Основные положения и создание проекта «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с и

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить особенности художественного – эстетического развития дошкольника 5-6 лет.
Задачи:
1. рассмотреть особенности развития эстетических способностей детей в дошкольном возрасте;
2. определить условия для создания художественно – эстетического развития;
3. рассмотреть положения художественно эстетического воспитания дошкольников;
4. разработать педагогический проект «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление
с искусством живописи».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические особенности художественно – эстетического развития и воспитания дошкольников.
1.1. Особенности развития эстетических способностей детей в дошкольном возрасте…………………………………………………………….5
1.2. Условия для создания художественно – эстетического развития………...9
1.3. Анализ программ ДОУ, направленных на художественно - эстетическое развитие детей дошкольного возраста…………………………………………14
Глава 2. Основные положения и создание проекта «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с искусством живописи».
2.1. Положения художественно - эстетического воспитания дошкольников……………………………………………………………………20
2.2. Педагогический проект «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление
с искусством живописи»………………………………………………………...24
Заключение ……………………………………………………………………...35
Список литературы ……………………………………………………………...37

Файлы: 1 файл

Оглавлениекурсовая по дошкольной педагогике.docx

— 72.99 Кб (Скачать файл)

После рассматривания репродукции ответить на вопросы.

В протоколе  полученных данных обследования отмечаются особенности рассказа, восприятия произведения (понимание художественного образа,   выделение и понимание средств  выразительности, установление связи  между создаваемым образом и  средствами выразительности, проявление эстетической эмпатии, творческие проявления в процессе восприятия образа).

     Обобщаются полученные данные  и определяются перспективные  линии развития детей:

- в активизации  проявлений эстетического отношения  к окружающей действительности;

- в обогащении  представлений об эстетических  категориях;

- в развитии  эстетического восприятия разнообразных  объектов[11, с. 34].

Таким образом, развивающая предметная среда ДОУ, координация усилий педагогов, родителей, социума, четкое  планирование работы педагогов  по ознакомлению старших  дошкольников  с живописью повысят уровень художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников, что будет способствовать положительному художественно – эстетическому развитию дошкольников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

В условиях ситуации начала XXI века - изменения  иерархии эстетических и нестабильности нравственных ценностей, художественное воспитание призвано быть гарантом полноценного формирования и сохранения целостности  развивающейся личности. В дошкольном возрасте закладывается фундамент  её творческого потенциала, её ценностные и эстетические установки. Развитие способности к эстетическому  восприятию искусства, равно как  и природы, способно дать тот внутренний ориентир (чувство гармонии и меры), который направляет личностное развитие по сбалансированному пути.

Формирование  личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему - сложный процесс, в основе которого лежит правильное, гармоничное развитие чувств.

Дошкольникам   доступны почти все виды   художественной   деятельности — составление рассказов, придумывание стихов, пение, рисование, лепка. Естественно, они имеют у них большое своеобразие, которое выражается в наивном, непосредственном отображении действительности, в необыкновенной искренности, в вере в правдивость изображаемого, в отсутствии заботы о зрителях и слушателях. Уже на этом этапе происходит  развитие   художественных  творческих способностей детей, которые проявляются в возникновении замысла, в претворении его в деятельности, в умении комбинировать свои знания и впечатления, в большой искренности при выражении чувств и мыслей.

Художественное  образование и воспитание средствами искусства – неотъемлемая часть  достойного образования. «Нельзя растить  полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного». В  этих словах Р. Тагора ясно выражена мысль  о нерасторжимости нравственного  и эстетического воспитания, о связи между эстетическими идеалами и пониманием красоты как меры всех вещей.

Но человек  может остаться равнодушным к  искусству, если с детства его  не приобщали  к прекрасному.

Духовное  развитие человека, включая эстетическое, начинается с раннего детства. Одна из отличительных особенностей ребенка  дошкольного возраста – способность  эмоционально реагировать на окружающий мир людей, предметов, явлений, произведений искусства, в том числе живописи. Ребенок открывает мир как  радостное, прекрасное, полное красок целое.

Исходя  из этого, окружающие ребенка взрослые (родители и воспитатели) должны объединить усилия для введения ребенка в  мир искусства как можно раньше; необходимо так организовать предметно-развивающую  среду и социокультурное окружение  в ДОУ, чтобы они способствовали выявлению особенностей эстетического  отношения и развития художественно-эстетического  восприятия у дошкольников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Азархин А.В. Мировоззрение и эстетическое развитие личности. Киев: Наук, думка, 2010.- 191 с.
  2. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования на материале пространственных искусств. М.: Новая Москва, 2005 .-240 с.
  3. Выготский, Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» /Л.С. Выготский. -  Москва: «Просвещение», 2007. -168 с.
  4. Козакова, Т.Г. «Развивайте у дошкольников творчество» /Т.Г. Козакова. -  Москва,  «Просвещение»  2005.-260 с.
  5. Козакова, Т.Г. «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольника»/ Т.Г. Козакова. – Москва: «Просвещение»,  2005.-280 с.
  6. Комарова, Т.С. Зырянова О.Ю. «Преемственность в формировании художественного творчества детей» / Т.С. Комарова, О.Ю. Зырянова.  – Москва:  педагогическое общество России,  2008.-240 с.
  7. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — М., 2010. — 416 с.
  8. Лыкова И. А. Педагогическая система формирования эстетического отношения к миру у детей дошкольного возраста: теорет. исслед.: монография / Ин-т художеств. образования Рос. акад. образования. – М., 2008. – 223 с.
  9. Лыкова И. А. Развитие ребенка в изобразительной деятельности: справ. пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2011. – 126 с.
  10. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика. Теоретико-методические основы коррекционной педагогики. Под ред. В.И. Селиверстова. - М., Издательство ВЛАДОС, 2008. – 338 с.
  11. Николаева Е. И. Психология детского творчества: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб. и др.: Питер, 2010. – 232 с.
  12. Пичугина Н.О. Дошкольная педагогика. - Ростов на Дону, издательство «Феникс», 2009. – 229 с. 
  13. Семинарские, практические и лабораторные занятия по дошкольной педагогике / под ред. Э. К. Сусловой [и др.]. — М., 2000.
  14. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2005. – 398 с.
  15. Торшилова Е. Шалун, или Мир дому твоему: Эстетическое воспитание дошкольников / Е. Торшилова // Дошкольное воспитание. – 2000. - №6. – С.92-104. 
  16. Усова А. П., Запорожец А. В. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника.— В кн.: Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 1965, с. 7 
  17. Фокина Т. Программа художественно-эстетического развития дошкольников / Т. Фокина // Дошкольное воспитание. – 1999. - №1. – С.35-38
  18. Художественно-трудовая деятельность: игровые и театрализованные занятия с детьми 5–6 лет / авт.-сост. Е. А. Гальцова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 183 с.
  19. Чумичева, Р. К вопросу о синтезе искусств в педагогическом процессе дошкольного учреждения / Р. Чумичева // Дошкольное воспитаине. — 2005. —№ 4.
  20. Щелованов Н.М. Ясли и дома ребенка — задачи воспитания.— В кн.: Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. М., 1960. 
  21. Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей дет.сада / Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1995. – 328 с. 
  22. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А.Дубровской, С.А.Козловой. – М.: Академия, 2002. – 368 с. 

 

Приложение 1

Месяц

Тема

Цель

Задачи

Вид деятельности

Дидактический материал

Сентябрь

Рассказы о трех искусствах; живопись

Знакомство детей с видами изобразительных  искусств

Научить отличать живопись от других видов изобразительных искусств

Познавательно-речевая деятельность

Репродукции произведений живописи, иллюстрации видов скульптуры, архитектуры

Октябрь

Экскурсия в картинную галерею

Знакомство с музеем и его  ролью в жизни общества

Раскрыть содержание музейной деятельности; напомнить о правилах поведения  в музее. Учить внимательно рассматривать  картины, находить характерные детали, являющиеся частью изображения

Коммуникативная, познавательно-речевая

Произведения живописи

Ноябрь

Жанры живописи. Пейзаж

Знакомство с пейзажем

Познакомить детей с понятием «пейзаж», его изображением в картине

Коммуникативная, познавательно-речевая

Репродукции картин «Золотая осень»И.Левитана, «Рожь»И.Шишкина

Декабрь

Жанры живописи. Портрет

Знакомство с портретом

Познакомить детей с портретной живописью. Учить внимательно рассматривать  картины, находить характерные особенности  и детали, которые являются частью изображения.

Познавательно-речевая, коммуникативная, музыкальная

Н.Жуков «Андрюша»,

О.Кипренский  «Портрет мальчика Челищева», В.Боровиковский  «Портрет М.И.Лопухиной».

Музыкальное произведение для прослушивания:

В.Моцарт «Маленькая ночная серенада»

Январь

Жанры живописи. Натюрморт

Знакомство с натюрмортом

Познакомить с натюрмортом, вызвать  желание любоваться картинами, вызвать  эмоциональные переживания.

Коммуникативная. Познавательно-речевая

«Натюрморт с самоваром» И.Машкова, «Снедь московская: хлебы» И. Машков, «Букет цветов, бабочка и птичка» Ф.Толстой

Февраль

Знакомство с самарским художником-живописцем

Знакомство  с творчеством самарского художника

Познакомить детей с творчеством  самарского художника, с жанрами  его произведений.

Развивать художественно-эстетическое восприятие произведений живописи.

Экскурсия в художественную мастерскую художника

Живописные картины художника (портрет, пейзаж, натюрморт)

Март

О чем рассказывает жанровая живопись

Знакомство с жанровой живописью

Учить детей воспринимать и улавливать главное в картинах. Учить соотносить увиденное с собственными чувствами  и опытом

Познавательно-речевая

«Дети, бегущие от грозы» К.Маковский, «Сенокос» А.Пластов, «Масленица»  Б.Кустодиев, «Хоккеисты» А.Дайнека

Апрель

Художники-живописцы

Знакомство с творчеством художников В.М.Васнецова, И.Айвазовского,

З.Серебряковой

Познакомить детей с художниками, составляющими золотой фонд русской  культуры. Развивать эстетическое восприятие, наблюдательность.

Познавательно-речевая, коммуникативная, музыкальная

«Три богатыря», «Аленушка» В.М.Васнецова; «Среди волн» И.Айвазовского;

«За завтраком» З.Серебряковой.

Музыкальное произведение для прослушивания: Н.Римский-Корсаков «Море» из оперы «Садко»

Май

Что мы знаем о живописи

Закрепление знаний детей о живописи

Развивать активность зрительного  восприятия.

Приобщать к искусству и художественной деятельности.

Игровая, познавательная, коммуникативная

(викторина)

 

 

 

Репродукции картин художников в жанре  портрет, пейзаж, натюрморт, бытовая  и  сказочно-былинная  живопись


 

 

 

 

 

 


Информация о работе Основные положения и создание проекта «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с и