Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 17:49, реферат
В конце 1980-х гг. среди народов Севера быстро оформилось и стало нарастать  движение за сохранение и возрождение  собственных национальных культур. Оно развивается в разных направлениях, и одно из них – усиленное внимание национальной интеллигенции к богатому культурному наследию предков.
      В 1990 г. в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономном округах впервые были созданы научные лаборатории гуманитарного профиля.
1. ВВЕДЕНИЕ
2. ФОЛКЛОР/ПОСЛОВИЦИ/МИФЫ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ
3. ОТНОШЕНИЕ К ДЕТЯМ
4. ОБРАЗ СЕМЬИ
5. ОБЩЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    ЛИТЕРАТУРА
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
МОЛДАВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК
КАФЕДРА 
ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Реферат
по теме: Особенности народной педагогики этносов Ханты и Манси
  
   
   
  
   
   
   
   
   
   
   
Выполнил студент  
2 курса, гр. 26    
Муравский Валерий  
                              
 
 
 
 
   
   
     
  
  КИШИНЕВ – 2011
СОДЕРЖАНИЕ: 
1. ВВЕДЕНИЕ
2. ФОЛКЛОР/ПОСЛОВИЦИ/МИФЫ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ
3. ОТНОШЕНИЕ К ДЕТЯМ
4. ОБРАЗ СЕМЬИ
5. ОБЩЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    
ЛИТЕРАТУРА 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ 
В конце 1980-х гг. среди народов Севера быстро оформилось и стало нарастать движение за сохранение и возрождение собственных национальных культур. Оно развивается в разных направлениях, и одно из них – усиленное внимание национальной интеллигенции к богатому культурному наследию предков.
В 1990 г. в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономном округах впервые были созданы научные лаборатории гуманитарного профиля.
      Мой 
проэкт основан на научной литературе 
и изданиях по народной  культуре таких 
национальных авторов как Е.И.Ромбандеева 
(манси р.Ляпин); Т.А.Молданов и Т.А.Молданова 
(ханты р.Казым); А.М.Тахтуева (ханты р.Юган); 
Е.А.Немысова (ханты р.Казым); В.Е.Енов (шурышкарские 
ханты) и других. 
У манси не было письменности до 30-х годов XX столетия. Его истории, его прошлое отразилось в фольклоре – в преданиях, сказаниях, героическом эпосе о славных предках, в обычаях и обрядах.
Фольклор народа – это словесный документ. Он отражает историческую истину (иногда в несколько приукрашенном состоянии). Он является историей и летописью для народа, но повествует об исторических событиях без указания точной даты. В нем отражены и контакты между древними этносами, военные события, происходившими с соседними народами. Говорится и о древних миграционных путях предков манси.
      Фольклор 
отражает духовность народа, его мудрый 
ум, национальный дух, его мировоззрение, 
нравы, обычаи, характер и силу. 
      В 
своем проэкте мне хочется показать особенности 
народной педагогики народов ханты и манси, 
отражающиеся в его традициях и фольклоре. 
Предложенные материалы и постановка 
вопроса являются попыткой посмотреть 
и оценить хантыйскую и мансийскую культуры  
еще с одной стороны, не менее интересной 
и перспективной, чем другие.  
ФОЛКЛОР/ПОСЛОВИЦИ/МИФЫ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ
Исследуя фольклорные источники, изучая научную литературу, пришел к следующим выводам:
1 .Фольклор хантов и манси связан с системой верований, с потребностями людей, с их повседневной жизнью.
2. В устном 
народном творчестве хантов и 
манси наблюдается 
У хантов и манси одним из главных механизмов существования культуры является ориентация на образ идеального, совершенного человека. Многочисленны и разнообразны модели совершенной личности: «Добрый молодец», «Храбрый джигит», «Золотые руки» и т.д. У народов Севера идеал человека выражается через Ворнэ - добрую лесную богиню, воплощающую в себе лучшие человеческие качества. В сказках хантов и манси постоянно подчеркивается, что совершенный человек талантлив, добр и справедлив, он бесстрашно борется со злом и побеждает его даже ценой своей гибели. Среди достоинств совершенного человека центральное место занимает трудолюбие, трудовая сноровка. Честь человека, утверждают хантыйские и мансийские сказки, в умении и желании трудиться для людей, и тогда люди тебя признают, назовут мастером. Так признали люди Мыколку из сказки «Мыколкина Кямка»: «День красен солнцем, а Человек - трудом и добром, - тихо проговорил Мыколка. - Волка ноги кормят. Человека - руки. Умные руки дело найдут, а в деле добро обретут» или «Так Мыколка нашел в своем деле добро, которое обещала ему Кулнэ - Женщина Рыба».
Именно в связи с трудовыми умениями хантов и манси возникает мысль о том, что совершенным человеком не рождаются, а становятся. У хантов и манси, как и у других народов Севера, присутствует своя система эстетического воспитания, связанная с трудом. В одной из сказок говорится: «Бабушка Таисья и дедушка Портя, собрав вокруг себя внуков и правнуков, давали в руки каждому нож, кому иголки с нитками, кому красный лоскуток, и внуки вырезали из дерева стрелы, а внучки - узоры».
О содержании сказок 
северян, об их воспитательной функции 
можно судить по названиям: «Каждый 
другом силен», «Умный Сойтын», «Смельчак 
Ядури», «Храбрый Нядыга», «Жадный Глухарь», 
«Гордый олень», «Хитрая лиса». Уроки, 
которые преподносят сказки коренных 
жителей, воистину неоценимы: 
 
1) Будь милостив ко всему живому, бери 
у природы лишь самое необходимое. 
2) Чти заветы предков, трудись в поте лица, 
не отступай перед трудностями. 
3) Не совершай дурных поступков.
«Пословица - цвет народного ума», - считал В.И. Даль. В них ханты и манси отразили моральный облик рыбаков, охотников, оленеводов. «Легким трудом не проживешь, человеком не станешь», «От крика дело не делается», «За ленивое дитя сердце больше болит».
Пословицы мудры, употребляются умно, умело. В загадках и народных песнях тоже не обходится без образа человека:
Ты - глаза мои 
и сердце, 
Ты - печаль моя и счастье, 
Ты учила сына с детства, 
Чтобы жил он с сердцем настежь.  
ОТНОШЕНИЕ К ДЕТЯМ
Ребенок очень рано начинал ощущать и свою роль будущего родителя. У северных хантов считалось, что в новорожденного вселяется душа кого-либо из умерших, и нужно было определить, чья именно. Для этого проводилось гадание: называли поочередно имена умерших родственников и каждый раз поднимали люльку с новорожденным. На каком-то из имен люлька как бы «прилипала», ее не могли поднять. Это было сигналом, что к ребенку «прилипла» душа названного человека, чье имя и получал ребенок. Вместе с именем к нему как бы переходила и родительская функция. Дети умершего человека считались теперь детьми новорожденного. Они называли его мамой или папой, делали подарки и относились как ко взрослому.
Духовный мир 
ребенка формировался под влиянием 
еще одной сильной 
У хантов женщина кормила ребенка грудью до двух—трех лет, а то и позже. На время длительной поездки ему давали сосать беличью лапку либо оленье сухожилие. И в эти, и в последующие годы детям не готовили пищу отдельно, они ели из общего котла. Конечно, им уступали лакомства, например мягкий костный мозг или кожицу с летних рогов оленей — хантыйскую жевательную резинку. Из покупных продуктов дети чаще ели печенье, сгущенное молоко. За столом дети сидели со взрослыми и пользовались той же посудой.
В этом, как и во многом другом, проявлялось стремление приобщить ребенка как можно раньше к настоящей, взрослой жизни. Такая концепция воспитания отражалась и в играх, и в раннем привлечении детей к труду. Игрушками служили в основном миниатюрные копии вещевого набора взрослых: у девочек — игольни-чек, коробочка со швейными принадлежностями, люлечка, у мальчиков — лодочка, лучок со стрелами, фигурки оленей. Детские куклы имели одну особенность — у них не было глаз, носа, рта. Фигурки с чертами лица — это уже изображение духа, который требовал заботы и почестей, а если не получал их, то мог принести владельцу вред. Поэтому старики неодобрительно относились к покупным куклам. Игры детей были нередко уроками труда.
Девочка в два-три года уже умела собрать из бисера браслетик, а мальчик — набросить аркан на любой предмет, напоминающий ему оленя. В шесть лет ребенок мог получить в самостоятельное управление оленью упряжку, набрать за сезон десятки килограммов ягод. С 12 лет девочка умела самостоятельно вести домашнее хозяйство, а мальчик ходил один на охоту.
Все это рушится, 
когда ребенок попадает в школу-интернат 
и его главной работой 
ОБРАЗ СЕМЬИ
Уклад семейной 
жизни был в целом 
Женщина стыдилась показывать волосы и лицо старшему брату мужа и его отцу, поэтому при них низко опускала на лицо платок. Это делалось и в присутствии чужих мужчин. Будучи рядом с ними, она вела себя очень сдержанно, не говорила громко, не смеялась, и только с их уходом женщину как будто подменяли. Мужчины тоже избегали смотреть на нее прямо, а предназначенные ей слова говорили в пространство, как бы безадресно. Входя в помещение, где могла находиться «стыдящаяся» женщина, они предупреждали о себе покашливанием, чтобы та успела закрыться.
В традиционной жизни закрывать лицо платком девочку приучали с детства, но в современных условиях, в школе это, конечно, не делается. Однако, вернувшись в родную среду и выйдя замуж, бывшая школьница снова прячет лицо, так что ее не узнают при встрече бывшие соклассники. Еще один характерный пример. Молодая женщина с высшим образованием, живущая в городе, приезжает к своим братьям-оленеводам. Она старается соблюдать древние обычаи, но нарушает один из них — садится на аркан — и получает замечание от мужчин.
Взаимоотношения 
родственников подчинялись 
ОБЩЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
Владение угодьем означало не частную собственность, а только право пользования. Уважая это право, хант считал чужое угодье неприкосновенным и не позволял себе охотиться там или ловить рыбу. Когда во время охоты зверь перебегал на чужое угодье, то охотник прекращал преследование, если же все-таки убивал зверя, то шкуру отдавал владельцу территории, а мясо брал себе. Даже срубить дерево для долбленой лодки на чужом угодье считалось проступком. Однако в этих нормах обычного права были разумные границы. Голодный человек не только мог наловить себе рыбы на чужом угодье, но даже взять ее из чужой ловушки — правда, лишь столько, чтобы поесть.
Но важнее порядка 
в вещах порядок в обществе. Чум, который 
мы взяли за образец, имеет площадь 30-35 
м2, на ней постоянно живут три семьи - 12 
чел., а летом с гостями - более 20. (Вообще-то 
мы нарушаем хантыйский запрет считать 
людей.) Ни здесь, ни в других жилищах нам 
не приходилось быть свидетелями публичных 
ссор, хотя сложные взаимоотношения между 
людьми, как и везде, бывают. Внутренний 
такт, представление о недопустимости 
вмешательства в дела другой семьи - вот 
на чем держатся мир и гармония. Хозяйка 
одной половины чума никогда не возьмет 
посуду или иную вещь у другой и даже не 
заходит на ту половину. Только дети, и 
то изредка, ходят туда для игр, а основные 
контакты у них - на улице. Находясь в чуме, 
жильцы разных половин обычно обращены 
лицом друг к другу, но здесь не принято 
излишнее любопытство, и потому не ощущаешь 
себя под прицелом чужих глаз. И в то же 
время чувствуется постоянная готовность 
к контакту, ответу на вопрос и к доброй 
шутке. Здесь обычны улыбка и смех, которые 
столь редко появляются на лицах тех же 
людей, когда они оказываются в чужой им 
обстановке или малознакомом обществе. 
Веселье, однако, допустимо только днем. 
После захода солнца, когда смолкает природа, 
нельзя шуметь и людям. В назидание рассказывали 
о случаях нарушения этого правила, когда 
в дом к людям приходили великаны-людоеды 
менквы, сэвсики.