Элементы педагогической технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 17:43, реферат

Описание работы

Проблемы сущности человека, перспективы его развития и условия формирования относятся к числу проблем, постоянно волнующих человечество. С их решением связываются судьбы людей и прогнозы развития общества.
В процессе исторического развития, человечество совершенствовало культуру взаимоотношений. В результате были выработаны и закреплены обязательные и безусловные нормы этих отношений (требования), имеющие обобщенный характер, поскольку затрагивают интересы всех людей (и отдельно взятого человека), живущих на планете

Содержание работы

Введение
1. Сущность и составные педагогической технологии
2. История педагогических технологий
3. Элементы педагогической технологии
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Байкачева.Пед.технологии.docx

— 29.16 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1. Сущность и составные  педагогической технологии

2. История педагогических  технологий

3. Элементы педагогической  технологии

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблемы сущности человека, перспективы его развития и условия формирования относятся к числу проблем, постоянно волнующих человечество. С их решением связываются судьбы людей и прогнозы развития общества.

В процессе исторического развития, человечество совершенствовало культуру взаимоотношений. В результате были выработаны и закреплены обязательные и безусловные нормы этих отношений (требования), имеющие обобщенный характер, поскольку затрагивают интересы всех людей (и отдельно взятого человека), живущих на планете. Безусловные нормы являются своеобразными аксиомами общежития, спектр их широк и многообразен (от принятия Человека как наивысшей ценности до относительно частных норм, таких как свобода, равенство).

Чтобы конкретный человек, в частности ребенок, мог освоить и принять безусловные нормы, они должны быть представлены ему в виде требований (личностно-значимых правил), понятных и доступных, реальных для воплощения в непосредственном взаимодействии с окружающими людьми. Каждое такое правило – это не модифицированная безусловная норма, которая не должна нарушаться, а, напротив, реализовать свободу ребенка в полной мере, предоставив ему самому возможность прочувствовать ее значение в собственной жизни; и одновременно – регламентация отношенческой или поведенческой реакции, ограничение свободы проявления ребенка рамками культуры, сопряжение интересов «мое Я» и «Я другого».

Наукой доказано, что человек как предмет познания и общения формируется в процессе деятельности, обеспечивающей освоение действительности, возбуждающей интерес, чувства, порождающей новые потребности, активизирующей волю, энергию - все то, что служит строительным материалом для развития и становления личности. Педагог совершает переход от управления операциями (процессы, цели которых находятся не в них самих, а в том действии, элементом которого они являются) к управлению действиями (процессы, мотивы находятся в той деятельности, в состав которой они входят), а затем - управлению деятельностью учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность и  составные педагогической технологии

Технология произошла от греческого слова: techne – искусство и logos – наука. Понятие технология относительно производного означает – совокупность методов обработки. Следовательно технология это:

1. Хар. целостного, завершенного процесса.

2. Объективно представляет собой систему методов и средств целенаправленного изменения объекта.

3. Обеспечивает устойчивую, гарантированную эффективность произведений деятельность.

В 1979г в ассоциации педагогических коммуникаций и технологий в США, было дано определение педагогическим технологиям:

Педагогическая технология – есть комплексный интегративный процесс включенья людей, идей, средств, способы организации деятельности для анализа проблемы и управление решением проблемы охватывающей, все аспекты усвоение знаний.

Данная формулировка не указывает отличных признаков технологии от методик воспитания.

В работе Кларина «Педагогически технологии в учебном процессе», Выделяться следующие признаки и этапы:

1. Специфика педагогической  технологии состоит в том, что  б в ней, констатируется и осуществляется  такой же учебный процесс, который  должен гарантировать достижение поставленной цели.

2. Ключам к пониманию  построению учебного процесса  является последующая ориентировка, на четко поставленные цели.

3. Точное определение  эталона, полного усвоения для  всего курса является важнейшим  моментом в работе по данной  системе.

Так же Кларин обращал внимание на то, что понятие педагогической технологии, обозначает приемы работы учителя в сферах обученья и воспитания.

Но разводит понятие технология обучения, уже педагогической технологией.

Бесполько: в работе слагаемой педагогические технологии отмечает следующие важные элементы:

1. Четкая последовательность  в педагогики. Дидактическая разработка  целей обучения и воспитания

2. Структурирование, упорядочение, содержание информации подлежащий  усвоению.

3. Комплексное применение  дидактических функций обучения  и воспитания.

4. Усиление диагностический  функций обучения и восприятия.

5. Гарантированная доступность  уровню обучения и воспитания.

Андереев:

Педагогическая технология это система проектирования и практического применения педагогических закономерностей и целей, принципов, содержания форм, методов, средств обучения и воспитания , гарантированный высокий уровень их эффективности, в том числе при последующих воспроизводства и тиражировании.

Сравнительный анализ методик и технологий обучения.

Критерии сравнения

Что характерно для методики

Что характерно для технологии

1. Целенаправленность

Цели размыты и недостаточно определены

Четкость формулировок.

2. Концептуальность

Теории недостаточно разборчивы

Опора на глубокую разработку теории

3.Системность

Не всегда продумана

Высокий уровень системного проектирования и применение целей содержащих инт и средств обучения

4.Диагностика

Средняя, чаще низкая

Высока степень

5.Гарантированность качество обучения

Не высокая

Устойчиво высокая

6.Новизна

Не всегда упирается на новейшие достижения.

Опора на новейшие, технические средства обучения


Технология педагогического общения.

Педагогическое общение: это профессиональное общение преподавателя, с учащимися на уроке или в не его, имеющие определение педагогические функции направленные на создание благоприятного психологического климата, а так же на психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношениями между педагогами и учащимися.

Составные технологии педагогического общения:

1. Необходимы нравственн–мировоззренческие установки педагога

2. Гуманистическая направленность, профессиональная готовность педагога

3. Коммуникативные умения и навыки.

1 Этап.

Подготовительный этап общения.

  • Происходит моделирование позиции предстоящего общения
  • Целепологание
  • Анализ состояния (ситуаций, знание аудитории)

2 Этап.

Начальный период общения.

Этап коммуникативной атаки. Цель: Завоевать внимание детей, привести к осознанию постановленной цели.

3 Этап.

Управление общением в развивающимся педагогическом процессе.

Задача: Осуществлять руководство масляной деятельностью детей, активизации познавательных процессов, руководством вниманием детей.

4 Этап.

Анализ осуществлений системного общения и моделирование ее на предстающую деятельность.

Общительность – профессионально – личностное качество учителя обеспечевающея продуктивность педагогического общения представляющая единство 3 компонентов.

1. Потребность в общении

2. Эмоциональное самочувствии  до, во время и после общения

3. Наличие коммуникативных  навыков и умений

Приспособление в общении: это система приемов, психологических, речевых, двигательных, избераемых учителем, для организации общения.

Профессиональная идентификация: Способность эмоционально воспринимать другого человека, проникнуть в его внутренний мир и принять его со всеми мыслями и чувствами.

Стили педагогических общений:

1. Общение на основании  увлечения

2. Общение на основании  дружеского расположения 

3. Общение– дистанция

4. Общение– устрашение

5. Общение– заигрывание

Стили педагогических общений: диалогический или монологический.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. История педагогических  технологий

Внешняя выразительность как источник познания личности интересовала ученых и философов с древних времен. Такие, как Гиппократ (4 в. до н.э.), Аристотель (4 в. до н.э.) предлагали использовать мимику и пластику для определения темперамента. Диалоги великого философа Сократа с учениками содержат множество примеров искусного прикосновения к личности, когда ему удастся не только повлиять на отношения своих собеседников, но и стимулировать работу мысли, включая их в дискуссию, научить производить самокоррекцию.

Чешский мыслитель–гуманист Я.Коменский тоже занимался проблемой прикосновения к личности ученика: Можно и нужно каждого учителя научить пользоваться педагогическим инструментарием, только тогда его работа будет высоко результативной, а место учителя самым лучшим местом под солнцем“.

Основоположник педагогики в России К.Д. Ушинский разработал теорию педагогики, использовал законы философии, истории, анатомии, физиологии и др. наук.

Шацкий С.Т., Используя влияние среды на воспитанника, расширил горизонты педагогической технологии, хотя и не пользовался этим термином. Рассуждая о специфике школьных занятий, Шацкий С.Т. отмечал необходимость совершенствования и повышения их воспитательного значения путем наполнения ценностью любой деятельности, организуемой на уроке.

А.С. Макаренко в своих работах уже свободно использовал термин педагогическая техника и использовал понятие педагогическая технология. В деле воспитания, как он замечал, сохраняется период, при котором успех зависит только от мастерства и энтузиазма педагога: Воспитательное дело есть дело кустарное, а из кустарных производств — самое отсталое.

В.А. Сухомлинский делал ставку на индивидуальное своеобразие каждой личности. Всякое воздействие на личность, должно развивать ее, поэтому педагогу надо избегать наказания детей, школа и унижение ребенка несовместимы.

В 60–е годы педагогическая технология обретает статус официального существования. Особый вклад в изучение педагогической технологии внесли  Коротков В.М., Лихачев Б.Т. С точки зрения педагогической технологии, принципиальные положения эти ученые сформировали в общих правилах применения метода педагогического воздействия:

1) сочетание требований с уважением к детям;

2) разумность и подготовленность всякого педагогического воздействия;

3) доведение этого воздействия до конца.

Дальнейшее развитие педагогической технологии связано с определением компонентов педагогического мастерства. Учебное пособие по теории и методике коммунистического воспитания указывает на компоненты педагогического мастерства:

1) психолого–педагогическую эрудицию;

2) профессиональные способности;

3) педагогическую технику.

Педагогическая техника понимается здесь как разнообразные приемы личного воздействия учителя на школьников.

Воспитание как явление можно рассматривать с разных точек зрения: социальной, профессиональной, методической и т.д. Социальная позиция ставит комплекс ценностей, которые необходимо передать ребенку. Для этого требуется специальная подготовка учителя, чтобы он мог оперировать этими ценностями, чтобы он сам был их носителем.

Методический взгляд на воспитание – приобщение воспитанника к культуре.

Профессиональный подход рассмотрения этой проблемы говорит о теоретически возможной модели педагога на основе его личных качеств, а также знаний, умений и навыков.

При использование термина технология практически все педагоги отмечают сложность педагогического порядка. Сегодня в педагогике и педагогической литературе широко используется термины “педагогическая техника” и педагогическая технология.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Элементы педагогической технологии