Этнопедагогика Вогулов ПРОЭКТ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 17:49, реферат

Описание работы

В конце 1980-х гг. среди народов Севера быстро оформилось и стало нарастать движение за сохранение и возрождение собственных национальных культур. Оно развивается в разных направлениях, и одно из них – усиленное внимание национальной интеллигенции к богатому культурному наследию предков.
В 1990 г. в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономном округах впервые были созданы научные лаборатории гуманитарного профиля.

Содержание работы

1. ВВЕДЕНИЕ
2. ФОЛКЛОР/ПОСЛОВИЦИ/МИФЫ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ
3. ОТНОШЕНИЕ К ДЕТЯМ
4. ОБРАЗ СЕМЬИ
5. ОБЩЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Этнопедагогика Вогулов ПРОЭКТ.doc

— 58.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ 

МОЛДАВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК 

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

по  теме: Особенности народной педагогики этносов Ханты и Манси 

  
   
   

                        
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                      Выполнил студент  
                      2 курса, гр. 26    
                      Муравский Валерий  

                                                            
 
 
 

 
   
   
     
  
  КИШИНЕВ – 2011

СОДЕРЖАНИЕ: 

1. ВВЕДЕНИЕ

2. ФОЛКЛОР/ПОСЛОВИЦИ/МИФЫ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ

3. ОТНОШЕНИЕ К ДЕТЯМ

4. ОБРАЗ СЕМЬИ

5. ОБЩЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    ЛИТЕРАТУРА 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      В конце 1980-х гг. среди народов Севера быстро оформилось и стало нарастать  движение за сохранение и возрождение  собственных национальных культур. Оно развивается в разных направлениях, и одно из них – усиленное внимание национальной интеллигенции к богатому культурному наследию предков.

      В 1990 г. в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономном округах впервые были созданы научные лаборатории гуманитарного профиля.

      Мой проэкт основан на научной литературе и изданиях по народной  культуре таких национальных авторов как Е.И.Ромбандеева (манси р.Ляпин); Т.А.Молданов и Т.А.Молданова (ханты р.Казым); А.М.Тахтуева (ханты р.Юган); Е.А.Немысова (ханты р.Казым); В.Е.Енов (шурышкарские ханты) и других. 

      У манси не было письменности до 30-х  годов XX столетия. Его истории, его прошлое отразилось в фольклоре – в преданиях, сказаниях, героическом эпосе о славных предках, в обычаях и обрядах.

      Фольклор народа – это словесный документ. Он отражает историческую истину (иногда в несколько приукрашенном состоянии). Он является историей и летописью для народа, но повествует об исторических событиях без указания точной даты. В нем отражены и контакты между древними этносами, военные события, происходившими с соседними народами. Говорится и о древних миграционных  путях предков манси.

      Фольклор  отражает духовность народа, его мудрый ум, национальный дух, его мировоззрение, нравы, обычаи, характер и силу. 

      В своем проэкте мне хочется показать особенности народной педагогики народов ханты и манси, отражающиеся в его традициях и фольклоре. Предложенные материалы и постановка вопроса являются попыткой посмотреть и оценить хантыйскую и мансийскую культуры  еще с одной стороны, не менее интересной и перспективной, чем другие.  

ФОЛКЛОР/ПОСЛОВИЦИ/МИФЫ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ

Исследуя фольклорные  источники, изучая научную литературу,  пришел к следующим выводам:

1 .Фольклор хантов  и манси связан с системой  верований, с потребностями людей, с их повседневной жизнью.

2. В устном  народном творчестве хантов и  манси наблюдается взаимодействие  пяти сфер. Это человек, мир  духов, стихии природы, животный  и растительный мир. Главным  связующим звеном всех пяти  сфер является человек.

У хантов и манси  одним из главных механизмов существования  культуры является ориентация на образ  идеального, совершенного человека. Многочисленны  и разнообразны модели совершенной  личности: «Добрый молодец», «Храбрый джигит», «Золотые руки» и т.д. У  народов Севера идеал человека выражается через Ворнэ - добрую лесную богиню, воплощающую в себе лучшие человеческие качества. В сказках хантов и манси постоянно подчеркивается, что совершенный человек талантлив, добр и справедлив, он бесстрашно борется со злом и побеждает его даже ценой своей гибели. Среди достоинств совершенного человека центральное место занимает трудолюбие, трудовая сноровка. Честь человека, утверждают хантыйские и мансийские сказки, в умении и желании трудиться для людей, и тогда люди тебя признают, назовут мастером. Так признали люди Мыколку из сказки «Мыколкина Кямка»: «День красен солнцем, а Человек - трудом и добром, - тихо проговорил Мыколка. - Волка ноги кормят. Человека - руки. Умные руки дело найдут, а в деле добро обретут» или «Так Мыколка нашел в своем деле добро, которое обещала ему Кулнэ - Женщина Рыба».

Именно в связи  с трудовыми умениями хантов и  манси возникает мысль о том, что совершенным человеком не рождаются, а становятся. У хантов и манси, как и у других народов  Севера, присутствует своя система эстетического воспитания, связанная с трудом. В одной из сказок говорится: «Бабушка Таисья и дедушка Портя, собрав вокруг себя внуков и правнуков, давали в руки каждому нож, кому иголки с нитками, кому красный лоскуток, и внуки вырезали из дерева стрелы, а внучки - узоры».

О содержании сказок северян, об их воспитательной функции  можно судить по названиям: «Каждый  другом силен», «Умный Сойтын», «Смельчак  Ядури», «Храбрый Нядыга», «Жадный Глухарь», «Гордый олень», «Хитрая лиса». Уроки, которые преподносят сказки коренных жителей, воистину неоценимы: 
 
1) Будь милостив ко всему живому, бери у природы лишь самое необходимое. 
2) Чти заветы предков, трудись в поте лица, не отступай перед трудностями. 
3) Не совершай дурных поступков.

«Пословица - цвет народного ума», - считал В.И. Даль. В них ханты и манси отразили моральный облик рыбаков, охотников, оленеводов. «Легким трудом не проживешь, человеком не станешь», «От крика дело не делается», «За ленивое дитя сердце больше болит».

Пословицы мудры, употребляются умно, умело. В загадках и народных песнях тоже не обходится без образа человека:

Ты - глаза мои  и сердце, 
Ты - печаль моя и счастье, 
Ты учила сына с детства, 
Чтобы жил он с сердцем настежь.
 

ОТНОШЕНИЕ К ДЕТЯМ

Ребенок очень  рано начинал ощущать и свою роль будущего родителя. У северных хантов считалось, что в новорожденного вселяется душа кого-либо из умерших, и нужно было определить, чья именно. Для этого проводилось гадание: называли поочередно имена умерших родственников и каждый раз поднимали люльку с новорожденным. На каком-то из имен люлька как бы «прилипала», ее не могли поднять. Это было сигналом, что к ребенку «прилипла» душа названного человека, чье имя и получал ребенок. Вместе с именем к нему как бы переходила и родительская функция. Дети умершего человека считались теперь детьми новорожденного. Они называли его мамой или папой, делали подарки и относились как ко взрослому.

Духовный мир  ребенка формировался под влиянием еще одной сильной привязанности  — к животным, будь то щенок, олененок, прирученная птица или выдра. Он воспринимал их как равных себе и только со временем узнавал, что это существа другого рода и живут они по своим законам. Разъясняли подросшему ребенку и то, что дети бывают только у взрослых, а родителем он считается только в силу старинного обычая. Таким путем у ребенка пробуждали интерес к биологическим и социальным сферам жизни, он осознавал ее многообразие.

У хантов женщина  кормила ребенка грудью до двух—трех  лет, а то и позже. На время длительной поездки ему давали сосать беличью лапку либо оленье сухожилие. И в эти, и в последующие годы детям не готовили пищу отдельно, они ели из общего котла. Конечно, им уступали лакомства, например мягкий костный мозг или кожицу с летних рогов оленей — хантыйскую жевательную резинку. Из покупных продуктов дети чаще ели печенье, сгущенное молоко. За столом дети сидели со взрослыми и пользовались той же посудой.

В этом, как и  во многом другом, проявлялось стремление приобщить ребенка как можно  раньше к настоящей, взрослой жизни. Такая концепция воспитания отражалась и в играх, и в раннем привлечении детей к труду. Игрушками служили в основном миниатюрные копии вещевого набора взрослых: у девочек — игольни-чек, коробочка со швейными принадлежностями, люлечка, у мальчиков — лодочка, лучок со стрелами, фигурки оленей. Детские куклы имели одну особенность — у них не было глаз, носа, рта. Фигурки с чертами лица — это уже изображение духа, который требовал заботы и почестей, а если не получал их, то мог принести владельцу вред. Поэтому старики неодобрительно относились к покупным куклам. Игры детей были нередко уроками труда.

Девочка в два-три  года уже умела собрать из бисера браслетик, а мальчик — набросить аркан на любой предмет, напоминающий ему оленя. В шесть лет ребенок мог получить в самостоятельное управление оленью упряжку, набрать за сезон десятки килограммов ягод. С 12 лет девочка умела самостоятельно вести домашнее хозяйство, а мальчик ходил один на охоту.

Все это рушится, когда ребенок попадает в школу-интернат и его главной работой становится посещение уроков. Он сразу лишается возможности проявлять себя как  самостоятельная творческая личность, его только учат, причем словесно. Дома же он учился больше сам — путем подражания, следования примеру отца или матери. Те относились к нему уважительно, как к равному, а в школе между ним и взрослыми проводится резкая грань. Дети леса и тундры острее, чем поселковые и городские, воспринимают социальное неравенство, ибо им почти не приходилось слышать в семье о зависимости от «начальства». И школьно-интернатская форма означает для них обезличивание. Покрой и узоры домашней одежды — это своего рода удостоверение личности; по ним можно судить о том, с какой реки или какого рода человек. Все это, к сожалению, мало учитывается теми, кто решает судьбы детей народов Севера.  

ОБРАЗ СЕМЬИ

Уклад семейной жизни был в целом патриархальным. Главой считался мужчина, а женщина во многих отношениях подчинялась ему, при этом каждый имел свои обязанности, свою функцию, благодаря чему регулировались межличностные отношения, создавалась гарантия от конфликтов. Бревенчатый дом строил мужчина, а чум из легких шестов воздвигала женщина; рыбу и мясо добывал мужчина, а готовила их на каждый день и впрок женщина; нарты и лыжи изготовлял мужчина, а одежду — женщина. В некоторых сферах существовало и более тонкое разграничение: например, посуду из бересты делала женщина, а из дерева — мужчина; почти всеми приемами орнаментации владела женщина, но штампованные узоры на бересту наносил мужчина. Конечно, распределение обязанностей было не абсолютным.

Женщина стыдилась  показывать волосы и лицо старшему брату мужа и его отцу, поэтому  при них низко опускала на лицо платок. Это делалось и в присутствии чужих мужчин. Будучи рядом с ними, она вела себя очень сдержанно, не говорила громко, не смеялась, и только с их уходом женщину как будто подменяли. Мужчины тоже избегали смотреть на нее прямо, а предназначенные ей слова говорили в пространство, как бы безадресно. Входя в помещение, где могла находиться «стыдящаяся» женщина, они предупреждали о себе покашливанием, чтобы та успела закрыться.

В традиционной жизни закрывать лицо платком  девочку приучали с детства, но в современных условиях, в школе это, конечно, не делается. Однако, вернувшись в родную среду и выйдя замуж, бывшая школьница снова прячет лицо, так что ее не узнают при встрече бывшие соклассники. Еще один характерный пример. Молодая женщина с высшим образованием, живущая в городе, приезжает к своим братьям-оленеводам. Она старается соблюдать древние обычаи, но нарушает один из них — садится на аркан — и получает замечание от мужчин.

Взаимоотношения родственников подчинялись этическим  установкам, сложившимся в течение веков. Основные из них — почитание старших и забота о младших, беззащитных. Было не принято возражать родителям, даже если те бывали не правы. Не повышали голос и уж тем более не поднимали руку на ребенка. Обращаясь друг к другу или говоря об отсутствующем, пользовались чаще не именами, а терминами родства. 

ОБЩЕСТВЕННОЕ  ВОСПИТАНИЕ

Владение угодьем  означало не частную собственность, а только право пользования. Уважая это право, хант считал чужое угодье неприкосновенным и не позволял себе охотиться там или ловить рыбу. Когда во время охоты зверь перебегал на чужое угодье, то охотник прекращал преследование, если же все-таки убивал зверя, то шкуру отдавал владельцу территории, а мясо брал себе. Даже срубить дерево для долбленой лодки на чужом угодье считалось проступком. Однако в этих нормах обычного права были разумные границы. Голодный человек не только мог наловить себе рыбы на чужом угодье, но даже взять ее из чужой ловушки — правда, лишь столько, чтобы поесть.

Но важнее порядка в вещах порядок в обществе. Чум, который мы взяли за образец, имеет площадь 30-35 м2, на ней постоянно живут три семьи - 12 чел., а летом с гостями - более 20. (Вообще-то мы нарушаем хантыйский запрет считать людей.) Ни здесь, ни в других жилищах нам не приходилось быть свидетелями публичных ссор, хотя сложные взаимоотношения между людьми, как и везде, бывают. Внутренний такт, представление о недопустимости вмешательства в дела другой семьи - вот на чем держатся мир и гармония. Хозяйка одной половины чума никогда не возьмет посуду или иную вещь у другой и даже не заходит на ту половину. Только дети, и то изредка, ходят туда для игр, а основные контакты у них - на улице. Находясь в чуме, жильцы разных половин обычно обращены лицом друг к другу, но здесь не принято излишнее любопытство, и потому не ощущаешь себя под прицелом чужих глаз. И в то же время чувствуется постоянная готовность к контакту, ответу на вопрос и к доброй шутке. Здесь обычны улыбка и смех, которые столь редко появляются на лицах тех же людей, когда они оказываются в чужой им обстановке или малознакомом обществе. Веселье, однако, допустимо только днем. После захода солнца, когда смолкает природа, нельзя шуметь и людям. В назидание рассказывали о случаях нарушения этого правила, когда в дом к людям приходили великаны-людоеды менквы, сэвсики. 

Информация о работе Этнопедагогика Вогулов ПРОЭКТ