Этапы становления и особенности развития этнопедагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 17:55, реферат

Описание работы

Первые элементы этнопедагогического знания зародились в период образования начальной этнической общности — племени. На протяжении истории развития человеческого общества этнопедагогическое знание постоянно развивалось, пополняясь новыми элементами. Некоторые исследователи не проводят четкой границы между этнопедагогикой и народной педагогикой и зачастую, описывая традиционный народный воспитательный опыт, используют термин "этнопедагогика".

Файлы: 1 файл

Реферат этнопедагогика.docx

— 30.49 Кб (Скачать файл)

В целом можно сказать, что российскими учеными дореволюционного периода, и в особенности К.Д. Ушинским, были разработаны основные теоретические положения этнопедагогики, определены главные направления и средства использования богатейшего наследил народной педагогики в воспитательном прогрессе учреждений системы образования.

После свержения монархии в России в феврале 1917 г. в основу внутригосударственного деления был положен этнический принцип. "Национальная государственность", "национальное строительство" провозглашались как важнейшее достижение новой этнической политики. Образовательная политика "нерусских народов" в 1920—1930-х гг. предполагала учет этнической культуры обучаемых. В связи с этим в системе народного просвещения была выделена самостоятельная категория учебных заведений — национальные школы. Становлению этнопедагогики как области научно-педагогического знания в этот период способствовали работы Г.С. Виноградова, И.Я. Позднеева и др. [3].

Новый этап национальной политики в СССР начался с принятия в 1936 г. "сталинской" Конституции. Вместо учета национальной специфики как в административно-территориальном делении, так и в отношении этнических культур проявляется тенденция унификации.

В 1950—1960-е гг. в связи с ослаблением жесткого централизованного управления и расширением прав республик, в силу решений XX съезда КПСС о массовой реабилитации, в том числе и репрессированных народов, возобновляется интерес к различным аспектам традиционных народных культур. В этот период Б.А. Александров, В.Х. Арутюнян, В.Ф. Афанасьев, К.Ш. Ахияров, А.Ш. Гашимов, Я.И. Ханбиков, А.Ф. Хантибидзе и другие ученые активно исследуют различные аспекты народной педагогики. При этом русская народная культура используется в качестве основы развития национальных культур многочисленных этносов Советского Союза.

Большой вклад в развитие этнопедагогики внес известный чувашский ученый Г.Н. Волков. Он впервые в педагогической литературе применил термин "этнопедагогика". Его научные труды послужили основой для создания концепции этнопедагогики. Сегодня Геннадий Никандрович — наиболее авторитетный ученый в этой области знаний.

В становлении этнопедагогики как науки следует отметить и заслуги В.А. Сухомлинского. Он определил народную педагогику как средство обновления и совершенствования своей учебно-воспитательной работы с детьми; охарактеризовал школу как "колыбель народа", "народный очаг воспитания", "важнейший центр духовной жизни народа"; разработал разнообразные и самобытные формы работы на основе украинской народной педагогики (Сад матери, праздник бабушки и дедушки, комната сказки, уголок мечты и др.); доказал, что школа лишь тогда школа, когда главный предмет в ней человековедение; определил главнейшую задачу школы — формирование у детей и подростков убеждений в высоком назначении человека, в том, что он частица бессмертного народа; подчеркнул — учебные заведения должны воссоздать в каждом поколении философию родного народа, его широкий и оригинальный взгляд на мир, национальную психологию и характер, самобытную культуру, тесные духовные связи с другими народами; особо отметил, что народоведческий подход в учебно-воспитательном процессе позволяет добиваться глубокого познания учащимися важнейших источников, питающих любовь к родной земле, Родине; определил источники народного патриотизма в современном понимании: материнская, отцовская любовь, колыбельная песня и родной язык, картины родной природы (склоненная над прудом ветка, высокий пирамидальный тополь, песни соловья и др.), требующее труда отцовское плодородное поле, история родного народа; мир наших предков, исторические судьбы других народов и т.д.; разработал оригинальные формы внедрения творческих традиций народа в современную воспитательную практику (театр сказки, кукольный театр, сочинение сказок и т.д.); показал роль семьи, матери в формировании личности ребенка, постижении им мира прекрасного.

С середины 1970-х вплоть до 1990 г. в этнопедагогических исследованиях обозначились две тенденции: 1) этнопедагогика должна изучать и использовать в учебном процессе традиционную народную педагогическую культуру; 2) этнопедагогика — это основа, на которой должен строиться учебно-воспитательный процесс всех учреждений системы образования, направленный на овладение ценностями национальной и мировой культуры. В связи с тем, что основным языком обучения в эти годы был русский, перед системой образования национальных республик ставились задачи восстановления статуса родного языка и построения общего образования с учетом этнической специфики традиционной культуры коренных этносов. В образовательной политике этого периода четко обозначилась тенденция трансформации школы из унитарной по содержанию образования в двуязычную и поликультурную с приоритетом родного языка и национальной культуры.

После распада СССР в бывших союзных республиках произошел резкий переход к обучению на родном языке. Изучение традиционной этнической культуры коренных народов было объявлено первоочередной и главнейшей задачей. В связи с этим резко увеличился удельный вес исследований национальных традиционных педагогических культур. Но начиная с 1996 г. наблюдается спад научных интересов к проблемам этнопедагогики [4]. В какой-то мере сказалось то, что элиты стран СНГ осознали объективную необходимость в интеграции с Россией, исходя из своих национальных интересов, а не в размежевании с ней.

В России на рубеже XX—XXI вв. в исследованиях по проблемам этнопедагогики особое внимание уделяется трансляции родной культуры, формированию национального характера и национального самосознания, определению этнического образования как открытой педагогической системы, выводящей носителей традиционной этнической культуры к общероссийской и мировой. При этом русская культура объективно остается для российских этносов единственным посредником с мировой культурой. В соответствующих научных работах преимущество отдается разработке таких аспектов: теория и практика семейной этнопедагогики народов России (Б.Ш. Алиева, Р.А. Алихонова, А.А. Григорьева, И.С. Портнягин, Э.И. Сокольникова и др.); этнопедагогическая подготовка учителей, преподавателей различных типов учебных заведений (Т.В. Анисенкова, Л.С. Берсенева, Т.В. Давыдова, А.Н. Яковлева и др.); этнопедагогическая культура народов России (М.Ю. Айбазова, С.П. Беловолова, В.А. Николаев и др.); разнообразные аспекты построения образования на этнокультурной основе разных народов (Д.М. Вердиев, М.Е. Ержанов) и др.

Преимущественное количество диссертационных изысканий составляют исследования проблем традиционного семейного воспитания. На современном этапе, в условиях сохраняющейся межнациональной нестабильности и возможного обострения межнациональных конфликтов особую актуальность приобретают проблемы разработки научно-методологического и методического содержания общего образования на этнокультурной и биокультурной основе, опирающегося, с одной стороны, на общечеловеческие ценности, а с другой — на национально-культурные и регионально-этнические традиции.

В регионах через возрождение народных традиций, обычаев стремятся формировать у подростков и молодежи принципы духовности, ориентировать их на усвоение общечеловеческих ценностей: мир, природу красоту, гуманность и т.п. Но эта работа все еще носит бессистемный, эпизодический характер и полностью зависит от инициативы и творческого потенциала руководителей учреждений системы образования. Оптимальное решение этих проблем во многом зависит от качества научных исследований и понимания, что глубинный смысл этнопедагогических знаний не в разъединении, а напротив, в единении российских народов, в преодолении межнациональных противоречий.

 

Список литературы

 

1. Волков Т.Н. Этнопедагогика. 2004.

2. Конфуций И. Антология гуманной  педагогики / Сост. В.В. Малявин. М., 1996.

3. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск, 1926.

4. Загузов Н.И. Докторские исследования по педагогике и психологии (1937—1999 годы). 3-е изд., испр. и доп. М., 2000.

 


Информация о работе Этапы становления и особенности развития этнопедагогики