы дома размову па-беларуску?
- Ці ведаюць вашы дзеці ветлівыя словы, прыказкі, прымаўкі на беларускай мове? Якія?
- Якія святы беларускага календара з’яўляюцца традыцыйнымі ў вашай сям’і? (Каляды, Пасха, Купалле і інш).
- Ці жадаеце Вы, <span