Эмоциональное развитие педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 18:47, курсовая работа

Описание работы

Задачи работы:
• Рассмотреть основные профессиональные и личностные качества педагога.
• Обозначить эмоциональную культуру педагога.
• Раскрыть проблему эмоциональной устойчивости педагога.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА………..……………………………………………………………………………………………...5
1.1 Профессия педагога…………………………………………………………………………………..5
1.2 Направленность личности педагога и тип педагогов ………………………………7
ГЛАВА 2. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ……………………………………………………8
2.1 Формирование культуры педагогического общения………………………………8
2.2 Эмоциональная культура педагога…………………………………………………………17
ГЛАВА 3. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ПЕДАГОГА……………………………20
3.1 Возможности развития в процессе профессиональной подготовки…….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….28

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 59.83 Кб (Скачать файл)

2.2 Эмоциональная культура педагога

         В системе образования профессия педагога является преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным.

         Профессиональная компетентность педагога — это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризующей его профессионализм. Профессиональная компетентность педагога включает перечень знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения педагогической деятельности.

         Профессиональная компетентность педагога, выступая условием становления и развития его педагогического мастерства, составляет содержание педагогической культуры.

         Однако профессионализм педагога, его педагогическая культура еще не гарантируют успеха в осуществлении педагогической деятельности. В ее «живом» реальном процессе профессиональное выступает в единстве с общекультурными и социально-нравственными проявлениями личности педагога.

        «Учителем я работаю совсем недавно, но сразу для себя отметила, что профессия педагога предъявляет серьезные требования к эмоциональной сфере личности. Работа учителя требует от него затрат огромных душевных сил. Поэтому в рамках личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию особую актуальность приобретает вопрос об эмоциональной культуре педагога.»

        Говоря о любой культуре, нужно иметь ввиду, что она означает степень совершенства чего-либо, в данном случае, совершенства эмоционального развития человека.

Специфика педагогической деятельности такова, что педагогу необходимо развиваться не только как специалисту в области своего предмета, но и как личность. А развитие личности не представляется возможным без самопознания, с которым тесно связаны эмоциональные переживания: чем более познание связано с сердцевиной «Я», тем в большей мере в нем задействованы эмоции.

       Культура проявления эмоций и чувств человека позволяет судить не только о его воспитанности, но и об умении общаться с другим человеком.

       Во многих исследованиях зарубежных и отечественных ученых обращается внимание на тот факт, что эмоциональную культуру, как и любую другую культуру, следует формировать и воспитывать. Тем не менее на сегодняшний день целостной работы формирования и повышения эмоциональной культуры у будущих и сегодняшних педагогов пока нет.

        Педагогическая деятельность насыщена разными напряженными ситуациями и различными факторами, связанными с возможностью повышенного эмоционального реагирования.

         Каждая напряженная ситуация вызывает у педагога эмоциональное напряжение, которое может проявляться в пассивно-защитной (слезах) или в агрессивной (окрики, нервное хождение по классу, резкий стук по столу и т. д.) форме. Такого рода эмоциональные реакции я наблюдала не только у молодых педагогов, но и учителей со стажем. Многие педагоги нашей школы отмечают, что после пережитого эмоционального напряжения их самочувствие ухудшается (головные боли, расстройства пищеварения, заболевания сердечнососудистой системы и т. д.), а, следовательно, снижается работоспособность, что ведет в свою очередь к синдрому "эмоционального выгорания«.

         Согласно современным данным, под «эмоциональным выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Этот синдром включает в себя три основные составляющие, выделенные К. Маслач: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений.

         Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.

         Деперсонализация предполагает негативное отношение к своему труду и к ученикам.

Редукция профессиональных достижений — это возникновение у работников негативного самовосприятия в профессиональном плане и заниженной самооценки.

           Для снятия эмоционального напряжения и профилактики «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности педагога важное значение имеет систематическая работа с психологами по повышению уровня эмоциональной культуры педагога.

           Важнейшими показателями эмоциональной культуры педагога является высокий уровень развития эмоциональной устойчивости, эмпатии и эмоциональной гибкости учителя.

           Очень важно отметить, что эмоциональное отношение учителя к ученикам во многом определяет успех его педагогической деятельности и эмоциональное благополучие школьника в процессе обучения.

           Оказывается, что взаимоотношения детей в классе в большинстве случаев соответствует тому или другому эмоциональному стилю, которым характеризуется поведение учителя. Так, у учителя эмоционально-неуравновешенного, который то подозрителен и отрицательно настроен к ученикам, то сентиментален и необоснованно поощряет учеников, класс бывает нервозным, неровным в отношении друг к другу.

            Положительное, комфортное общение учителя с учащими возможно при грамотном умении учителя выражать перед учениками свои чувства, раскрыть свой внутренний мир.

            Дети любят людей с доброжелательным выражением лица, поэтому мимика педагога должна быть разнообразной.

            Эмоциональная гибкость проявляется в способности «оживлять» подлинные эмоции, контролировать отрицательные, проявлять творчество. Данное качество называется также динамизмом. Так же эмоциональная гибкость — это способность учителя правильно понимать, искренне принимать переживания учащихся, проявлять к ним теплоту и участие, то есть эмпатию.

              Эмпатия — образование системное, которое включает в себя отражение и понимание эмоционального состояния другого человека, сопереживание или сочувствие другому и активное помогающее поведение. Основу эмпатии составляют эмоциональная отзывчивость, разум и рациональное восприятие окружающего.

             Итак, проанализировав материал, посвященный данной проблеме, можно сказать, что эмоциональная культура учителя является динамическим образованием личности, характеризующее эмоциональную направленность стиля профессионального поведения и проявляющееся во владении механизмами управления собственными эмоциональными состояниями и эмоциональным откликом учащихся, в стремлении к совершенствованию своего эмоционального опыта.

         Эмоциональная культура отражает уровень профессионального мастерства, эмоциональную зрелость личности и влияет на имидж педагога. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ПЕДАГОГА

3.1 Возможности развития в процессе профессиональной подготовки 

    Важной  особенностью педагогической деятельности является ее насыщенность стрессогенными факторами (широта  функций педагога, высокая ответственность за исполняемые обязанности, повышенные интеллектуальные нагрузки, необходимость постоянного совершенствования и т.д.). Исследования А.А.Баранова, А.К.Марковой, Л.М.Митиной, О.А.Прохорова, А.А.Реана  и других показывают, что многие педагоги обладают недостаточной сформированностью адекватных способов эмоционального реагирования на трудности непрогнозируемых сложных ситуаций, обнаруживают низкий показатель степени социальной адаптации. Проведенный нами опрос педагогов общеобразовательных учреждений подтверждает эти данные. Педагоги отмечают, что не умеют снимать чрезмерное эмоциональное напряжение, предотвращать его развитие. В результате у некоторой части из них  возникает состояние эмоциональной напряженности, которое проявляется в раздражительности, подавленности, снижении работоспособности, психосоматических изменениях. Все это негативно сказывается на профессиональной деятельности, здоровье педагога и благополучии детей.

    Особенно  велико влияние факторов напряженности  на деятельность молодых специалистов. Чрезмерные эмоциональные нагрузки в процессе выполнения профессиональных обязанностей вызывают у них снижение профессиональной активности, негативное отношение к педагогической деятельности, ухудшение самочувствия, развитие заболеваний  психо-соматического характера: нарушений деятельности желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы, нервные истощения, неврозы.

    В связи с этим возникает вопрос о необходимости и возможности  развития эмоциональной устойчивости  педагога еще на стадии профессионального становления с целью формирования готовности к деятельности в условиях эмоциогенных воздействий. Следует отметить, что  целенаправленная подготовка в данном направлении в педагогических ВУЗах не ведется. Начинающие педагоги оказываются не подготовленными к преодолению трудных ситуаций, возникающих в процессе реализации профессиональных обязанностей. Формирование их эмоциональной устойчивости осуществляется стихийно, что нередко приводит к серьезным проблемам в ходе их профессионального становления, вплоть до прекращения работы по специальности.

    Важность  высокоразвитого умения «владеть собой» подчеркивается многими исследователями  педагогической деятельности (Ф.Н.Гоноболин, Э.А.Гришин,  Г.Ф.Заремба,  И.А.Зимняя,  В.Г.Казанская,  Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, Л.М. Митина, О.А.Прохоров и др.).

         Проблема эмоциональной устойчивости является одной из наиболее сложных и актуальных в современной науке. Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме показывает, что мнения исследователей в определении понятия эмоциональной устойчивости носят разноречивый характер. Широкое распространение получили работы, в которых эмоциональная устойчивость рассматривается как характеристика эмоциональной сферы личности: устойчивость эмоций, эмоциональная стабильность, отсутствие склонности к частой смене эмоций (Н.Д.Левитов, С.М.Оя, Я.Рейковский, R.B.Cattell, I.P.Guilford и др.). С точки зрения данных ими определений эмоциональной устойчивости под ней понимается низкая эмоциональная чувствительность и эмоциональная возбудимость, т. е. эмоциональная невозмутимость, невпечатлительность.

    Характеризуя  компоненты ЭУ, некоторые авторы отмечают в качестве основного ее показателя  оптимальную степень эмоционального возбуждения (напряжения), которая не превышает пороговой величины и не нарушает поведение человека (Ю.М. Блудов, В.И. Евдокимов, В.Л.Марищук, Н.И.Наенко, В.М.Писаренко, В.А.Плахтиенко,  О.А.Черникова и др.).

    Ряд  исследователей, изучая данную проблему, связывают эмоциональную устойчивость с проявлением волевых качеств личности, способностью сознательно управлять возникающими эмоциями (В.Л.Марищук, К.К.Платонов, Е.А.Плетницкий, Е.А.Милерян и др.). Так, например, Ю.Н.Кулюткин, Г.С.Сухобская считают, что ЭУ проявляется в том, «насколько терпеливым и настойчивым является педагог при осуществлении своих замыслов, насколько характерны для него выдержка и самообладание в стрессовых ситуациях…».

    Другие  исследователи  в изучении эмоциональной устойчивости придерживаются мнения, что данное качество личности определяется психофизиологическими особенностями человека – силой нервной системы по отношению к возбуждению и торможению, подвижностью (лабильностью) нервных процессов, т.е. свойствами нервной системы, лежащими в основе темперамента (Б.А.Вяткин, В.А.Плахтиенко, Ю.М.Блудов, В.И.Рождественская и др.). Они отмечают, что низкой  эмоциональной устойчивости обычно соответствуют показатели слабости нервной системы, повышенная возбудимость и низкая подвижность нервных процессов. Однако, в  ряде исследований показано, что слабый тип нервной системы может способствовать успешному осуществлению педагогической деятельности. Его положительное влияние объясняется ролью тонкой эмоциональности, проявлением чуткости в общении, способностью к сопереживанию (Н.А.Аминов, Л.М.Митина).

    Иное  направление в определении понятия  эмоциональной устойчивости складывается в работах Л.М.Аболина, П.Б.Зильбермана, О.А.Сиротина, С.В.Субботина и других. Исследователи считают, что свойства нервной системы влияют на проявление эмоциональной устойчивости, но полностью не предопределяют ее. Эмоциональная устойчивость, по их мнению, является интегративным качеством личности, определенным сочетанием  психологических особенностей личности, которые обеспечивают успешность деятельности в эмоциогенной обстановке.

    Сторонники  интегративного направления в определении  понятия ЭУ, выделяя в качестве основных ее компонентов социальные, тем самым подчеркивают возможность  развития и совершенствования данного  личностного качества в процессе воспитания и обучения человека. Уровень  эмоциональной устойчивости, по их мнению, можно повысить с помощью  сознательно организованных действий, приобретенными в ходе жизни знаниями, умениями, навыками. «Правильно воспитанная  личность располагает значительным комплексом главным образом социальных регуляторных механизмов, обеспечивающих эмоциональную устойчивость даже при  повышенной эмоциональной реактивности...» (П.Б.Зильберман).

Информация о работе Эмоциональное развитие педагога