Эмоции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 22:33, контрольная работа

Описание работы

Психология эмоций как наука едва достигла своего совершеннолетия. Странно, что эта столь очевидно актуальная тема более века, то есть фактически весь срок существования психологии, оставалась вне основного русла ее развития. В последние годы можно столкнуться с самыми разными точками зрения на природу и значение эмоций. Так давайте попытаемся понять, что такое эмоции.
В психологии под эмоциями понимают психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. [2]

Содержание работы

1. Общее понятие об эмоциях. Классификация эмоций. Функции эмоций.
2. Понятие и значение психологических защит в адаптации человека.
3. Виды психологических защит.

Файлы: 1 файл

КР по психологии.docx

— 32.55 Кб (Скачать файл)

Контрольная работа №1

Тема 12: Эмоции

 

    1. Общее понятие об эмоциях. Классификация эмоций. Функции эмоций.

    2. Понятие  и значение психологических защит  в адаптации человека.

    3. Виды  психологических защит.

 

    1. Общее понятие об эмоциях. Классификация эмоций. Функции эмоций.

Психология эмоций как  наука едва достигла своего совершеннолетия. Странно, что эта столь очевидно актуальная тема более века, то есть фактически весь срок существования  психологии, оставалась вне основного  русла ее развития. В последние годы можно столкнуться с самыми разными точками зрения на природу и значение эмоций. Так давайте попытаемся понять, что такое эмоции.

В психологии под эмоциями понимают психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. [2]

В практической жизни под  эмоциями мы обычно понимаем самые  разнообразные реакции человека — от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроений.

Вот какое определение  эмоциям дает Кэррол Э. Изард:

Эмоция — это нечто, что переживается как чувство (feeling), которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия [3].

Чувства представляют собой одно из проявлений эмоциональных переживаний.

Благодаря эмоциям человек  осознает свои потребности и предметы, на которые они направлены. Всеобщая черта эмоций, о которой можно сказать, — это их содействие в реализации потребностей и достижении определенных целей. Поскольку любая эмоция положительна или отрицательна, человек может судить о достижении поставленной цели. Так, положительная эмоция всегда связана с получением желаемого результата, а отрицательная, наоборот, с неудачей при достижении цели. Таким образом, можно сделать вывод о том, что эмоции самым непосредственным образом связаны с регуляцией деятельности человека. Большинство эмоциональных состояний отражается на особенностях поведения человека.

Эмоции — это очень  сложные психические явления. К  наиболее значимым эмоциям принято  относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроение.

Аффект —  наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Аффектами  называют интенсивные, бурно протекающие  и кратковременные эмоциональные  вспышки. Примерами аффекта могут  служить сильный гнев,  ярость,  ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние. Эта эмоциональная реакция полностью  захватывает психику человека, соединяя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными, образуя единый аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом.

Эмоции  отличаются от аффектов длительностью. Если аффекты в основном носят кратковременный характер (например, вспышка гнева), то эмоции — это более длительные состояния. Другой отличительной чертой эмоций является то, что они представляют собой реакцию не только на текущие  события, но и на вероятные или  вспоминаемые. С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. В этом случае человек готов «горы перевернуты». И наоборот, иногда переживания ведут к скованности, пассивности, тогда говорят об астенических эмоциях. Поэтому в зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей эмоции могут по-разному влиять на поведение. Следует отметить, что эмоциональные переживания носят неоднозначный характер. Один и тот же объект может вызывать несогласованные, противоречивые эмоциональные отношения. Это явление получило название амбивалентность (двойственность) чувств. Обычно амбивалентность вызвана тем, что отдельные особенности сложного объекта по-разному влияют на потребности и ценности человека. Неоднократно предпринимались попытки выделить основные, «фундаментальные» эмоции. В частности, принято выделять следующие эмоции:

Радость —  положительное  эмоциональное состояние, связанное  с возможностью достаточно полно  удовлетворить актуальную потребность.

Удивление —  не имеющая  четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная  реакция на внезапно возникшие обстоятельства.

Страдание —  отрицательное  эмоциональное состояние, связанное  с полученной достоверной или  кажущейся таковой информацией  о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей.

Гнев —  эмоциональное  состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме  аффекта и вызываемое внезапным  возникновением серьезного препятствия  на пути удовлетворения исключительно  важной для субъекта потребности.

Отвращение —  отрицательное  эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т. д.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с  идеологическими, нравственными или  эстетическими принципами и установками  субъекта.

Презрение —  отрицательное  эмоциональное состояние, возникающее  в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения  субъекта с жизненными позициями, взглядами  и поведением объекта чувства.

Страх —  отрицательное  эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности.

Стыд —  отрицательное  состояние, выражающееся в осознании  несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным  представлениям о подобающем поведении  и внешнем облике.

Еще один вид эмоциональных состояний – это чувства. Главное различие эмоций и чувств заключается в том, что эмоции, как правило, носят характер ориентировочной реакции, т. е. несут первичную информацию о недостатке или избытке чего-либо, поэтому они часто бывают неопределенными и недостаточно осознаваемыми (например, смутное ощущение чего-либо). Чувства, напротив, в большинстве случаев предметны и конкретны. Они еще более длительные, чем эмоции, психические стояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Чувства отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам (реальным или воображаемым). Человек не может переживать чувства вообще, если они не отнесены к кому-нибудь или чему-нибудь. Например, человек не в состоянии испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности. Точно так же он не может испытывать чувство ненависти, если у него нет того, что он ненавидит.

Настроение —  самое  длительное, или «хроническое», эмоциональное  состояние, окрашивающее все поведение. Настроение отличают от эмоций меньшая  интенсивность и меньшая предметность. Оно отражает бессознательную обобщенную оценку того, как на данный момент складываются обстоятельства. Настроение существенно  зависит от общего состояния здоровья, от работы желез внутренней секреции и особенно от тонуса нервной системы. Причины того или иного настроения не всегда ясны человеку, а тем более окружающим его людям. Недаром говорят о безотчетной грусти, беспричинной радости, и в этом смысле настроение — это бессознательная оценка личностью того, насколько благоприятно для нее складываются обстоятельства. Настроения могут различаться по продолжительности. Устойчивость настроения зависит от многих причин — возраста человека, индивидуальных особенностей его характера и темперамента, силы воли, уровня развития ведущих мотивов поведения.

Функции эмоций:

    • Оценка

В переживании оценивают и выражают значимость предметов и ситуаций для достижения целей и удовлетворения потребностей субъекта.

    • Сигнальная
    • Побуждение

Из оценки происходящего  вытекает побуждение к действию. С побуждением тесно связана функция активации - активация нервных центров и всего организма в целом.

    • Активация
    • Регуляция

Влияет на направление и осуществление деятельности субъекта.

    • Синтез

Позволяет соединять, синтезировать в единое целое отдельные, сопряженные во времени и пространстве события и факты.

    • Экспрессия (выразительная функция)
    • Смыслообразование

«ставит задачу на смысл».

    2. Понятие  и значение психологических защит  в адаптации человека.

Начиная с раннего детства, и в течение всей жизни, в психике  человека возникают и развиваются  механизмы, традиционно называемые "психологические защиты", "защитные механизмы психики", "защитные механизмы личности". Эти механизмы  как бы предохраняют осознание личностью  различного рода отрицательных эмоциональных  переживаний, способствуют разрешению внутри личностных конфликтов и протекают  на бессознательном и подсознательном  психологических уровнях. Термины "психологическая  защита", "защитные механизмы" были введены в психологический  тезаурус З. Фрейдом.

Психологическая защита – это естественное противостояние человека окружающей среде. Она бессознательно предохраняет его от эмоционально-негативной перегрузки. А. Фрейд (вслед за своим отцом З. Фрейдом) рассматривала психологические защиты как один из механизмов адаптации и интеграции личности, она полагала, что они есть бессознательные, приобретенные в процессе развития личности способы достижения Я компромисса между противодействующими силами Оно или Сверх Я и внешней действительностью. Механизмы психологической защиты направлены на уменьшение тревоги, вызванной интрапсихическим конфликтом. А. Фрейд  считала, что защитный механизм основывается на двух типах реакций:

1. Блокирование выражения импульсов в сознательном поведении;

2. Искажение их до такой степени, чтобы изначальная их интенсивность заметно снизилась или отклонилась в сторону [4].

Основной функцией защитных механизмов является сохранение самоуважения, поддержание сильного, непротиворечивого, позитивного чувства собственного Я.

Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками:

1) они действуют на неосознаваемом уровне и поэтому являются средствами самообмана;

2) они искажают, отрицают, трансформируют или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума.

 Психологическая защита, искажая реальность с целью сиюминутного обеспечения эмоционального благополучия, действует без учета долговременной перспективы. Ее цель достигается через дезинтеграцию поведения, нередко связанную с возникновением деформаций и отклонений в развитии личности.

По мере нарастания отрицательной  информации, критических замечаний, неудач, неизбежных при нарушении  процесса социализации, психологическая  защита, временно позволявшая личности иллюзорно-положительно воспринимать объективное неблагополучие, становится все менее эффективной. В случае неэффективности ее действия, либо недостаточной сформированности, при возникновении угрозы невротического срыва индивид инстинктивно ищет выход и нередко находит его во внешней среде. Да и проблема, вызвавшая неприятности, все равно остается не решенной (неудовлетворенная потребность, неисправленный личностный недостаток и др.) и приводит рано или поздно к другим защитам, что мешает личности измениться, соответствовать новым условиям жизни.

 

3. Виды защит

Психологические защиты очень  разнообразны.

 

Они могут быть осознанными и бессознательными, оперативными и привычными, управляемыми и механическими, здоровыми и невротическими.

Рассмотрим самые распространенные виды психологических защит.

Возмещение - искупление и таким образом нейтрализация аморальных желаний и поступков.

Вытеснение - механизм защиты, посредством которого неприемлемые для личности импульсы: желания, мысли, чувства, вызывающие тревогу, - становятся бессознательными.

Дефлексия (отклонение) - неосознаваемый механизм ухода, направленный на прекращение контакта и усиление изоляции человека, как от других, так и от его собственного опыта. Человек абстрагируется от ситуации, отпускает реплики не по существу.

Замещение - удовлетворение или подавление неудовлетворенных (часто сексуальных) желаний при помощи другого объекта. Например, половое влечение к «недоступному» человеку может быть удовлетворено человеком более доступным.

Идентификация - повышение чувства собственной значимости путем идентификации себя с выдающимися личностями.

Интроекция - включение в структуру эго внешних ценностей и стандартов с тем, чтобы они перестали действовать как внешняя угроза. Наделение себя качествами других людей. Этот механизм противоположен механизму проекции.

Информация о работе Эмоции