Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 20:39, курсовая работа

Описание работы

Цель - выявление возможностей искусства как средства эстетического воспитания.
Гипотеза - эстетическое воспитание эффективно, если использовать в учебной деятельности средства искусства, а именно средства изобразительного искусства, музыки, литературы, архитектуры.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания младших школьников средствами искусства.
2. Провести опытно-экспериментальную работу по исследованию уровня интереса младших школьников к искусству.
3. Провести работу по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ . 2
Глава I. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания младших школьников. 4
§1. Сущность эстетического воспитания 4
§2. Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте 10
§3. Пути и средства эстетического воспитания младших школьников 13
Глава II. Искусство как средство эстетического воспитания . 18
§1. Эстетическая сущность искусства 18
§ 2. Восприятие искусства младшими школьниками (по Б.Т. Лихачеву) 20
§3. Реализация эстетического воспитания средствами искусства на уроках художественного цикла (литературы, музыки, изобразительного искусства) . 24
Глава III. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
БИБЛИОГРАФИЯ . 35

Файлы: 1 файл

Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства.docx

— 139.05 Кб (Скачать файл)

Для дошкольного и младшего школьного возраста ведущей формой знакомства с эстетическим идеалом  является детская литература, мультипликационные фильмы, кино и фотографии в книгах. С младшего школьного возраста происходят изменения в мотивационной сфере. Мотивы отношения детей к искусству, красоте действительности осознаются и дифференцируются. Д.Б. Лихачев  отмечает в своей работе, что к  познавательному стимулу в этом возрасте добавляется новый, осознанный мотив. Это проявляется в том, что "…одни ребята относятся к  искусству и действительности именно эстетически. Они получают удовольствие от чтения книг, рассматривания иллюстраций  в них, слушания музыки, рисования  просмотра фильма. Они еще не знают, что это и есть эстетическое отношение. Но в них сформировалось эстетическое отношение к искусству и жизни. Тяга к духовному общению с  искусством постепенно превращается для  них в потребность.

С младшего школьного возраста происходят изменения в мотивационной  сфере. Мотивы отношения детей к  искусству, красоте действительности осознаются и дифференцируются. Д.Б. Лихачев отмечает в своей работе, что к познавательному стимулу  в этом возрасте добавляется новый, осознанный мотив. Это проявляется  в том, что "…одни ребята относятся  к искусству и действительности именно эстетически. Они получают удовольствие от чтения книг, слушания музыки, рисования  просмотра фильма. Они еще не знают, что это и есть эстетическое отношение. Но в них сформировалось эстетическое отношение к искусству и жизни. Тяга к духовному общению с  искусством постепенно превращается для  них в потребность.

Другие дети общаются с  искусством вне собственно эстетического  отношения. Они подходят к произведению рационалистически: получив рекомендацию прочитать книгу или посмотреть фильм, они читают и смотрят их без глубокого постижения сути, лишь для того, чтобы иметь о нем  общее представление". А бывает, что читают, смотрят или слушают  из престижных соображений. Знание педагогом  истинных мотивов отношения детей  к искусству помогает сосредоточить  внимание на формировании подлинно эстетического  отношения.

Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает  в ребенке особые эмоционально-психические  состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, мышление, память. В раннем детстве  ребята живут непосредственной, глубоко  эмоциональной жизнью. Сильные эмоциональные  переживания надолго сохраняются  в памяти, нередко превращаются в  мотивы и стимулы поведения, облегчают  процесс выработки убеждений, навыков  и привычек поведения. В работе Н.И. Киященко довольно четко подчеркивается, что "педагогическое использование  эмоционального отношения ребенка  к миру - один из важнейших путей  проникновения в детское сознание, его расширения, углубления, укрепления, конструирования". Он также отмечает, что эмоциональные реакции и  состояния ребенка являются критерием  действенности эстетического воспитания. "В эмоциональном отношении  человека к тому или иному явлению  выражается степень и характер развитости его чувств, вкусов, взглядов, убеждений  и воли" [32, c. 52].

Любая цель не может рассматриваться  без задач. Большинство педагогов (Г.С. Лабковская, Д.Б. Лихачев, Н.И. Киященко и другие) выделяют три ведущие задачи, которые имеют свои варианты и у других ученых, но при этом не теряют главной сути.

Итак, во-первых, это "создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически  значимым предметам и явлениям".

Суть этой задачи состоит  в накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений. Педагог должен умело  подобрать по указанным параметрам такие предметы и явления, которые  будут отвечать нашим представлениям о красоте. Таким образом, будут  формироваться чувственно- эмоциональный опыт. Необходимы также конкретные знания о природе, самом себе, о мире художественных ценностей. "Разносторонность и богатство знаний - основа формирования широких интересов, потребностей и способностей, которые проявляются в том, что их обладатель во всех способах жизнедеятельности ведет себя как эстетически творящая личность", - отмечает Г.С. Лабковская.

Вторая задача эстетического  восприятия состоит в "формировании на основе полученных знаний таких  социально-психологических качеств  человека, которые обеспечивают возможность  эмоционально переживать и оценивать  эстетически значимые предметы и  явления, наслаждаться ими".

Эта задача говорит о том, что случается, что дети интересуются, например живописью, лишь на общеобразовательном  уровне. Они торопливо смотрят  картину, стараются запомнить название, художника, затем обращаются к новому полотну. Ничто не вызывает в них  изумления, не заставляет остановиться и насладиться совершенством  произведения.

Б.Т. Лихачев отмечает, что  « …такое беглое знакомство с шедеврами  искусства исключает один из главных  элементов эстетического отношения - любование». С эстетическим любованием тесно связана общая способность  к глубокому переживанию. «Возникновение гаммы возвышенных чувств и глубокого духовного наслаждения от общения с прекрасным; чувства отвращения при встрече с безобразным; чувства юмора, сарказма в момент созерцания комического; эмоционального потрясения, гнева, страха, сострадания, ведущих к эмоциональному и духовному очищению, возникающему в результате переживания трагического, - все это признаки подлинной эстетической воспитанности», - отмечает тот же автор.

Глубокое переживание  эстетического чувства неразрывно со способностью эстетического суждения, т.е. с эстетической оценкой явлений  искусства и жизни. А.К. Дремов эстетическую оценку определяет, как оценку, "основанную на определенных эстетических принципах, на глубоком понимании сущности эстетического, которое предполагает анализ, возможность доказательства, аргументации". Сравним с определением Д.Б. Лихачева. "Эстетическое суждение - доказательная, обоснованная оценка явлений общественной жизни, искусства, природы". На наш взгляд, эти определения аналогичны. Таким образом, одна из составных этой задачи - сформировать такие качества ребенка, которые позволили бы ему дать самостоятельную с учетом возрастных возможностей, критическую оценку любому произведению, высказать суждение по поводу него и своего собственного психического состояния.

Третья задача эстетического  восприятия связана с формированием  творческой способности. Главное состоит  в том, чтобы "развить такие  качества как потребности и способности  личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать  его "по законам красоты".

Суть этой задачи заключается  в том, что ребенок должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, труде, поведении, отношениях. А.В. Луначарский подчеркивал, что человек научается всесторонне понимать красоту лишь тогда, когда сам принимает участие в ее творческом создании в искусстве, труде, общественной жизни.

Рассмотренные нами задачи частично отражают сущность эстетического  восприятия, однако, мы рассмотрели  лишь педагогические подходы к этой проблеме [10, c. 42].

Каждый ребёнок мысль  развивает своеобразными путями, каждый умён и талантлив по-своему. Нет ни одного ребёнка неспособного, бездарного. Важно, чтобы этот ум, эта  талантливость стали основой  успехов в учении, чтобы ни один ученик не учился ниже своих возможностей. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Очень важно то, чтобы перед  детьми не ставилась обязательная задача выучить буквы, научиться читать. На первую ступеньку познания ребёнка  должна подниматься их умственная жизнь, которая одухотворялась бы красотой, фантазией, игрой воображения. Дети глубоко запоминают то, что взволновало  их чувство, очаровало красотой [47, c. 40].

Жизненный опыт ребенка на различных стадиях его развития настолько ограничен, что дети не скоро научаются выделять из общей  массы собственно эстетические явления. Задача педагога - воспитать у ребенка  способность наслаждаться жизнью, развить  эстетические потребности, интересы, довести  их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала.

Эстетическое образование  важно для последующего полноценного развития личности школьника, который  делает первые шаги по громадной лестнице образования. Оно призвано развивать  художественные вкусы, облагораживает человека. Через эстетическое воспитание пролегает один из путей к гармоничному, всестороннему развитию личности, к  формированию способностей воспринимать, правило оценивать и творить  прекрасное в жизни и в искусстве. Гораздо проще переучить человека с одной специальности на другую, чем добиться изменений в системе  представлений о плохом и хорошем, о прекрасном и безобразном.

Младший школьный возраст  называют вершиной детства. Ребенок  начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него - значимая деятельность. В школе он приобретает  не только новые знания и умения, но и определённый социальный статус. Меняются интересы ценности ребёнка. Это  период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень  достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в  этом возрасте ребёнок не почувствует  радость познания, не приобретёт умение учиться, не научится дружить, не обретёт  уверенность в себе, своих способностях и возможностях, сделать это в  дальнейшем буде значительно труднее  и потребует неизмеримо более  высоких душевных и физических затрат.

Развитие в детях способности  восприятия, понимать чувствования человеческой духовной нравственной красоты одновременно с формированием, их собственной  эстетической духовности - сложный, своеобразный, неравномерно протекающий, диалектичный противоречивый, зависящий от конкретных условий процесс. Дети младшего школьного  возраста больше тяготеют к восприятию и оценке внешней формы, бросающейся  в глаза гармонии [50, c. 132].

Таким образом, младший школьный возраст - это особенный возраст  для развития эстетического восприятия, где главную роль играет учитель. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основать прочный фундамент  эстетически развитой личности, но и посредством развития в школьниках эстетического восприятия заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется  отношение ребенка к миру и  происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.

 

.3Природа как средство  эстетического восприятия в младшем  школьном возрасте

 

Трудно представить себе эстетическое воспитание детей без  привлечения в помощники воспитателю  природы - этого самого естественного  источника красоты. Природа - не только великий учитель и великий  воспитатель. Природа лучше, чем  что-либо обогащает психику ребенка, совершенствует его органы чувств и  эстетический вкус. Воспитание любви  к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет  огромное значение не только для эстетического  развития детей, но и для нравственного  воспитания, в частности, для пробуждения  у младших школьников патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности  к труду, способствует физической закалке, а так же расширению умственного  кругозора.

Идеи эстетического восприятия зародились в глубокой древности. Представления  о сущности эстетического восприятия, его задачах, цели изменялись, начиная  со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием  эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин "эстетика" происходит от греческого "aisteticos" (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д. Дидро и Н. Г. Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное.

Эта категория и легла  в основу систему эстетического  восприятия. В наше время проблема эстетического восприятия, развития личности, формирования, ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих  перед школой [12, c. 45].

В кратком словаре по эстетике эстетическое восприятие, определяется как "способности воспринимать, правильно  понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и  искусстве". В обоих определениях речь идет о том, что эстетическое восприятие это способность воспринимать прекрасное в искусстве и в  жизни, правильно понимать и оценивать  его. В первом определении, к сожалению, упущена деятельная или созидательная  сторона эстетического восприятия, а во втором определении подчеркивается, что эстетическое восприятие не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать  способность создавать прекрасное в искусстве и жизни [5, c. 32].

Д.Б. Лихачев в своей  книге "Теория эстетического воспитания школьников" опирается на определение данное К. Марксом: "Эстетическое восприятие - целенаправленный созидательный процесс в результате которого происходит формирование творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить "по законам красоты". Автор подчеркивает ведущую роль восприятия в эстетическом становлении ребенка. Например, развитие у ребенка эстетического отношения к действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно как неуправляемый, стихийный и спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, к тому, же без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах [18, c. 207].

Б.Т Лихачев, также как  и многие другие педагоги, и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в  разнообразную художественную творческую деятельность, способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять  до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного  в человеческой личности.

Природа не может защищать себя от варварского, корыстного, равнодушно - пассивного отношения к ней, от враждебных ее действий человека и  вмешательства в ход естественных процессов, вызывающих гибель многих растений и животных. В нравственном обществе сформулирован закон об охране природы, который должен выполняться каждым гражданином страны. К его выполнению подрастающее поколение подготавливается всем содержанием и формами нашей  жизни, особенно условиями единого  учебно-воспитательного процесса школы [33, c. 134].

Полноценный эффект будет  достигнут, когда экологическое  сознание и поведение станут составной  частью общей культуры молодого человека. Перед педагогами, воспитателями  стоят актуальные задачи совершенствования  форм учебной и вне учебной  деятельности школьников, направленных на формирование культуры отношений  к природе в соответствии с  требованиями нашего общества. Целостное, всестороннее развитие личности школьника  на всех возрастных этапах включает, в  частности, формирование гармоничных  взаимоотношений с окружающей средой, правильных ценностных ориентаций по отношению к природе, а также  высокой активности в поведении, общественно полезном труде, творчестве. Все это имеет важное общественное значение как в будущей профессиональной деятельности выпускников школы.

Информация о работе Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства