Воспитатель должен помнить, что
прямое сопоставление изображенных в художественном произведении
событий, характеров, персонажей с реальными событиями или
детьми недопустимо, если они оцениваются
отрицательно. Художественное слово вызывает
у детей активное эмоциональное отношение
к событию, и ребёнок, на которого все дети
укажут как на плохого, может не только
обидеться и заплакать. У него появляется
агрессивность, озлобленность, негативное
отношение к товарищам. Такое прямое соотношение
изображенного с реальным возможно только
в процессе индивидуальной работы с ребёнком.
Необходимо также, чтобы оценка, поступков
детей, отрицательная, была выражена спокойно,
без раздражения, пренебрежения, лучше
всего в форме шутки.
Представления полученные детьми
из художественных произведений, переносится в их жизненный
опыт постепенно, систематически. Но, к сожалению, взрослые нередко
вообще забывают о связи литературы с жизнью детей, о том, когда
необходимо сосредотачивать внимание
детей на этой связи.
Воспитание гуманных чувств необходимо
рассматривать в тесной взаимосвязи с общим эмоциональным развитием
ребенка. Эмоциональное отношение детей к окружающему является
косвенным показателем становления их чувств.
Художественная литература способствует
возникновения у детей именно эмоционального
отношения к описываемым событиям, природе,
героям, персонажам литературных произведений,
к окружающим их людям, к действительности.
2.2 Влияние ознакомления
детей с художественной литературой
на речевую сторону развития
ребёнка
Как было уже сказано художественная
литература оказывает большое воздействие
на умственное и эстетическое развитие
ребёнка. Велика её роль и в развитий речи
дошкольника.
На важность приобщения детей
к красоте родного слова, развития культуры речи
указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д. Ушинский,
С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев,
Ф.А. Сохин, А.М. Шахнарович, Л.И. Айдарова
и др.).
Художественная литература открывает
и объясняет ребёнку жизнь общества и природы,
мир человеческих чувств и взаимоотношений.
Она развивает мышление и воображение
ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные
образцы русского литературного языка.
Огромно ее воспитательное,
познавательное и эстетическое значение,
так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире,
она воздействует на личность малыша, развивает
умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.
Художественная литература
сопровождает человека с первых
лет его жизни. Литературное
произведение выступает перед
ребенком в единстве содержания
и художественной формы. Восприятие
литературного произведения будет
полноценным только при условии,
если ребенок к нему подготовлен.
А для этого необходимо обратить
внимание детей не только на
содержание, но и на выразительные
средства языка сказки, рассказа,
стихотворения и других произведений
художественной литературы.
Постепенно у детей вырабатывается
избирательное отношение к литературным
произведениям, формируется художественный
вкус.
В старшем дошкольном возрасте
дошкольники способны понимать идею, содержание и выразительные
средства языка, осознавать переносное
значение слов и словосочетаний.
Всё последующее знакомство
с огромным литературным наследием будет
опираться на фундамент, который мы закладываем
в дошкольном детстве.
Основная задача воспитателя
– прививать детям любовь к художественному слову, уважение
к книге.
При анализе любого литературного
произведения педагог должен соблюдать
чувство меры и правильно сочетать вопросы
по содержанию с вопросами по художественной
форме.
Проблема восприятия литературных
произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна
и многоаспектна. Ребенок проходит длительный
путь от наивного участия в изображаемых
событиях до более сложных форм эстетического
восприятия. Исследователи обратили внимание
на характерные особенности понимания
дошкольниками содержания и художественной
формы литературных произведений. Это
прежде всего конкретность мышления, небольшой
жизненный опыт, непосредственное отношение
к действительности. Поэтому и подчеркивается,
что только на определенной ступени развития
и лишь в результате целенаправленного
воспитания возможно формирование эстетического
восприятия, и на этой основе- развитие
детского художественного творчества.
На основе анализа литературного
произведения в единстве его содержания и художественной
формы, а также в активном освоении средств
художественной выразительности дети
овладевают способностью передавать в
образном слове определенное содержание.
Под словесным творчеством подразумевается
деятельность детей, возникшая под влиянием произведений искусства
и впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся
в создании устных сочинений- рассказов,
сказок и стихов и т.п. Взаимосвязь между
восприятием художественной литературы
и словесным творчеством существует на
основе развития поэтического слуха. В
это понятие включается способность чувствовать
выразительные средства художественной
речи и в какой-то мере осознать их. Сюда
же относится и способность к различению
жанров, понимание их особенностей, умение
осознавать связь компонентов художественной
формы с содержанием литературного произведения.
Развитие поэтического слуха
является важным фактором формирования
словесного творчества. Однако само по себе развитие поэтического
слуха не приводит к творчеству, которое может быть развито
только на основе специальной работы, направленных
на создание условий для творческих проявлений
детей.
Культура речи – явление многоаспектное, главным
её результатом считается умение говорить
в соответствие с нормами литературного
языка; это понятие включает в себя все
элементы, способствующие точной, ясной
и эмоциональной передаче мыслей и чувств
в процессе общения. Правильность и коммуникативная
целесообразность речи считаются основными
ступенями овладения литературным языком.
В современных условиях одной
из опасностей для литературной речи является
влияние штампов, «канцеляристов» (К.И.
Чуковский), которые мертвят живую речь.
Привычка говорить штампами, слитными
блоками казенных слов ведут к утрате
живого языка, и это выражается на его
грамматической стороне и выразительности
речи.
В педагогической практике
высокий уровень высокий уровень
речевой культуры обозначается
с помощью термина «хорошая
речь». В это понятие включается
как минимально достаточные три
признака: богатство, точность и выразительность. Богатство речи предполагает большой объём
словаря, понимание и умение употреблять
в речи слов и словосочетаний, разнообразие
используемых в речи языковых средств.
Точность - это выбор таких
слов, которые наилучшим образом передать содержание художественного
произведения. Здесь очень важно владеть
синонимикой, различение значений смысловых
оттенков слов.
Выразительность речи предполагает
отбор языковых средств, соответствующих
условиям и задачам общения. Это качество должно обязательно
соотноситься с функциональным стилем,
понимание ситуаций, что бы при выборе
слов и выражений учитывать специфику
условий речи.
Развитие образности речи необходимо рассмотреть в нескольких
направлениях: как работу над овладением
детьми всеми сторонами речи (фонетической,
лексической, гармонической), восприятие
разнообразных жанров литературных и
фольклорных произведений и как формирование
языкового оформление самостоятельного
связанного высказывания. Произведения
художественной литературы и устного
народного творчества, в том числе и малые
литературные формы (пословицы, поговорки,
фразеологизмы, загадки, скороговорки),
являются важнейшими источниками развития
выразительности детей.
Лексическая работа, направленная на понимание
смыслового богатства слова, помогает
ребёнку находить точное слово в построение
высказывания, а уместность употребления
слова может подчеркнуть его образность.
Специально организованная лексическая
работа, направленная на формирование у дошкольников умений отбирать
лексические средства, наиболее точно
соответствующие раскрываемому замыслу,
рассматривается в контексте произвольности
выстраивания связного высказывания.
В формирование грамматического
строя речи в плане образности особое значение
приобретает владение запасом грамматических средств,
способность чувствовать структурное
и соматическое место формы слова в предложение
и в целом высказывание. Именно здесь выступает
развитое «чувство стиля