Эстетическое воспитание в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования. Изучение теоретических основ эстетического воспитания.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания школьников.
2. Проанализировать состояние эстетического воспитания в современных учебных заведениях.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Сущность эстетического воспитания 6
1. Роль эстетического воспитания в развитии личности 6
2. Задачи эстетического воспитания. Система эстетического воспитания 12
Глава II. Искусство как средство эстетического воспитания 15
1. Эстетическая сущность искусства 15
2. Реализация эстетического воспитания средствами искусства на уроках художественного цикла (музыки, изобразительного искусства, литературы) 17
Практическая часть 23
Приложение 25
Заключение 39
Литература 41

Файлы: 1 файл

Маланьина И.Г. Эстетическое воспитание в современном обществе.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

Кузбасская государственная  педагогическая академия

Кафедра теории и методики профессионального образования

 

 

 

Курсовая работа

 

 

Эстетическое  воспитание учащихся

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка ФМФ

II курса, 2 группы

Маланьина И. Г.

 

 

 

Научный  руководитель:

канд. пед. наук,

доцент Елизарова Л. П.

 

 

 

 

г. Новокузнецк, 2009

Оглавление

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность  исследования.

Страстей порывы утихают,

Страстей мятежные мечты

Передо мной не затмевают

Законов вечной красоты;

А. С. Пушкин

 

      "Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в  наших  взрослых  руках.  Какими  мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И  не  только  они.  Таким будет и общество через 30  -  40  лет, общество,  построенное ими по  тем представлениям, которые мы у них создадим".

      Эти  слова Б.М. Неменского говорят  о том, что школа решает,  что  будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться,  а что презирать люди через 30 -  40  лет.  Это  теснейшим  образом  связано  с мировоззрением будущего общества. Формирование же  любого  мировоззрения  не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды.  Без эстетического  отношения  мировоззрение  не  может  быть  подлинно  цельным, способным объективно и  во  всей  полноте  охватить  действительность.  "Как невозможно  себе  представить  человеческое   общество   без   истории   его культурного и художественного развития, точно так же невозможно  представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов".

      В последние  годы возросло  внимание  к   проблемам  теории  и  практики эстетического воспитания как важнейшему средству  формирования  отношения  к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е.  как

средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой  личности.

      А формировать  личность и  эстетическую  культуру,  -  отмечают  многие

писатели, педагоги, деятели  культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский), - особенно важно в наиболее благоприятном для этого  школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей  создает в   ребенке   особые   эмоционально   психические   состояния,    возбуждает непосредственный интерес  к  жизни,  обостряет  любознательность,  развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

      Научить  видеть прекрасное вокруг себя, в  окружающей  действительности призвана система  эстетического  воспитания.  Для  того  чтобы  эта  система воздействовала на  ребенка  наиболее  эффективно  и  достигала  поставленной цели,  Б.М.   Неменский   выделил   следующую   ее   особенность:   "Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего единой, объединяющей  все

предметы, все внеклассные  занятия, всю  общественную  жизнь  школьника,  где

каждый  предмет,  каждый  вид  занятия  имеет  свою  четкую  задачу  в  деле формирования эстетической культуры и личности школьника" .

      Но у  всякой системы есть стержень, основа, на которую  она  опирается.

Такой  основой  в  системе  эстетического  воспитания   мы   можем   считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино,  театр  и другие виды художественного творчества. Повод для этого нам дали еще Платон

и Гегель. На основании  их взглядов стало аксиомой,  что  искусство  является главным  содержанием  эстетики  как  науки,  и  что  красота  есть  основное эстетическое явление. Искусство заключает в себе  большой потенциал для развития личности.

      Из всего  вышесказанного, можно предположить,  что,  приобщая  младшего

школьника к  богатейшему  опыту  человечества,  накопленному  в  искусствах,

можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне  развитого

современного человека.

Проблема исследования. Непонимание подрастающим поколением важности эстетического воспитания определяет следующую проблему исследования: каковы особенности эстетического воспитания, обеспечивающие формирование потребности человека в прекрасном, помогающее ему понимать и чувствовать его?

Тема исследования. Эстетическое воспитание учащихся.

Цель исследования. Изучение теоретических основ эстетического воспитания.

Объект исследования. Процесс эстетического воспитания школьников.

Предмет исследования. Особенности эстетического воспитания.

Задачи исследования:

1.  Изучить и проанализировать   литературу   по   проблеме эстетического  воспитания    школьников. 

2. Проанализировать состояние эстетического воспитания в современных учебных заведениях.

Гипотеза исследования: Создание условий для эстетического развития школьников будет способствовать повышению уровня эстетической культуры.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение, анкетирование, беседы.

Методологическая основа исследования: культурологический подход – это методологический подход, рассматривающий явление или событие с позиции формирования субъекта общества и его особенностей социального взаимодействия в определенной культуре с её механизмами, принципами и нормами [6].

 

Глава I. Сущность эстетического воспитания

1. Роль эстетического  воспитания в развитии личности

 

Понятие эстетического  воспитания органически связано  с термином эстетика, обозначающим науку о прекрасном. Само слово  эстетика происходит от греческого aisthesis, что в переводе на русский означает ощущение, чувство. Поэтому в общем плане эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. Но в эстетике это прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительности в сознании и чувствах человека, с его способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его. В этом смысле сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, на выработку эстетических понятий, вкусов и идеалов, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства.

Поскольку эстетическое воспитание осуществляется с помощью  искусства, его содержание должно охватывать изучение и приобщение учащихся к  различным видам и жанрам искусства  – к литературе, музыке, изобразительному искусству. Существенной стороной эстетического воспитания является также познание прекрасного в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении человека.

Важнейшим элементом  содержания эстетического воспитания является развитие у учащихся художественных восприятий. Эти восприятия должны охватывать широкую сферу эстетических явлений. В частности, необходимо научить школьников воспринимать прекрасное в различных видах искусства, природе, окружающей жизни и поведении людей [14].

Существенным компонентом  эстетического воспитания является овладение знаниями, связанными с пониманием искусства и умением выражать свои взгляды по вопросам художественного отражения действительности. С этим связано формирование у учащихся представлений и понятий о специфике отражения этой действительности в различных видах и жанрах искусства,  впоследствии вырабатывается умение анализировать содержание и нравственно-эстетическую направленность искусства.

Большое место в содержании эстетического воспитания занимает формирование у учащихся художественного вкуса, связанного с восприятием и переживанием прекрасного. Нужно научить школьников чувствовать красоту и гармонию подлинного произведения искусства, проявлять художественную взыскательность, а также стремление к повышению культуры поведения.

Важным содержательным компонентом эстетического воспитания является приобщение учащихся к художественному творчеству, развитие их склонностей и способностей к музыке, изобразительному искусству и литературе. Л. Н. Толстой высказал предположение о том, что у каждого ребенка есть разнообразные потребности в художественном творчестве, которые необходимо развивать и использовать в целях воспитания [14].

Одной из истинных человеческих потребностей является потребность  в красоте как естественное стремление человека к гармонии, целостности, равновесию и порядку. О том, что это именно жизненная потребность человека, говорят результаты исследований антропологов, установивших, что на определенной стадии развития человеческого мозга ему просто необходимы были эстетические впечатления и переживания, которые способствовали оформлению у человека целостного восприятия, как мира, так и себя самого. Зная воспитательное, образовательное, развивающее действие эстетических впечатлений, мудрецы с давних времен советовали окружать рост ребенка красотою и добром, рост юноши — красотой и физическим развитием, рост молодежи — красотой и учением. Красота должна присутствовать на всех этапах становления личности, способствуя ее гармоническому развитию и совершенствованию. И действительно, красота, наряду с истиной и добром, неизменно выступает в составе исходной триады ценностей, представляющей фундаментальные основания бытия.

Такой же исходной и истинной является потребность человека в  творчестве, самовыражении, утверждении  себя в мире посредством внесения в него нового, созданного им. Именно творческая позиция обеспечивает человеку устойчивость его существования, ибо дает возможность адекватно и своевременно реагировать на все новые ситуации постоянно меняющегося мира. Творчество — свободная деятельность, к которой человека нельзя принудить: он может творить только в силу внутренней потребности к творчеству, внутреннего побуждения, которое и выступает более действенным фактором, чей любое внешнее давление или принуждение.

Здесь обнаруживается, что  многие из истинных потребностей человека либо имеют эстетическую природу, либо включают в себя необходимый эстетический компонент. Действительно, в плане возвращения человека к истинной своей природе, к истинному бытию, к осознанию действительных своих потребностей не последнее место принадлежит эстетической культуре и ведущим к ней (хотя и не обеспечивающим ее с необходимостью) эстетическому образованию и эстетическому воспитанию. Эстетическое отношение к миру всегда существовало как всеохватывающее, универсальное и сугубо человеческое поведение, а эстетическая оценка — самая целостная, как бы завершающая восприятие предмета в полноте его данности и связи с окружением [9].

Эстетическое воспитание и образование не только открывают  душу человека навстречу звукам, краскам, формам мира, но и в целом способствуют более полному, более связному и глубокому пониманию мира и более гармоничному, всестороннему раскрытию себя. Это способствует и развитию творческого мышления, расширяет возможности в поиске и нахождении новых путей, новых решений, в том числе в сфере науки, производства, экономики.

Задачи развития общества выдвигают новые, возросшие требования к человеку как главному элементу производительных сил общества, означая  необходимость всестороннего развития самого человека, качественного содержания и количественной отдачи его сил и возможностей. Общество все больше начинает осознавать, что главное его богатство — человек, а еще точнее — творческая личность. Воспитать творческую личность, т.е. сформировать контекст, условия и установку на творчество, с одной стороны, и потребность и побуждение к творчеству, с другой, нельзя без специальных усилий общества, без соответствующей политики, направленной на эту культурную цель. Чрезвычайно важная роль здесь принадлежит программе эстетического воспитания и развития, которые являются одним из важнейших средств качественного совершенствования человеческой природы.

Эстетическое воспитание как бы пересоздает личность, по-новому структурируя душу и эстетизируя  мировоззрение, в то же время становясь заключающим звеном формирования личности, ”суммирующим” ее, объединяющим в единую целостность. Становясь сам субъектом культуры, человек проявляется при этом во всей полноте, многогранности, неповторимости своей личности. Именно в многообразии личностей и богатстве их творческих позиций — залог развития общества, залог здоровья человечества как биологического вида [11].

Насколько естественной и истинной является потребность  человека в красоте, настолько же естественна и истинна его  потребность в творчестве, творческом самовыражении, самореализации. Кроме того, только творческое поведение в нашем изменчивом мире и может считаться подлинно адекватным поведением, обеспечивая человеку возможность адаптации к новым реалиям бытия.

Роль эстетического  воспитания в формировании творческой позиции состоит в том, что оно не только способствует развитию чувств, оформлению человеческой чувственности и ее обогащению, но и просвещает, обосновывает — рационально и эмоционально — необходимость творческого отношения к миру. Именно эстетическое воспитание показывает роль эстетических чувств в формировании картины мира и развивает эти чувства. Действительно, современная жизнь с ее перегрузками, тип современного опыта приводят к снижению сенсорных способностей, что влияет на качество восприятия, его остроту и свежесть. Кроме того, ставшая продуктом предшествующего технического развития общества и характерная для многих сфер деятельности гипертрофия интеллекта, акцентуация рациональности приводят к потере многих чувствовательно - эстетических способностей; с другой стороны, отмирание последних обедняет интеллект, делает его механистичным, одномерным, что неизбежно приводит к снижению творческого потенциала мышления. Истинное творчество не может быть порождено только сухим расчетом, автоматизмом рациональных операций. Для реализации творческих возможностей необходима живость мыслительных ассоциаций, нестандартность логических ходов, инициативность воображения, чего, как известно, лишены разумные электронно-вычислительные машины. Английский ученый Г.Осборн пишет, например, о том, что художественные впечатления повышают живость ума, интенсифицируют опыт, насыщая его глубиной личного понимания, ибо развивают и саму сферу чувств. Снижение эмоциональной составляющей интеллекта лишает его творческой, спонтанной активности [8].

Информация о работе Эстетическое воспитание в современном обществе