Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 19:24, курсовая работа
Цель работы – изучить особенности художественного – эстетического развития дошкольника 5-6 лет.
Задачи:
1. рассмотреть особенности развития эстетических способностей детей в дошкольном возрасте;
2. определить условия для создания художественно – эстетического развития;
3. рассмотреть положения художественно эстетического воспитания дошкольников;
4. разработать педагогический проект «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление
с искусством живописи».
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические особенности художественно – эстетического развития и воспитания дошкольников.
1.1. Особенности развития эстетических способностей детей в дошкольном возрасте…………………………………………………………….5
1.2. Условия для создания художественно – эстетического развития………...9
1.3. Анализ программ ДОУ, направленных на художественно - эстетическое развитие детей дошкольного возраста…………………………………………14
Глава 2. Основные положения и создание проекта «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с искусством живописи».
2.1. Положения художественно - эстетического воспитания дошкольников……………………………………………………………………20
2.2. Педагогический проект «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление
с искусством живописи»………………………………………………………...24
Заключение ……………………………………………………………………...35
Список литературы ……………………………………………………………...37
После рассматривания репродукции ответить на вопросы.
В протоколе
полученных данных обследования отмечаются
особенности рассказа, восприятия произведения
(понимание художественного
Обобщаются полученные данные и определяются перспективные линии развития детей:
- в активизации
проявлений эстетического
- в обогащении представлений об эстетических категориях;
- в развитии
эстетического восприятия
Таким образом, развивающая предметная среда ДОУ, координация усилий педагогов, родителей, социума, четкое планирование работы педагогов по ознакомлению старших дошкольников с живописью повысят уровень художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников, что будет способствовать положительному художественно – эстетическому развитию дошкольников.
Заключение
В условиях ситуации начала XXI века - изменения иерархии эстетических и нестабильности нравственных ценностей, художественное воспитание призвано быть гарантом полноценного формирования и сохранения целостности развивающейся личности. В дошкольном возрасте закладывается фундамент её творческого потенциала, её ценностные и эстетические установки. Развитие способности к эстетическому восприятию искусства, равно как и природы, способно дать тот внутренний ориентир (чувство гармонии и меры), который направляет личностное развитие по сбалансированному пути.
Формирование
личности ребенка, воспитание у него
правильного отношения к
Дошкольникам доступны почти
все виды художественной деятельности — составление рассказов,
придумывание стихов, пение, рисование,
лепка. Естественно, они имеют у них большое
своеобразие, которое выражается в наивном,
непосредственном отображении действительности,
в необыкновенной искренности, в вере
в правдивость изображаемого, в отсутствии
заботы о зрителях и слушателях. Уже на
этом этапе происходит развитие художес
Художественное
образование и воспитание средствами
искусства – неотъемлемая часть
достойного образования. «Нельзя растить
полноценного человека без воспитания
в нем чувства прекрасного». В
этих словах Р. Тагора ясно выражена мысль
о нерасторжимости
Но человек может остаться равнодушным к искусству, если с детства его не приобщали к прекрасному.
Духовное развитие человека, включая эстетическое, начинается с раннего детства. Одна из отличительных особенностей ребенка дошкольного возраста – способность эмоционально реагировать на окружающий мир людей, предметов, явлений, произведений искусства, в том числе живописи. Ребенок открывает мир как радостное, прекрасное, полное красок целое.
Исходя
из этого, окружающие ребенка взрослые
(родители и воспитатели) должны объединить
усилия для введения ребенка в
мир искусства как можно
Список литературы
Приложение 1
Месяц |
Тема |
Цель |
Задачи |
Вид деятельности |
Дидактический материал |
Сентябрь |
Рассказы о трех искусствах; живопись |
Знакомство детей с видами изобразительных искусств |
Научить отличать живопись от других видов изобразительных искусств |
Познавательно-речевая |
Репродукции произведений живописи, иллюстрации видов скульптуры, архитектуры |
Октябрь |
Экскурсия в картинную галерею |
Знакомство с музеем и его ролью в жизни общества |
Раскрыть содержание музейной деятельности;
напомнить о правилах поведения
в музее. Учить внимательно |
Коммуникативная, познавательно-речевая |
Произведения живописи |
Ноябрь |
Жанры живописи. Пейзаж |
Знакомство с пейзажем |
Познакомить детей с понятием «пейзаж», его изображением в картине |
Коммуникативная, познавательно-речевая |
Репродукции картин «Золотая осень»И.Левитана, «Рожь»И.Шишкина |
Декабрь |
Жанры живописи. Портрет |
Знакомство с портретом |
Познакомить детей с портретной
живописью. Учить внимательно |
Познавательно-речевая, коммуникативная, музыкальная |
Н.Жуков «Андрюша», О.Кипренский «Портрет мальчика Челищева», В.Боровиковский «Портрет М.И.Лопухиной». Музыкальное произведение для прослушивания: В.Моцарт «Маленькая ночная серенада» |
Январь |
Жанры живописи. Натюрморт |
Знакомство с натюрмортом |
Познакомить с натюрмортом, вызвать желание любоваться картинами, вызвать эмоциональные переживания. |
Коммуникативная. Познавательно-речевая |
«Натюрморт с самоваром» И.Машкова, «Снедь московская: хлебы» И. Машков, «Букет цветов, бабочка и птичка» Ф.Толстой |
Февраль |
Знакомство с самарским |
Знакомство с творчеством самарского художника |
Познакомить детей с творчеством самарского художника, с жанрами его произведений. Развивать художественно-эстетическое восприятие произведений живописи. |
Экскурсия в художественную мастерскую художника |
Живописные картины художника (портрет, пейзаж, натюрморт) |
Март |
О чем рассказывает жанровая живопись |
Знакомство с жанровой живописью |
Учить детей воспринимать и улавливать главное в картинах. Учить соотносить увиденное с собственными чувствами и опытом |
Познавательно-речевая |
«Дети, бегущие от грозы» К.Маковский, «Сенокос» А.Пластов, «Масленица» Б.Кустодиев, «Хоккеисты» А.Дайнека |
Апрель |
Художники-живописцы |
Знакомство с творчеством З.Серебряковой |
Познакомить детей с художниками, составляющими золотой фонд русской культуры. Развивать эстетическое восприятие, наблюдательность. |
Познавательно-речевая, коммуникативная, музыкальная |
«Три богатыря», «Аленушка» В.М.Васнецова; «Среди волн» И.Айвазовского; «За завтраком» З.Серебряковой. Музыкальное произведение для прослушивания: Н.Римский-Корсаков «Море» из оперы «Садко» |
Май |
Что мы знаем о живописи |
Закрепление знаний детей о живописи |
Развивать активность зрительного восприятия. Приобщать к искусству и художественной деятельности. |
Игровая, познавательная, коммуникативная (викторина)
|
Репродукции картин художников в жанре портрет, пейзаж, натюрморт, бытовая и сказочно-былинная живопись |