Министерство образования 
и науки Российской Федерации
Федеральное государственное 
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального 
образования
«Костромской государственный 
университет имени Н.А. Некрасова»
Институт педагогики и 
психологии
Кафедра социальной педагогики
 
 
 
Реферат на тему:
«Основы профессиональной 
деятельности 
социального педагога»
 
 
 
 
 
Выполнила: студентка 1 курса 
направления подготовки 
«Психолого-педагогического 
образования»
 профиль «Психология 
и социальная педагогика» 
очной формы обучения 
Афоничева Ульяна
Проверила:
К.п.н.,
старший преподаватель кафедры 
«Социальная педагогика»
Тимонина Анастасия Андреевна
 
Кострома 2012
Содержание
Введение 
§ 1. Отличие социального педагога 
от социального работника ………..4
§ 2. Роль социального педагога 
…………………………………………...5
§ 3. Функции социального педагога 
………………………………………7
§ 4. Права социального педагога 
как специалиста ……………………..11
Заключение
Список литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
      Социальная 
педагогика - относительно молодая 
наука, в апреле 1991 года решением 
Государственного комитета по 
труду и социальным вопросам 
№92 перечень профессий Российской 
Федерации был дополнен этой 
новой специальностью. 
     На протяжении всего времени 
существования этих профессий ведутся 
споры о том, нужно ли было выделять социальную 
педагогику в отдельную науку, отделяя 
этим ее от социальной работы. Если это 
действительно самостоятельная наука, 
то она дополняет или противоречит практике 
социальной работы. 
     Социальная педагогика - 
одно из направлений педагогики, предметом 
изучения которой является пограничные 
социально-педагогические проблемы.  Почему 
же мы сегодня выделяем социальную педагогику 
и к ней обращаются самые разные категории 
общества? Ответ заключается в том, что 
сейчас особенно обострилось противостояние  
человека и среды, взаимодействие личности 
и среды, происходит активная социализация 
личности. Она включает в себя семейное, 
гражданское, религиозное и правовое воспитание. 
Это целенаправленное воздействие на 
человека. Это и есть социальное воспитание, 
многоуровневый процесс усвоения знаний, 
норм поведения, отношений в обществе, 
в результате которого личность становится 
полноправным членом общества. Следовательно, 
социальная педагогика рассматривает 
процесс воспитания, социологию личности 
в теоретическом и прикладном аспектах. 
По утверждению ученых, социальная педагогика 
- это «отрасль педагогики, рассматривающая 
социальное воспитание всех возрастных 
групп и социальных категорий людей, в 
организациях, специально для этого созданных» 
[5].
      В своей работе 
я рассмотрю основные функции социального 
педагога, его роли и места работы. 
 
 
§ 1. Отличие социального 
педагога от социального работника.
    Многие люди часто 
путают профессию социальный педагог 
с профессией социальный работник. Я попробую 
развести два этих понятия.
     Социальный 
педагог работает с детьми 
от 0 до 18 лет. В первую очередь 
осуществляет профилактическую 
помощь.
     Социальный 
работник работает с людьми 
различного возраста, которые имеют 
социальную проблему и не могут 
решить ее самостоятельно.
    Социальный педагог 
занимается социальным воспитанием 
подрастающего поколения, коррекцией 
и реабилитацией поведения ребенка.
     Социальный 
работник способствует выдаче 
материальной помощи, отслеживанию 
выдаче денежных субсидий, социальному  
обслуживанию человека с особенными 
потребностями (пенсионеры, инвалиды), 
проводит консультации по разрешению 
той или иной проблемы.
      Социальная  работа ориентирована, прежде 
всего, на  человека, и поэтому возможна 
только на партнерском уровне.
      Клиент доверяет 
социальному педагогу свои личные проблемы, 
тем самым пуская его в свою интимную сферу.
  - Взаимодействие с государством
      Социальный 
педагог может участвовать в решении вопросов 
на государственном уровне, предлагая 
рекомендации по ключевым вопросам законодательства 
и его исполнения, при необходимости оказывая 
давление на общественное, мнение и правительство.
      Социальный 
работник при решений стоящих перед 
ним проблем органически  вплетается во 
все формы и виды общественных отношений 
и деятельности людей, прямо и косвенно 
затрагивая все стороны общества [4].
 
§ 2. Роль социального 
педагога
   Практическая деятельность 
социального педагога связана 
с выполнением различных социальных 
ролей.
   В.Г.Бочарова и 
М.П.Лукьянова трактовали роли 
социального педагога следующим 
образом:
  - Роль посредника - связующего звена  между детьми и взрослыми, между семьей и государственными службами, организациями и учреждениями, призванными заботиться о духовном, физическом и психическом здоровье населения.
- Роль участника совместной деятельности детей и взрослых и одновременно организатором этой деятельности. Его деятельность направлена на то, чтобы побудить человека к действию, инициативе, творчеству.
- Роль адвоката, защитника интересов, законных прав человека, различных категорий людей. Он добивается социальной справедливости, стремясь помочь людям реализовать свои способности.
-  Роль помощника своих клиентов в решении их проблем. Он, прежде всего, помогает людям расширить их компетенцию и развить способность самим решать свои проблемы.
- Роль конфликтолога. Социальный педагог помогает предотвратить и разрешить конфликтные ситуации своих клиентов.
- Роль аниматора. Социальный педагог побуждает человека к действию, способствуя восстановлению взаимовыгодного взаимодействия между личностью и обществом.
- Роль эксперта. Социальный педагог ставит социальный диагноз и определяет методы компетентного вмешательства.
-  Роль общественного деятеля. Социальный педагог поддерживает, развивает и возглавляет социальные инициативы граждан [2]. 
 
У  Овчаровой  В.Г. представлены 
такие роли:
  - Роль посредника. Социальный педагог связующее звено между личностью и социальными службами.
- Роль защитника интересов. Социальный педагог защищает законные права личности.
- Роль участника совместной деятельности. Социальный педагог побуждает человека к активности, развивая самостоятельность в решении своих проблем.
- Роль духовного наставника. Социальный педагог осуществляет социальный патронаж, заботится о формировании нравственных, общечеловеческих ценностей в социуме.
- Роль социального терапевта. Социальный педагог содействует личности в контактах с соответствующими специалистами, помощь в разрешении конфликтных ситуаций.
- Роль эксперта. Социальный педагог отстаивает права подопечного, определяет методы допустимого компетентного педагогического вмешательства в решение его проблемы[3].
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
§ 3. Функции социального 
педагога
    Р. В. Овчарова  в своей 
 справочной книге социального педагога 
выделила такие функции социального педагога 
как:
  - Образовательно-воспитательная. Обеспечивает целенаправленное педагогическое влияние на поведение и деятельность детей и взрослых, стремится полноценно использовать в воспитательном процессе средства и возможности социальных институтов, возможности самой личности как активного субъекта воспитательного процесса.
- Диагностическая. Изучает медико-психологические и возрастные особенности, способности человека, вникает в мир его интересов, круг общения, условия жизни, выявляет позитивные и негативные влияния, проблемы.
- Организаторская. Организует социально-педагогическую деятельность детей и взрослых, их инициативу, творчество; влияет на содержание досуга, содействует в вопросе трудоустройства, профессиональной ориентации и адаптации, осуществляет взаимодействие медицинских, образовательных, культурных, спортивных, правовых и других учреждений в социально-педагогической работе. 
- Прогностическая. Участвует в программировании, прогнозировании и проектировании процесса социального развития конкретного микросоциума, деятельности различных институтов, занимающихся социальной работой.
- Предупредительно-профилактическая и социально-терапевти-ческая. Учитывает и приводит в действие социально-правовые, юридические и психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний; организует оказание социо-терапевтической помощи нуждающимся, обеспечивает защиту их прав.
- Организационно-коммуникативная. Способствует включению добровольных помощников в социально-педагогическую работу, деловые и личностные контакты, сосредоточивает информацию и налаживает взаимодействие в их работе с детьми, семьями.
- Охранно-защитная. Использует имеющийся арсенал правовых норм для защиты прав и интересов личности, содействует применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на подопечных социального педагога[3].
    Точка зрения автора 
Шишковец Т.А. такова: социальный педагог 
школы выполняет большой объем работы. 
Его клиентами являются ученики и родители, 
а также учителя. Но в целом он выполняет 
следующие функции. 
1. Аналитико-диагностическая 
функция:
  - Постановка «социального диагноза», для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий, жизни детей, семьи, социального окружения.
- Выявление позитивных и негативных влияний на ребенка, подростка, а также различного рода проблем.
- Установление причин отклоняющегося поведения детей и подростков, причин социального неблагополучия семьи.
- Содействие выявлению одаренных детей, а также детей с эмоциональными и интеллектуальными задержками в развитии
2. Прогностическая 
функция:
  - Программирование и прогнозирование на основе анализа социально-педагогической ситуации, процесса воспитания и развития личности.
- Определение перспектив процесса саморазвития и самовоспитания личности.
- Планирование своей социально-педагогической работы на основе серьезного анализа результатов за предыдущий период времени.
 
 
3. Организационно-коммуникативная 
функция:
  - Способствование включению в процесс социального воспитания школьников, в совместный труд и отдых не только работников школы, но и общественности, населения микрорайона.
- Установление деловых и личностных контактов.
- Накопление информации о позитивном и негативном воздействии социума на учащихся.
- Формирование демократической системы взаимоотношений в детской и подростковой среде, а также в их личных взаимоотношениях и в отношениях с взрослыми.
4. Коррекционная 
функция:
  - Осуществление коррекции всех воспитательных влияний, оказываемых на детей и подростков как со стороны семьи, так и социальной среды, в том числе и неформальной.
- Усиление позитивных влияний и нейтрализация или переключение негативных влияний социальной среды.
5. Социально-профилактическая 
и реабилитационная функция:
  - Организация системы профилактических мер по предупреждению отклоняющегося (девиантного) и преступного (делинквентного) поведения детей и подростков.
- Влияние на формирование нравственно-правовой устойчивости.
- Организация системы мер социального оздоровления семьи, 
 своевременное оказание социально-правовой и другой помощи
 семьям и детям групп социального риска.
6. Координационно-организационная 
функция:
  - Организация социально значимой деятельности детей и подростков в открытой микросреде.
- Влияние на разумную организацию досуга.
- Включение учащихся в различные виды полезной деятельности с учетом психолого-педагогических требований.
7.Функция 
социально-педагогической поддержки 
и помощи 
учащимся:
  - Оказание квалифицированной социально-педагогической помощи ребенку в саморазвитии, самопознании, самооценке, самоутверждении, самоорганизации, самореабилитации, самореализации.
8. Охранно-защитная 
функция:
  - Использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности.
- Содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или косвенные противоправные воздействия на подопечных социального педагога.
- Взаимодействие с органами социальной защиты.
9. Психотерапевтическая 
функция:
  - Забота о душевном равновесии ребенка.
- Установление доверительных отношений с ребенком, подростком, взрослым.
- Оказание помощи в разрешении межличностных конфликтов, снятии депрессивного состояния.
- Оказание содействия в изменении отношения ребенка, подростка, взрослого к жизни, к окружению, к самому себе.
- Организация ребенку, взрослому «ситуации успеха».
10. Посредническая 
функция:
  - осуществление связи в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением и ближайшим окружением ребенка.