Этнокультурная направленность образования и воспитания в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 00:24, контрольная работа

Описание работы

В последние годы в педагогической теории и практике сформировалось новое направление - этнокультурное образование. Изучение концепций этнокультурного образования, принятых в бывших союзных и автономных республиках, показывает, что большое значение уделяется изучению и сохранению родного языка, созданию национального культурного пространства. Эта тенденция в отдельных регионах страны отмечается и исследователями (А.Б. Афанасьева, А. Ю. Белогуров, Г. С. Денисова, Т. К. Солодухина и др.).

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….3
2. Основа этнокультурного образования…………………………………………... 4
3. Мировоззренческие проблемы…………………………………………………… 8
4. Заключение…………………………………………………………………………13
5. Список литературы……………………………………………………………….. 14

Файлы: 1 файл

Этнокультурная направленность учебно.doc

— 81.00 Кб (Скачать файл)

Этнопедагогическая работа по проблеме “Человек и природа в народной культуре” дает фундамент и для глубокого изучения художественного языка самых разных видов искусства (изобразительного, музыкального, словесно-поэтического) в конечном счете всегда находится смысловое ядро, рожденное человеческим восприятием природы. Таким образом, мы можем убедительно показать детям первичность, онтологичность системы художественных средств народной культуры и их системообразующую роль для чрезвычайно развитых художественных языков авторского, профессионального искусства в древности, средневековье, в новом и даже новейшем времени.

 

 

9

ВТОРАЯ ПРОБЛЕМА — ЧЕЛОВЕК И СЕМЬЯ. В рамках этнокультурного компонента содержания образования она раскрывается в ходе освоения целостной системы традиционных семейных обрядов и обычаев, сопровождающих каждого человека в течение жизни: обряды и обычаи рождения человека и вхождения в человеческое общество; система традиционного воспитания; свадебные обряды и обычаи; духовный строй семейной жизни; обряды и обычаи, связанные с кончиной и поминовением человека. Целостность этой системы состоит в том, что она содержит в себе народный взгляд на смысл индивидуальной жизни человека в контексте извечных и очень схожих у разных народов духовных ценностей нравственного, философского порядка: ценность материнства, отцовства, детства; трудолюбие, взаимопомощь, милосердие, сострадание, взаимовыручка; мудрость и спокойствие старости, органическая необходимость духовной преемственности поколений в семье как залог продуктивного существования и развития народа. Перечисленные семейные, “домашние” ценности и есть основа ритмичной, природосообразной жизни человека, основа ДОМА как материального и духовного фундамента семьи. При этом, обращаясь к изучению ценностей семейной культуры, нам надо помнить, что у греческого слова “ойкос” — “дом” и у термина экология один, общий корень.

Этнопедагогическая работа по проблеме “Человек и семья в народной культуре” дает мощный фундамент для духовно-нравственного воспитания детей. Ведь каждый из них в будущем встанет перед проблемой построения собственной семьи, станет отцом или матерью, продолжая тем самым жизнь своего народа новыми его ветвями-поколениями. Освоение детьми народной жизненной философии, народного понимания смысла существования человека на земле дает фундамент для глубокого изучения русской классической литературы, таких ее титанов мирового уровня, как Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, Н.С. Лесков и др. По моему глубокому убеждению, без знания духовного смысла семейно-обрядовой традиции народа невозможно и безнравственно строить школьные курсы такого типа,

как, например, “Этика и психология семейной жизни”, не говоря уже о курсах сексуального воспитания, которые, будучи построены без знания традиционной психологии и философии взаимоотношений разных половозрастных групп, становятся курсами воспитания и оправдания безнравственности и бездуховности. Таким образом, работая по проблеме “Человек и семья в народной культуре”, мы имеем возможность убедительно показать детям универсальность, абсолютность сущностных координат человеческого бытия (жизнь—смерть, молодость— старость, добро — зло и т. д.), продемонстрировать устойчивость нравственной нормы и привлекательность этого качества народной культуры, необходимость этой устойчивости для жизни и человека, и народа.

 

10

ТРЕТЬЯ ПРОБЛЕМА — ЧЕЛОВЕК И ИСТОРИЯ. В рамках этнокультуропогического образования она раскрывается по ходу освоения достижений народа в динамике историко-культурных этапов его жизни: изучение эпоса в тесной связи с книжной словесностью. Для русской культуры это былины, исторические песни, предания, сказания, летописи, жития святых — все это произведения, в которых содержится народная оценка своей истории. Чрезвычайно важно для решения проблемы “Человек и история” изучение особенностей архитектуры как целостной художественной системы, зримо выявляющей народную философию; изучение многообразия локальных художественных ремесел, промысловых традиций, разных форм народного искусства, представляющих многообразие исторических связей русского народа с народами России и мира, с профессиональным искусством. В результате изучения этого материала Человек предстает как СУБЪЕКТ ИСТОРИИ, как носитель этнического и национального сознания, создающий в ходе истории народа его материальные и духовные ценности; а история народа — как процесс и результат преемственной межпоколенной связи полноценных носителей национального сознания, связи, которая обеспечивает воспроизводство и непрерывность развития народа как самоценного субъекта, выполняющего свою неповторимую роль в непрерывной истории полиэтнической страны и мира. Проблема “Человек и история” также может быть осмыслена в понятиях экологии: человек есть связующее звено в цепи поколений определенного народа; а каждый народ занимает и должен занимать свое место, свою экологическую и культуротворческую нишу в нашем общем большом доме — на Земле.

Этнопедагогическая работа в школе по проблеме “Человек и история, родная земля в народной культуре” есть фундамент практически всех дисциплин гуманитарно-эстетического цикла: собственно истории, граждановедения, обществознания, литературы, изобразительного и музыкального искусства и в целом изучения мировой художественной культуры. В результате дети смогут не отвлеченно, умозрительно “выучить” историю своего народа для получения оценки, а через народную эмоциональную оценку представить

себе основные этапы формирования феномена “родная земля” в его вариативных пространственно-временных координатах (древний период, средние века, новое время, современность); в ярких явлениях народной художественной культуры познакомиться с основными культурно-историческими и этноконтактными зонами России, формирующимися в ходе ее истории: Древний Киев, Новгород Великий, Москва, Петербург; Северо-Запад России, Поволжье, Урал, Сибирь, Дальний Восток; воспринять как духовно близкие образы легендарных и исторических деятелей, внесших вклад в формирование национального характера. Это былинные герои, создатели государственности, духовные вожди, знаменитые земляки. Но самое главное, учащиеся смогут дать нравственно-эстетическую оценку

11

понятию “отечество”; деятельности своих соотечественников; смогут соотнести особенности своего характера и понимания жизни с характером и пониманием жизни своих знаменитых соотечественников и земляков в прошлом и настоящем.

В итоге работы над тремя обозначенными мировоззренческими проблемами для каждого возможно осмысленно поставить и решить вопрос о месте человека в сферах природы, семьи, в истории своего Отечества с точки зрения традиционной культуры и осознанно выбрать собственную позицию по отношению к сферам природы и общества, наиболее перспективную с точки зрения современного гражданина — носителя определенного национального сознания.

Эта принципиальная схема разработана на основе русской традиционной культуры, но, естественно, может быть наполнена конкретным материалом традиционной культуры любого народа России в зависимости от региона, от конкретной этнокультурной ситуации; материал разных традиционных культур региона может быть представлен в сопоставлении друг с другом.

Методический путь сопоставления материала традиционных культур разных народов конкретно и предметно представлен как в учебниках для детей, так и в книгах для учителя. Эти пособия сейчас начали планомерно выходить в издательстве “Дрофа” (4). Представилось важным начать с выпуска учебных пособий для начальной школы как определяющего звена общего образования, где ребенок уже целенаправленно работает с учебником. В этом состоит отличие начального этапа обучения в школе от предшествующего, фундаментального, звена — подсистемы дошкольного воспитания, где работа с материалом традиционной культуры впрямую с учебником не связана и обладает значительным своеобразием в связи с особенностями детей дошкольного возраста.

Учебники и книги для учителя идут под общим названием: “Введение в народоведение Родная земля”. В тексте учебников идеальный и предметный мир традиционной культуры выстраивается таким образом, чтобы и ребенок, и учитель сопоставляли конкретные факты русской культуры с соответствующими фактами культур других народов России и мира. Система

заданий в учебниках для детей и постоянная рубрика “Региональный компонент” в книге для учителя целенаправленно ведут ребенка и учителя к постоянному, систематическому сопоставлению каждого конкретного факта конкретной темы с конкретными фактами современной и традиционной культуры народов того края, в котором живут и учатся дети.

И вот тут возникает важнейшая проблема, решить которую можно только совместными объединенными усилиями ученых, работающих над исследованиями традиционной культуры коренных и переселенческих этносов в конкретных регионах, областях России, и специалистами педагогических вузов, лабораторий, ВНИКов. Это проблема региональной

12

корректировки как курса “Введение в народоведение”, так и двух других проектов. Конечно, отдельный творческий учитель, специально заинтересованный народной культурой своего края, может и сам начать такую корректировку, особенно в сельской школе. Но безусловно, любой учитель массовой школы нуждается в помощи местных ученых, которые бы создали серию книг и пособий по духовной и материальной культуре народов края. Активизировалась такая деятельность в Ивановской, Архангельской, Шуйской, Кировской, Свердловской, Ярославской и многих других областях России. Однако дополнительно к таким изданиям требуется и создание либо регионального варианта общефедерального учебника, либо разработка peгиональной рабочей тетради, дополняющей единый федеральный учебник.

Другая важнейшая проблема, от которой реально зависит, быть или не быть курсу в системе начальной школы стабильно, а не факультативно, как сейчас. Это проблема конкретной, в предметной, детально разработанной интеграции курса “Введение в народоведение” как стержневого практически со всеми дисциплинами начальной школы: родным языком и развитием речи, словесностью, природоведением и широким изучением окружающего мира, занятиями музыкой, изобразительным искусством, хореографией, с трудовым и физическим воспитанием. Содержание курса органично входит в эти дисциплины, становится исходным материалом, на основе которого учителя решают специальные задачи начальной школы — обучение письму, грамоте, чтению и т. д. Тем не менее наряду со стихийными опытами требуется реализация того механизма интеграции, который уже заложен в учебниках курса “Введение в народоведение”. Тут непочатый край работы как для педагогов-практиков, так и для педагогов-теоретиков, которые должны работать в тесном контакте со специалистами в области народной музыки, хореографии, прикладного, изобразительного искусства, с учеными-культурологами, этнологами, фольклористами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

Заключение

Если удастся выстроить такую работу по двум направлениям — региональной корректировки всех трех проектов и интеграции с дисциплинами начальной школы курса “Введение в народоведение”, то комплексное освоение народной культуры станет действительно и стабильным основанием всей системы обучения и воспитания в детском саду и в начальной школе, даст прочную основу стационарной школьной дисциплине “Мировая художественная культура”, поможет разумно, логично соединить классную и внеклассную работу, школьную и внешкольную деятельность детей, системно объединит усилия семьи и школы в воспитании граждан Отечества, единого для всех нарсудов России. Комплексное освоение ценностей традиционной отечественной культуры в системе общего образования по трем предложенным образовательно-воспитательным проектам поможет нам осмыслить свое прошлое, чтобы понять настоящее и осознанно выстроить перспективу будущего России и ее народов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

Литература:

1. Журнал “Дошкольное воспитание”  с 10-го номера за 1997 год и в  ряде номеров за 1998 год.

2. Сборники: “Программы общеобразовательных  учреждений. Начальная школа”. (1—3); (1—4). М.: Просвещение, 1994; То же. 2-е  изд. — М.: Просвещение, 1996; 3-е изд. — М.: Просвещение, 1998; “Программно-методические материалы. Природоведение. Начальная школа”. М.: Издательский дом “ Дрофа”, 1998.

3. “Программы общеобразовательных  учреждений. Мировая художественная  культура”. М.: Просвещение, 1995.

 


Информация о работе Этнокультурная направленность образования и воспитания в РФ