Эпоха глобализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 15:00, реферат

Описание работы

В эпоху глобализации взгляд людей на образование становится всё более прагматичным. Например, высшее образование в русле «глобальных ценностных ориентаций» уже не служит источником распространения фундаментальных научных ценностей. «Клиенты» высшего образования прежде всего ценят в нем доступность и удобство потребления «товара» - конкретных знаний и умений (т.е. сокращение усилий для получения нужного результата), экономическую усредненность и эффективность, мобильность перехода ( обмен студентов, преподавателей разных вузов или стран), а также последующую максимальную коммерческую реализуемость, «конвертируемость» полученных знаний и умений. Стандартизация образовательных систем разных стран все больше подчиняется требованиям глобального рынка и конкуренции.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………. 3
Высшее образование в эпоху глобализации …………………………….. 4
Заключение………………………………………………………………… 10
Список использованной литературы …………………………………….. 11

Файлы: 1 файл

Глобализация срс.docx

— 29.29 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

  1. Введение ……………………………………………………………………. 3
  2. Высшее образование в эпоху глобализации ……………………………..  4
  3. Заключение………………………………………………………………… 10
  4. Список использованной литературы …………………………………….. 11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

  В эпоху глобализации  взгляд людей на образование  становится всё более прагматичным. Например, высшее образование в  русле «глобальных ценностных  ориентаций» уже не служит  источником распространения фундаментальных  научных ценностей. «Клиенты»  высшего образования прежде всего  ценят в нем доступность и  удобство потребления «товара» - конкретных знаний и умений (т.е.  сокращение усилий для получения  нужного результата), экономическую  усредненность и эффективность,  мобильность перехода ( обмен студентов, преподавателей разных вузов или стран), а также последующую максимальную коммерческую реализуемость, «конвертируемость» полученных знаний и умений. Стандартизация образовательных систем разных стран все больше подчиняется требованиям глобального рынка и конкуренции. Такая стандартизация подкрепляется внедрением новых информационных технологий, резким увеличением онлайновых школ и вузов, мобильности преподавателей и студентов. Успешная работа в сфере большинства современных профессий теперь практически немыслима без развитых способностей постоянного самообразования в течение всей жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высшее образование  в эпоху глобализации. 

Одна из главных характеристик  современной мировой системы  – усиление процессов глобализации. Такие сферы, как политика, экономика, культура, все более подвергаются идентичным изменениям во всем мире. А поскольку система высшего образования по своей сути призвана реагировать на трансформации общества, она также не осталась в стороне от этих изменений. Важнейшим компонентом глобализации высшего образования является Болонский процесс.

   В 21 веке наступил новый этап интеграции и колонизации народов и культур. Этот процесс носит название глобализации и осуществляется с помощью информационной агрессии, финансового мондиализма, неравноценного обмена, гибридизации культур, а также других современных методов введения «холодной» войны. Цель этой войны – передел оставшихся природных ресурсов, который сопровождается экспансией наиболее продвинутых культур.

  Погоня за производительностью  труда и развитие машинного  производства все сильнее вытесняют  народного умельца, кустаря- ремесленника  и одинокого гения. Замена кустаного труда машинным машинным производством автоматически приводит к разрушению элементов трудовой этики.

   Цель глобализации – это технологизация мира. Технология суть цивилизации и глобализации. Диалог культур – это диалог между культурами, пытающимися сохранить такие внутренние регуляторы, как честь, долг, совесть, обязанность и др., а также внешние отражения современности (технологичность), которые являются атрибутом глобализации и цивилизации.

   Между культурами происходит борьба, в т.ч. в образовании. Важнейшая составляющая модернизации – технологизация образования, а значит и вытеснение из него культуры и человека. Происходит информатизация и идеологизация образования. Все становится технологичным. А технология – это то, что исключает субъекта, самость и индивидуальность.

  Действие по технологии  есть алгоритм. Культура же и  субъект не алгоритмичны, они индивидуальны. Процесс технологизации реально осуществляется как информатизация образования, создание не человеческой среды, а среды компьютерной. Это означает, что из образования в первую очередь вытесняются его ценностные воспитательные компоненты, вытесняется искусство, самобытность. Диалог культур приобретает в современных условиях особое значение как средство взаимопонимания индивидов и этносов, фундамент построения и развития межличностных, межэтнических и межнациональных отношений.

  Изменение условий   жизни с неизбежностью ведет  к трансформации существующей  системы образования. Поэтому  университет как специфический  социальный институт выступает  в качестве интегратора вызовов  современности, определяющего развитие  науки, техники, общества и  культуры.

  С момента своего  возникновения университет как социальный институт соединил в себе единство образования, научного исследования и воспитания. Нарушение этого единства оказывалось отрицательным и для университета, и для общества и для культуры в целом.

  Многие проблемы образования возникли отнюдь не сегодня. Целостность или функциональность, общее или индивидуальное, знание или понимание – именно  в рамках данных альтернатив находится центральная ось многих проблем, связанных с реформированием системы образования. Если исходить из характера проблем, стоящих перед обществом, современная педагогическая парадигма должна исходить из задачи подготовки не функционера, способного лишь на осуществление стандартных операций, а из задачи подготовки творческой личности, способной быстро реагировать на вызовы времени, синтезировать разрозненные факты в единую, целостную картину, позволяющую принимать нужные решения в нужное время, видеть перспективу и свое место в общей картине.

  Адаптация человека  к условиям глобализации –  объективный и необходимый процесс,  а главным средством адаптации  человека является культура. Именно  культура создается сообществом, и в процессе образовательной деятельности она передается внутри сообщества. Кроме того, культура сохраняется сообществом, служит ему, делая это сообщество адаптивным.

  Это определяет необходимость  рассмотрения образования как  процесса передачи культуры на  различных уровнях  ее рассмотрения, т.е. процесса приобщения обучающихся  к всеобщим , общим и конкретным  ценностям. При этом общие ценности  формируются, как правило, вне  системы образования – на институциональном  уровне. Образование лишь же осуществляет  их передачу. Но несмотря на происходящую стандартизацию национальные особенности европейской высшей школы все-таки сохраняются.

  Глобализация сегодня является  важной проблемой для высшего  образования, ибо от адекватного  внедрения в процесс образования  составляющих элементов глобализации  и интернационализации зависит,  в сущности, сама модель будущей  системы образования, или иначе  – уровень квалификации трудовых  ресурсов.

Ключевые проблемы, решение которых  образует область совместного плодотворного  существования глобализации и образования:

– стратегии интернационализации;

– транснациональное образование;

– обеспечение международного качества;

– региональное и межрегиональное  сотрудничество;

– информационная и коммуникационная технологии;

– виртуальные университеты;

– проблемы равенства и доступности  образования.

Причинами возникновения указанных  проблем в контексте процесса глобализации предлагается считать  следующие характерные черты  сегодняшнего процесса образования:

а) прикладной процесс производства знаний;

б) широкий набор междисциплинарных  знаний, процесс производства которых  достигается установлением консенсуса специалистов разных областей. В современной  науке по этому поводу введен термин трансдисциплинарности знаний, который предполагает четкие, но подвижные рамки для управления процессом поиска решения проблемы. Важно отметить, что эти рамки создаются и сохраняются в контексте своего приложения, но не привносятся готовыми;

в) сложные и нелинейные социально-технические  взаимосвязи участников при создании знаний;

г) возрастание социальной ответственности  и отчетности за производимое знание, что является следствием растущего  участия социальных групп в решении  глобальных проблем;

д) расширение базы систем контроля качества (имеются в виду новые критерии, вторгающиеся в производство знания через контекст его приложения), что подразумевает возрастание внутренних противоречий между разноплановыми интеллектуальными, социальными, экономическими и политическими интересами.

При разрешении поставленных проблем  приемлемо было бы сначала определить степень и структурность введения предполагаемых образовательных новаций. Процесс превращения университетов  в учреждения, работающие на основе комплексных информационных сетей  (что, по сути, и предполагает глобализация образования), включает в себя помимо внедрения новых технологий также неизбежные перемены в ментальности. Если удастся решить противоречия между новыми технологиями и существующими гуманитарными педагогическими принципами, а также неогуманистическими ценностями между различными группами населения, информационно-коммуникационные сети станут важнейшей зоной и инструментом, где будет происходить процесс конструирования творческих способностей нового социального порядка.

В условиях глобализации возможны следующие  сценарии развития высшего образования:

1. Низкая конкуренция и низкая  информативная грамотность в  высшем образовании. Университеты  не реагируют на изменения,  уменьшается число студентов  и возрастает плата за обучение, вводятся контракты учебной продуктивности. Крупнейшие центры продают информацию  и ресурсы другим участникам  образовательных услуг. Родители  ищут альтернативы запрашиваемым  университетами высоким ценам. 

2. Высокая конкуренция и относительно  низкий уровень информативной  грамотности в высшем образовании.  Родители перестают поддерживать  университеты. Приходят новые поставщики, поддерживаемые правительственными  структурами. Система образования  становится более гибкой, чувствительной, быстро меняющейся, основанной на  обучении информационным технологиям.  Оценка и сертификация в сети  производится в режиме реального  времени. Студенты остаются дома  и учатся, применяя новые техноло-гии, а электронная подписка на обучение в течение всей жизни становится необходимым атрибутом развития карьеры.

3. Высокая конкуренция и высокая  информативная грамотность в  высшем образовании. Большое количество  университетов не могут конкурировать  из-за высокой профессиональной  специализации – корпоративные  поставщики справляются с этой  задачей лучше. Компьютерные программы  на электронных носителях сменяют  преподавателей; лучшие университеты  выживают, предлагая за большую  плату обучение для целостного  развития личности. Возникает процесс  социального отторжения, когда члены  образовательного процесса, не кооперируясь  друг с другом по причине  одностороннего информативного  образования, становятся социально  незначимыми, а следовательно,  и невостребованными. 

4. Низкая конкуренция и высокая  информативная грамотность в  высшем образовании. Усиливаются  позиции виртуальных университетов,  распространяется безбумажная деятельность. Университеты побеждают в конкурентном  состязании с корпоративными  поставщиками. Развиваются новые  способы дистанционного сертифицирования по диверсифицированным программам. Однако наряду с победой на уровне корпоративных поставщиков, университеты становятся глобальными информационными системами, образование становится гомогенно-статичным, не предполагающим развития.

Глобализация не является исключительно  отрицательным явлением для организации  университетского образования –  ее положительные следствия могут  быть осознаны и использованы только в том случае, если университеты включатся в настойчиво предлагаемый ею процесс информатизации и международных  коммуникаций. Глобализация образования  не должна пониматься в качестве гомогенизации  или, что еще опаснее, в качестве средства экономического доминирования; скорее, ее следует воспринимать как  режим производства тождества и  различия для социальных структур.

Чтобы глобализация в сфере образования  проходила без катастроф (что  достаточно реально при некачественном образовании для социальной сферы) необходимо и достаточно соответствия образовательных программ уровню гуманизации и социализации. Если учитывать логику социальной нестабильности в эпоху глобализации применительно к проблемам высшего образования, выделяя в качестве факторов давления на образовательные системы новые потребности общества и вызовы демографии (рост числа студентов при одновременной недоступности образования для маргинальных экономических и культурных групп, что способствует усилению политической напряженности), то достаточно выраженными будут именно социальные проблемы в высшем образовании, и решающую роль арбитра в данном вопросе справедливым будет передать государству. Существует также вопрос о противоречиях между ориентацией на предоставление услуг фундаментального образования (где знание само по себе оценивается как высшая ценность) и ситуативными потребностями рынка.

Данную проблему в контексте  глобализации предлагается вынести  на международный диалог с целью  установления определенных стандартов в рамках университетского образования, чтобы так часто употребляемый  термин «конкуренция высшего образования» в реальности не подверг системы  образования развивающихся стран, не сделал их зависимыми от транснациональных образовательных систем.

«Время также безжалостно  к университетам, как и ко всему, что когда-либо было создано человеком. Оно хладнокровно изменяет и сами университеты, и их место в обществе, и задачи, которые разрешаются  в университетах, и отношение  к университетам извне.» В условиях глобализации на мировом рынке образовательных услуг конкурентоспособными являются крупные университеты с численностью студентов до 100-200 тысяч. Это связано с тем, что на данном рынке, как и на любом другом глобальном рынке, происходят процессы поглощения и слияния.

Информация о работе Эпоха глобализации